Рабочая программа учебной дисциплины Анатомия 49.02.01 Физическая культура
рабочая программа на тему

Витюгова Наталья Николаевна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

49.02.01 Физическая культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatomiya_2012.docx60.21 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Брянской области

ГБПОУ «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебной дисциплины

АНАТОМИЯ

49.02.01 Физическая культура

2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

49.02.01 Физическая культура.

Организация – разработчик:

ГБПОУ «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

        Разработчик: Витюгова Н.Н. – преподаватель естественных дисциплин (химии, биологии).

        Рекомендована предметно-цикловой комиссией естественно-математических дисциплин, протокол №  ____ от «      »  __________ 20___ г.

Методическим советом колледжа, протокол №___

от  «___»________20__ г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

          ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………….….…….…. 4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ

          ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….….….7  

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

          ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………....….16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

          ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..18

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Анатомия

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Анатомия является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки учителей).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к профессиональному циклу общепрофессиональной дисциплины.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  •  ориентироваться в топографии и функциях органов и систем;
  • определять проекцию костей, мышц, их соединений, расположение органов, ход сосудов и нервов;
  • анализировать работу двигательного аппарата при некоторых положениях и движениях тела человека;
  • учитывать конструкцию тела в практике спортивной ориентации и отбора;
  • на научной основе планировать занятия по физической культуре.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • закономерности строения и развития организма человека, как  целостной биологической системы;
  • строение человеческого тела и функциональные системы человека, их  регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой;
  • анатомо-физиологические  особенности организма детей, подростков  и  взрослых;
  • динамическую и функциональную анатомию  систем  обеспечения  и регуляции движений;
  • наиболее распространенные функциональные  нарушения  у  детей  и подростков  и их коррекцию.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  156   часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  104 часа;

самостоятельной работы обучающегося  52  часа.

2. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

21

     контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

в том числе:

Составления глоссария

12

Заполнение таблиц

15

Реферат по заданной тематике

25

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел  1. Анатомия  – наука, изучающая структуры человека. Организм и его составные части

15

Тема 1.1 Анатомия как наука, анатомическая  терминология

Содержание учебного материала

6

1.

Анатомия как наука, предмет и методы изучения. История развития анатомии.

1

2.

Понятие об органе и системе органов

2

3.

Анатомическая терминология

2

4.

Органный и системный уровни строения организма. Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

1.

Самостоятельная работа

Формулирование терминов  в глоссарий

2

Тема 1.2 Гистология и цитология

Содержание учебного материала

8

1.

Строение клетки

1

2.

Ткани, определение, классификация, функциональные различия.

2

3.

Эпителиальная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.

2

4.

Соединительная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.

2

5.

Мышечная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.

2

6.

Нервная ткань. Строение нейрона и виды. Нервное волокно – строение, виды. 

Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.

2

7.

Система крови, её состав и функции

Лабораторные работы 

1.

Практические занятия 

1

1.

Гистологическое строение тканей

Самостоятельная работа

Формулирование терминов в глоссарий

Рефераты по темам:

«Эпителиальные ткани»

«Нервная ткань»

«Соединительная ткани»

«Резус-фактор, причины резус-конфликта»

6

Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат

19

Тема 2.1 Костная система

Содержание учебного материала

6

1.

Особенности скелета человека. Морфологические и функциональные характеристики непрерывных и прерывных соединений костей.

2

2.

Строение кости, как органа; химический состав костей; рост костей в длину и толщину.

2

3.

Классификация костей; виды соединения костей.

2

4.

Функциональная анатомия отдельных частей скелета: скелета туловища, скелета черепа, скелета верхней и нижней конечности.

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия 

2

1.

Изучение строения и соединения позвоночника и грудной клетки

2.

Изучение строения и соединения костей верхних и нижних конечностей

3.

Изучение строения и соединения костей черепа

Самостоятельная работа

Формулирование терминов в глоссарий.

2

Тема 2.2.
Мышечная система

Содержание учебного материала

8

1.

Роль мышечной системы в организме. Механизмы мышечного сокращения и функциональные рабочие группы, выполняющие многочисленные функции

2.

Функциональная анатомия мышц отдельных областей тела человека: туловища, головы, верхней и нижней конечностей.

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия 

2

1.

Изучение строения мышц головы, шеи и туловища

2.

Изучение строения мышц конечностей

Самостоятельная работа

Составление таблицы: «Группы мышц»

Формулирование терминов в глоссарий

Реферат по теме:

«Значение физической нагрузки на костно-мышечную систему».

5

Контрольная работа по 1 и 2 разделам

           1

       

Раздел 3. Нервная система

21

Тема 3.1  Центральная нервная система

Содержание учебного материала

8

1.

Классификация нервной системы человека. Общие принципы строения центральной нервной системы – серое вещество (скопление нейронов), белое вещество (нервные волокна).   Синапс – понятие, виды. Электрическая и химическая передача сигналов в синапсе. Понятие о медиаторах.  Строение типичного химического синапса.   

2

2.

Понятие о рефлексе. Классификация рефлексов.

2

3.

Спинной мозг, строение и функции

2

4.

Головной мозг, строение и функции

2

Практические занятия

2

1.

Изучение строения и функции спинного мозга.

2.

Изучение строение и функции головного мозга

Самостоятельная работа

Составление таблицы: «Сравнительная характеристика отделов головного мозга»

Формулирование терминов в глоссарий

Реферат по теме:

«Кора головного мозга как центральный отдел органов чувств»

5

Тема 3.2  Периферическая нервная система.

Содержание учебного материала

4

1.

Спинномозговые нервы

2

2.

Черепно-мозговые нервы

2

Лабораторные работы 

1.

Практические занятия 

2

1.

Изучение строения спинномозговых нервов

2.

Изучение строения черепно-мозговых нервов

Самостоятельная работа

Формулирование терминов в глоссарий

2

Тема 3.3  Вегетативная нервная система

Содержание учебного материала

4

1.

Классификация вегетативной нервной системы, области иннервации и функции вегетативной нервной системы.

2

2.

Симпатическая нервная система

2

3.

Парасимпатическая нервная система

2

Лабораторные работы 

1.

Практические занятия 

1

1.

Изучение строения и функции вегетативной нервной системы

Самостоятельная работа

Составление таблицы: «Морфофункциональные особенности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы »

Формулирование терминов в глоссарий

4

Раздел 4. Анатомия сенсорных систем

13

Тема 4.1 Зрительная сенсорная система

Содержание учебного материала

3

1.

Определение сенсорной системы, отделы анализатора.

2

2.

Понятие о строении глазного яблока и вспомогательного аппарата.

2

Лабораторные работы 

1.

Практические занятия 

1

1.

Строение глазного яблока и вспомогательного аппарата глаза по таблицам и схемам

Самостоятельная работа

Формулирование терминов в глоссарий

Рефераты по темам:

«Зрительный анализатор»

«Цветовое зрение»

4

Тема 4.2  Слуховая и вестибулярная сенсорная система

Содержание учебного материала

2

1.

Орган слуха и равновесия, анатомическое строение, анатомо-физиологические основы слуховых ощущений.

2

Лабораторные работы 

1.

Практические занятия 

1

1.

Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов уха как органа слуха и равновесия. Отделы уха, их строение. 

Самостоятельная работа

Формулирование терминов в глоссарий

2

Тема 4.3   Двигательная, обонятельная, вкусовая сенсорные системы. Кожа.

Содержание учебного материала

4

1.

Орган обоняния.  Обонятельные рецепторы – чем представлены, локализация. Проводниковый и центральный отделы обонятельной сенсорной системы.  

2

2.

Орган вкуса.  Вспомогательный аппарат вкусовой сенсорной системы (язык). Вкусовые рецепторы – чем представлены, локализация. Проводниковый и центральный отделы вкусовой сенсорной системы.

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия 

1

1.

Строение кожи – эпидермис, дерма; подкожный слой, железы кожи; производные кожи: волосы, ногти; функции кожи.

Самостоятельная работа

Реферат по теме:

 «Строение и функции кожи»

2

Контрольная работа по разделам 3, 4

          1

Раздел 5. Сердечно-сосудистая система

10

Тема 5.1  Сердечно-сосудистая система

Содержание учебного материала

          4

1.

Топография и строение сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца.

2

2.

Круги кровообращения

2

Лабораторные работы 

1.

Практические занятия 

2

1.

Изучение  по муляжам строения сердца

Самостоятельная работа

Формулирование терминов  в глоссарий

2

Тема 5.2 Лимфатическая система

Содержание учебного материала

3

1.

Лимфообразование и состав лимфы. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Селезенка как кроветворный орган.

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия

1

1.

Изучение строения и функции лимфатической системы

Самостоятельная работа

Формулирование терминов в глоссарий

Рефераты по темам:

«Способы временной остановки наружного кровотечения»

«Места прижатия артерий на протяжении»

4

Раздел 6. Внутренние органы

26

Тема 6.1  Система органов пищеварения.

Содержание учебного материала

6

1.

Пищеварительный тракт и органы его составляющие: полость рта, язык, зубы, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. 

2

Лабораторные работы

1.

Практические занятия 

1

1.

Строение органов пищеварительного тракта и больших пищеварительных желез

Самостоятельная работа

Составление таблицы

2

Тема 6.2  Система органов дыхания

Содержание учебного материала

4

1.

Строение и функции легких и воздухоносных органов.

2

Практические занятия

1

1.

Изучение строения органов дыхательной системы

Самостоятельная работа

Формулирование терминов для глоссария

2

Тема 6.3  Мочеполовая система

Содержание учебного материала

6

1.

Мочевая система, органы ее образующие.

2

2.

Строение и функции почек.

2

3.

Женские половые органы: классификация, строение, функции.

2

4.

Мужские половые органы: классификация, строение, функции.

2

Лабораторные работы 

1.

Практические занятия 

2

1.

Изучение по муляжам строения органов мочевыделительной системы

2.

Изучение по  муляжам строение и функции половых органов

Самостоятельная работа

Реферат на тему «Регуляция мочевыделения»

Формулирование терминов в глоссарий

3

Тема 6.4  Эндокринная система человека

Содержание учебного материала

4

1.

Характеристика желез внутренней секреции, гормоны

2

Лабораторные работы 

1.

Практические занятия 

1

1.

Изучение строения и функции желез внутренней секреции

Контрольная работа по 5 и 6 разделам

1

Самостоятельная работа

Составление таблицы «Виды эндокринных желез, гормоны, их функции»

Формулирование терминов  в глоссарий

Рефераты по темам: «Щитовидная железа, ее роль в организме»

«Железы внутренней секреции, регулирующие норму сахара в крови»

«Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз и вилочковая железа. Их роль в организме»

5

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы осуществляется в кабинете естествознания с методикой преподавания, оборудованном ТСО.

        Оборудование учебного кабинета:

  • место преподавателя;
  • учебные места по количеству обучающихся;
  • микроскопы биологические;
  • таблицы;
  • муляжи;
  • скелет человека;
  • кости в наборе.

        Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедиапроектор.


  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1.  Билич Г.А. «Анатомия человека. Русско-латинский атлас» М., Оникс – 2010 г.
  2. Гурова О. А.  «Анатомия человека» М., РУДН, 2010 г.
  3. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена». – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010 г.
  4. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. «Возрастная анатомия и физиология», Академия, М. – 2010 г.
  5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. «Анатомия и физиология человека»

(с возрастными особенностями детского организма). - М.: 2010 г.

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология детей и подростков». – М.: «Академия», 2010 г.
  2. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека. – М.: ОНИКС мир и Образование, 2010 г.

Дополнительные источники:

  1.  Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека, - М.: Просвещение, 2010 г.
  2.  Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека (атлас), - М.:  Просвещение, 2010 г.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины  осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

          В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять анатомическую и физиологическую терминологию.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • анатомию сенсорных систем;
  • строение нервной системы;
  • строение и функции органов                  и систем организма.

выполнение практических работ;

оценка результатов выполнения тестовых заданий;

выполнение контрольных работ;

оценка полноты и правильности глоссария;

оценка индивидуального опроса в устной форме;

оценка правильности составления схем и таблиц;

защита рефератов;

оценка результатов экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Анатомия 49.02.01 Физическая культура

Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.Формой аттестации по учебной дисциплине является...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Русский язык и культура речи разработана для преподавания учебной дисциплины на втором/третьем курсах по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих 08.01.26. Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 08.01.26. Мастер по ремонту и обслуживанию инжен...