Доклад на МО. Эмоциональное благополучие педагога как фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка
статья

Доклад на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_doklad_na_mo.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I-II вида»






Доклад

«Эмоциональное благополучие педагога как фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка»


                                                                                  Подготовила: Сосорова Е.М

г. Улан-Удэ

2019 г

«Эмоциональное благополучие педагога как фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка»

При изучении литературы: термин «благополучие» рассматривается в 60% как экономическое понятие, затем медицинское, …. И только в 5% - как психологический фактор.

В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование.

С чем мы как педагоги ежедневно имеем дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на наше эмоциональное благополучие.

Статистические данные:

в России 80-95% педагогов - женщины.

27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.

29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.

еще 16 - 20% используют помощь родителей.

хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.

85% педагогов испытывают нервные срывы.

90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.

Вот такая картина вырисовывается.

Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

Понятие «Эмоциональное благополучие».

От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.
В настоящее время организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Л.С.Выготский.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт, 

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни.

Психолог Э. Эриксон выделил четыре условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие:

  • хорошо развитое чувство индивидуальности;
  • умение общаться;
  • умение создавать близкие отношения;
  • умение проявлять активность.

Не может эмоционально неблагополучный взрослый обеспечить эмоциональное благополучие детям

Получается, что равнодушный к чувствам и переживаниям педагог столкнется с большими трудностями во взаимодействии с детьми и родителями. Напротив, чем чувственнее и мудрее педагог, тем больше внимания он уделит эмоциональной обстановке в группе в целом, и каждому ребенку в отдельности.

Педагог должен помнить:

  • Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
  • В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны.

  «Корзина Советов»

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народной игры на процесс социализации воспитанников младшего школьного возраста

Аннотации к методической разработке на выставку-панораму:« Я знаю…»1.     Форма1.Краткосрочная досуговая программа.2.Тема методической разработки.2.»Влияние народной игры на процес...

Факторы влияния ИКТ на профессиональную социализацию студентов

Рассмотрены основные факторы информационно-коммуникационных технологий, влияющие на  профессиональную социализацию студентов...

Эмоциональное выгорание педагогов, как фактор влияющий на образовательную среду.

Профессиональная деятельность оказывает влияет на специалиста, положительно или отрицательно сказываясь на социальном, психоэмоциональном статусе, а также поведенческих, психофизиологических реакциях ...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕАТР»)

В статье описан опыт практического применения методов воспитания, направленных на развитие эмоциональной сферы студента на примере организации и проведения в Чебоксарском экономико-технологическом кол...