Материал для объединенного заседания ЦМК по теме ««Применение технологии критического мышления у студентов»"
статья

Павлова Ольга Владимировна

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умений по уходу за пациентами, выполнению манипуляций, работе с родственниками, обучению пациентов, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи, а главное коммуникативным навыкам персонала. В силу этого перед преподавателем стоит задача научить студентов способам достижения результата. Технология разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Она представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx357.34 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Объединенное заседание

ЦМК  «Сестринское дело»:

«Применение технологии критического мышления у студентов»

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умений по уходу за пациентами, выполнению манипуляций, работе с родственниками, обучению пациентов, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи, а главное коммуникативным навыкам персонала. В силу этого перед преподавателем стоит задача научить студентов способам достижения результата. Технология разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Она представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Студент на  основе кластера, синквейна,   развивает критическое мышление,  что способствует повышению эффективности восприятия информации интереса к изучаемому материалу.

Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Технология критического мышления - совокупность стратегий, приемов, направленных на формирование навыков мышления - сбора информации, запоминания, организации, анализирования, генерирования, интегрирования и оценивания. Цель данной образовательной технологии - развитие клинического мышления, необходимого не только в учебе, но и в профессиональной деятельности медсестры (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

 Основные аспекты технологии критического мышления:

 1.Устанавливает связь с реальной жизнью.

2.Развивает учебные виды деятельности, которые:  ориентированы на студента и его интересы;-  связаны с проблемами реального мира.

3.Предполагает развитие навыков мышления и стратегии решения проблем.

 4.Развивает способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности медсестры:  способность работать целенаправленно и продуктивно;  способность принимать решения;  способность к аргументированию принятых решений; способность проявлять инициативу;

 5. Является доступной для всех студентов.

Для студентов медицинского колледжа формирование критического мышления является актуальной проблемой. Критическое мышление есть мышление оценочное и рефлексивное, являющееся главным условием развития интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание. Данный тип мышления необходим для будущей профессиональной деятельности медицинского работника, т.к. на всех этапах лечения требуется использование таких мыслительных операций как анализ, сравнение, обобщение.

 Основой технологии развития критического мышления является трехфазовая структура занятия, включающая в себя: - вызов; - осмысление; - рефлексию. На первой стадии «вызов» - происходит актуализация имеющихся знаний по теме и побуждение познавательной активности. Возникает интерес к обсуждаемому вопросу. На этой стадии преподавателем ставятся следующие цели:

1.Актуализация имеющихся знаний, их самостоятельный анализ, формирование связей с темой занятия. То есть студенты сами определяют уровень собственных знаний, к которым будут добавлены новые. 2.Активизация деятельности студентов. Активная деятельность является залогом сознательного подхода к пониманию новой информации. Результат первого этапа - обучающийся самостоятельно определяет направление в изучении темы, определяет для себя "что это значит для меня?" и "зачем мне это нужно?".

На этапе вызова создается мотивация к получению знаний через обращение к жизненному опыту студентов и использованию следующих методических приемов:

- «Мозговая атака»;

- «Древо предсказаний»;

- «Ключевые слова»;                         

- «Я уже знаю»;

- «Кластер»;                                      

 - «Верные - неверные утверждения»;

- «Знаю – хочу узнать – узнал» и т.д.    

Студенты вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения); задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на данной стадии, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

Вторая стадия – «осмысление новой информации». Преподаватель предлагает студентам новую информацию. В данном случае информация предлагается в форме чтения текста. На этой стадии преподаватель оказывает наименьшее влияние на студента. Основная цель педагога - поддержание активности, интереса, созданного в первой стадии, помощь студенту в формулировании собственного понимания, соотнесение новой информации со своими устоявшимися представлениями. Результат - новое понимание темы, индивидуальная интерпретация информации.

На этапе осмысления происходит непосредственный контакт с новой информацией через текст, фильм, материал параграфа. Студент, используя активные методы чтения (маркировка с использованием значков, поиск ответов на постановленные в первой части занятия вопросы и т.д.),  делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Здесь целесообразно использовать такие приемы как:

- «Чтение с остановками»;

- «Идеал»;

- «Зигзаг»;                                           

- «Мозаика вопросов»;

- «Вопросы к автору»;                       

- «Взаимоопрос»

Третья стадия – «рефлексия, размышление». На этой стадии происходит осмысление всей информации, полученной ранее, студенты закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно в это время новые знания становятся своими. Здесь целью преподавателя является:

 1.Помочь студенту выразить свое виденье, идеи понятном для него контексте. Такое понимание носит долгосрочный характер.

 2.Организовать «живой» обмен идеями между студентами, что дает им возможность познакомиться с различными представлениями. Результатом можно считать глубокое понимание темы, легкость запоминания, приобретение навыков профессионального общения, умение аргументировано высказывать свои мысли.

На последнем этапе -  рефлексия – осуществляется творческое осознание полученной информации, ее самостоятельная систематизация через:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организацию различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

- исследования по отдельным вопросам темы

Приём «Инсерт»

Прием активного чтения с пометками. Обучающимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

отмечается все новое, что стало известно из текста

отмечаются противоречия. То есть, Студент отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

3.Чтение таблицы несколькими Студентами (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4.Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5.На этапе «рефлексия» обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".


 

Приём «Зигзаг»

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/05c1/00002cd0-d27f411b/img33.jpg

Довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.

Приём «Бортовой журнал»

Своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий занятия.

Заполняется следующая таблица:

Что я знаю по теме

Что узнал нового

 

 

Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.

Со второй графой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.

«Корзина идей»

Студент записывает в тетради всё, что ему известно по проблеме. Обмен информацией в парах или группах. Называние по кругу сведений, фактов.

Преподаватель записывает всё на доске (правильные и неправильные версии, без комментариев). Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации.

«Кластер»

  1. Выделить главные смысловые единицы в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
  2. Выделить связанные с ключевыми словами смысловые единицы (категории информации).
  3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.

«Синквейн»

Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идёт речь.

Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

Три слова. Глаголы, обозначающие совершаемые предметом или объектом действия.

Фраза из четырёх слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Приём «Фишбоун»

Еще один прием, который помогает обучающимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

 Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

 Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

 Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

 Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

  

 

 



Приём «Жокеи и лошади»

Приём используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству обучающихся. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование.

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А. Каменский. группа делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».


Приём «Кубик Блума»

Достаточно новый и интересный прием, который учит студентов не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

1)    Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Студенту предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

2)    Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

3)    Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

4)    Предложи. Студент должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, Студент должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

5)    Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

6)    Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вывод:

-  не каждое занятие можно провести с использованием данной технологии.

- данная технология позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности студентов – медиков (что для будущего медицинского работника очень важно);

- реализация данной технологии требует от педагога владения активными методами обучения,   тщательной подготовки к занятиям, создания атмосферы сотрудничества на практических занятиях;

- рекомендуем использовать приемы развития критического мышления и во внеучебной самостоятельной работе студентов.

 Трудности формирования критического мышления у студентов 1 курса:

а) возраст студентов, т.к. технология формирования критического мышления предполагает опору на  жизненный опыт, а студентам 1 курса 17 – 18 лет. Соответственно, жизненного опыта мало.

б) психологический климат в группе. Организовывать групповые занятия там, где напряженная атмосфера невозможно.

в) индивидуальные особенности студентов, т.к. в силу характера и других причин не все готовы  работать в группах.

В заключение отметим, что технология критического мышления способствует становлению личности будущего медицинского работника, повышает качество его подготовки.

«Тест оценки критического мышления (КМ Инструкция: Найди правильный ответ)

Тест оценки критического мышления (КМ) для 6-8-миклассниковТест-опросник критического мышления (КМ)Обработка и интерпретация Инструкция: Найди правильный ответ на поставленный в задаче вопрос и обоснуй свой ответ, то есть кратко поясни, почему свой ответ ты считаешь правильным. Обоснование ответа является обязательным. Выполняя задание, сначала внимательно прочти задачу. Подумай, понятна ли она тебе и все ли в ней есть для решения. Ответ обведи кружочком (там, где есть варианты ответов) или впиши в строку рядом с вопросом. Ниже кратко поясни, почему ты считаешь свой ответ правильным. Если ты затрудняешься с ответом в какой-то из задач, то долго не задерживайся на ней, переходи к другой.

  1. Задание 1. Денис купил три коробки карандашей.

Что еще нужно знать, чтобы определить, сколько он купил карандашей?    

Ответ________________________________________________________  

 2.Задание 2. Ответьте на вопрос в задаче.

«Поезд состоял из цистерн, вагонов и платформ. Цистерн на 4 меньше, чем платформ, и на 8 меньше, чем вагонов».    

Что еще нужно знать, для того, чтобы определить, сколько в поезде цистерн, вагонов и платформ? _____________________________________________

3. Задание Даны два утверждения:

1.Все переводчики отлично владеют иностранным языком. 2. Некоторые писатели - переводчики.        

Какой вывод правильный?    

а) Некоторые писатели отлично владеют иностранным языком. Да Нет

б) Все писатели отлично владеют иностранным языком Да Нет

Обоснование ответа __________________________________________________

________________________________________________________________    

   

4.Задание Даны два утверждения и вывод.

1. Некоторые садовые растения имеют красивые цветы. 2. Некоторые деревья - садовые растения.

Значит (вывод): некоторые деревья имеют красивые цветы.    

Правильно ли сделан этот вывод? Да Нет

Обоснование ответа _______________________________________

   

Задание 5 Рассмотрим два утверждения и вывод:

«Некоторые звери – зайцы. Некоторые обитатели леса – звери».

Вывод: Некоторые обитатели леса - зайцы.    

Скажи, это единственно возможный вывод? Да Нет

Обоснование ответа _______________________________________

     

Задание 6. Даны два суждения и вывод.

1. Грязную воду нельзя пить. 2. Эту жидкость нельзя пить.

Значит (Вывод): Эта жидкость - грязная вода.    

Является ли этот вывод единственно возможным? Да Нет

Обоснование ответа ___________________________________________

_____________________________________________________________    

Задание 7. Реши задачу.

«Три девочки Аня, Катя, Света нарисовали два дома и один цветок».    

Что нарисовала каждая девочка, если Катя и Света, Аня и Катя нарисовали разные объекты?    

Ответ ________________________________________________ 

Обоснование ответа: ___________________________________

 

Задание 8. Задача о водителе автобуса и пассажирах

Предположим, ты являешься водителем автобуса. На первой остановке к вам в автобус вошли 6 мужчин и 2 женщины. На второй остановке 2 мужчин вышли из автобуса и 1 женщина вошла. На третьей остановке вышел 1 мужчина, а вошли 2 женщины. На четвертой — вошли 3 мужчин, а 3 женщины вышли из автобуса. На пятой остановке 2 мужчин вышли, 3 мужчин вошли, 1 женщина вышла и 2 женщины вошли.    

Как зовут водителя автобуса? __________________________________   

Ключ (решения и обоснования) для оценки заданий

№ задания Ответы и обоснования Результат в баллах

1.Правильный ответ: нужно знать, сколько карандашей было в каждой коробке 1 балл

2. Правильный ответ: Нужно знать общее число цистерн, вагонов и платформ 2 балла

3.Правильный ответ - а) Да.

Обоснование: «Потому что не все писатели переводчики, есть и не переводчики и не владеющие иностранным языком». 1 балл

4. Правильный ответ: Нет.

Обоснование: В данном примере некоторые деревья могут иметь, а могут не иметь красивые цветы, потому что деревья могут быть и не садовые 1 балл2 балла

5.Правильный ответ – Нет.

Обоснование: В обоих утверждениях говорится про некоторые объекты, значит, вывод неопределенный. Зайцы могут быть в лесу, а могут и не быть. 1 балл

2 балла

6 Ответ: Нет.

Обоснование: В данном примере жидкость может быть грязной водой, а может быть и другой жидкостью, которую нельзя пить 1 балл

2 балла

7. Правильный ответ:Света и Аня нарисовали дома, Катя – цветок.

Обоснование: По условию два одинаковых объекты - это дома. Если Катя нарисовала объект не такой, какой нарисовала Света, и не такой, какой нарисовала Аня, значит Света и Аня нарисовали одинаковые объекты. 1 балл

8. Водителя, разумеется, зовут так же, как и тебя, поскольку задача начиналась со слов: «Предположим, ты являешься водителем автобуса». Вся другая информация о перемещениях пассажиров была нерелевантной (неважной для решения задачи2 балл

Категория 1: задания 1 и 2 – умение находить недостающую информацию.

Категория 2: задания 3-6 – умение делать и оценивать логичные умозаключения.

Категория 3: задания № 7 - умение оценивать последовательности умозаключений;

Категория 4: задание 8. - умение находить главную информацию на фоне избыточной. 

Эти категории умений КМ оцениваются как сформированные, частично сформированные и не сформированные.

Сформированными считаются: умения, если в заданиях, относящихся к соответствующей категории умений, учащийся дает правильный ответ и правильное (совпадающее к ключом) обоснование. 

К не сформированным относятся умения, если в задании (или группе заданий, связанных с данной категорией умений) нет ни правильного ответа, ни правильного обоснования (либо обоснование отсутствует).

Все другие варианты рассматриваются как частично сформированные. в том числе те, когда с какой-то категорией умений связаны несколько заданий, и правильное обоснование и ответ даны учащимся не для всех заданий, относящихся к этой группе (категории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 Выпускная квалификационная работа студента "Формирование навыка продуктивного чтения младших школьников средствами технологии критического мышления"

Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в начальной школе является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой обучающ...

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы»

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы» рекомен...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Клиповое мышление – феномен современности»

В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Эмоциональное выгорание педагога"

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.По данным исследований Н.А. Аминова, чер...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знани...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Проектирование образовательного пространства как элемент педагогического мастерства»

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движен...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Возможности цифровой платформы Learning Apps в процессе изучения дисциплин»

С введением ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, в системе основного общего образования Российской Федерации была обозначена задача овладения учащимися суммой...