Исследовательская работа "Чистота села в наших руках"
методическая разработка

Чистота села в наших руках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_temy_obuslovlena_tem.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная  бюджетная общеобразовательная организация  Шаминская основная  общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Исследовательская работа

 « Чистота села в наших руках»

Исследовательская работа

по окружающему миру  

« Чистота села в наших руках»

 Ермолаева Алексея ученика 6 класса

 МБОО Шаминская ООШ    

Актуальность темы обусловлена тем, что на территории нашего государства в последние годы значительно увеличилось количество производимых твёрдых бытовых отходов (ТБО), а также количество несанкционированных свалок. Наше село Шама, в котором я живу, также не стало исключением. Проблема загрязнения села мусором актуальна для нашего села и для каждого её жителя. Весной, как только начинает таять снег, вдоль дорог, на окраине села, на спортплощадке, около домов, у магазинов, на  территории рынка, по берегам реки Шаминки можно увидеть горы мусора.  Это никак не красит наше родное село. Я решил узнать, что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора?

Цель деятельности: выяснить причину загрязнения с. Шама твёрдыми бытовыми отходами, привлечь внимание учащихся школы и жителей села к поиску возможных путей решения проблемы и повысить уровень их экологической культуры.

Задачи:

Провести социологический опрос  среди населения « От кого зависит чистота нашего села?».

Провести классификацию бытовых отходов нашей семьи и выяснить их влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Узнать,  как   утилизируют ТБО в нашем сельском поселении.

Узнать есть ли в Татарстане и разных странах мира  предприятия по переработке мусора, используя интернет- ресурсы.

Предложить способы их вторичного использования населением в домашних условиях.

Обратиться к населению с призывом сохранять и поддерживать чистоту на улицах.

Объект исследования: экология села

Предмет исследования: бытовые отходы; возможность их вторичного использования.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ, обобщение

Степень новизны: предложены способы вторичного использования твёрдых бытовых отходов. Практическая значимость данной работы: заключается в поисках предложений по утилизации бытового мусора и повторному его использованию.

Формулировка гипотезы: если предположить, что жители нашего села научатся использовать бытовые отходы вторично, повысить уровень экологической культуры населения, то количество мусора на улицах сократится, и село станет чище.

Проверка гипотезы:

Для подтверждения выдвинутой гипотезы  провел следующую работу:

1.Социологический опрос  среди населения « От кого зависит чистота нашего села?».

   Провел  социологический опрос, выяснил, что для 86% жителей - проблема засорения наших улиц далеко не безразлична, безразличных к этой проблеме очень мало всего 3%, но всего 65 % жителей  готовы бороться с загрязнением села. Остальные 35% по разным причинам не хотят бороться с загрязнением села. Причины отказа были разнообразные – это и нехватка времени, и загруженность на работе, и состояние здоровья, и бесперспективность этого дела, и простая лень. Они считают, что больше всего мусорит та категория населения, у которой отсутствуют элементарные правила экологической культуры. Больше всего мусора  в местах отдыха молодёжи, около торговых точек.

 

 2.Классификация  бытовых отходов и их влияние на окружающую среду и здоровье человека.

    Откуда берётся мусор на улице, в нашем домашнем хозяйстве? Сколько мусора производит наша семья? В течение месяца занимался  сортировкой мусора и его взвешиванием. Сделал несложные расчёты: в нашей семье 4 человека, за 1 день мы набираем в среднем 2 кг мусора, за неделю-15 кг.

   Основную часть мусора составляет упаковочный (пластиковые бутылки, пакеты из-под кисло- молочных продуктов, соков) и строительный материал, старая одежда, стеклотара, алюминиевые банки.

   Я решил узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья за неделю, день, месяц,  и как этот мусор утилизируется. Для этого провел социологическое исследование: попросил родителей учащихся  ответить на вопросы анкеты.

В анкетировании участвовали 32 семьи.

 Я подсчитал  расход пластиковой тары, и вот что получилось.

  • Пластиковых бутылок – 34 шт. (в неделю)
  • Пакетов -  14 шт. (в день)
  • Пластиковых баночек – 19 шт. (в день)
  • Флаконов – 27 шт. (в месяц)

И это только в семьях учащихся  школы!  А если посчитать во всём селе!

 Результаты утилизации бытового мусора.:                                                                                                  - Вывозят на полигон БО за село -76 % опрошенных.                                             - Сжигают в печках-  18% опрошенных.

- Выкидывают - 3% опрошенных. Куда? Может, на улицы села?

-  Закапывают в ямы - 3% опрошенных, но некоторые отходы будут разлагаться долгие годы.

Значит, большинство семей учащихся понимают, что бытовые отходы нарушают экологическое равновесие и вывозят их на полигон БО.

     Мусор – это то, что стало нам уже не нужным.  Раньше вопрос утилизации бытового мусора остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля прямо к столу. Не нужно было упаковки, рекламы. При переселении людей в город появилась проблема утилизации мусора. В древних городах мусор выбрасывали прямо на улицу. Поэтому в городах было грязно и вспыхивали различные эпидемии. Уличная грязь заставляла горожан носить башмаки на деревянных подошвах. Иногда даже приходилось переходить улицу на ходулях.  Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы. Его вывозили на свалки. Но города разрастались, а неприятные запахи и большое количество крыс становилось невыносимым.    

     До сих пор одной из самых острых проблем во всех странах является утилизация (уничтожение) мусора. Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый, но недальновидный способ его утилизации. Недальновидный в первую очередь потому, что мусор остаётся мусором. Свалки (особенно вокруг крупных городов) занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся там, проникают в подземные воды, которые часто используют в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям, нанося тем самым ущерб окружающей среде. Вред от вывоза отходов на свалки огромен.
 Сжигание мусора должно было бы, по идее, высвободить огромные площади, занимаемые свалками, газообразные продукты (углекислый газ, водяной пар, азот) развеялись бы в воздухе и включились в естественный круговорот. Однако, во-первых, далеко не весь мусор горит, а многие горючие отходы при сгорании дают золу, масса которой может составлять несколько процентов от массы исходного мусора. Поэтому все шлаки, которые остаются после сгорания, всё равно приходиться вывозить на свалки. Во-вторых, мусор содержит много влаги и трудносгораемых материалов, поэтому горит плохо. Неполное сгорание приводит к выбросу огромного количества сажи и вредных органических соединений. Вредный дым от сжигаемого пластика, батареек, баллончиков ухудшает здоровье людей.

3.Утилизация  ТБО в нашем сельском поселении.

  Я узнал, что у нас существует  одна санкционированная свалка БО, для такого небольшого населения это нормально. Она находится в северном направлении  от села Шама  на расстоянии 2 км. Площадь её составляет 1 га. Свалка не огорожена. Вокруг имеется траншея для водоотвода.  По розе ветров свалка расположена правильно. Иногда на свалке образуются стихийные пожары, и чёрный едкий дым при неблагоприятном ветре доносится до села. Но некоторые жители предпочитают выбросить мусор где ни будь поближе, т.е. на берегу реки, вывезти за село.

   Несанкционированные свалки находятся в окрестностях нашего села, в лесу, на лесных дорогах. Это портит вид нашей замечательной природы. Но это ещё и наносит вред природе и человеку. Из источников узнали, что бумага разлагается более 2-х лет, консервные банки – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – 1000 лет. Стихийно выброшенный мусор (стекло, пластик) так же  может стать причиной лесных пожаров.

    Я обратился к главе нашего сельского поселения  Портнову Николаю Николаевичу  с вопросом по свалкам и уборки территории и  узнал.

«Прежде всего, надо повышать экологическую культуру населения, вести разъяснительную работу,  и здесь, в первую очередь, я возлагаю большие надежды на школу, так как именно там закладывается база экологических знаний. Так же контролировать за своевременным вывозом мусора».


4. Предприятия по переработке мусора в Татарстане и разных странах мира.  

    Занимаясь этой проблемой я решил  узнать, а есть ли в Татарстане и в разных странах мира  предприятия по переработке мусора.

Вот, что я узнал из новостей в этом направлении.

    В Татарстане уже создано более 30 полигонов твердых бытовых отходов, закуплено много мусоровозов, построены новые контейнерные площадки. Но, несмотря на это, объем мусора столь высок, что эти полигоны быстро заполняются, в некоторых населенных пунктах необходимо строить вторые или даже третьи очереди таких полигонов. Поэтому в республике было принято решение о внедрении мусоросортировочных линий.

    В 2010 году в Татарстане были введены в эксплуатацию шесть комплексов по сортировке твердых бытовых отходов, сообщил  министр экологии и природных ресурсов Татарстана Артем Сидоров на итоговой коллегии ведомства. По его словам, новые комплексы суммарной мощностью 120 тыс т в год (по 20 тыс т - каждый) начали функционировать в Агрызском, Камско-Устьинском, Муслюмовском, Пестречинскомй, Рыбно-Слободском и Сармановском муниципальных районах. В результате объем полигонного захоронения ТБО сократился на 486 тыс кв м или 14 %. Данные комплексы позволяют сортировать 12 видов отходов. После переработки из них изготавливают черепицу, брусчатку, тротуарную плитку и другую продукцию.

    Всего в республике функционируют 23 мусоросортировочных комплекса общей мощностью 1, 2 млн т в год. В то же время, как отметил министр экологии, сегодня подобных комплексов не имеют такие крупные города как Нижнекамск, Бугульма, Елабуга, Чистополь и Зеленодольск, на долю которых приходится до 19 % от общереспубликанского объема ТБО.

 Еще  я узнал, что в  2010 году хотели построить завод по производству устройств по переработке мусора  в нашем Алексеевском районе. Завод   должен был  именно производить мусоросортировочные устройства, а не перерабатывать мусор.

   Проблему утилизации ТБО  могли бы решить мусоросжигательные заводы - МСЗ. Но при высокой температуре горения - 900 градусов появляются диоксины – опасные вещества, вызывающие онкологические заболевания. Такой завод должен быть оснащён очень надёжной системой очистки выбросов. Но если в печи отправлять не отсортированный мусор, то никакая система не спасёт от вредных и опасных для здоровья выбросов. Сейчас многие европейские страны стали закрывать МСЗ. Сжигается только малая часть отходов.  В США – 7%, в Канаде – 9%, в Великобритании – 7 %, в Италии – 18%.  Более 50% отходов в этих странах перерабатывается. Поэтому строятся мусороперерабатывающие заводы.

   В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв. Пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России .

5.Способы их вторичного использования населением в домашних условиях.

    Во всём мире отходы рассматриваются как сырьё для будущего продукта. Но чтобы решить проблему переработки бытовых отходов, необходим раздельный сбор мусора.

    Первый вариант – европейский. Человек, подходя к мусорным контейнерам, рассортирует свой мусор: пластик в один бак, бумагу и картон в другой, пищевые отходы в третий и т.д. У нас в России такой метод не приживается. Люди бросают в контейнеры всё подряд.

   Второй вариант – успешно используется в Китае. Жители многоэтажных домов выставляют пакеты с мусором за дверь, не сортируя его. А люди, желающие заработать деньги на сдаче мусора, забирают этот мусор, сортируют его, сдают на переработку и получают деньги. Такой вариант может прижиться в России.                                                                      

    Я  рад был узнать, что вторичное использование отходов приобретает большое значение, так как это не только сохраняет окружающую среду, но и экономит природные ресурсы. К сожалению  в нашем селе не  увозят  мусор в мусороперерабатывающие  заводы. Но можно использовать их вторично в домашних условиях.

    В нашей семье  пакеты из- под молока и соков – я использую для изготовления интересных поделок (шкатулок, вазочек, сундучков), которые дарю друзьям и знакомым; из пластиковых бутылок с родителями   делаем украшения для дома, палисадника, приспосабливаем в качестве удобных воронок, совков, импровизированных  рукомойников, летом папа смастерил даже плот из пластиковых бутылок.  Автопокрышки - популярный материал для ограждения газонов (от тех же автомобилей), мини-клумб. На уроках технологии с одноклассниками  мы  делаем  поделки из пластиковых бутылок, разноцветных салфеток, одноразовой посуды.  На игровой площадке детского сада животные из  автомобильных покрышек. разноцветная гирлянда из упаковок   йогурта украшают участок. А в стаканчиках из под кисломолочных продуктов моя бабушка   выращивает рассаду, Перечисление может длиться бесконечно. Каждый из  вас может проявить фантазию и вдохнуть вторую жизнь в предметы обихода. Так же пищевые отходы скармливаем своим домашним животным, природный мусор –складируем в кучу и превращаем в компост.

С точки зрения охраны природы, эта вторая жизнь, пусть даже небольшого количества вещей, конечно, предпочтительнее вывоза на свалку или, тем более, сжигания.

6.Обращение  к населению с призывом сохранять и поддерживать чистоту на улицах.

    О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь все в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Поэтому экологическую культуру нужно воспитывать с самого раннего детства.
   С целью повышения уровня экологической культуры выступил на классном часе. Мою инициативу  поддержали одноклассники. Вместе с ними провели пропаганду среди учеников школы.
Но одна школа не может обеспечить чистоту и порядок в селе. Продолжая свою работу, мы решили организовать выпуск листовок по теме  «Чистота села в наших руках».

   Мы создали несколько эскизов листовок, затем посовещались и взяли за основу один из них. Выполнили на компьютере цветные и черно-белые варианты, распечатали  и распространили по селу.  Помещали листовки в местах большого скопления людей, в общественных местах: на магазинах, в школе, на почте. Листовки были помещены на видном месте, так что их нельзя было не заметить.

   Мы считаем, что мы этими листовками, хотя бы несколько человек заставили задуматься над своим поведением на улице.

    Так же ежегодно очищаем от мусора территории памятника погибшим воинам, школьный двор, улицы нашего села, окрестности реки Шаминка.

Вывод.

   Таким образом, большую часть твердых бытовых отходов можно либо употребить снова, либо использовать для получения новых веществ, либо вернуть обратно в природу в виде компоста. Человечество в обозримом будущем вряд ли обойдется совсем без свалок. Поэтому в идеале следует стремиться к комплексной утилизации бытовых отходов.

 Если мы хотим жить в экологически благополучном селе, дышать свежим воздухом, пить чистую воду нужно изменить своё отношение к мусору.
Проблема чистоты нашего села  может быть эффективно решена только при активном участии местного населения и местных властей.

   Я  понял, что бытовые отходы действительно загрязняют природу (это мы видели сами) и наносят вред человеку. Большинство населения отрицательно относится к загрязнению села, готово помочь привести его в порядок. Но некоторые наши односельчане этого не понимают. Почему не все жители довозят мусор до полигона? Что им мешает? На этот вопрос я не смог пока ответить.  Значит, есть над чем работать дальше по данной теме.

Моя гипотеза о том, что если жители нашего села научатся использовать бытовые отходы вторично и при этом количество мусора на улицах сократится, а село станет чище, подтвердилась.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки,

 Быстро наши города превратятся в свалки.

 Если мусорить сейчас, то довольно скоро

 Могут вырасти у нас мусорные горы

 Но когда летать начнут в школу на ракете

 Пострашней произойдут беды на планете.

 Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

 Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.

 Вот тогда не полетят в Новый Год снежинки

 А посыплются как град, старые ботинки

 А когда дожди пойдут из пустых бутылок

 На прогулку не ходи: береги затылок!

 Что же вырастет в саду или в огороде

 Как пойдёт круговорот мусора в природе

 И хотя мы в школьный класс не летим на ракете

 Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети!


В ходе работы была использована следующая литература

1. М. Плешаков  учебник  «Окружающий мир»  4 класс.

2.Юфит С. С. Промышленные полигоны – конец мусорному кризису. // Яды – вокруг нас. Курс лекций. Выпуск 3. – Москва, 1998. – С. 3-19).

3.Юфит С. С. Мусоросжигательные заводы – помойка на небе: Курс лекций. – Вып.2. – М.: Два Мира, 1998. – 42 c.

4.http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-32386.htm

5.http://ru.wikipedia.org/wiki

6. http://www.pravda-nn.ru


Здравствуйте, уважаемый участник опроса!

Прошу вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы.

  1. Состав семьи:___________человек.
  2. Сколько пластиковых бутылок выбрасывает ваша семья в неделю?

2 л - ….шт.,  1,5 л - …..шт.,  1 л - ….шт.,  0,5 л - …..шт.,     0,33 л - …..шт.

  1. Сколько пакетов выбрасывает ваша семья в день?
  • Обычные пакеты - ….шт.;
  • Из-под молока, кефира, майонеза и пр. - ….шт.;
  1. Сколько пластиковых баночек выбрасывает ваша семья в день?
  • Йогурта - ….шт.;
  • Из-под сметаны -…..шт.;

5. Сколько выбрасывает ваша семья пластиковых флаконов из-под шампуней, гелей и других косметических товаров в месяц?     ……шт.

6.  Как вы утилизируете мусор?

7.Кто мусорит больше всех?

8.Согласны ли Вы, что бытовые отходы могут быть опасны

9.Случалось ли, что Вы бросали мусор где попало?

10.Выразите свою позицию к утверждению: «Я готов(а) помочь в уборке села  от загрязнений»

Спасибо за участие в исследовании.

Социологический опрос населения

Как вы относитесь к проблеме загрязнения села ТБО?

86 %  небезразлична проблема

В чём главная причина замусоривания нашего села?

83% жителей считают  -   низкий уровень  экологической культуры

Кто мусорит  больше всех?

подростки  и молодёжь

Согласны ли Вы, что бытовые отходы  могут быть опасны

"да" - 55%, "нет" - 35%, "затрудняюсь ответить" - 10%)

Случалось ли, что Вы бросали мусор где попало?

"да" - 30%, "нет" - 70%

Как село сделать чище?

сократить количество выбрасываемого мусора, повышать уровень культуры

: Вы готовы  помочь в уборке села  от загрязнений?

65 % готовы помочь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие ""Мое здоровье – в наших руках""

Цель: формирование здорового образа жизни и профилактика вредных при­вычек у подростковУчастники: учащиеся 1-4 курсов, ТУ группПодготовка:·...

Здоровье подрастающего поколения в наших руках!

Необходимо разработать программу о приобщении подростка к здоровому образу жизни, т.е определить требования общества о том, что подросток должен ценить, беречь и укреплять свое здоровье....

«Будущее России в наших руках!»

Данную разработку можно использовать, как  для классного часа, так  и для внеклассного мероприятия...

Открытое мероприятие "Здоровье нации в наших руках"

Открытое мероприятие "Здоровье нации в наших руках...

Квест на день иммунитета "Наше здоровье в наших руках"

Квест на день иммунитета "Наше здоровье в наших руках" 7-9 классы...

Классный час на тему: «Наше здоровье в наших руках»

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к своему здоровью.Задачи: рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем;– расширить представление учащихся о ...