Традиции и инновации в образовательном процессе
статья на тему

Смирнова Мария Игоревна

Статья о традициях и инновациях в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

комитет образования и науки Волгоградской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Волжский политехнический техникум»

ДОКЛАД

на тему:

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования

Волжский, 2015г.


Педагогические традиции и инновационная  образовательная среда – залог совершенствования системы образования

Модернизация российского образования на современном этапе активизировала поиски ответов на многие вопросы педагогики, в том числе на вопросы, связанные с традициями и инновациями в образовании, переосмысления которых определяется трендами глобального образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Принятая Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, ориентирована на долгосрочную перспективу и определила приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования. Основной задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Концепции определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой должны быть решены следующие приоритетные задачи:  обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;  достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования и др.; В Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе развития единого образовательного пространства Европейских стран, провозглашённого Болонской декларацией. Реформа образования объявлена национальным проектом и призвана ускорить начавшиеся процессы модернизации. Целью данного проекта является:

 ускорение процессов модернизации российского образования,

 достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Образование должно быть способно к саморазвитию, активно создавая инновационную инфраструктуру. Инновации в образовании — важный и определяющий элемент его развития, что выражается в традициях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, приводящих к более или менее глобальным изменениям и трансформации его содержания и качества.

Понятие «традиция» давно вошло в педагогический обиход и используется для обозначения устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих длительное время и занимающих определенное место в историко-педагогическом наследии. Педагогические традиции содержат описание идей, ценностей, критериев эффективности образовательного процесса, передаваемых от одного поколения педагогов к другому. Педагогическую традицию надо рассматривать как закон, фиксирующий устойчивые связи между педагогикой, социумом и культурой; как исторически изменчивый «способ развития  человеческой культуры, в том числе и образования».

Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является национальная  специфика.

Содержание педагогической традиции  является система исторически сложившихся норм, ценностей, значений, идей и знаний педагогической теории и практики, получающих выражение в системе морали и права, художественной сфере и науке, относящихся к педагогической деятельности.

Элементами педагогической традиции являются только наиболее существенные явления педагогического опыта – действительно, если рассуждать следующим образом, что благодаря традиции можно передавать все что угодно, даже весьма тривиальные предметы, то любой процесс в педагогической сфере может быть отнесен к педагогической традиции.  

  Традиционным является урок .Одновременное занятие с целым классом, в ходе которого преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявления нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение студентами, оценивает результаты этого воспроизведения.

 Традиционное обучение по своей сути соответствует самому понятию обучения, под которым опять же традиционно, понимается передача (трансляция) социокультурных способов существования и развития человека от одного индивида или их сообщества к другому индивиду. При этом, с одной стороны обеспечивается преемственность (воспроизводство) социокультурного опыта и человека, как его носителя, а с другой стороны, создаются условия для появления новых социокультурных способов деятельности и развития человека и тем самым изменения социокультурной среды.

Нельзя утверждать категорично, но, возможно, типичное для российских методической культуры доминирование преподавателя в организации познавательной деятельности учащихся сдерживает  распространение обучения, центрированного на студента, когда преподаватель на уроке  «отходит в сторону» и весь процесс учения проходит в режиме самоорганизации.

Не менее важным признаком российской педагогической традиции, существенно отличающим ее от некоторых других культур, можно считать относительно строгую дисциплину на уроке, неодобрительное отношение к громкому общению студентов между собой во время лекции, а также нетерпимость к невнимательности учащихся, их равнодушию к содержанию заданий, пассивности и неучастию в работе.  Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа преподавателя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; преподаватель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Для российской методической культуры сильная позиция преподавателя на уроке воспринимается как более привычная, оправданная и необходимая, чем сильная позиция ученика. В процессе реализации основных направлений модернизации обнаруживаются явления и тенденции, характеризующие глубинные причины и факторы общей ориентации образования на позитивные изменения. В определенной степени это связывается с отказом от традиционных стереотипов в обучении, с возникновением гибкой вариативной образовательной среды, развитием регионального компонента содержания обучения, воплощением идей непрерывного образования, осуществлением его социально-культурной, национально-региональной, экологической и информационно-технологической ориентации.                             

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации. Термин «инновация», «инновационный процесс» в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Однако в последние годы ситуация существенно изменилась. Эти термины широко используются и в педагогике, что, несомненно, является следствием объективных процессов, происходящих в сфере образования и призванных сформировать отлаженную систему введения инновации с целью реализации одного из основополагающих принципов современного образования – воспитание гармонически развитого человека, со сформированным инновационным мышлением, инновационной культурой. Поэтому инновационный образовательный процесс, разворачиваемый в педагогическом коллективе, активного участия в исследованиях каждого педагога, что будет способствовать формированию инновационной культуры всего коллектива.

Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, связанная с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

Инновационная деятельность – это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их новых компонентов.

С внедрением в образовательный процесс современных технических средств обучения он выступает как консультант, советчик, аниматор воспитатель. Это требует от него, специальной педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности реализуются не только узкоспециальные, предметные знания, но и знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Инновационная деятельность становится обязательным компонентом личной педагогической системы. Процесс формирования профессионально – педагогической культуры преподавателя в школе тем эффективнее, чем более он направлен на создание инновационной образовательной среды.                                                                     Педагогическая инновация – это образовательная деятельность, связанная с иным взглядом и подходом к образовательному процессу.

В основе инновационных процессов педагогики  изучение, обобщение и распространение   опыта работы преподавателей и внедрение нового и, передового  в массовую практику, чтобы сделать стиль  деятельности и мышление более прогрессивным. Таким образом, результатом инноваций должно быть использование теоретических и практических новшеств  в  целостном педагогическом процессе.

Инновации ведут к таким изменениям в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые характеризуются новизной, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-либо его составляющих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.

Понятие образовательной среды обусловлено взаимосвязанными факторами (условиями), обеспечивающими образование. Нас интересует понятие среда конкретизированное в педагогическом аспекте. Это образовательная среда. Под образовательной средой понимается совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на личность в режиме обучения, воспитания и развития.

Инновационная образовательная среда это открытая система, которая аккумулирует в себе целенаправленно создаваемые организационно-педагогические, процессуально-технологические, информационные ресурсы и на единых ценностно-целевых основаниях обеспечивает инновационность, как способ и механизм формирования компонентов педагогической культуры.

В свойствах и характеристике образовательной среды объективно заложена способность оказывать воспитательное влияние. Эта способность составляет ее воспитательный потенциал, который может быть актуализирован целенаправленной системой педагогических действий.  

Инновационная образовательная среда преобразует содержание образования, активизирует  традиционные и стимулирует развитие новых форм деятельности  преподавателей и учащихся и ,наоборот, сама среда  развивается благодаря  созидательным  процессам, в которых участвуют и преподаватели и учащиеся.

Результатом формирования инновационной образовательной среды  рассматривается как среда, формирующая педагогическую культуру.

Реализация концепции формирования педагогической культуры  преподавателей как педагогической  деятельности опосредована  выбором методов, приемов, средств осуществления его и опора на принципы: научности; систематичности и  последовательности; сознательности и активности.

Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Традиция и инновация взаимодополнительны, не существует одна без другой. Новация - ориентировка на новое, а обращение к наследию - ориентация на традицию. Необходимость исследования роли традиции и инновации в педагогической науке заключается в том, что педагогика, являясь подсистемой общества в конкретно-исторической определенности, требует анализа предпосылок научно-педагогического поиска социокультурной обусловленности развития педагогического знания. В официальных документах Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования, на страницах периодической педагогической печати встречаются высказывания о том, что приоритетные проблемы меняющегося общества позволят решить возрождение отечественных традиций и использование современного опыта в области образования и воспитания.

Одной из глобальных характеристик социального прогресса является доминанта инновационного способа развития. Современная конкуренция в мире характеризуется, в первую очередь, не борьбой за обладание ресурсами, материальными ценностями, а способностью к нововведениям. Именно эта способность, позволяющая выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений, стала своеобразным индикатором эффективности современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией

Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией...

Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».

В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...

Традиции и новации в использовании метода учебного проекта в образовательном процессе

Каждый преподаватель знает, что образовательный процесс – это не только взаимодействие ребенка с учителем, но и определенный набор методов, позволяющий делать контакт с ребенком продуктивным для...

Факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс.

В статье рассматривается понятие инновации, готовности учителя к инновационной деятельности. Определены факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс....

"Инновации в работе учителя в образовательном процессе с обучающимися с ОВЗ"

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном ра...