"Координаты"
план-конспект урока по теме

Краюшкина Марина Владимировна

Интегрированный урок по математике и географии в 6 классе по теме "Координаты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koordinaty.docx266.69 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии и математике в 6 классе

Тема: Координаты.
Цель урока: Повторение пройденного материала по темам географии и математики, установление межпредметных связей.

Задачи урока: 

На собственном опыте при решении практических задач убедиться в важности основополагающих тем 6 класса по географии: «Географическая карта», «Географические координаты», «Масштаб»; по математике: действия с числами с разными знаками, пропорции, проценты, координатная плоскость;

Уловить связь между математикой и географией;

Способствовать работе в команде: уметь слушать, правильно воспринимать критику, владеть навыками контроля и корректной оценки своей деятельности;

Развивать логическое мышление;

Способствовать развитию общения; развитию кругозора, правильного представления о мире;

Способствовать развитию практических навыков при работе с интерактивной доской, программой Microsoft Office Power Point, системой тестирования.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, физическая карта Кемеровской области, раздаточный материал (маршрутный лист, карточки с заданиями).

Ход урока:

На предыдущем уроке класс делится на 4 группы, каждая получает домашнее задание: подготовить презентацию одного из городов (Кемерово, Белово, Новокузнецк, Междуреченск) по следующему плану: истоки, герб, полезные ископаемые, достопримечательности города.

Учитель математики: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим пройденные темы по математике и географии, подведём итог сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.

Гости нашего урока тоже не останутся без работы. Они будут членами жюри сегодняшнего путешествия.

Учитель географии: Наш урок-путешествие называется «Координаты». Скоро зимние каникулы, Новый год, время экскурсий, поездок и путешествий. И сегодня, мы вам предлагаем отправиться в путешествие прямо здесь и прямо сейчас. Для этого мы разделили класс на 4 группы. Каждой команде выдан маршрутный лист (Приложение 1). Подпишите название своего города, который вы изучали дома, это и будет названием вашей команды. Ваша работа на уроке будет оцениваться в баллах. Вы можете получить максимально 14 б., домашнее задание оценивается в 5 б., остальные задания по 1 б. Таким образом, если ваша команда набирает 14б. – то все члены вашей команды получают «5» по географии и математике, 12б. – 13б. – «4», 11б. – 7б. – «3», менее 7б. – отметка не выставляется.

Учитель математики: И первым заданием для вас будет определить название городов, решая примеры (Приложение 2). Каждой букве будет соответствовать некоторое число. Свой ответ необходимо записать в маршрутный лист. На выполнение этого задания вам даётся 5 мин.

Учитель географии: Какие названия городов вы получили? (Кемерово, Белово, Новокузнецк, Междуреченск)

Как Вы думает, как связаны между собой эти города? (Они все находятся в Кемеровской области) 

Мы предлагаем на сегодняшнем уроке совершить поездку
по маршруту «Кемерово - Междуреченск». В Путь!

Наш родной город – Кемерово. Поэтому просим ребят показать своё домашнее задание и рассказать про наш замечательный город.

Остальные ребята внимательно слушают, т.к. позже вы получите задание с которым не было связано ваше домашнее задание.

Учитель математики: Мы отправимся из города Кемерово в путешествие на автобусе. Но, для начала нам необходимо рассчитать стоимость тура (Приложение 3). На выполнение данного задания вам даётся 2 мин. Свой ответ внесите в маршрутный лист.

Итак, мы добрались на автобусе до следующего города Белово. Просим ребят показать своё домашнее задание.

Учитель географии: География, как известно начинается с карты. Для того чтобы нам отправиться в какой – либо город, необходимо знать местоположение данного города на карте. Определить местоположение какого-либо географического объекта мы можем при помощи системы координат.

Учитель  математики. Впервые ввёл прямоугольную систему координат известный вам французский математик, физик, философ Рене Декарт (Презентация 1). Относительно появления системы координат существует легенда, которую мы сейчас послушаем.

Появляется переодетый ученик (чёрна мантия, парик) со словами: «Я мыслю и, следовательно, я существую» и ложится на заранее подготовленный диван.

Учитель математики: Проследим путь открытия системы координат согласно этой легенде: однажды Рене Декарт весь день пролежал в кровати, думая о чём-то, а муха жужжала вокруг и не давала ему сосредоточиться. Он стал размышлять, как-бы описать положение мухи в любой момент времени математически, чтобы иметь возможность прихлопнуть её без промаха.

Ученик: Эврика! Нужно взять две взаимно перпендикулярные числовые прямые. Точку пересечения прямых обозначим как О – начало системы координат. Одну из прямых назовём ось X, другую – ось Y.

Учитель математики: Прямоугольная система координат впервые была опубликована в работе «Рассуждение о методе» в 1637 году и мы благодаря этому легендарному человеку используем прямоугольную систему координат в различных задачах.

А как вы научились работать в координатной плоскости мы сейчас проверим (Приложение 4).

На выполнение данного задания вам даётся 7 минут. Свой ответ запишите в маршрутный лист.

Учитель географии: А теперь вспомним, что такое географические координаты? (широта и долгота) 

Что называется, географической широтой? (расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах) 

Какой бывает географическая широта? (северной и южной) 

Что называется и какой бывает географическая долгото? (расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах. Восточная и западная)

Учитель математики: Ребята, наш водитель, к сожалению, не местный, и у него нет навигатора. Но он хорошо ориентируется по карте. А потому нам нужно определить координаты городов, в которые мы отправимся.

Учить географии: То есть вам необходимо определить географические координаты своих городов. На работу вам даётся 5 мин. Ответ запишите в маршрутный лист.

Учитель математики: А мы подъезжаем к очень крупному городу в Кемеровской области – Новокузнецку. Ребята из команды Новокузнецк будут нашими гидами.

Учитель географии: Ну что ж, для того чтобы отправиться в следующий город, необходимо определить расстояние между городами при помощи масштаба карта. На выполнение этого задания вам даётся 3 мин. Ответ запишите в маршрутный лист.

Учитель математики: Наше путешествие подходит к концу, и мы подъезжаем к последнему городу Междуреченск, просим ребят показать визитную карточку города.

Учитель географии: Наш урок близится к завершению, подведём итоги.

Координаты имеют важную роль в обычной жизни, а не только на уроке.

Отправляясь в путешествие важно уметь работать с картой. На уроке, вы ребята, показали, что умеете работать с координатами; любите и знаете родной край; умеете работать с компьютерными программами.

Учитель математики: А сейчас, проверим на сколько внимательно, вы слушали своих одноклассников. Мы предлагаем вам пройти тест (Приложение 5), результаты которого вы сразу увидите на доске (ученики получают пульты и отвечают нажатием соответствующей кнопки).

В конце урока объявляются результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маршрутный лист

Город___________________

1.Впишите название города_______________________________________.

2.Определите стоимость вашего тура_______________________________.

3.Впишите название изображения__________________________________.

4.Определите координаты города __________________________________.

5.Рассчитайте расстояние от Новокузнецка до Междуреченска_________.

6.Визитная карточка города _______________________________________.

7.Результаты теста_______________________________________________.

Маршрутный лист

Город___________________

1.Впишите название города_______________________________________.

2.Определите стоимость вашего тура_______________________________.

3.Впишите название изображения__________________________________.

4.Определите координаты города __________________________________.

5.Рассчитайте расстояние от Новокузнецка до Междуреченска_________.

6.Визитная карточка города _______________________________________.

7.Результаты теста_______________________________________________.

Маршрутный лист

Город___________________

1.Впишите название города_______________________________________.

2.Определите стоимость вашего тура_______________________________.

3.Впишите название изображения__________________________________.

4.Определите координаты города __________________________________.

5.Рассчитайте расстояние от Новокузнецка до Междуреченска_________.

6.Визитная карточка города _______________________________________.

7.Результаты теста_______________________________________________.

Маршрутный лист

Город___________________

1.Впишите название города_______________________________________.

2.Определите стоимость вашего тура_______________________________.

3.Впишите название изображения__________________________________.

4.Определите координаты города __________________________________.

5.Рассчитайте расстояние от Новокузнецка до Междуреченска_________.

6.Визитная карточка города _______________________________________.

7.Результаты теста_______________________________________________.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОМАНДА №1

Выполните вычисления и заполните таблицу

                   

КОМАНДА №2

Выполните вычисления и заполните таблицу

                     

КОМАНДА №3

Выполните вычисления и заполните таблицу

                   

КОМАНДА №4

Выполните вычисления и заполните таблицу

3

                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РАССЧИТАЙТЕ СТОИМОСТЬ ТУРА

Поездка на автобусе Кемерово-Междуреченск для взрослого человека стоит 1000 рублей. Для детей предусмотрена скидка в размере 10%. Рассчитайте стоимость тура для всех членов команды вместе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПОСТРОЙТЕ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ МНОЖЕСТВО ТОЧЕК, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СОЕДИНЯЯ ИХ ОТРЕЗКАМИ. В МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ЗАПИШИТЕ НАЗВАНИЕ ПОЛУЧИВШЕГОСЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА.

(1;8);(2;9);(4;8);(6;10);(7;9);(7;7);

(8;6);(9;4);(10;2);(9;1);(10;0);(10;-2);

(8;-4);(9;-5);(8;-6);(5;-4);(2;-8);(-2;-4);

(-6;-6);(-8;0);(-7;1);(-9;6);(-6;7);(-4;8);(-3;7);(-1;7).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Тест:

1.Установите соответствие  между             2. Установите соответствие между

городом и гербом:                                          городом и его достопримечательностью:

1.

Кемерово

А.

http://proher.ru/ProHer_r2.files/mezhdurechensk_s.gif

1.

Кемерово

А.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6302/35322851.8/0_68774_cb4d83c5_XXL.jpg

   2.

Белово

Б.

http://xn--c1acndkmcarx.xn--p1ai/files/uk/11/helpful-link/link_569629dc93124.jpg

2.

Белово

Б.

http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/120038630699.jpg

3.

Новокузнецк

В.

http://massmedia42.ru/wp-content/uploads/2183_bi.gif

3.

Новокузнецк

В.

http://kem.sibnovosti.ru/pictures/0418/1513/v_g_belovo_ustanovili_pamyatnik_molodyozhi_thumb_main.jpg

4.

Междуреченск

Г.

http://dev.nk-tv.com/wp-content/uploads/2014/07/1414.jpg

4.

Междуреченск

Г.

http://www.olenka.gorod.tomsk.ru/uploads/41829/1264414120/30.jpg

3.Выберите самый южный город:

А. Кемерово;       Б. Новокузнецк;        В. Белово;         Г. Междуреченск.

4.Рассчитайте количество населения в городе Кемерово в возрасте от 0 до 18 лет, если: общее количество населения – 520 000 чел., а данная категория составляет 20 %:

А. 205 000 чел.;     Б. 344 000 чел.;     В. 104 000 чел.;     Г. 450 000 чел.

Ответы:

  1. 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А;
  2. 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б;
  3. Г;
  4. В.

                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по дисциплине математика тема: «Декартова система координат»

ПЛАН  ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА По дисциплине:   МАТЕМАТИКА  Тема:  «ДЕКАРТОВА СИСТЕМА КООРДИНАТ»Цели занятия:Иметь представление о системе координат и координат точки в пространстве; уметь...

Методическое пособие для проведения самостоятельной работы по теме: "Метод координат"

Работа содержит 2 варианта для самостоятельной работы студентов по теме: Метод координат...

Открытый урок «Использование координат и векторов при решении прикладных задач».

Урок обобщение по теме: "Декартова система координат. Действия над векторами"....

Методическая разработка открытого урока "Определение географических координат"

В данной методической разработке представлена методика проведения практического занятия с применением технология игрового обучения.Игровое обучение (технология игрового обучения) - это такая организац...

Разработка программ для построения графиков функций в полярных координатах

Разработка программ построения графиков функций в полярных координатах                #s3gt_translate_tooltip_mini { d...

: Определение географических координат точек

Лабораторная  работа Тема: Определение  географических координат точек. Цель: научить студентов определять географические координаты по планам и картам. Задание: Градусна...

Звезды и созвездия. Звездные карты. Небесные координаты.

Сценарий учебного занятия по астрономии. Используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении суток, формирование вычисли...