Факторы влияния ИКТ на профессиональную социализацию студентов
статья

Авилкина Татьяна Павловна

Рассмотрены основные факторы информационно-коммуникационных технологий, влияющие на  профессиональную социализацию студентов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авилкина Татьяна Павловна

Преподаватель спецдисциплин вкк

ГБПОУ ВО   “Бутурлиновский механико-технологический колледж”

Факторы влияния  информационно - коммуникационных  технологий на профессиональную социализацию студентов колледжа

В формировании квалифицированных специалистов значительная роль отводится такому важному социальному процессу, как профессиональная социализация.

Coдержательное толкование данного социального явления дается в работе Н. А. Перинской [1], которая предлагает понимать под профессиональной социализацией, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, с другой – процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адекватного поведения проявляются не как подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие. Человек не станет полноценной личностью, не пройдя процесс социализации, потому что не приобретет определенных социальных качеств.

Таким образом,  профессиональная социализация тесно связана с профессиональным обучением и воспитанием личности.

В современных условиях значительным внешним фактором, оказывающим существенное влияние на процесс профессиональной социализации молодежи, выступают информационно-коммуникационные средства.

 Федеральная целевая программа  развития  образования на 2016 -2020 г.г. предусматривает  формирование  новых моделей управления образованием  в условиях  широкомасштабного  использования информационно-телекоммуникационных  технологий.

Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся после 1993 года, с детства приобщаются к инновационным технологиям и владеют совсем иным подходом к информации. Термин "поколение Google" [2] появился на свет для идентификации пользователей, за плечами которых нет опыта досетевого существования.

Я преподаватель спецдисциплин на специальности 09.02.02 “Компьютерные сети” и мне хотелось бы рассмотреть влияние информационно-коммуникационных технологий на  профессиональную социализацию студентов этой специальности.

Значительная роль в профессиональном и социальном становлении будущих специалистов отводится информационно-образовательной среде колледжа, включающей в себя как программно-методические, организационные и технические ресурсы, так и интеллектуальный и культурный потенциал.

Преподавателями  спецдисциплин разработаны и активно используются в  учебном процессе электронные учебно-методические комплексы,  электронные практикумы, конспекты лекций, лекции - презентации, тестовые задания.  Данные разработки выложены в локальную сеть  колледжа. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Лекционные занятия проводятся  с использованием  презентаций, видеоуроков, что значительно улучшает восприятие материала. Наглядное представление обеспечивает эффективное усвоение студентами новых знаний и умений. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.

Одними из новых информационных технологий, которые активно начинают использоваться  в учебном процессе, являются облачные технологии. 

Термин «облачные вычисления» применим для любых сервисов, которые предоставляются через сеть Интернет. Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через интернет.

On-line приложения позволяют создавать тексты, презентации, таблицы, обрабатывать  фотографий, изображения, редактировать аудио и видеофайлы, осуществлять проверку правописания, конвертировать файлы, переводить тексты и др.

Информацию можно сохранять в  облачных хранилищах Yandex Disk, Google Disk, Dropbox, Облако Mail.ru и многих других.

Облачные сервисы в последнее время занимают лидирующие позиции в Интернет-технологиях и позволяют проводить уроки  более эффективно, привлекательно, запоминающимися, в результате чего  повышается интерес учащихся к обучению.

Чтобы показать возможности использования облачных технологий в учебном процессе, привлечь внимание преподавателей к данной теме и распространить  педагогический опыт  в использовании технологий   мною был проведен открытый урок по  дисциплине  «Информационные  технологии» на тему «Облачные технологии» у студентов второго курса специальности 09.02.02 «Компьютерные сети».

Целью данного урока было создание  для обучающихся условия по  формированию общих и профессиональных компетенций по данной  теме, обзор практического использования облачных технологий при выполнении  самостоятельных, творческих, индивидуальных и групповых работ с on-line контролем преподавателя.

Заранее изучив данную тему, наиболее активные учащиеся, проявляющие интерес к данной  теме,  демонстрировали работу в облачном хранилище  данных Google Disk. Показывали возможность сохранения различной информации в этим сервисе и предоставления доступа к  ней другим пользователям для совместной работы и оn-line контроля преподавателем.

В облачном  сервисе Mind Meister демонстрировали создание  ментальных карт,  в сервисе «Фабрика кроссвордов» - создание кроссвордов.

Домашнее задание было построено таким образом, чтобы полученные теоретические и практические знания студенты самостоятельно закрепили на практике: создать  сравнительную таблицу облачных сервисов, сохранить ее в облаке Google Disk и предоставить по  ссылке доступ преподавателю для оценки работы.

Таким образом, использование облачных технологий на уроках способствует повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, даёт возможность сформировать личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, что в достаточной мере содействует реализации ФГОС третьего  поколения.

Для проверки и контроля знаний используется  тестовая  система  АСТ-ТЕСТ в кабинете тестирования, а также  on-line тестирование.

Развитие сотрудничества  студент – преподаватель функционирует и после учебных занятий через  электронную почту,   Skype, социальные сети, личные сайты преподавателей, облачные сервисы Google.  Учащиеся всегда могут получить консультацию преподавателя при выполнении домашнего задания, курсовой или дипломной работы через эти сервисы.

Наших студентов мы  приобщаем  к системам дистанционного обучения, таких как Национальный Открытый Университет «Интуит» и  “Школа программирования», где они получают сертификаты по  таким курсам как:  “Основы операционных  систем”, “Программирование на языке Паскаль”, “Введение в HTML”,    “Практическое применение Компас в инженерной деятельности” и др.,  активно используется  система on-line обучения Greek Brains по  web - программированию.

Большое значение в  профессиональной социализации студентов  имеет их участие  в  мероприятиях колледжа, районных, областных конференциях, конкурсах, олимпиадах, форумах. Конкурсы профмастерства  играют большую роль в освоении  профессиональных  компетенций, воспитывают гордость  за свою профессию, приобщают к секретам  мастерства и являются  хорошей  проверкой  сформированности  профессиональных  и общих компетенций.

Так,  в рамках недели специальности, олимпиада по программированию проходила в три этапа: на первом этапе, чтобы получить пароль к форме заявки на участие, студентам необходимо было разгадать ребусы, а так же написать краткий ответ-рассуждение на тему: «Зачем мне программирование?». На втором этапе с помощью блок-схем описывались отрывки из сказок А.С. Пушкина. В заключительном, третьем этапе, студенты демонстрировали свои умения в написании программного кода.  Все задания участники олимпиады получали на сайте и отправляли решения на электронную почту преподавателю для проверки. 

Проводятся необычное соревнования - квесты. Команды групп получили задания, в которых были зашифрованы архитектурные, исторические и природные памятники г. Бутрулиновки (всего 29 объектов). В течение недели ребята должны были не просто разгадать памятник, а найти его в городе и сделать на его фоне сэлфи. После сформировать фотоотчет о проделанной работе и отправить его организаторам  по e-mail на проверку. В этом конкурсе студенты проявили умение быстро и правильно искать информацию в сети Интернет, а также показали навыки работы с геоинформационными системами для ориентирования на местности.

Наши студенты принимают участие  и в Региональном Чемпионате WorldSkills, который  направлен на повышение престижа рабочих профессий и квалификации работников, на привлечение молодёжи в производственные секторы экономики региона, формированию мотивации к самоопределению, профессиональной ориентации обучающихся Воронежской области, а также на совершенствование квалификационных стандартов по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования с учётом национальных и международных требований к профессиональным компетенциям.

В 2014 году наш колледж на  региональном чемпионате Воронежской области по профессиональному мастерству WorldSkills Russia представляла студентка КС-41 группы Шибарова Дарья  в компетенции «Веб-дизайн» и заняла 3 место с вручением бронзовой медали  и диплома 3  степени. В 2016 году в компетенции “Web-разработка” 3 место занял студент 4 курса  Арустамян Арсен.

В 2017 году студент  2 курса Вишняков Антон, пройдя отбор в муниципальном форуме “Одаренные дети 2017”, принял участие в Московском международном форуме “Одаренные дети” в номинации    “Компьютерный мир” и получил Гран-При.

В 2017 году в конкурсе компьютерной графики, который проходил в рамках областного Фестиваля «Неделя Информатики», Акуневич Евгений (КС-41 группа) и Якименко Владимир (КС-31 группа) показали свои профессиональные навыки в номинации «Растровая графика в Photoshop» и в итоге заняли III место.

Победы в таких конкурсах увеличивают престиж нашей специальности и показывают высокий уровень профессиональной подготовки.

Студенты также повышают  свой профессиональный уровень  во внеурочное время, посещая кружки   “Блогосфера”, “#тыжпрограммист”. Старшекурсники  и бывшие выпускники создали  сообщество интернет- программистов и в режиме on-line  дают консультации для более углубленного изучения web – программирования. Активно принимают участие в сопровождении сайта – «Музей специальности».

  В 2017 группа студентов 1-4 курсов  получила благодарность за  работу экспертами  в Зональном этапе регионального робототехнического фестиваля «Робофест-Воронеж» г. Бутрулиновка.

Старшекурсники   подрабатывают через интернет.

Арустамян Арсен КС-41 гр. дистанционно работает  в должности  Senior Frontend Developer и принимает участие в разработке социальной сети, отвечая за  такие инфраструктуры, как сообщения и аудиозаписи.

Якименко Владимир (КС-31 гр)  занимается  on – line обработкой фотографий, Бабаджанян Шушана (КС-31 гр) созданием и администрированием сайтов.

Вовлечение учащихся  к  внеаудиторной работе позволяет готовить  специалистов более высокого уровня и в дальнейшем способствует  лучшей  профессиональной адаптации выпускников, закреплению их на рабочих местах.

Рассмотрев все вышеизложенное можно с уверенностью сказать: “Информационно-коммуникационные  технологии положительным образом влияют на профессиональную  социализацию наших студентов: создают  благоприятные  условия  для  познавательной  деятельности,  образования,  общения,  организации  досуга,  дополнительного  заработка”.

  Отрицательное  воздействие  информационно-коммуникационных   технологий  на  процесс  социализации  молодежи  заключается  в  том,  что  определенные  сайты  интернета  и  программы  телевидения  в  наши  дни  являются  «рассадником»  социально-деструктивной  информации,  что  дезориентирует  молодежь. 

        

Литература:

  1. Перинская, Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации /Н. А. Перинская // Социологический сборник. Вып. 4 / Ин-т молодежи. – М.: Социум, 1998. – С. 36–40.
  2. Источник: http://myrt.ru/inter/326-internet-vs-molodezh-kto-vyjjdet.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообучения с использованием информационных технологий (ИТ) как фактор формирования профессиональных компетенций студентов на примере изучения дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»

Цель  работы - показать эффективность самообучения с применением информационных технологий в части развития профессиональных компетенций специалистов-техников.В работе рассматриваются следующие а...

Учебно-исследовательская работа как фактор профессионального самоопределения студентов колледжа

Профессиональное самоопределение - важнейшая составляющая компетентного  специалиста...

Синий свет как фактор влияния на познавательную активность студентов"

Если спросить у любого обучающегося или преподавателя нашего техникума: «Без чего невозможна жизнь человека?», то чаще всего слышишь: «Без воздуха, без пищи и воды». Но оглянитесь вокруг: всё, на что ...

Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения

Результаты исследования личности подростков с нарушениями зрения, влияние личностных особенностей на последующую адаптацию и интеграцию в общество....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Развитие и формирование профессиональных компетенций...

Статья - "Профессиональная культура преподавателя как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов", г. Благовещенск, 2020

Сегодня в нашем обществе – обществе 21 века - остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родит...