Задачи по физике профессиональной направленности
учебно-методический материал на тему

Силантьева Татьяна Петровна

Физическая задача-это ситуация, требующая от обучающихся и студентов мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления.

Решение задач профессиональной направленности - эффективное средство усвоения физики, инструмент, позволяющий контролировать  степень понимания физических законов.

Наряду с изложением теоретического материала при изучении любой темы необходимо не только проведение физического эксперимента, но и обязательное решение задач производственного и практического характера.

Сформированные навыки по решению задач в дальнейшем помогут обучающимся и студентам глубже разбираться в физических закономерностях и применять их в практической жизни.

В данной методической разработке содержатся самые различные задачи,  предназначенные обучающимся 1-2 курса по профессиям «Машинист локомотива», «Проводник на железнодорожном транспорте», а также студентам по специальностям «Организация перевозок и управление на транспорте», «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» с учетом профессиональной направленности преподавания физики.

Предлагается два типа текстовых задач - качественные и количественные (вычислительные) различного уровня сложности.

Качественные задачи приближают изучаемую теорию к окружающей жизни, развивают интерес к предмету, способствуют построению логических умозаключений, основанных на физических законах.

Количественные (вычислительные) задачи дают возможность получать числовой результат и сопоставлять его с реальной ситуацией, физическим процессом, явлением. Такие задачи должны стать неотъемлемой частью обязательного использования в практике обучения физике в средних специальных учебных заведениях.

Решение задач профессиональной направленности  является условием предупреждения формализма в знаниях обучающихся и студентов и условием выработки у них умения применять знания на практике.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_sbornik_zadach.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Государственное бюджетное учреждение
профессионального образования Республики Мордовия

 «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум
имени А. П. Байкузова»

СБОРНИК  ЗАДАЧ

ФИЗИКА

Рузаевка, 2016 г.


Составитель: преподаватель физики Т. П. Силантьева

Рецензент: зам. директора Рузаевского института
машиностроения по учебной работе, к.п.н., доцент        Ю.Г. Родиошкина

Методическая разработка предназначена для обучающихся и студентов 1-2 курса. В разработке предлагаются качественные и количественные задачи разного уровня сложности, рассматривающие тематику общего курса физики.


ВВЕДЕНИЕ

(пояснительная записка)

Физическая задача-это ситуация, требующая от обучающихся и студентов мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления.

Решение задач профессиональной направленности - эффективное средство усвоения физики, инструмент, позволяющий контролировать  степень понимания физических законов.

Наряду с изложением теоретического материала при изучении любой темы необходимо не только проведение физического эксперимента, но и обязательное решение задач производственного и практического характера.

Сформированные навыки по решению задач в дальнейшем помогут обучающимся и студентам глубже разбираться в физических закономерностях и применять их в практической жизни.

В данной методической разработке содержатся самые различные задачи,  предназначенные обучающимся 1-2 курса по профессиям «Машинист локомотива», «Проводник на железнодорожном транспорте», а также студентам по специальностям «Организация перевозок и управление на транспорте», «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» с учетом профессиональной направленности преподавания физики.

Предлагается два типа текстовых задач - качественные и количественные (вычислительные) различного уровня сложности.

Качественные задачи приближают изучаемую теорию к окружающей жизни, развивают интерес к предмету, способствуют построению логических умозаключений, основанных на физических законах.

Количественные (вычислительные) задачи дают возможность получать числовой результат и сопоставлять его с реальной ситуацией, физическим процессом, явлением. Такие задачи должны стать неотъемлемой частью обязательного использования в практике обучения физике в средних специальных учебных заведениях.

Решение задач профессиональной направленности  является условием предупреждения формализма в знаниях обучающихся и студентов и условием выработки у них умения применять знания на практике.


МЕХАНИКА

КИНЕМАТИКА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ

№ 1.        За сколько времени поезд пройдет туннель длиной 200 м, если длина поезда 100 м, а скорость 36 км/ч? Допустимо ли в этой задаче рассматривать поезд как материальную точку?

№ 2.        Поезд длиной 120 м движется по мосту равномерно со скорость 18 км/ч. За сколько времени поезд пройдет мост, если длина моста 480 м? Можно ли поезд здесь рассматривать как материальную точку?

№ 3.        Поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву. Одинаковые ли расстояния прошли при этом локомотив и последний вагон? Допустимо ли в этой задаче рассматривать поезд как материальную точку?

№ 4.        Пассажир первого вагона поезда длины L прогуливался по перрону. Когда он был рядом с последним вагоном, поезд начал двигаться с ускорением a. Пассажир сразу же побежал со скоростью υ. Через какое время он догонит свой вагон?

№ 5.        В момент, когда опоздавший пассажир вбежал на платформу, с ним поравнялось начало предпоследнего вагона, который прошел мимо него за время t1. Последний вагон прошел мимо пассажира за время t2. На сколько опоздал пассажир к отходу поезда? Поезд движется равноускоренно. Длина вагонов одинакова.

Прямолинейное равномерное движение,

относительность движения

№ 6.        Два поезда движутся навстречу друг другу со скоростями 72 и 54 км/ч. Пассажир, находящийся в первом поезде, замечает, что второй поезд проходит мимо него в течение 14 с. Какова длина второго поезда.

№ 7.        Из окна движущегося вагона выпал предмет. Какова траектория предмета для пассажира, стоящего у окна, и для человека, стоящего у полотна дороги?

№ 8.        По двум параллельным железнодорожным линиям равномерно движутся два поезда: грузовой длиной 630 м со скоростью 48 км/ч и пассажирский длиной 120 м со скоростью 102 км/ч. Какова скорость движения поездов, если они движутся в одном направлении? В противоположных направлениях? В течение какого времени один поезд проходит мимо другого?

№ 9.        Поезд через 10 с после начала движения приобретает скорость 0,6 м/с. Через сколько времени от начала движения скорость поезда станет равна 3 м/с?

№ 10.        Товарный поезд идет со скоростью υ1=36 км/ч. Спустя время τ = 30 мин. с той же станции по тому же направлению вышел экспресс со скоростью υ2 = 72 км/ч. Через какое время t после выхода товарного поезда и на каком расстоянии s от станции экспресс нагонит товарный поезд? Задачу решить аналитически и графически.

№ 11.        Товарный поезд длины l1 = 630 м и экспресс длины l2 = 120 м идут по двум параллельным путям в одном направлении со скоростями υ1 = 48,6 км/ч и υ2 = 102,6 км/ч соответственно. В течение какого времени экспресс будет обгонять товарный поезд?

№ 12.        Два поезда идут навстречу друг другу со скоростями υ1 = 36 км/ч и υ2 = 54 км/ч. Пассажир в первом поезде замечает, что второй поезд проходит мимо него в течение времени t = 6 с. Какова длина второго поезда?

№ 13.        Один поезд шел половину пути s со скоростью υ1 = 80 км/ч, а половину пути – со скоростью υ1´ = 40 км/ч. Другой поезд шел половину времени t со скоростью υ2 = 80 км/ч, а половину времени – со скоростью υ2´ = 40 км/ч. Какова средняя скорость каждого поезда?

№ 14.        Два поезда прошли одинаковый путь s за одно и тоже время t, однако один поезд, имея начальную скорость, равную нулю, прошел весь путь с ускорением a = 3 см/с2, другой поезд половину пути шел со скоростью υ1 = 18 км/ч, а половину пути – со скоростью υ2 = 54 км/ч. Найти путь s, пройденный поездами.

№ 15.        Поезд прошел путь s = 60 км за время t = 52 мин. Сначала он шел с ускорением +a, в конце с ускорением –a, остальное время с максимальной скоростью υ = 72 км/ч. Найти модуль ускорения, если начальная и конечная скорости равны нулю.

2. ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ НЕРАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Мгновенная и средняя скорость

№ 16.        Скорость поезда за 20 с. уменьшилась с 72 до 54 км/ч. Написать формулу зависимости скорости от времени V (t) и построить график этой зависимости.

№ 17.        Поезд движется на подъеме со скоростью 10 м/с и затем на спуске со скоростью 25 м/с. Какова средняя скорость поезда на всем пути, если длина спуска в 2 раза больше длины подъема?

Ускорение. Равноускоренное движение

№ 18.        Поезд, двигаясь под уклон, прошел за 20 с путь 340 м и развил скорость 19 м/с. С каким ускорением двигался поезд и какой была скорость в начале уклона?

№ 19.        Расстояние между двумя станциями поезд прошел со средней υ = 72 км/ч за t = 20 мин. Разгон и торможение вместе длилось t1 = 4 мин, а остальное время поезд двигался равномерно. Какой была скорость υ поезда при равномерном движении?

№ 20.        Первый вагон трогающегося от остановки поезда проходит за 3 с мимо наблюдателя, находившегося до отправления поезда у начала этого вагона. За сколько времени пройдет мимо наблюдателя весь поезд, состоящий из 9 вагонов? Промежутками между вагонами пренебречь.

№ 21.        При подходе к станции поезд уменьшил скорость от 90 до 45 км/ч в течении 25 с. Найти ускорение.

№ 22.        Через сколько секунд после отхода от станции поезда метрополитена его скорость достигнет значения 75 км/ч, если ускорение при разгоне равно 1,0 м/с2?

№ 23.        При подходе к станции машинист электровоза выключил двигатель, после чего поезд стал двигаться равнозамедленно с ускорением 0,1 м/с2. Какое расстояние пройдет состав до остановки, если в момент отключения двигателя скорость поезда была 54 км/ч?

№ 24.        При отходе от станции ускорение поезда составляет 1 м/с2. Какой путь проходит поезд при движении с таким ускорением за 10 с?

Перемещение при равноускоренном движении

№ 25.        Поезд, движущийся после начала торможения с ускорением 0,40 м/с2, через 25 с остановился. Найти скорость в момент начала торможения и тормозной путь?

№ 26.        Вагон наехал на тормозной башмак при скорости 4,5 км/ч. Через 3,0 с. вагон остановился. Найти тормозной путь вагона.

Средняя скорость при прямолинейном равноускоренном
движении. Связь между перемещением и скоростью

№ 27.        Поезд двигался со скорость 72 км/ч. Найти время торможения, если известно, что тормозной путь был равен 800 м.

№ 28.        С каким ускорением должен двигаться локомотив, чтобы на пути 250 м его скорость увеличилась от 36 до 54 км/ч.

№ 29.        Тормозной путь поезда перед остановкой на станции равен 1000 м. Определить тормозное ускорение и тормозное время, если в начале торможения скорость поезда была 72 км/ч. Какова была скорость поезда у светофора, находящегося в средней точке тормозного пути.

3. КРИВОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

№ 30.        Скорость поезда 72 км/ч. Сколько оборотов делают колеса локомотива, радиус которых 1,2 м.

№ 31.        Каково центростремительное ускорение поезда, движущегося по закруглению радиусом 800 м со скоростью 20 м/с?

№ 32.        Период вращения карусельного станка 4 с. Найти скорость крайних точек платформы, удаленных от оси вращения на 2 м.

№ 33.        Найти частоту вращения барабана лебедки диаметром 16 см при подъеме груза со скоростью 0,4 м/с?

№ 34.        Поезд въезжает на закругленный участок пути с начальной скоростью υ0 = 54 км/ч и проходит равноускоренно расстояние s = 600 м за время t = 30 с. Радиус закругления R = 1 км. Найти скорость υ и полное ускорение a поезда в конце этого участка пути.

№ 35.        Какую скорость υ должен иметь вагон, движущийся по закруглению радиуса R = 98 м чтобы шар массы m = 10 кг, подвешенный на нити к потолку вагона, отклонился, от вертикали на угол α = 45°? Какова при этом сила натяжения T нити?

ДИНАМИКА

4. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ

Первый закон Ньютона. Инертность. Масса тела.

№ 36.        Известно, что при ускоренном движении поезда, его торможении и на поворотах тела в вагонах начинают отклоняться, приходить в движение и даже падать без видимого воздействия на них окружающих тел. Выполняется ли в данном случае в вагонах первый закон Ньютона.

№ 37.        На горизонтальном участке пути маневровый тепловоз толкнул вагон. Какие тела действуют на вагон во время толчка и после толчка? Как будет двигаться вагон под влиянием этих тел?

№ 38.        Маневровый тепловоз массой 100 т толкнул покоящийся вагон. Во время взаимодействия ускорение вагона было по модулю в 5 раз больше ускорения тепловоза. Какова масса вагона?

№ 39.        Вагон массой 60 т подходит к неподвижной платформе со скоростью 0,3 м/с и ударяет буферами, после чего платформа получает скорость 0,4 м/с. Какова масса платформы, если после удара скорость вагона уменьшилась до 0,2 м/с?

№ 40.        Скорый поезд движется относительно земли прямолинейно равномерно, а относительно автомобиля – равноускоренно. Является ли инерциальной системой отсчета «автомобиль»? Поясните свой ответ.

Сила. Второй закон Ньютона

№ 41.        Вагонетка массой 200 кг движется с ускорением 20 см/с2. Определить силу, сообщающую вагонетке это ускорение (в ньютонах, килоньютонах и меганьютонах).

№ 42.        Поезд подходит к станции и замедляет свое движение. В каком направлении в это время легче тащить тяжелый ящик по полу вагона: походу поезда или в обратную сторону?

№ 43.        Через 20 с после начала движения электровоз развил скорость 4 м/с. Найдите силу, сообщающую ускорение, если масса электровоза равна 184 т.

Сила трения

№ 44.        На столике в вагоне поезда лежит коробка конфет и яблоко. Почему в начале движения яблоко покатилось назад (относительно вагона), а коробка конфет осталась на месте?

№ 45.        В работающем электрическом двигателе угольная щетка прижимается к медному коллектору с силой 0,5 Н. Определить силу трения.

Движение тела под действием силы трения.

№ 46.        Сцепной вес у локомотива 1400 кН. Какого веса состав сможет вести этот локомотив по горизонтальному пути равномерно, если коэффициент сцепления равен 0,30, а коэффициент трения состава 0,015?

Движения тела под действием нескольких сил

№ 47.        Электровоз при трогании с места железнодорожного состава развивает максимальную силу тяги 650 кН. Какое ускорение он сообщит составу массой 3250 т, если коэффициент сопротивления равен 0,005?

№ 48.        Состав какой массы может вести тепловоз с ускорением 0,1 м/с2 при коэффициенте сопротивления 0,005, если он развивает максимальное тяговое усилие 300 кН?

№ 49.        С горки скатываются два вагона: один груженный, другой порожний. Какой из вагонов откатится дальше по горизонтальному участку пути после скатывания с горки? Рассмотреть два случая: 1) когда сопротивление воздуха не учитывается и 2) когда оно учитывается.

№ 50.        Трамвайный вагон массой 0,7 т идет со скоростью 4,0 м/с по кривой радиусом 120 м. Поперечного уклона нет. Найти силу давления внешнего рельса на реборду колеса. Как изменится сила давления, если вожатый увеличит скорость трамвая в 2 раза? В 3 раза?

№ 51.        Скорость движения поездов на повороте дороги радиусом 800 м равна 20 м/с. На сколько внешний рельс должен быть выше внутреннего, чтобы реборды колес не производили бокового давления на рельсы? Ширина колеи 1524 мм (≈1,5 м).

№ 52.        Поезд массой 100 т отходит от станции равноускоренно и на расстоянии 250 м развивает скорость 36 км/ч. Коэффициент сопротивления 0,006. Определите силу тяги локомотива.

№ 53.        Поезд массы m = 500 т после прекращения тяги паровоза останавливается под действием силы трения f = 0,1 MH через время t = 1 мин. С какой скоростью υ шел поезд до момента прекращения тяги паровоза?

№ 54.        Паровоз на горизонтальном участке пути, имеющем длину s = 600 м, развивает силу тяги F = 147 кН. Скорость поезда массы m = 1000 т возрастает при этом от υ0 = 36 км/ч до υ = 54 км/ч. Найти силу сопротивления f движению поезда, считая ее постоянной.

Движение по наклонной плоскости

№ 55.        Поезд массой 3000 т движется вниз под уклон, равный 0,003. Коэффициент сопротивления движению равен 0,008. С каким ускорением движется поезд, если сила тяги локомотива равна: а) 300кН;  б) 150кН;  в) 90кН?

Равновесие сил

5. Элементы статики

Равновесие не вращающихся сил

№ 56.        Тепловоз равномерно и прямолинейно тянет состав вагонов. Изменится ли сила тяги, если тепловоз будет толкать этот же состав? Изменится ли сила тяги, если тепловоз поместить в середине состава.

№ 57.        Вагонетка массой 2000 кг равномерно спускается по наклонному участку подвесной дороги. Найти силу натяжения тягового каната и силу давления вагонетки на несущий канат, составляющий с горизонтом угол 30°. Коэффициент трения колес о канат 0,003.

Момент силы. Правило моментов.
Центр тяжести. Устойчивость тел.

№ 58.        Рельс длиной 10 м и массой 900 кг поднимают на двух параллельных тросах. Найти силу натяжения тросов, если один их них укреплен на конце рельса, а другой на расстоянии 1 м от другого конца.

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ

6. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА

№ 59.        Навстречу платформе с песком движущейся со скоростью υ по гладкому наклонному желобу, соскальзывает без начальной скорости тело массы m и застревает в песке. Желоб длины l образует с горизонтом угол α. Найти скорость u платформы после попадания в нее тела, если масса платформы равна M.

№ 60.        С платформы массы М = 20 т, движущейся со скоростью u = 9 км/ч, производится выстрел из пушки. Снаряд массы = 25 кг вылетает из орудия со скоростью υ = 700 м/с. Найти скорости платформы непосредственно после выстрела: если направления движения платформы и выстрела совпадают; если эти направления противоположны.

№ 61.        По горизонтальным рельсам со скоростью υ = 20 км/ч движется платформа массы М = 200 кг. На нее вертикально падает камень массы = 50 кг и движется в дальнейшем вместе с платформой. Через некоторое время в платформе открывается люк, и камень проваливается вниз. С какой скоростью и движется после этого платформа? Трением пренебречь.

№ 62.        Поезд массы М = 500 т, шел равномерно по горизонтальному пути. От поезда отцепился последний вагон массы m = 20 т.
В момент, когда вагон остановился, расстояние между ним и поездом было
s = 500 м. Какой путь l прошел вагон до остановки, если известно, что сила сопротивления движению пропорциональна силе тяжести и не зависит от скорости движения?

№ 63.        Тепловоз массой 130 т приближается со скоростью 2 м/с
к неподвижному составу массой 1170 т. С какой скоростью будет двигаться состав после сцепления с тепловозом?

№ 64.        Железнодорожный вагон массой 15 т движется по горизонтальному участку железнодорожного пути со скоростью 1 м/с. Его догоняет второй вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 2 м/с. Какой будет скорость вагонов после их сцепления?

№ 65.        Поезд массой 2000 т, двигаясь прямолинейно увеличил скорость от 36 до 72 км/ч. Найти изменение импульса. (Если в задаче требуется найти изменение импульса тела, необходимо сделать чертеж, на котором геометрическим построением определить направление вектора изменения импульса.)

№ 66.        Вагон массой 25 т движется со скорость 2,0 м/с и сталкивается с неподвижной платформой массой 15 т. Какова скорость совместного движения вагона и платформы после того, как сработает автосцепка.

№ 67.        В движущийся вагон с песком попадает встречный снаряд и, не разорвавшись, застревает в нем. В каком случае в результате такого попадания вагон лишь уменьшит скорость, сохранив прежнее направление движения? Остановится? Откатится назад?

№ 68.        Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после того как сработает автосцепка?

№ 69.        Железнодорожный вагон массой m, движется со скоростью υ, сталкивается с неподвижным вагоном массой 2m и сцепляется с ним. С какой скоростью движутся вагоны после столкновения?

№ 70.        Железнодорожный вагон массой m движется со скоростью υ сталкивается с неподвижным вагоном массой 2m и сцепляется с ним. Каким суммарным импульсом обладают два вагона после столкновения.

№ 71.        Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т застревает в нем. Какая стала скорость вагона, если он двигался со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду?

№ 72.        Железнодорожный вагон массой 35 т подъезжает к стоящему на том же пути неподвижному вагону массой 28 т и автоматически сцепляется с ним. После сцепки вагоны движутся прямолинейно со скоростью 0,5 м/с. Какова была скорость вагона массой 35 т перед сцепкой?

№ 73.        Тележка, масса которой 120 кг, движется по рельсам без трения со скоростью 6 м/с. С тележки соскакивает путеец массой 80 кг под углом 30 градусов к направлению ее движения. Скорость тележки уменьшается при этом до 5 м/с. Какой была скорость путейца во время прыжка относительно земли?


7. МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА И ЭНЕРГИЯ.

№ 74.        Мощность двигателя подъемного крана, закрепленного на платформе электровоза равна 400 кВт. Груз какой массы он может поднять на высоту 9 м за 2 мин?

№ 75.        При ударе двух вагонов буферная пружина сжалась на 5 см. Жесткость пружины 3000000 Н/м. Определите работу при сжатии пружины.

№ 76.        Из окна пассажирского вагона мальчик бросил горизонтально мяч. Считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь, укажите все правильные утверждения:

  1. сумма потенциальной и кинетической энергии во время движения мячика остается неизменной;
  2. импульс мячика при падении увеличился по модулю;
  3. кинетическая энергия мячика при падении увеличилась.

№ 77.        Какую работу нужно выполнить, чтобы скорость вагона массой 60 т увеличить с 2,0 до 60 м/с.

№ 78.        Вагонетка канатной подвесной дороги массой 10 т поднимается с ускорением 0,40 м/с2 под углом 30° к горизонту. Определить работу по подъему вагонетки за первые 5 с движения.

№ 79.        Вагон, масса которого 20 т, идет со скоростью 18 км/ч. Какой должна быть сила торможения, чтобы тормозной путь был 250 м?

№ 80.        Рабочий толкает вагонетку, двигая ее равноускоренно из состояния покоя в течение некоторого времени. Сравнить работы, совершенные рабочим за первую и вторую половину времени движения. Трением пренебречь.

№ 81.        Какую силу надо приложить для подъема вагонетки массой 600 кг по эстакаде с углом наклона 20 градусов, если коэффициент сопротивления движению равен 0,05.

Закон сохранения энергии. Превращение энергии вследствие работы силы трения.

№ 82.        С какой скоростью двигался поезд массой 1500 т, если под действием тормозящей силы 150 кН он прошел с момента начала торможения до остановки путь 500 м?

№ 83.        Электропоезд в момент выключения тока имел скорость 20 м/с. Какой путь пройдет поезд без включения тормозов до полной остановки, если коэффициент сопротивления равен 0,005?

№ 84.        Поезд массы m = 1500 т движется со скоростью υ = 57,6 км/ч и при торможении останавливается, пройдя путь s = 200 м. Какова сила торможения F? Как должна изменится сила торможения, чтобы поезд остановился, пройдя в два раза меньший путь?

№ 85.        Моторы электровоза при движении со скоростью υ = 72 км/ч потребляют мощность W = 800 кВт. К.П.Д. силовой установки электровоза η = 0,8. Найти силу тяги F моторов.

№ 86.        Какой максимальный подъем может преодолеть тепловоз, развивающий мощность W = 370 кВт, перемещая состав массы m = 2000 т со скоростью υ = 7,2 км/ч? Считать угол наклона α полотна железной дороги к горизонту малым, а силу сопротивления движению равной kmg, где k = 0,002.

8. РАБОТА СИЛЫ ТРЕНИЯ И МЕХАНИЧЕСКАЯ
ЭНЕРГИЯ. КПД

№ 87.        Поезд масса которого 4000 т, трогается с места и движется с ускорением 0,20 м/с2 в течение 1,5 мин. Найти работу локомотива при разгоне, если коэффициент сопротивления 0,05.

9. МОЩНОСТЬ

№ 88.        Тепловоз мощностью 1500 кВт ведет на подъеме поезд массой 2500 т. Какой максимальный подъем он может преодолеть при скорости 36 км/ч, если коэффициент сопротивления 0,0050.

10. ТЕПЛОВОЕ РАСШИРЕНИЕ ТЕЛ,

ОБЪЕМНОЕ РАСШИРЕНИЕ ТЕЛ

№ 89.        В железнодорожную цистерну погрузили 50 м3 нефти при температуре +40º. Сколько кубических метров нефти выгрузили, если на станции назначения температура воздуха -40º.

№ 90.        Колесо паровоза, имеет радиус 1 м при 0°C. Определить разницу в числах оборота колеса летом при температуре + 30°C и зимой при температуре – 30°C на пути пробега паровоза 100 км. Температурный коэффициент линейного расширения колеса .

11. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

№ 91.        На расстоянии s = 1068 м от наблюдателя ударяют молотком по железнодорожному рельсу. Наблюдатель, приложив ухо к рельсу, услышал звук на время Δt = 3 с раньше, чем он дошел до него по воздуху. Найти скорость звука u в стали. Скорость звука в воздухе υ = 340 м/с.

№ 92.        Найти частоту v звуковых колебаний в стали, если расстояние между ближайшими точками звуковой волны, отличающимися по фазе на φ = 90°, составляет l = 1,54 м. Скорость звука в стали υ = 5000 м/с.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практикум по решению физических задач – эффективное средство усвоения физики, надежный инструмент для контроля за степенью понимания ее законов.

Настоящее пособие ставит целью предложить обучающимся и студентам физические задачи профессиональной направленности. Среди задач есть совсем простые, стандартные, немало и сложных, требующие знаний, умения разобраться в непривычной ситуации.

Задачи реального содержания требуют ясного понимания масштабов явлений, они моделируют реальную ситуацию и учат обучающихся и студентов умению доводить результат решения физической задачи до числового значения.

В связи с этим использование данного пособия должно быть особенно полезным при профессиональной подготовке обучающихся и студентов нашего профиля.

Овладеть физическими знаниями - это значит не только понять физические явления и закономерности, но и научиться применять их на практике. Всякое применение общих положений физики для разрешения конкретного, частного вопроса есть решение физической задачи. Умение решать задачи профессиональной направленности делает полученные знания на уроках физики действенными, практически применимыми.

Пособие рассчитано на творческую и самостоятельную подготовку обучающихся и студентов к освоению будущей специальности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        1001 задача по физике с решениями. Гельфгат И. М., Генденштейн Л.Э. Кирик Л.А. (2006, 596 с.)

2.        3800 задач для школьников и поступающих в вузы. Физика. Турчина Н. В., Рудакова Л. И., Суров О. М. и др. (2008, 672с.)

3.        В помощь поступающим в вузы. Физика. Демков В. П., Третьякова О. Н. (1999, 440с.)

4.        Вопросы и задачи по физике. Тарасов Л. В., Тарасова А. Н. (1990, 256с.)

5.        Все решения к "Сборнику задач по общему курсу физики" B. C. Волькенштейн. (в 2-х кн.) Изергина Е. Н., Петров Н. И. (1999, 1024 с.)

6.        Задачи и вопросы физике. Гладкова Р. А., Цодиков Ф. С. Учеб. пособие для ссузов. (2006, 384с.)

7.        Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению. Полицинский Е. В. и др. (2010, 483с.)

8.        Задачи по физике. Пинский А. А. (2003, 296с.)

9.        Задачи по физике для поступающих в вузы. Бендриков Г. А., Буховцев Б. Б., Керженцев В. В., Мякишев Г. Я. (2005, 344с.)

10.        Задачи по физике и методы их решения. Балаш В. А. (2003, 434с.)

11.        Задачи по физике с анализом их решения. Савченко Н. Е. (2000, 320с.)

12.        Задачник по физике. Белолипецкий С. Н., Еркович О. С., Казаковцева В. А., Цвецинская Т. С. (2005, 368с.)

13.        Колебания и волны. Пособие по решению задач. Коршунова Л. Н. (2004, 112с.)

14.        Краткий справочник по физике. (2009, 24 с.)

15.        Молекулярная физика. Квасников И. А. (2009, 232 с.)

16.        Начала физики. Учебник. Павленко Ю. Г. (2007, 862 с.)

17.        Основы физики. Яворский Б. М., Пинский А. А. в 2-х т. (2003, 1128с.)

18.        Повторительный цикл по физике. Грушин В. В, Диденко А. Я., Добродеев Н. А. и др. (1999, 74 с.)

19.        Пособие по физике. Мясников С. П., Осанова Т. Н. (1988, 399с.)

20.        Пособие по физике для подготовительных отделений. Гуща A. M., Путан Л. А. (1984, 317 с.)

21.        Практикум по элементарной физике. Исаков А. Я. (2011-2012, 1612 с.)

22.        Равновесная и неравновесная термодинамика. Элективный курс. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. (2005, 120 с.)

23.        Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Касаткина И. Л. (2006, 848с.)

24.        Репетитор по физике. Электромагнетизм. Колебания и волны. Оптика. Теория относительности. Физика атома и атомного ядра. Касаткина И. Л. (2006, 848 с.)

25.        Решебник задач по физике. Фомина М. В. (2001, - 469 с.)

26.        Решебник по физике. Касаткина И. Л. (2011, 608 с.)

27.        Решение задач по физике. Парфентьева Н, Фомина М. (В помощь пост, в вузы. в 2-х частях.) (1993, 422с.)

28.        Решение задач по физике. Справочник школьника. Сост. Власова И. Г. (1996, 640 с.)

29.        Сборник задач по физике. Баканина Л. П., Белонучкин В. Е., Козел С. М. и др. (1970, 415 с.)

30.        Сборник задач по физике. Зубов В. Г., Шальное В. П. (2009, 304 с.)



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………… 3

Механика.

Кинематика.

1. Общие сведения о движении. ……………………………………………………4

Прямолинейное равномерное движение. ……………………………………………4

Относительность движения. ……………………………………………………….4

2. Прямолинейное неравномерное движение ……………………………………. 6

Мгновенная и средняя скорость. …………………………………………………….6

Ускорение. Равноускоренное движение. …………………………………………… 6

Перемещение при равноускоренном движении. …………………………………….7

3. Криволинейное движение ……………………………………………………….. 7

Динамика

4. Законы движения ………………………………………………………………… 8

Первый закон Ньютона. Инертность. Масса тела. ……………………………… 8

Сила. Второй закон Ньютона. ………………………………………………………8

Сила трения. …………………………………………………………………………..9

Движение тела под действием силы трения. ………………………………………9

Движение тела под действием нескольких сил. …………………………………… 9

Равновесие сил.

5. Элементы статики …………………………………………………………….  10

Равновесие не вращающихся сил. ………………………………………………….. 10

Момент силы. Правило моментов.
Центр тяжести. Устойчивость тел.
……………………………………………. 10

Законы сохранения в механике.

6. Импульс тела. Закон сохранения импульса. ………………………………….11

7. Механическая работа и энергия. ………………………………………………13

8. Работа силы трения и механическая энергия. КПД.         ………………………..14

9. Мощность. ………………………………………………………………………..14

10. Тепловое расширение тел. Объемное расширение тел.14

11. Колебания и волны …………………………………………………………….. 15

Заключение………………………………………………………………………….. 16

Список литературы ………………………………………………………………. 17

Ответы ……………………………………………………………………………… 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие на тему: «Профессиональная направленность обучения физики»

Наш медицинский колледж принимает студентов на базе неполной средней школы. У этих  студентов бытует мнение, что физика — это чисто «техническая» наука и что к медицине она никакого отношен...

«Использование математических методов для решения практических задач по физике и электротехнике»

Математика для Ньютона была главным орудием в физических изысканиях; он подчеркивал, что понятия математики заимствуются извне и возникают как абстракция явлений и процессов физического мира, что по с...

Доклад "Профессиональная направленность преподавания физики в СПО"

Целенаправленная и научно организованная взаимосвязь в преподавании общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально – технического цикла способствует возрастанию интереса учащихся к предмету...

Профессиональная направленность в организации самостоятельной работы на уроках физики

      Самостоятельная работа является средством получения глубоких и прочных знаний обучающимися, средством формирования у них активной самостоятельности, как черт личности,...

Разработка по физике "АЛГОРИТМИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»

Данная разработка ориентирована на преподавателя физики старших классов....

Презентация к уроку по теме "Использование возможностей электронных таблиц Excel для решения задач профессиональной направленности»

Подборка задач по физике и электротехники, используемые для расчетов в Excel  на уроках дисциплины ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности ...

Методика разработки задач с профессиональной направленностью для профессии и специальностей технического профиля СПО

Документ является методическим пособием для преподавателей физики (естествознания) СПО. Содержит методические рекомендации по разработке задач с профессиональной направленностью....