Факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс.
статья

В статье рассматривается понятие инновации, готовности учителя к инновационной деятельности. Определены факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Павлово-Посадский техникум»

Факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс.

 

 

 Подготовила

Дугушкина Татьяна Геннадьевна 

 

 

2022 г.

Говоря об инновациях, необходимо дать понятие инновационного процесса, который представляет собой комплексную деятельность "по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств" — охватывает множество различного рода изменений в образовательной системе. В то же время, приведенное определение содержит в себе принципиальное положение о том, что инновационный процесс — это деятельность, следовательно, он обязательно должен быть целенаправленным, регулируемым, контролируемым. Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса). Формирование инновационной деятельности как личностный компонент учителя есть процесс многофакторный, поэтому важно четко представлять ожидаемые результаты и, соответственно, правильно и эффективно строить и реализовывать процесс формирования инновационной деятельности в условиях модернизации образования. Для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельность и на степень активности участия учителей в инновационном процессе, которые, наряду с разнообразными моделями и специфическими особенностями инновационного процесса, рассматриваются в исследованиях по педагогической инноватике в работах В.И. Загвязинского, B.C. Лазарева, А.В. Лоренсова, З.Ф. Мазура, Б.П. Мартиросян, М.М. Поташника, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой и др.

Выделенные исследователями факторы интенсивности и эффективности инновационных процессов можно разделить на две группы. Приведенные факторы имеют значение в условиях производственной деятельности, однако при реализации инновационной деятельности в школе их учет также необходим для обеспечения ее эффективности.
К первой группе факторов относятся те, которые определяют восприимчивость организации к новшествам. Данная характеристика организации определяет скорость обнаружения вовне полезных для себя новшеств. Можно выделить три группы факторов, определяющих уровень организации:

  1. Психологические характеристики персонала (установки руководителя к нововведениям; профессионализм руководителя; заинтересованность руководителя в служебном росте; склонность руководителя к риску; информационные контакты в коллективе организации; осведомленность персонала о новшестве; мотивированность персонала на изменения; образовательный уровень персонала; нормы, принятые в коллективе).
  2. Структурные характеристики организации (размер организации; величина ее ресурсов; наличие резервных ресурсов; наличие отдельного подразделения для создания нововведений; опыт во внедрении и использовании новшеств; сложность организационной структуры; степень централизации; степень регламентированности работы; развитость коммуникационных каналов; организационный климат).
  3. Характеристики окружения (уровень стабильности – неопределенности внешнего окружения; изменения в требованиях к продукту; уровень конкуренции; положение среди конкурентов; межорганизационная кооперация).

Ко второй группе относятся факторы, определяющие интенсивность и эффективность инновационных процессов, влияющие на успешность внедрения данных процессов. Результаты исследований свидетельствуют, что успеху внедрения новшеств способствуют:

  • гибкость организационной структуры, проявляющуюся в способности организации создавать временные структурные единицы, ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей, и обеспечивать горизонтальную, а не вертикальную координацию совместных действий;
  • общая культура организации;
  • стиль руководства;
  • информированность членов организации о проблеме, демонстрация недостатков в ее деятельности;
  • информированность членов организации о достоинствах новшества;
  • вовлечение персонала в процесс планирования внедрения и управления им;
  • наличие четко поставленных целей;
  • хорошее планирование процесса изменений;
  • наличие поддержки основных влиятельных групп в организации;
  • мотивированность исполнителей (существование адекватных вознаграждений);
  • способность руководства анализировать причины сопротивления и применять адекватные методы для его преодоления;
  • организация обучения персонала;
  • регулярный и эффективный контроль хода процесса внедрения;
  • наличие отлаженной системы коммуникаций.

Нет оснований полагать, что, будучи существенными для эффективности инновационных процессов в других организациях, названные выше факторы не будут сказываться на эффективности инновационных процессов в педагогической деятельности. Поэтому при анализе и совершенствовании системы инновационной деятельности школы необходимо учитывать все.

Однако благоприятные условия инновационной деятельности не всегда являются залогом активности участия в ней педагога. Как показывают исследования, важным фактором является наличие готовности к инновационной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.

Основные задачи подготовки учителей к инновационной деятельности:

  • Создать условия, благоприятные для стимулирования творческой деятельности учителей.
  • Закрепить оптимальный для учителя стиль деятельности, создавая особую среду для индивидуальной неповторимости, нестандартности учителя.
  • Развить и воспитать у учителей способность к поисково-исследовательской деятельности.

Подготовка учителей направлена на пробуждение интереса к педагогической инноватике, повышающей качество образовательного процесса, инновационную активность педагога.
Инновационная активность учителя в общем случае направлена на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всей школы в целом. В инновационной деятельности учителями решаются задачи четырех основных типов:

  • освоения (внедрения) новшеств;
  • собственной разработки новшеств;
  • проведения педагогических экспериментов;
  • передачи собственного опыта и разработок.

Специфические характеристики как:

  • творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а также проектировать и моделировать их в практических формах деятельности;
  • культурная развитость и образованность, предполагающие интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
  • открытость субъекта новому, которая базируется на толерантности педагога, гибкости и панорамности мышления.

На основании выше изложенного можно предложить направления инновационной деятельности.
Направления инновационной деятельности.

  • Теоретико-методологическая и методическая деятельность.
  • Научно-исследовательская, проектировочная деятельность.
  • Учебная деятельность.
  • Внеурочная деятельность.

Формы работы (как инновационный продукт).

1. Семинары; лектории; курсы повышения квалификации; курсовая переподготовка; самостоятельная работа; инновационные деловые игры;
круглые столы и др.
2. Мастер-классы; экспериментальные авторские разработки; пакеты оригинальных технологий; открытые занятия; программы организации собственной инновационной профессиональной деятельности; стажерские площадки.
3. Урок; консультации; самостоятельная работа; учебные экскурсии; конференции; авторские уроки.
4. Встречи и тематические встречи; беседы; викторины; концерты; выставки творческих работ; научно-практические конференции; школа юного исследователя; кружки, секции; авторские внеурочные занятия.

Методы работы (как инновационный продукт)

1. Изучение и выборка научных и методических трудов и публикаций; анализ; обобщение; диспуты; дискуссии и др.
2. Исследовательский метод; методы проектирования; методы творческих преобразований и др.
3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; проблемного изложения; методы творческих преобразований.
4. Методы формирования сознания личности (беседа, рассказ, пример, лекции); методы организации деятельности и формирования опыта (упражнение, требование, поручение, создание воспитательных ситуаций); методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и инновации в образовательном процессе

Статья о традициях и инновациях в образовательном процессе....

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: нейропсихологический фактор.

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: нейропсихологический фактор....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современные образовательные и информационно- коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса.Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремител...

Эмоциональное выгорание педагогов, как фактор влияющий на образовательную среду.

Профессиональная деятельность оказывает влияет на специалиста, положительно или отрицательно сказываясь на социальном, психоэмоциональном статусе, а также поведенческих, психофизиологических реакциях ...

Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса

Доклад "Создание  информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ/ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ Батуева О.Б. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 2. С. 119-122.

Исследован процесс возникновения оценочных значений и объяснены его причины. Выделены основные факторы, которые способствуют образованию оценочных значений в деятельности организации. Проанализирован ...