Эмоциональное выгорание педагогов, как фактор влияющий на образовательную среду.
статья

Скидан Татьяна Витальевна

Профессиональная деятельность оказывает влияет на специалиста, положительно или отрицательно сказываясь на социальном, психоэмоциональном статусе, а также поведенческих, психофизиологических реакциях человека. Профессия способствует развитию творческих идей, реализации личностного потенциала, наряду с этим, может влиять на возникновение личностной деструкции и  профессиональной деградации.

Актуальной является проблема эмоционального выгорания у представителей социономических (тип «человек-человек») профессий, в частности- педагогов.  Личность педагога является фундаментом для формирования благоприятной образовательной среды, играя центральную роль в учебно-воспитательном процессе, способна задавать мотивирующий и демотивирующий вектор в педагогическом процессе.

 В настоящее время, для продуктивной трудовой деятельности учителю необходимо решать сложные педагогические задачи: освоение новых методик и форм преподавания, ориентация в информационном поле преподаваемого предмета, поиск эффективных стратегий воспитания и пр. Неоспорим тот факт, что для полноценного выполнения профессиональных обязанностей педагогу необходимо психическое и соматическое благополучие.  Влияние объективных и субъективных эмоциогенных факторов способствует нарастанию психоэмоционального напряжения, утраты творческой, когнитивной и физической энергии. Синдром эмоционально выгорания включает в себя три составляющих: 1) эмоциональное истощение; 2) деперсонализацию; 3) редукцию профессиональных достижений.

Согласно мнению отечественных исследователей В.В. Бойко, В.Е. Орела на возникновение синдрома эмоционального выгорания влияют: внешние (организация труда; условия работы; социально-психологические) факторы и внутренние (социально-демографические и личностные) факторы.

Эмоциональное выгорание является устойчивым состоянием, приносящим ущерб профессиональной деятельности и личности педагога.  

Современная психологическая служба в образовательном учреждении – организационная структура, обеспечивающая развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса. Основные направления деятельности службы заключаются в психодиагностике, психологическом просвещении, психопрофилактике и психокоррекции. Следует отметить, что несмотря на четкую направленность деятельности психологической службы, в процессе реализации ее целей и задач обнажается ряд системно-организационных проблем, которые увеличивают риск синдрома эмоционального выгорания у педагогов, как следствие, негативным образом влияют на формирование образовательной среды. Считаю целесообразным выделить основные проблемы современной психологической службы:

  • Отсутствие понимания первоочередных задач, обеспечивающих развитие личности в образовательной среде;
  • Нарушение баланса между психопрофилактикой и пихокоррекцией в деятельности большинства психологических служб образования;
  • Нивелирование значимости психоэмоциональных и профессиональных проблем педагогов;
  • Отсутствие единого направления деятельности по развитию психологической грамотности, а также психокоррекции и психопрофилактики среди педагогического состава.

Подводя итоги, следует отметить, что личность педагога позитивно или негативно влияет на формирования образовательной среды. Объективные и субъективные факторы, нарастающая профессиональная нагрузка увеличивают риск возникновения синдрома эмоционального выгорания, который способствует в личностной деструкции и профессиональной деградации специалиста.  Современная психологическая служба имеет ряд актуальных проблем, которые увеличивают риск синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Помощи психологической службы необходима всем участникам учебного процесса, образовательная среда учебного заведения должна реализовать психологическую безопасность всех её субъектов.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchkskie_statya.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность оказывает влияет на специалиста, положительно или отрицательно сказываясь на социальном, психоэмоциональном статусе, а также поведенческих, психофизиологических реакциях человека. Профессия способствует развитию творческих идей, реализации личностного потенциала, наряду с этим, может влиять на возникновение личностной деструкции и  профессиональной деградации.

Актуальной является проблема эмоционального выгорания у представителей социономических (тип «человек-человек») профессий, в частности- педагогов.  Личность педагога является фундаментом для формирования благоприятной образовательной среды, играя центральную роль в учебно-воспитательном процессе, способна задавать мотивирующий и демотивирующий вектор в педагогическом процессе.

 В настоящее время, для продуктивной трудовой деятельности учителю необходимо решать сложные педагогические задачи: освоение новых методик и форм преподавания, ориентация в информационном поле преподаваемого предмета, поиск эффективных стратегий воспитания и пр. Неоспорим тот факт, что для полноценного выполнения профессиональных обязанностей педагогу необходимо психическое и соматическое благополучие.  Влияние объективных и субъективных эмоциогенных факторов способствует нарастанию психоэмоционального напряжения, утраты творческой, когнитивной и физической энергии. Синдром эмоционально выгорания включает в себя три составляющих: 1) эмоциональное истощение; 2) деперсонализацию; 3) редукцию профессиональных достижений.

Согласно мнению отечественных исследователей В.В. Бойко, В.Е. Орела на возникновение синдрома эмоционального выгорания влияют: внешние (организация труда; условия работы; социально-психологические) факторы и внутренние (социально-демографические и личностные) факторы.

Эмоциональное выгорание является устойчивым состоянием, приносящим ущерб профессиональной деятельности и личности педагога.  

Современная психологическая служба в образовательном учреждении – организационная структура, обеспечивающая развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса. Основные направления деятельности службы заключаются в психодиагностике, психологическом просвещении, психопрофилактике и психокоррекции. Следует отметить, что несмотря на четкую направленность деятельности психологической службы, в процессе реализации ее целей и задач обнажается ряд системно-организационных проблем, которые увеличивают риск синдрома эмоционального выгорания у педагогов, как следствие, негативным образом влияют на формирование образовательной среды. Считаю целесообразным выделить основные проблемы современной психологической службы:

  • Отсутствие понимания первоочередных задач, обеспечивающих развитие личности в образовательной среде;
  • Нарушение баланса между психопрофилактикой и пихокоррекцией в деятельности большинства психологических служб образования;
  • Нивелирование значимости психоэмоциональных и профессиональных проблем педагогов;
  • Отсутствие единого направления деятельности по развитию психологической грамотности, а также психокоррекции и психопрофилактики среди педагогического состава.

Подводя итоги, следует отметить, что личность педагога позитивно или негативно влияет на формирования образовательной среды. Объективные и субъективные факторы, нарастающая профессиональная нагрузка увеличивают риск возникновения синдрома эмоционального выгорания, который способствует в личностной деструкции и профессиональной деградации специалиста.  Современная психологическая служба имеет ряд актуальных проблем, которые увеличивают риск синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Помощи психологической службы необходима всем участникам учебного процесса, образовательная среда учебного заведения должна реализовать психологическую безопасность всех её субъектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"

Работа педагога требует много усилий, умений и терпения. Каждому педагогу необходимо уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием и обладать навыками саморегуляции....

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и  систематизация восс...

ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников о...

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога  для работы в инклюзивной образовательной среде"...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Эмоциональное выгорание педагога"

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.По данным исследований Н.А. Аминова, чер...

Тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитив­ной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...