3 Выпускная квалификационная работа студента "Формирование навыка продуктивного чтения младших школьников средствами технологии критического мышления"
методическая разработка по теме

Сабанова Наталья Архиповна
*Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в начальной школе
является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой
обучающийся наравне с учителем становится
субъектом и учебного процесса в целом, и процесса чтения в частности.
Цель работы: Определение влияния технологии критического мышления на формирование
навыка продуктивного чтения младших школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югра «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» БУ СПО «НСГК» Автор: Меженская Екатерина Викторовна Группа 409Н Руководитель: Сабанова Наталья Архиповна г. Нижневартовск 2013

Слайд 2

« Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело ». К.Д.Ушинский. ТЕМА Формирование навыка продуктивного чтения младших школьников средствами технологии критического мышления

Слайд 3

«Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». В.А.Сухомлинский Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в начальной школе является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой обучающийся наравне с учителем становится субъектом и учебного процесса в целом, и процесса чтения в частности. Достичь высокого уровня активной и осознанной деятельности школьников, обеспечить субъективизацию процесса обучения литературному чтению возможно посредством использования в учебной практике такой технологии критического мышления

Слайд 4

Цель работы : Определение влияния технологии критического мышления на формирование навыка продуктивного чтения младших школьников.

Слайд 5

Задачи работы раскрыть сущность технологии критического мышления, охарактеризовать ее функции с тем, чтобы установить значение её компонентов для учебной деятельности учащихся; определить теоретические основы формирования продуктивного чтения младших школьников в учебном процессе посредством данной технологии; проанализировать структуру современного урока литературного чтения и определить возможности использования технологии критического мышления для формирования навыка продуктивного чтения; составить серию конспектов - уроков по теме работы, кейс с заданиями для обучающихся к разным стадиям-этапам урока.

Слайд 6

Объект исследования : процесс формирования навыка продуктивного чтения младших школьников Предмет исследования : технология критического мышления. Гипотеза : если использовать технологию критического мышления в системе на разных этапах урока литературного чтения, то будет обеспечено повышение показателей качества продуктивного чтения младших школьников

Слайд 7

Термин «критическое мышление» был введен в …………… Для педагогики – сравнительно новое понятие. Преимущественная сфера применения – обучение чтению. Продуктивное чтение -……………………. и успешно используется для работы с книгой и текстом в технологии формирования типа правильной читательской деятельности . Технология критического мышления - это (словарь )

Слайд 8

Основные функции технологии критического мышления Регулятивная функция выражается в опережающей подготовке, прогнозе результатов действий и построение его программы. Когнитивная функция связана с осуществлением различных познавательных процессов. Коммуникативная функция – любое общение, взаимодействие между детьми, способность узнавать эмоциональное состояние других.

Слайд 9

Специфические принципы проведения урока литературного чтения с технологии развития критического мышления: Принцип предварительного осознания учащимися содержания и видов учебных действий на уроке литературного чтения состоит в том, что учащиеся привлекаются к планированию, организации и проведению учебного процесса; Принцип возрастающего объёма используемых техник предполагает привлечение детей к планированию, организации и проведению урока литературного чтения, осуществляется постепенно; Принцип триединого развивающего характера заданий для прогнозирования учащимися содержания и видов учебных действий: развитие продуктивного чтения, речевое развитие.

Слайд 10

Модель урока литературного чтения Мобилизующий этап Этап формирования темы и цели урока Этап словарной работы Работа с текстом до начала чтения Работа с текстом после его прочтения Работа с текстом во время чтения Этап творческой работы

Слайд 11

Мобилизующий этап Содержание: Концентрация внимания детей. Общий план действий. Предлагаемые упражнения Задания на развитие наглядно-действенного мышления и речи. Задания на совершенствование наглядно-образного мышления и речи Задания на развитие словесно- логического мышления и речи

Слайд 12

Этап формирования темы и цели урока Содержание: Актуализация знаний. Появление темы, проблемы урока. Постановка целей урока. Предлагаемые упражнения Определение темы урока, через работу с буквами Определение темы урока, на основе работы с символами, цифрами, схемами Определение темы урока, через антиципацию отрезков слов или целых слов. Определение темы урока, через сравнительный анализ исходных единиц

Слайд 13

Этап словарной работы Содержание: Учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения без его предварительного прочтения. Предлагаемые упражнения Запись слова осложняется «зашумлением», линиями, штрихами и т.д. Слова представляются с отсутствием букв или их частей Упражнения направлены на работу с символами, шифрами, кодами. Новое слово связывается с изучаемым материалом по русскому языку

Слайд 14

Работа с текстом до начала чтения Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов. Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения: Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.

Слайд 15

Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. Необходимо соблюдать последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение); научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме расстановка в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Слайд 16

Работа с текстом после его прочтения. Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк») Виды работ: Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк». Рассказ учителя о писателе. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.

Слайд 17

Этап творческой работы Содержание: Выбор творческого задания направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся. Виды работы: Иллюстрирование, устное словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и т.д. Прием кодирования информации текста с помощью цветовой гаммы, подбор фразеологизмов к героям. Составление высказываний по аналогии с отрывком прочитанного текста. Создание нового объекта в связи с прочитанным произведением.

Слайд 18

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

Выпускная квалификационная работа студента "Сочинение как средство развития речевых компетенций младших школьников"

Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.Цель работы: выявление наиболее содержательных методов...

Выпускная квалификационная работа по специальности "Преподавание в младших классах"

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  ПРИЕМОВ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ДИДАКТИКИ...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников...

Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Медицинский колледж» для студентов выпускного курса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусн

учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, вызванную РаСПРОСТРанеНиеМ новоЙ коронавирусноЙ инфекции, и отсутствие возможности выполнения практической части выпускной квалификационной работы (да...

Выпускная квалификационная работа Овладение детьми младшего дошкольного возраста основными движениями на физкультурных занятиях

Выпускная квалификационная работа Овладение детьми младшего дошкольного возраста основными движениями на физкультурных занятиях...