Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Эмоциональное выгорание педагога"
учебно-методический материал

Павлова Ольга Владимировна

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в педагогике у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все преподаватели.          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emocionalnoe_vygoranie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное выгорание педагога.

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в педагогике у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все преподаватели.          

Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного  или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Выгорание – это ответ на хроническую эмоциональную напряженность.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВНУТРЕННЕГО НАКАПЛИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ БЕЗ «РАЗРЯДКИ» ИЛИ «ОСВОБОЖДЕНИЯ» ОТ НИХ. Фрейденберг.

Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к студентам, коллегам;  увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание.

        Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

        Распространенной является модель синдрома выгорания Кристина Маслач и Сьюзан. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:

        1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.

        2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого  худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.

        3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.

        Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания: личностные, статусно-ролевые, корпоративные.

        1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкий уровень самоуважения и самооценки, растрачивание эмоций.

         

2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; поведенческие стереотипы,

        3. К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; напряженность и конфликты в профессиональной среде.

        Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Психофизические  симптомы:

  • Чувство постоянной усталости;
  • Ощущение эмоционального и физического истощения;
  • Снижение восприимчивости и реактивности;
  • Общая слабость, снижение активности и энергии,
  • Частые беспричинные головные боли;
  • Сонливое состояние;
  • Ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально- психологические симптомы:

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия;
  • Повышенная раздражительность;
  • Частые нервные срывы;
  • Постоянное переживание негативных эмоций;
  • Чувство беспокойства и повышенной тревожности;
  • Чувство страха;
  • Общая негативная установка на жизненные  перспективы.

Поведенческие симптомы:

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее;
  • Чувство бесполезности,
  • Безразличие к результатам;
  • Дистанцированность

от сотрудников,

одиночество.

Профилактика выгорания:

  • Физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.;
  • Обучение техникам релаксации (расслабления), медитация;
  • Умение говорить «нет»;
  • Хобби (спорт, культура, природа);
  • Попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;

Качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания.

  1. Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
  2. Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.
  3. Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.

  • Отвлекайтесь: путешествуйте, гуляйте
  • Запомните: отрицательные эмоции нельзя копить
  • Увлекайтесь хобби
  • Любите себя
  • ДЕЙСТВУЙТЕ: Физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
  • Разрядиться можно самым простым способом: Стресс является очень сильным источником энергии.
  • наведите порядок дома или на рабочем месте; устройте прогулку; побейте мяч или подушку.
  • Любая творческая работа может исцелять от переживаний:рисуйте;

танцуйте; пойте; лепите; шейте.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА НЕОБХОДИМА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ (ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО)
  • Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, - говорил Карел Чапек(чешский писатель) - кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной  тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя  хозяином положения.

        Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.

        Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

        Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.

        В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

        Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».

Литература.

  1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. -  СПб.: Питер, 2003.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
  4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
  5. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.

Методики выявления профессиональной деформации работников помогающих профессий

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если вы согласны с высказыванием, то напротив цифры поставьте «+» («да»), если не согласны, то «-» («нет»). Спасибо за сотрудничество.

Тест

1. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть.

2. Я недоволен нововведениями в системе образования.

3. Я всегда адекватно оцениваю знания учеников.

4. Дома я требую, чтобы все мои вещи лежали на своих местах.

5. Я первым ищу путь к преодолению конфликта.

6. Молодых учителей нужно критиковать за отсутствие твердости и дисциплины.

7. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще виноваты другие люди, чем я сам.

8. Строгий и четко знающий свои обязанности педагог — вот образ идеального учителя.

9. Замечаю, что я часто стал кричать на детей.

10. Я все чаще убеждаюсь в том, что коллеги, не согласные со мной, профессионально некомпетентны.

11. Мне трудно менять привычный стиль работы.

12. «Хороший педагог, но плохой родитель» — это не про меня.

13. Я стал более нетерпим к шалостям учеников, чем раньше.

14. Я, как правило, не согласен с коллегами, которые отмечают мои «ошибки».

15. Я, как и прежде, легко реализую новые идеи.

16. Я твердо убежден, что все учащиеся, занимающиеся спортом, лодыри.

17. Я часто предлагаю новые подходы к решению проблем.

18. Раньше я спокойнее относился к замечаниям коллег по поводу моей деятельности.

19. Думаю, что мой большой стаж работы дает мне право делать замечания и давать советы молодым педагогам.

20. Я замечаю, что становлюсь мнительным в работе с учениками.

21. Раньше я был открытым в общении, однако теперь понимаю, что этого делать не следует.

22. Меня как педагога не за что упрекнуть.

23. Меня раздражают всякие инновации, они лишь мешают работе.

24. Я полагаю, что способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.

25. Я по-прежнему легко генерирую новые идеи, связанные с моей работой.

26. Выработанные у меня за годы работы стереотипы облегчают мой труд.

27. Меня бесит, когда молодые учителя начинают спорить со мной по вопросам обучения и воспитания.

28. Я полагаю, что учащиеся должны безоговорочно выполнять мои требования, иначе я не смогу поддержать свой авторитет.

29. Властность — необходимое качество педагога.

30. У меня в семье часто возникают конфликты в связи с тем, что мои советы воспринимаются как поучительство, морализаторство.

31. Мой опыт работы убеждает меня в том, что в наказании учащихся за проступки необходимо быть принципиальным, не давать никаких поблажек и скидок на обстоятельства, чтобы другим было неповадно.

32. В последние годы я стал замечать за собой несдержанность в отношениях с учащимися, вплоть до проявления грубости.

33. Я убежден, что оценивать знания учащихся следует в строгом соответствии с имеющимися стандартами.

Ключ. Начисляется по одному баллу за ответ «да» по пунктам 1–4, 6-14, 16, 18–23, 27–33 и за ответ «нет» по пунктам 5, 15, 17, 24 и 25. Подсчитывается общая сумма набранных баллов; если она меньше 12 баллов, то профессиональная деформация выражена слабо, если 23 балла и больше — деформация выражена сильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"

Работа педагога требует много усилий, умений и терпения. Каждому педагогу необходимо уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием и обладать навыками саморегуляции....

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и  систематизация восс...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Клиповое мышление – феномен современности»

В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знани...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме ««Применение технологии критического мышления у студентов»"

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умен...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Проектирование образовательного пространства как элемент педагогического мастерства»

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движен...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Возможности цифровой платформы Learning Apps в процессе изучения дисциплин»

С введением ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, в системе основного общего образования Российской Федерации была обозначена задача овладения учащимися суммой...