Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Клиповое мышление – феномен современности»
статья

Павлова Ольга Владимировна

В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?

Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_klipovoe_myshlenie.docx228.93 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Объединенное заседание ЦМК

«Сестринское дело»

Тема:

«Клиповое мышление – феномен современности»

Председатель ЦМК

«Сестринское дело»

О.В. Павлова

2017 год

Почему в современном мире начинает преобладать клиповое мышление

В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?

Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов.

клиповое мышлениеЧеловек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объемы. Этому феномену, в той или иной степени, подвержены практически все современные дети и молодые люди.

Появление термина

Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. Очень часто смысл звучащей песни оказывается логически не связанным с темой видеоряда, представленного зрителю.

В последующие годы все больше фильмов, мультфильмов и телешоу строятся именно по этому принципу: сюжет в них разделяется на короткие блоки информации, часто сменяющие друг друга и не имеющие особой логической связи. Еще одним ярким примером является телевизионная реклама: информация в ней преподносится очень быстро, кадры часто сменяют друг друга, даже не давая человеку до конца вникнуть в их смысл. Телевизионные новости тоже все больше перенимают этот принцип. Газетные и журнальные заметки становятся все более короткими, информация в них не несет глубины.

klipovoe-soznanieС появлением у людей возможности общаться сначала с помощью СМС по мобильному телефону, а затем в социальных сетях в интернете, проблема клипового мышления усугубилась еще больше. Люди привыкают общаться короткими сообщениями. Их мышление становится осколочным, фрагментарным. Такой человек начинает воспринимать окружающий мир, как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у него появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом он не вникает в ее суть. Не осмыслив одной темы, человек переходит к другой, затем к третьей, быстро забывая увиденное и услышанное.

Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий.

Плюсы клипового мышления

Как и у каждого явления, у феномена клипового мышления есть свои плюсы и минусы. В чем же выражаются его плюсы?

  • Развивает быстроту реакции. Люди, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них.
  • Развивает способность решать несколько задач одновременно. Такое мышление формирует у людей многозадачность – способность делать несколько дел сразу (например, работать, слушать музыку, общаться в интернете, принимать пищу). Человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
  • Защищает мозг от перегрузки информацией. Многие психологи считают, что это своеобразный механизм адаптации к развитию информационных технологий, которые прочно вошли в жизнь современного человека и стали ее неотъемлемой частью. Человеческий мозг вынужден принимать и перерабатывать огромные объемы информации, что приводит к перегрузкам. Поэтому он подстраивается реагировать на поступающую извне информацию именно таким образом.
  • Порождает желание охватить как можно больше информации. Клиповое мышления заставляет человека выискивать и поглощать все новую и новую информацию, что весьма полезно для интеллектуального развития.

Его минусы

Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов. В чем же состоят эти минусы?

  • Снижает способность к анализу информации. Люди, обладающие клиповым мышлением, часто оказываются неспособны анализировать даже самую важную информацию – выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа. В результате человек учится не осмысливать, а только потреблять информацию.
  • Снижает способность к концентрации внимания. Особенности клипового мышления делают людей неспособными сосредоточиться на одной теме – они с трудом могут удерживать внимание, перескакивают с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть.
  • Снижает эффективность обучения и усвоения знаний. Современные школьники и студенты, которые являются основными обладателями клипового мышления, плохо воспринимают и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения. Коэффициент усвоения знаний современных детей и подростков падает.
  • Усиливает подверженность чужому влиянию и манипуляциям. Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать. Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар, руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.
  • Снижает чувство сопереживания. Люди, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих.
  • Приводит к упрощению задач и решений. Клиповое мышление приводит к тому, что люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

 Влияние клипового мышления на успеваемость студентов

Следует отметить некоторые особенности студентов - обладателей клипового мышления:

1) не умеют анализировать, отсутствует четкая логика, они не умеют выделять главное и устанавливать логические связи;

2) обладают кратковременной памятью, в то время как долговременная память отсутствует. Они полностью забывают материал 2-3-4 недельной давности. Причина заключается в том, что при клиповом мышлении развита кратковременная «механическая» память, из которой полученная информация быстро стирается за 1-2-3 дня. А запоминание должно быть на основании анализа и установления логических связей, при этом запоминание осуществляется непроизвольно. Мозг усваивает логические связи и на их основе осуществляется запоминание. Такое запоминание основано на продолжительном мышлении, которое закрепляется на годы или на всю жизнь. При использовании, таким образом, полученных знаний в профессиональной деятельности происходит быстрое восстановление в случае их востребованности;

3) могут оперировать смыслами только малой длины. Возрастание сложности изучаемых объектов приводит к абсолютному непониманию изучаемого материала;

4) отсутствует интерес в изучении предмета, так как они не понимают о чем идет речь;

5) выражена быстрая утомляемость при изучении обязательных дисциплин;

6) наблюдается низкая дисциплина, обусловленная отсутствием интереса.

Человек не рождается с клиповым мышлением, оно вырабатывается и приобретается в силу следующих обстоятельств: компьютеризация, подключение школ к Интернету, зависимость от компьютерных игр и массовая культура.

Прежде всего, это компьютеризация и интернетизация школ и семей. Риску приобретения клипового мышления подвержено большинство подростков, имеющих неконтролируемый доступ к компьютеру и Интернету (всем известны победные отчеты чиновников в рамках национальных проектов).

Появляется зависимость от компьютерных игр. Известны случаи, когда подростки играли в компьютерные игры по несколько суток подряд без сна. Игра полностью искажает восприятие окружающего мира. Например, люди и транспорт на улице воспринимаются как фигуры из игры. Может возникнуть желание пострелять в этих, людей (просто так: попаду или не попаду).

Следующее обстоятельство - это потребление массовой культуры, к которой относится телевидение, музыкальные клипы, кинофильмы, специальная литература.

Телевидение подает информацию так, что на осмысливание какой-либо ситуации дается 1-2-3 минуты, потом подается другая ситуация, а первая стирается их памяти. Телевизионные шоу-программы обращены не к разуму, а к эмоциям, при этом их уровень зачастую «ниже пояса». Просмотр телевидения некоторыми подростками сводится к постоянному переключению каналов. Телевидение формирует управляемое восприятие, которое потребляет специально подготовленную информацию. Примерами могут служить также рекламные ролики, сводки новостей одна за другой, музыкальные клипы, шоу-концерты [4 ].

Возникла положительная обратная связь: производители потребляемой информации стали подстраиваться под аудиторию с клиповым мышлением, а именно, массовая культура стала обслуживать людей с клиповым мышлением. Появились фильмы, например, «Матрица» и книги, предназначенные для людей с клиповым мышлением, в которых печатные тексты упрощены, фразы короткие, логическая связь между ними слабая. Роль читателя сводится к простому, бездумному потреблению информации, что вызывает у человека с клиповым мышлением положительные эмоции, душевный комфорт.

Клиповое мышление удобно для коммерции и рекламы. В рекламе делается упор на эмоции, а не на содержание, отключается осмысливание, остается приятное ощущение от полученной информации.

проблемы, связанные с наличием клипового мышления:

  1. Подростки не могут осилить что-либо из классической литературы, они могут читать только иллюстрированные комиксы и специальные газеты и журналы. Ученики не могут самостоятельно подготовить реферат, курсовую работу по гуманитарной или специальной дисциплине.

Считается, что при подготовке реферата на определенную тему ученик проводит большую самостоятельную работу (поиск источников, чтение литературы, анализ и отбор материала и т.п.), что способствует усвоению и осмысливанию изучаемого материала, развивает мыслительные способности студентов. Не секрет, что определенная часть учащихся относится к этому формально. Зачастую учащиеся «скачивают» материал из Интернета или покупают готовые сочинения, не вникая при этом в содержание и смысл темы. Таким образом, подготовка реферата превращается в пустую формальность.

  1. Молодые люди с клиповым мышлением не умеют работать самостоятельно.
  2. Резко снижается коэффициент усвоения знаний. Пример, обычно вначале изучения дисциплины оцениваются знания полученные ранее на смежных дисциплин, так практика показывает низкий исходный уровень знаний. Таким образом полученная ранее информация просто не задерживается!
  3. Быстрая забываемость. Например, на практических занятиях повторяется материал, который был изучен на теории, так как показывает практика очень мало студентов могут воспроизвести материал.
  4. Человек с клиповым мышлением не может успешно учиться и делать успешную карьеру. Такие люди являются аутсайдерами в учебе и карьере.
  5. Уровень критического сознания людей с клиповым мышлением низкий. Эти люди программируемы. Они восприимчивы к чудесам, тайнам, мистике.
  6. У учащихся с клиповым мышлением формируются своеобразные морально-этические ценности, а именно: ослабление чувства ответственности; понятия совести и чести исключены; отсутствует чувство сопереживания (смерть не вызывает сопереживания); люди становятся циничными; все, что связано с уровнем «ниже пояса», вызывает положительную эмоциональную реакцию.

Методы борьбы с клиповым мышлением

Из всего перечисленного выше становится понятно, что феномен клипового мышления имеет больше недостатков, чем достоинств. Исследования психологов показывают, что, несмотря на развитие виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни. Недостаток живого общения порождает замкнутость, чувство одиночества и неудовлетворенности. В результате этого возрастает риск возникновения депрессий, нервных расстройств, суицидального настроения. Поэтому психологи призывают людей к борьбе с проявлениями клипового мышления, пока оно не стало частью личности. Какие же методы борьбы можно использовать?

1Прежде всего, нужно больше читать и анализировать прочитанное. Причем читать нужно не короткие рассказы, а объемные произведения с глубоким смыслом, призывающим к размышлению. Кроме того, существует немало художественных и познавательных фильмов, просмотр которых заставляет задуматься.

Тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким. Существуют разнообразные психологические методики тренировки памяти, внимания, воображения, логического, понятийного, образного мышления для детей и взрослых. Специальные тесты на определение разных типов мышления помогут оценить результаты тренировок.

Отказу от клипового сознания также способствуют содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения.

Следует помнить, что клиповое мышление может приносить пользу в определенных ситуациях, требующих быстрого реагирования или частого переключения внимания, но оно не должно становиться преобладающим типом мышления в повседневной жизни.

Как бороться с минусами клипового мышления?

В некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением. На них учат концентрировать внимание и анализировать информацию. А в Соединённых Штатах рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно. Многие источники предлагают следующие способы борьбы с отрицательными сторонами клипового мышления:

Метод парадоксов

Михаил Казиник, профессор и педагог с мировым именем, в своей практике использовал «метод парадоксов», который развивает аналитические способности и критическое мышление. Парадокс значит противоречие. Исследования показали, что дети с пассивным сознанием принимают утверждения учителя на веру. Но когда учитель озвучивает два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются.

Чтение художественной и философской литературы

Для выработки усидчивости новичкам рекомендуется ставить на время чтения будильник. Сначала можно прерываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове.

Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения

Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно.

В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим.

День отдыха от информации

Ограничить себя в потреблении информации — мудрое решение в эпоху информационного бума. Эксперты предлагают ввести личный «День отдыха от информации». В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн.

Нужно понимать, что клиповое мышление — вынужденное явление в эпоху информационных технологий, у которого есть как плюсы, так и минусы. Что касается детей, важно скорректировать их развитие и потребление клиповой информации. И как минимум, отдавать себе отчет в том, что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютерами, планшетами и айфонами, готовят для них не самое лучшее будущее.

Выводы:

-целесообразно вернуть вступительные испытания по русскому языку, биологии, химии – это позволит выявить исходный уровень знаний и провести корректировку учебного процесса (введение факультативов) по возможности

-учитывая специфику современного студента процесс обучения должен быть синтетическим, это подразумевает использование как классических, так и современных технологий: информационные (сетевые, дистанционные, компьютерные, мультимедийные); технологии проектов; игровые занятия; занятия тренинги)

Список литературы:

1.Семеновских Т.В. “Клиповое мышление” — феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 14.10.2014).

2.Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120- летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.

3.Абраменкова В. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырева // Воспитание школьников. - 2009. - № 6. - С. 28-31.

4.Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. - 2008. - № 3. - С. 5-12.

5.Горбовец А. Люди гибнут за металл: чему учат телевизионные игры / А. Горбовец // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей / В. Шолох. - 2009. - № 6. - С. 20-24.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения объединенного заседания ЦМК по теме : Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса

Материал доклада дает понятие  активных методов обучения., а так же раскрывает  особенности его применения на занятиях по ПМ04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Эмоциональное выгорание педагога"

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.По данным исследований Н.А. Аминова, чер...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знани...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме ««Применение технологии критического мышления у студентов»"

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умен...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Проектирование образовательного пространства как элемент педагогического мастерства»

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движен...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Возможности цифровой платформы Learning Apps в процессе изучения дисциплин»

С введением ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, в системе основного общего образования Российской Федерации была обозначена задача овладения учащимися суммой...