Антидарвиновские теории. Современная полемика.
статья на тему

Самостоятельная работа выполнена при прохождении курсов по программе повышения квалификации "Изучение биологии в старшей школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antidarvinovskie_teorii.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра естественнонаучных дисциплин

                         

Самостоятельная работа

«Антидарвиновские теории. Современная полемика».

           

                                              Выполнила:

                                                               Лысенко Анна Владимировна

                                                   МБОУ СОШ №16 г. Красногорск,

                                                                  Красногорский район, МО.

                                                                  Научный руководитель:

 

Москва 2014 год.

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др. Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях: Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

Сложный и глубоко противоречивый путь развития эволюционной теории в первой половине XX в. может быть подразделен на три периода.

Первый период, начавшийся с переоткрытия законов Менделя (1900), продолжался более двух десятилетий. Это было время кризиса эволюционного учения, столкновения новых данных, методов и обобщений генетики не только с доктринами ламаркизма, но и с основными принципами дарвинизма.

Изучение отдельных факторов эволюции, до этого времени входившее в компетенцию эволюционной теории, теперь стало предметом новых отраслей биологии - генетики, экологии, биоценологии, экспериментальной микросистематики и т. п. В связи с этим встал вопрос о предмете эволюционного учения как особой науки. Проявлением кризисного состояния эволюционной теории было возникновение таких новых форм антидарвинизма, как генетический антидарвинизм, а также широкое распространение его старых форм.

Однако в этот период продолжалось накопление данных не только об отдельных факторах эволюции, но и об основном интегральном законе эволюции - естественном отборе.

Второй период охватывает 20 - 30-е годы. Он характеризуется преодолением генетического антидарвинизма и созданием ряда новых направлений генетики и экологии, подготовивших научные основы синтеза этих отраслей биологии с дарвинизмом, основанного на учении о популяциях и естественном отборе. Этими новыми направлениями стали экспериментальная систематика (микросистематика), генэкология и геногеография, исследование "малых" мутаций, экспериментальные и математические методы исследования борьбы за существование и естественного отбора и, наконец, генетика популяций, эволюционная цитогенетика, учение об отдаленной гибридизации и полиплоидии. Вместе с тем 20 - 30-е годы отмечены рецидивами механоламаркизма, мутационизма и некоторых других концепций, отрицавших творческую роль отбора и считавших решающими для эволюции наследственные изменения отдельных организмов или наследование приобретенных признаков.

Главной чертой третьего периода развития эволюционной теории, начавшегося с конца 30-х - начала 40-х годов, является формирование и развитие концепции, чаще всего именуемой "синтетической теорией эволюции". Для ее создания были использованы данные генетики популяций и феногенетики, а также экологии и биоценологии, микросистематики, биогеографии, эволюционной морфологии, эмбриологии, палеонтологии и некоторых других наук, сцементированные углубленной разработкой учения о естественном отборе. Синтетическая теория эволюции выдвинула представление о популяции как элементарной единице эволюционного процесса. В этом отношении она отличается от всех предшествующих теорий эволюции, признававших элементарной единицей эволюции особь, индивид.

Шмальгаузен справедливо именовал эту теорию современным дарвинизмом*; Дж. Хаксли назвал ее неодарвинизмом**, что явно неудачно, так как новый синтез в дарвинизме не идентичен старой теории А. Вейсмана. Надо признать, что название "синтетическая теория эволюции" громоздко и не вполне удачно. Эту теорию нельзя противопоставлять учению Ч. Дарвина, которое само было синтезом основных биологических наук. Однако это самое распространенное название и лучшее из всех предложенных. Развитие синтетической теории эволюции продолжается и в наши дни.

Антидарвинистские течения в ХХ веке

С возникновением дарвинизма на передний план биологических исследований выдвинулись четыре задачи:

  1. сбор доказательств самого факта эволюции;
  2. накопление данных об адаптивном характере эволюции и единстве организационных и приспособительных

признаков;

  1. экспериментальное изучение взаимодействия наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора как движущей силы эволюции;
  2. изучение закономерностей видообразования и макроэволюции.

Как ни велико было значение филогенетических и экологических исследований для укрепления эволюционной теории, они лишь косвенным образом доказывали дарвиновскую концепцию причин эволюции. Это обстоятельство во многом способствовало формированию широкого фронта антидарвинизма. Философскую основу всех антидарвинистских концепций составляли самые разные течения от механистического материализма до объективного идеализма, особенно широко распространившиеся как раз в тот период, когда дарвинизм еще не получил мощного экспериментального подтверждения.

Антидарвинизм второй половины XIX - начала XX вв. был представлен двумя главными течениями

  • неоламаркизмом
  • концепциями телеогенеза.

Неоламаркизм объединял в себе несколько направлений, каждое из которых пыталось развить ту или иную сторону учения Ламарка. Механоламаркизм — концепция эволюции, согласно которой целесообразная организация создается путем прямого приспособления или «функционального» приспособления (упражнения органов, по Ламарку). Идейным вдохновителем механоламаркизма был английский философ- позитивист Г. Спенсер. Развивая концепцию «механистического эволюционизма», он пытался всю сложность эволюционного процесса свести к простой теории равновесия сил, по существу своему заимствованной из ньютоновской механики. Ортоламаркизм — совокупность гипотез, развивающих идею Ламарка о стремлении к совершенствованию (закон градации), как якобы внутренне присущей живому движущей силе эволюции. Сторонниками этого направления были многие палеонтологи. Определенную направленность палеонтологических рядов они объясняли идеалистическим принципом «филогенетического роста» (или онтогенеза, по Т. Эймеру). Психоламаркизм—направление, основу которого составляла идея Ламарка о значении в эволюции животных таких факторов, как привычки, усилия воли и т. п. В понимании сущности жизни психоламаркисты занимали открыто виталистические позиции, а в теории эволюции распространяли идеалистические представления о законах развития. Многие из них наделяли сознанием все живое, а эволюцию представляли как постепенное усиление роли сознания в развитии от примитивных существ до разумных форм жизни, развивая тем самым учение о панпсихизме.

Несмотря на широкое распространение синтетической теории эволюции, в наши дни предпринимаются попытки модернизировать отдельные антидарвиновские концепции эволюции. Эти попытки порождаются как рядом не решенных до конца проблем, так и консерватизмом отдельных течений, влиянием ошибочных философских, а иногда и религиозных взглядов.

Среди современных антидарвиновских концепций эволюции можно выделить три основные группы:

  • неокатастрофические
  • неономогенетические
  • телеологические.

Фактический багаж и теоретические их основы мало отличаются от антидарвинистских построений второй половины XIX— начала XX вв.

Неокатастрофизм. Поиски причин макроэволюционных преобразований на границах геологических периодов по-прежнему приводят некоторых палеонтологов к концепции неокатастрофизма, согласно которой периодически проходили крупные изменения в каузальных основах эволюции путем вмешательства каких-то необычных внешних или внутренних факторов, вызывающих скачкообразную «перечеканку» органических форм и приводящих, как правило, сразу же к возникновению крупных таксонов. Типично неокатастрофистскими являются, например, воззрения О. Шиндевольфа, изложенные в гипотезе типогенеза.

К неокатастрофизму примыкают и некоторые гипотезы о вмешательстве в эволюционный процесс мощных космических, геологических или климатических факторов, а также концепция «прерывистого равновесия», выдвинутая в 1972 г. американскими палеонтологами С. Гоулдом и Н. Элдриджем. Правильно возражая против идеи плоского эволюционизма о всеобщей равномерности темпов эволюции, сторонники неокатастрофизма впадают в другую крайность: полностью отрывают количественные изменения от качественных и пытаются представить эволюцию как смену периодов постепенного развития периодами пароксизмов. Однако отстаиваемые ими представления о внезапных возникновениях новых типов организации в результате однократного мутирования или же прямого действия абиотических факторов полностью противоречат современным данным о конкурентоспособности носителей крупных мутаций.


Неономогенез. Непонимание статистического характера органической эволюции лежит в основе попыток возродить теорию номогенеза. Арсенал аргументов неономогенеза весьма широк и разнообразен: от данных термодинамики до закономерностей кристаллографии и даже закономерностей образования морозных узоров на стекле. Так, по мнению Р. Элкена, для эволюции характерен не случай, а целенаправленный, а иногда и осмысленный порядок. По убеждению П. Бриана, статистические законы не могут привести к образованию сложных и упорядоченных систем; в основе эволюции лежит строго запрограммированный процесс, движимый вечными, динамическими законами. Правильно отмечая возрастание упорядоченности и сложности организмов как одну из тенденций прогрессивного развития и объективно существующую направленность органической эволюции, сторонники неономогенеза просто постулируют тезис о целесообразности как изначальном свойстве живого.

Так, М. Оше считает, что в зародышевой плазме заложены возможности «сознательного» изменения организации в соответствии с требованиями окружающей среды. 

Напротив, попытки использовать закон гомологических рядов для обоснования антидарвинистских построений в духе Л. С. Берга продолжаются до сих пор, несмотря на не допускающие произвольной трактовки высказывания Вавилова и огромные успехи генетики, выявившей в конце концов механизмы параллельной изменчивости.

Обзор неономогенетических концепций дан К. М. Завадским и А. Б. Георгиевским в статье, предваряющей изданный в 1977 г. сборник трудов Л. С. Берга по теории эволюции. Из последних работ отметим дискуссионную подборку статей С. В. Мейена, Ю. А. Урманцева, В. П. Алексеева и А. К. Скворцова (журнал «Природа», № 9, 1979). Из них к рассматриваемой нами проблеме относится ближе всего работа Урманцева. Этот автор полагает, что как феномен существования параллелизмов, так и практически все явления живой и неживой природы можно объяснить на основе развиваемой им общей теории систем (ОТС). Урманцева не удовлетворяет ни номогенез, ни дарвинизм (тихогенез) по причине их малой эвристичности. Попытки сблизить системный подход и закон гомологических рядов не новы. Еще Л. Берталанффи (Bertalanffy, 1951) оценил закон Вавилова как важное проникновение в основную проблему жизни.

Можно констатировать, что все попытки использовать закон гомологических рядов против дарвинизма или объяснить его с каких-либо иных, неэволюционных позиций, так же как и в 20-е годы, объясняются незнанием механизмов возникновения параллельной изменчивости. Но если 60 лет назад эти механизмы не знал никто, то теперь положение существенно изменилось. Рассмотрим, опираясь на факты современной генетики, пути возникновения гомологий. Наиболее обоснованным выглядит первый путь возникновения гомологий — унаследование их от общего предка. Наличие таких гомологий «определяется генетическим единством эволюционного процесса и происхождения, родством» (Вавилов, 1935). Огромный материал, в первую очередь по полиморфизму белковых молекул, накопленный за последние 20 лет, позволяет утверждать, что такой путь возникновения истинных, по нашей терминологии, параллелизмов распространен весьма широко.

Наиболее наглядный тому пример — существование идентичных аллелей у человека и человекообразных обезьян. Практически нет ни одной исследованной в этом отношении группы, где не были бы обнаружены подобные явления. В процессе эволюции скрытая в генофондах популяций изменчивость, переходя в гомозиготное состояние, выявляется в признаках фенотипов. Главным образом это происходит в результате близкородственного размножения. Советские генетики из Новосибирска во главе с Д. К. Беляевым обнаружили иной путь выявления в фенотипе скрытой генетической изменчивости (Беляев, 1974, 1979). При доместикации серебристо-черных лисиц наряду с изменением поведения наблюдались существенные изменения в физиологических и морфологических признаках; многие из этих изменений были гомологичны признакам пород домашних собак.

Телеологизм. Примером современных открыто идеалистических и религиозных концепций является тейярдизм. Ее автор П. Тейяр де Шарден пытался примирить успехи эволюционной теории с догмами религии. Тейяр признает прогрессивную эволюцию органического мира, но ее причину видит не в генетических и экологических факторах адаптациогенеза, а в психической энергии, созданной богом-творцом («точка Альфа»), и конечной целью ее действия («точка Омега»), Таким образом, движущие силы эволюции находятся в прошлом и будущем, но никак не в настоящем.



Телеологические концепции эволюции (телеогенез) близко примыкали к ортоламаркизму, так как в их основе лежала все та же идея Ламарка о внутреннем стремлении живого к прогрессу. Сторонники телеогенеза опирались и на идеалистические философские учения (А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг). Лидером телеологического направления считается К. Бэр, который писал, что органическая эволюция является «историей идущей вперед победы духа над материей». Тем самым Бэр оказался основоположником общей разновидности эволюционизма — концепции автогенетического телеогенеза.

Своеобразную модификацию этой концепции представляли взгляды сторонников телеологического сальтационизма, основы которого сформулировал А. Келликер. По его мнению, уже на заре жизни возник «весь план будущего развития», а влияние внешней среды определяли лишь частные моменты эволюции. Главная ее движущая сила усматривалась в крупных преобразованиях эмбриогенеза, (сальтациях). В учении Келликера филогенетические закономерности подменялись онтогенетическими, следовательно, представления об элементарной единице эволюции, как и у сторонников всех других направлений антидарвинизма имели четко выраженный организмоцентрический характер.

В начале XX в. зарождается генетика, изучающая одну из главных предпосылок эволюционного процесса - изменчивость. Однако первые генетики противопоставили данные своих исследований дарвинизму, в результате в эволюционной теории возникает глубокий кризис. Выступление генетиков против учения Дарвина вылилось в широкий фронт, объединяющий несколько течений (мутационизм, гибридогенез, преадаптационизм и др.) под общим названием «генетического антидарвинизма». Открытие устойчивости генов трактовалось как их неизменность, что способствовало даже распространению антиэволюционизма (У.Бетсон). Мутационная изменчивость отождествлялась с эволюционными преобразованиями (Г. де Фриз), что исключало необходимость в действии отбора как главной причины эволюции. Все направления генетического антидарвинизма примыкали к метафизическим концепциям, характерной чертой которых была односторонняя абсолютизация какого-либо одного фактора эволюции (например, мутационной изменчивости или гибридизации). В условиях кризиса ожили и многие старые идеалистические гипотезы эволюции под новыми названиями: теория «творческой эволюции» А.Бергсона, «ологенез» Д. Роза и другие финалистские и телеологические учения.

Венцом телеологических построений была «теория номогенеза» Л. С.Берга, основу которой составлял постулат об автономическом ортогенезе как якобы внутренне запрограммированной движущей силе эволюции. В доказательство этого постулата автор приводил много данных по конвергентной и параллельной эволюции разных групп растений и животных.

Основными причинами кризиса были недостаточная разработанность вопросов роли наследственной изменчивости в эволюции.

Источники информации:

  1. http://wiki.pskovedu.ru/index.php
  2. ww.zoofirma.ru/knigi/evol/6909-obosnovanie-antidarvinistskih-postroenij.html
  3. http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st019.shtml
  4. http://sbio.info/list.php?c=obbdarvin


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция профессий и специальностей парикмахерского профиля «Теория и практика внедрения актуальных тенденций и современных технологий в парикмахерском искусстве»

В сборнике представлены материалы выступлений участников общетехникумовской научно-практической конференции специальностей парикмахерского профиля.Материалы конференции раскрывают актуальные про...

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА. МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: "СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ СТРУКТУРАЛИЗМА. ПРАЖСКАЯ ШКОЛА"

Методологические установки Пражской лингвистической школыОтличия от младограмматизмаЗначение Пражский школы для развития современного языкознания ...

Инновации с современном школьном образовании:теория и практика

Инновации в современном  школьном  образовании: теория и практика....

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов" ( сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива" ),

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов" ( сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива" )

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов". С сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива".

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов". Сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива".

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...