Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"
статья

Куликова Алла Вячеславовна

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога  для работы в инклюзивной образовательной среде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formir_pk_pedagoga.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде»

В России до середины 90-х годов XX века обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось преимущественно в школах-интернатах, что приводило к социальной изоляции этих детей и устранению родителей от их воспитания. Вследствие этого выпускники учебных заведений интернатного типа испытывали трудности дальнейшей интеграции в социум.

Вместе с тем многие дети, находящиеся под патронатом системы специального образования, могли обучаться в общеобразовательных учебных заведениях. Российская педагогика предпринимает шаги, направленные на эволюционные изменения в образовании, связанные с включением детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных и в российской образовательной политике. В профессиональном  образовании нашли свое отражение концептуальные положения, создающие условия для обеспечения равенства в освоении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья различных ступеней образовательного стандарта. Так же основные положения закреплены в следующих законодательных ресурсах: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф; закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 с изменениями на 25.07.2002; Конвенция ООН о правах ребенка; Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года; Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 и т. д. В настоящее время в мировой образовательной практике на смену термину «интеграция» – объединение в одно целое, приходит термин «инклюзия», т. е. включение (Д. Агнес, Т. Бут, М. Кинг-Сирс, Т. Миттлер, Д. Роза и др.)

 Широкое внедрение идей интеграции и инклюзии в профессиональное образование России в значительной мере зависит от квалификации кадров, что требует внесения изменений в процесс подготовки будущих преподавателей. В связи с этим современный учитель начальных классов должен реализовывать обучение, развитие и воспитание при опоре на знание индивидуальных особенностей младшего школьника, уметь управлять процессом постоянного изменения ученика и обеспечивать восхождение его к более высокому уровню своего развития, осуществлять исследовательский педагогический поиск, решая на научной основе проблемы становления личности ребенка.

Рассмотрев выше современное состояние проблемы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что эффективно осуществлять эту деятельность в условиях общеобразовательной школы могут только учителя, компетентные в данной области. В отечественных исследованиях существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией, актуальной в данное время, умение добывать новые знания, обрабатывать накопленные и применять их в своей практической деятельности. Компетентный специалист должен уметь пользоваться освоенными методами решения проблем, причем в зависимости от конкретных условий применять метод, наиболее эффективный в данной ситуации, а также обладать способностью среди множества решений выбрать оптимальное, аргументировано опровергнув ложные, т. е. обладать критичностью мышления. Общая компетентность человека, включающая в себя общие ключевые содержательные и функциональные компетентности. Профессиональная компетентность педагога, включающая базовые профессиональные компетентности специалиста в определенной профессиональной области. Специальные профессиональные компетентности педагога, обусловленные спецификой учреждения, в котором осуществляется педагогическая деятельность, и объекта, на который направлена деятельность или профессиональная компетентность педагога в работе с различными категориями детей, с родителями и др. Частные профессиональные компетентности педагога, обеспечивающие выполнение конкретного педагогического действия, решение конкретной педагогической задачи. Ключевые содержательные компетенции будущих учителей начальных классов, необходимые для осуществления педагогической деятельности в рамках инклюзивного образования, предполагают личностную заинтересованность, положительную направленность на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников; способность педагогически мыслить на основе системы знаний, необходимых для осуществления инклюзивного обучения и опыта познавательной деятельности, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного обучения; способность анализировать свою деятельность; способность выполнения конкретных профессиональных задач.

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX–XXI вв., что требует нового подхода к формированию будущего профессионала. Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в образовательном учреждении профессиональные практики требуют от педагогов умения учить обучающихся способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление.

 Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетенции, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации.

Умение работать с детьми с особыми образовательными потребностями – это способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности обучающихся и обеспечивая включение подростка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения, создавая условия для его развития и саморазвития.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных и в российской образовательной политике. В профессиональном  образовании нашли свое отражение концептуальные положения, создающие условия для обеспечения равенства в освоении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья различных ступеней образовательного стандарта. Так же основные положения закреплены в следующих законодательных ресурсах: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф; закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 с изменениями на 25.07.2002; Конвенция ООН о правах ребенка; Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года; Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 и т. д. В настоящее время в мировой образовательной практике на смену термину «интеграция» – объединение в одно целое, приходит термин «инклюзия», т. е. включение (Д. Агнес, Т. Бут, М. Кинг-Сирс, Т. Миттлер, Д. Роза и др.).

 Интеграция предполагает адаптацию подростка к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям подростка. Исходя из этого, под инклюзивным образованием мы понимаем более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным потребностям всех подростков.

Инклюзивное (включающее) образование: - дает возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать в жизни образовательного учреждения - обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Рассмотрев выше современное состояние проблемы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к вы воду, что эффективно осуществлять эту деятельность в условиях общеобразовательной школы могут только учителя, компетентные в данной области. В отечественных исследованиях существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией, актуальной в данное время, умение добывать новые знания, обрабатывать накопленные и применять их в своей практической деятельности. Компетентный специалист должен уметь пользоваться освоенными методами решения проблем, причем в зависимости от конкретных условий применять метод, наиболее эффективный в данной ситуации, а также обладать способностью среди множества решений выбрать оптимальное, аргументировано опровергнув ложные, т. е. обладать критичностью мышления. Общая компетентность человека, включающая в себя общие ключевые содержательные и функциональные компетентности. Профессиональная компетентность педагога, включающая базовые профессиональные компетентности специалиста в определенной профессиональной области. Специальные профессиональные компетентности педагога, обусловленные спецификой учреждения, в котором осуществляется педагогическая деятельность, и объекта, на который направлена деятельность или профессиональная компетентность педагога в работе с различными категориями детей, с родителями и др. Частные профессиональные компетентности педагога, обеспечивающие выполнение конкретного педагогического действия, решение конкретной педагогической задачи. Ключевые содержательные компетенции будущих учителей начальных классов, необходимые для осуществления педагогической деятельности в рамках инклюзивного образования, предполагают личностную заинтересованность, положительную направленность на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников; способность педагогически мыслить на основе системы знаний, необходимых для осуществления инклюзивного обучения и опыта познавательной деятельности, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного обучения; способность анализировать свою деятельность; способность выполнения конкретных профессиональных задач.

Литература

 1.  Бунимович Е. А. Нужна концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Российского общественного совета по развитию образования. Вып. 15. 2006. С. 22–28.

2.  Гонеев А. Д. Коррекционно-педагогическая подготовка учителя в системе профессионального становления // Проблемы подготовки специалистов по коррекционной педагогике и специальной психологии. Курск, 1998.

3 . Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, со специальными образовательными потребностями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. № 2. С. 3–6.

4 . Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Профессиональное образование, 2002. № 5. С. 17–20. 5. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2 ч. М., 1996. 6. Хафизуллина И. Н. К вопросу об инклюзивной компетентности учителя общеобразовательной школы // Сб. мат-лов  II межрегионального семинара «Государственная социальная политика по защите детства: теория и практика». Астрахань, 2007. С. 58–67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Оценка уровня профессиональной компетентности педагога Лебедева Т.Н."

Оценка уровня профессиональной компетентности педагогаЛебедева Т.Н.  Реформы образования, начатые в конце 20-го века, продолжают модернизацию образования. Объективная необходимость модернизации р...

2018 Доклад на ЦМК Создание условий для формирования профессиональной компетентности, используя систему самостоятельной работы студентов

2018 Доклад на ЦМК Создание условий для формирования профессиональной компетентности, используя систему самостоятельной работы студентов...

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...

Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде

Особенности проведения профориентационных мероприятий для детей - инвалидов и с ОВЗ...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...