Интегрированный урок по биологии и русскому языку по теме: "КОРЕНЬ"
план-конспект урока на тему

Пехенько Людмила Николаевна

Интегрированный урок по биологии и русскому языку. Тема урока:"Корень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок биологии и русского языка в 6 классе.

Тема:  КОРЕНЬ

Цель:

  • Рассмотреть корень как  главную значимую часть слова и составную часть растения.

Задачи:

Образовательная: формирование навыков выделять значимые части слова, подбирать однокоренные слова, определять корневую систему растений.

Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, логического мышления.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к слову, осознание своей роли в их  сохранении.

Методы:  частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Оборудование: компьютерная презентация, гербарные образцы, рабочие карточки, учебник биологии 6 класс (С.Н.Сонин).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Учитель русского языка (стихотворение В.Жака):

Мы в букет собрали маки жаркие, много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко, снова в землю посадили их.

Только ничего не получается: от любого ветерка качаются.

Учитель биологии  (ставит проблемный вопрос):

-Ребята, почему цветы осыпались и вянут? ( Нет корней)

            Без корней расти и жить не станут!

            Как ни тонок, неприметен под землёю корешок,

          Но не может жить на свете без него любой цветок!

Учитель русского языка:

- Ребята, кто попробует ответить на шуточный вопрос: «Что общего между морковкой и свёклой?»  (Сладость, наличие съедобного корня)

- А сточки зрения грамматики? (Оба слова – существительные, женского рода,

1-го склонения в единственном числе).

Подумайте:

Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит:   родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня.

Как вы думаете, почему? (Все слова произошли от одного корня)

- Итак, ребята, какова же тема нашего урока (КОРЕНЬ)(записывают в рабочую карточку)

- А какова же цель нашего урока (постановка цели и задач, показ слайдов)

3.Изучение нового материала.

Учитель биологии:

- Почему же так важен растениям корень? Какие функции он выполняет, как вы думаете, ребята? Ваши предположения? (Укрепление в почве, всасывание воды и минеральных веществ, запас питательных веществ)

- А сколько же корней у одного растения? Сможет ли один корень удержать растение при сильном ветре? (Рассказ с показом презентации и работой в рабочих карточках)

- Существуют три вида корней: главный – развивается из зародышевого корешка, боковой – от главного, придаточный - от стебля или листьев.

-Как вы думаете, ребята, зачем проводят окучивание и пикировку растений.

-Какой вывод мы можем сделать? (Корень – составная часть растения)

Учитель русского языка:

- Какие морфемы вы знаете?

- Какая морфема в основе слова является главной и  слово без неё не может существовать?

(Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.Главная часть слова – корень).

Учитель биологии:

- Корней у растения,  конечно же много. Они образуют корневые системы. Существуют 2 типа корневых систем: стержневая – хорошо развит главный корень, мочковатая – главный корень выделить нельзя, развиты боковые и придаточные корни. (Примеры: стержневая: клевер, свёкла, одуванчик, фасоль, дуб, морковь; мочковатая: пшеница, лук, рожь, тюльпан, подорожник, ландыш, подснежник).

Учитель русского языка:

У ш…повника шипы.

На ш…повнике – бутоны.

Вот он блещ…т у тр…пы,

Ярко-красный и зеленый.

Он глаза мои сл…пит,

Он к…стер напоминает.

Он ш…повник. Он шипит.

Искры алые р…няет.

                                           А. Кушнер

  

- Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните пропущенные орфограммы.

-Найдите похожие по  звучанию  слова. Являются ли они однокоренными?

- Что общего в лексическом значении этих слов? В какой части данных слов заключено это общее значение?

(Шиповник, шипы, шипит. 1-е и 2-е слова – однокоренные, так как куст именуется так по названию колючек – шипов; 3-е слово обозначает действие, напоминающее шипение змеи, который содержит протяжный, сдавленный звук – ш.)

-Какой вывод можно сделать?

 (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

- Какие ещё родственные слова можно подобрать к этим однокоренным словам? (Шиповниковый, шиповой, шиповатый, шипованный)

- Вывод: Однокоренные слова могут быть одной частью речи (например, шиповник, шипы) и могут относиться к разным частям речи (например, шиповник, шиповниковый).

Учитель биологии:

- Как вы думаете, какую корневую систему имеет шиповник? Почему? (показать рисунок) (Стержневая, потому что выражен главный корень)

Лабораторно-практическая  работа «Определение типов корневых систем».

Цель: по гербарным образцам распределить растения на группы по типам корневых систем, а также найти  корни слов у  названий различных  растений.

Инструктивная карточка:

1.Определить тип корневой системы.

2.Выделить  корни слов.

Учитель биологии (показ корней различных растений по видоизменению)

- Как вы думаете, ребята,  всё ли это корни? (Да)

- Корни у растений могут иметь не привычную для нас форму. Существуют различные видоизменения корней. (показ на слайде и работа  в рабочей карточке).

ФИЗМИНУТКА

Учитель русского языка:

- Прочитайте текст, выпишите из него однокоренные слова, обозначьте в них морфемный состав.

КАК РАСТУТ СЛОВА

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадка рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Е. Измайлов

Учитель биологии (внутреннее строение корня)

-А каково же внутреннее строение корня? (Работа с учебником и презентацией)

-Какой вывод можем сделать (Корень состоит из различных клеток, которые формируют ткани и выполняют различные функции, сопоставление строения корня с выполняемыми им функциями)

4.Заключение.

Игра «Третий лишний»

Учитель русского языка:

-Отгадайте о каком растении идёт речь?

Вдоль дорожек он растёт.
Неприметно он  цветёт.
Кровь остановить им можно.
Что за травка? –…(подорожник)

-Найдите «третье лишнее»: дорожка, подорожник, дорожать (Объяснение)

Учитель биологии:

-Найдите «третье лишнее»: подорожник, тюльпан, одуванчик (Объяснение)

Учитель русского языка:

-Послушайте ещё одно стихотворение-загадку. О каком цветке говорится?

                             У занесённых снегом кочек,

                             Под белой шапкой снеговой,

                             Нашли мы маленький цветочек,

                             Полузамёрзший, чуть живой.  (подснежник)

Проверочная работа:

1.Подберите  ряд однокоренных слов к слову «снег», произведите морфемный разбор слова  «подснежник».

2.Определите корневую систему подснежника.

3.Найдите «третье лишнее»: подснежник, ландыш, клевер. Свой выбор объясните.

(взаимопроверка)

5.Подведение итогов.

Выводы по значению корня в русском языке и биологии.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень – это основной вегетативный орган растения.

6.Домашнее задание.

  • Изучить текст стр.        , записи в рабочей карточке.
  • В рабочей тетради заполнить №
  • Написать сочинение рассуждение «Мой летний день в лесу». Обозначить однокоренные слова.

7. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Рожь

Считается, что наиболее развитой корневой системой обладает знакомая каждому из нас озимая рожь. Если сложить длину всех её многочисленных корешков, вы получите расстояние в несколько сотен километров. Так наибольшая суммарная продолжительность корневой системы одного растения озимой ржи, которую удалось высчитать  учёным, равняется шестистам двадцати трём километрам

Сосна

Среди деревьев таким рекордсменом является обыкновенная сосна, максимальная суммарная продолжительность её корневой системы достигает пятидесяти километров.

Инжир и дуб

На нашей  планете есть также растения, корни которых проникают особенно глубоко под землю. Абсолютным рекордсменом в этой номинации является дикий инжир, ведь его корневая система заглубляется на 120 метров. Наш родной дуб находится на втором месте, его корни иногда проникают на 100  метров под землю.

Метросидерос

Ещё одним растением с удивительной корневой системой является новозеландское дерево метросидерос. Время от времени оно выкидывает значительное количество мочковатых корней, свисающих с веток. Такие корешки могут никогда не доставать до земли, они окружают ствол как смешная юбка из травы. Смысл их существования до сих пор точно не известен учёным.

Фикус на дереве

В густых тропиках многие деревья начинают расти не из земли, а из веточек прочих деревьев. Подобная особенность характерна для фикусов. Животные и птицы  роняют семена на ветки, где при наличии благоприятных условий они прорастают.  Такие растения фиксируются на ветках воздушным корнем. Постепенно такие корни достигают земли и начинают разрастаться. Корни  этого растения могут опоясать основное растение и погубить его.

Омела

Похожими качествами обладают и корни-паразиты растения омелы. Такие растения воруют питательные частицы, крепясь корнями к ветвям соседей,  которые страдают от них.



Предварительный просмотр:

Рабочая карточка

E:\Мамины документы\Экология 5 класс\экология 012.jpg

Тема урока:___________________________________________________________

1.Функции корня:

  • _________________________________________________________________
  • __________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

2.Виды корней

типы корней

3.Типы корневых систем:

Тип корневой системы

Особенности

Примеры растений

4.Работа с текстом (Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните пропущенные орфограммы. Найдите похожие по  звучанию  слова. Являются ли они однокоренными? Что общего в лексическом значении этих слов? В какой части данных слов заключено это общее значение?

У ш..повника – шипы. Он глаза мои сл..пит. На  ш..повнике – бутоны. Он к…стёр напоминает. Вот он блещ…т у тр..пы. Он ш..повник. Он шипит. Ярко – красный и зелёный. Искры алые р…няет.

Орфографическая работа

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Лабораторная работа

6. Видоизменения корней:

  • ________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________
  • ________________________________________________________________

7.Работа с текстом

КАК РАСТУТ СЛОВА

                                                  Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

                                                  Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

 Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадка рядом.

                                                   А вот садовод,

                                                  С ним садовник идет.

                                                  Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Выписать однокоренные слова и  выделить в них морфемы)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Внутреннее строение корня

КореньПроросток

Зона корня

 Вид ткани

Функции

9. Проверочная работа:

1.Подберите  ряд однокоренных слов к слову «снег», произведите морфемный разбор слова  «подснежник».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Определите корневую систему подснежника._____________________________ http://estat-translator.com/images/ie_img_fix.gif

http://decorf.ru/wp-content/uploads/2013/07/8320-10.jpg

3.Найдите «третье лишнее»: подснежник, ландыш, клевер. Свой выбор объясните.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Домашнее задание

  • Изучить текст стр.        , записи в рабочей карточке.
  • В рабочей тетради заполнить №
  • Написать сочинение рассуждение «Мой летний день в лесу». Обозначить однокоренные слова.

E:\Мамины документы\Экология 5 класс\экология 012.jpg

Ф.И._______________________________________________________________

Лабораторная работа    «Определение типов корневых систем».

Цель: по гербарным образцам распределить растения на группы по типам корневых систем, а также определить корни слов по названиям растений.

Инструктивная карточка:

1.Определить тип корневой системы.

2.Указать корни слов.

3.Данные занесите в таблицу

Стержневая

Мочковатая

Ф.И._______________________________________________________________

Лабораторная работа    «Определение типов корневых систем».

Цель: по гербарным образцам распределить растения на группы по типам корневых систем, а также определить корни слов по названиям растений.

Инструктивная карточка:

1.Определить тип корневой системы.

2.Указать корни слов.

3.Данные занесите в таблицу

Стержневая

Мочковатая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по английскому и немецкому языкам

Представлен коспект интегрированного урока по английскому и немецкому языкам на тему "Путешествие по городам Англии и Германии"...

Открытый урок/внеклассное мероприятие по русскому языку "О скверном и святом"

Данная разработка направлена на развитие культуры речи студентов средних профессиональных учреждений и недопустимости употребления ненормативной лексики....

Интегрированный урок "физика + биология"

Интегрированный урок "физика + биология" на тему: "Ядерная энергетика. Воздействие радиации на живые организмы и окружающую среду" Цели:• показать необходимость такой отрасли как атомная энергети...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»

Интегрированное внеклассное мероприятие по физике, русскому языку и литературе «Тайны света» помогает формированию у обучающихся умений и навыков внимательного, вдумчивого чтения, умения а...

Методическая разработка интегрированного урока (химия+биология) по теме: «Спирты. Их значение в биологии и медицине»

Моделирование явлений различной природы составляет суть нашего мышления. Дедуктивные структуры, которые активно развиваются в современной математике в целом и формальной логике в частности, игра...

Интегрированный урок (химия + биология) по теме «Белки».

В данной методической разработке  представлен интегрированный урок по химии, биологии для студентов, обучающихся по профессии Машинист локомотива. Методическая разработка направлена на актив...

Основные требования ТБ при производстве двигателей внутреннего сгорания и охрана окружающей среды. Интегрированный урок охраны труда и английского языка.

В настоящее время самым распространенным видом тепловых двигателей является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Урок  проходит в виде деловой ролевой игры....