3 Выпускная квалификационная работа студента "Формирование навыка продуктивного чтения младших школьников средствами технологии критического мышления"
методическая разработка по теме

Сабанова Наталья Архиповна
*Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в начальной школе
является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой
обучающийся наравне с учителем становится
субъектом и учебного процесса в целом, и процесса чтения в частности.
Цель работы: Определение влияния технологии критического мышления на формирование
навыка продуктивного чтения младших школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югра «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» БУ СПО «НСГК» Автор: Меженская Екатерина Викторовна Группа 409Н Руководитель: Сабанова Наталья Архиповна г. Нижневартовск 2013

Слайд 2

« Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело ». К.Д.Ушинский. ТЕМА Формирование навыка продуктивного чтения младших школьников средствами технологии критического мышления

Слайд 3

«Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». В.А.Сухомлинский Необходимым условием успешности обучения чтению и литературного образования детей в начальной школе является обязательность собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой обучающийся наравне с учителем становится субъектом и учебного процесса в целом, и процесса чтения в частности. Достичь высокого уровня активной и осознанной деятельности школьников, обеспечить субъективизацию процесса обучения литературному чтению возможно посредством использования в учебной практике такой технологии критического мышления

Слайд 4

Цель работы : Определение влияния технологии критического мышления на формирование навыка продуктивного чтения младших школьников.

Слайд 5

Задачи работы раскрыть сущность технологии критического мышления, охарактеризовать ее функции с тем, чтобы установить значение её компонентов для учебной деятельности учащихся; определить теоретические основы формирования продуктивного чтения младших школьников в учебном процессе посредством данной технологии; проанализировать структуру современного урока литературного чтения и определить возможности использования технологии критического мышления для формирования навыка продуктивного чтения; составить серию конспектов - уроков по теме работы, кейс с заданиями для обучающихся к разным стадиям-этапам урока.

Слайд 6

Объект исследования : процесс формирования навыка продуктивного чтения младших школьников Предмет исследования : технология критического мышления. Гипотеза : если использовать технологию критического мышления в системе на разных этапах урока литературного чтения, то будет обеспечено повышение показателей качества продуктивного чтения младших школьников

Слайд 7

Термин «критическое мышление» был введен в …………… Для педагогики – сравнительно новое понятие. Преимущественная сфера применения – обучение чтению. Продуктивное чтение -……………………. и успешно используется для работы с книгой и текстом в технологии формирования типа правильной читательской деятельности . Технология критического мышления - это (словарь )

Слайд 8

Основные функции технологии критического мышления Регулятивная функция выражается в опережающей подготовке, прогнозе результатов действий и построение его программы. Когнитивная функция связана с осуществлением различных познавательных процессов. Коммуникативная функция – любое общение, взаимодействие между детьми, способность узнавать эмоциональное состояние других.

Слайд 9

Специфические принципы проведения урока литературного чтения с технологии развития критического мышления: Принцип предварительного осознания учащимися содержания и видов учебных действий на уроке литературного чтения состоит в том, что учащиеся привлекаются к планированию, организации и проведению учебного процесса; Принцип возрастающего объёма используемых техник предполагает привлечение детей к планированию, организации и проведению урока литературного чтения, осуществляется постепенно; Принцип триединого развивающего характера заданий для прогнозирования учащимися содержания и видов учебных действий: развитие продуктивного чтения, речевое развитие.

Слайд 10

Модель урока литературного чтения Мобилизующий этап Этап формирования темы и цели урока Этап словарной работы Работа с текстом до начала чтения Работа с текстом после его прочтения Работа с текстом во время чтения Этап творческой работы

Слайд 11

Мобилизующий этап Содержание: Концентрация внимания детей. Общий план действий. Предлагаемые упражнения Задания на развитие наглядно-действенного мышления и речи. Задания на совершенствование наглядно-образного мышления и речи Задания на развитие словесно- логического мышления и речи

Слайд 12

Этап формирования темы и цели урока Содержание: Актуализация знаний. Появление темы, проблемы урока. Постановка целей урока. Предлагаемые упражнения Определение темы урока, через работу с буквами Определение темы урока, на основе работы с символами, цифрами, схемами Определение темы урока, через антиципацию отрезков слов или целых слов. Определение темы урока, через сравнительный анализ исходных единиц

Слайд 13

Этап словарной работы Содержание: Учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения без его предварительного прочтения. Предлагаемые упражнения Запись слова осложняется «зашумлением», линиями, штрихами и т.д. Слова представляются с отсутствием букв или их частей Упражнения направлены на работу с символами, шифрами, кодами. Новое слово связывается с изучаемым материалом по русскому языку

Слайд 14

Работа с текстом до начала чтения Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов. Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения: Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.

Слайд 15

Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. Необходимо соблюдать последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение); научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме расстановка в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Слайд 16

Работа с текстом после его прочтения. Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк») Виды работ: Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк». Рассказ учителя о писателе. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.

Слайд 17

Этап творческой работы Содержание: Выбор творческого задания направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся. Виды работы: Иллюстрирование, устное словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и т.д. Прием кодирования информации текста с помощью цветовой гаммы, подбор фразеологизмов к героям. Составление высказываний по аналогии с отрывком прочитанного текста. Создание нового объекта в связи с прочитанным произведением.

Слайд 18

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

Выпускная квалификационная работа студента "Сочинение как средство развития речевых компетенций младших школьников"

Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.Цель работы: выявление наиболее содержательных методов...

Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

Выпускная квалификационная работа по специальности "Преподавание в младших классах"

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  ПРИЕМОВ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ДИДАКТИКИ...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников...