Рабочая программа геометрия 9 кл
рабочая программа на тему

Максимова Екатерина Викторовна

Рабочая программа для 9 класса (образовательная область «Математика») с изучением геометрии на базовом уровне составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по геометрии на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Атанасян, Л.С. В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geomteriya_9_kl_2015-16g.docx44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Июсская средняя общеобразовательная школа»

«Рекомендовать к утверждению»:

Руководитель ШМО учителей естественно-математического

цикла МБОУ «Июсская СОШ»

_________Гордиенко Н. В.  

Протокол №   от 20.08.2014г.

«Согласовано»:      

Заместитель директора по УВР МБОУ «Июсская СОШ»

_________Гаппель Г. И.

Протокол МС от 28.08.2014г.                

«Утверждено»:

Директор МБОУ «Июсская СОШ»

____________Михайлова Т. С.

Приказ от 29.08. 2014г.

Рабочая программа

по геометрии

образовательной области  «Математика»

для      9 класса

на 2015 - 2016 учебный год

Составитель:

Максимова Е.В.,

учитель математики и информатики

с. Июс

2015г.


Пояснительная записка

Рабочая программа для 9 класса (образовательная область «Математика») с изучением геометрии на базовом уровне составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по геометрии на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Атанасян, Л.С. В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, М.:Просвещение, 2012, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год (приказ №253 от 31.03.2014).

Общая характеристика

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умениях, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели изучения курса геометрии в 9 классе:

  • создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
  • создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
  • формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
  • формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
  • формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;
  • сформировать понятие основных плоских геометрических фигур и их свойств.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Систематизируются сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной около него. Особое место занимает решение задач на применение формул. Впервые вводятся знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Место предмета в базисном учебном плане

      Согласно Федеральному базисному учебному  плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры на уровне основного общего образования отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе

В данном классе 11 учащихся. Ребята имеют разный уровень знаний по предмету. Поэтому ребятам предлагаются разноуровневые, групповые и индивидуальные виды деятельности. Слабые знания по предмету имеют: Мальцев Александр, Батаев Василий, Курагашев Дмитрий, Губанова Дарья, Парфенова Анастасия. Особого подхода требует Губанова Дарья и Глотова Елизавета. Отличники: Шлейнинг Ксения, Медведева Ирина.

Основные содержательные линии

Вводное повторение (2ч)

        Повторение изученного в 8 классе.

1. Векторы (9ч)

        Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Основная цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2. Метод координат (11ч)        

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель: расширить и углубить представления учащихся о методе координат, развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач. Учащиеся должны усвоить, что практическое применение метода координат состоит в том, что вводится подходящим образом прямоугольная система координат, условие задачи записывается в координатах и далее решение задачи проводится с помощью алгебраических вычислений.

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

3. Соотношения между сторонами и углами треугольника (14ч)        

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель: развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

4. Длина окружности и площадь круга (12ч)        

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель: расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2n-угольника, если дан правильный n-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью.

5. Движения (12ч)        

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

6. Повторение (10ч)                             

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.

В результате изучения геометрии на базовом уровне учащиеся 9 класса должны:

знать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-методический комплект для учащихся:

  • Геометрия: Учеб. для 7 – 9: общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012

Учебно-методический комплект для учителя:

  • Геометрия: Учеб. для 7 – 9: общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012
  • Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Повторение

Дата

Примечание

План

Факт

1 четверть

Вводное повторение 2 ч

1

Вводное повторение

01.09

2

Вводное повторение

03.09

1. Векторы 9ч

Элементы обязательного минимума образования: Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

знать/понимать:  законы сложения векторов; свойства умножения вектора на число; определение средней линией трапеции;

уметь:  изображать и обозначать векторы; откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному; уметь строить сумму двух и более векторов; пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника; формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции.

3

Векторы. Понятие вектора

08.09

4

Откладывание вектора от данной точки

10.09

5

Сумма двух векторов

Определение вектора, виды векторов, длина вектора

15.09

6

Сумма нескольких векторов

17.09

7

Входная контрольная работа. Вычитание векторов

22.09

8

Умножение вектора на число

Сложение и вычитание векторов

24.09

9

Умножение вектора на число

29.09

10

Средняя линия трапеции

Правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов

01.10

11

Контрольная работа №1 «Векторы»

06.10

2. Метод координат 11ч

Элементы обязательного минимума образования: Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

знать/понимать:  правила действий над векторами с заданными координатами; выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала , координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уравнения окружности и прямой;

уметь:  применять теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам; выводить уравнения окружности и прямой; строить окружность и прямые, заданные уравнениями.

12

Работа над ошибками. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

08.10

13

Координаты вектора

Координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора

13.10

14

Решение задач «Координаты вектора»

Координаты вектора  и операции над ними

15.10

15

Простейшие задачи в координатах

Радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

20.10

16

Простейшие задачи в координатах

22.10

17

Уравнение окружности

27.10

18

Уравнение окружности и прямой

Самостоятельная работа

Уравнение окружности

29.10

2 четверть

19

Уравнение окружности и прямой

10.11

20

Решение задач «Уравнение окружности и прямой»

Уравнение прямой

Уравнение окружности и прямой

12.11

21

Решение задач «Уравнение окружности и прямой»

17.11

22

Контрольная работа №2 «Метод координат»

19.11

3. Соотношения между сторонами и углами треугольника (14ч)

Элементы обязательного минимума образования: Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

знать/понимать:  как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180; основное тригонометрическое тождество; формулу для вычисления координат точки; определение скалярного произведения векторов и его свойства; условие перпендикулярности векторов;

уметь:  доказывать теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач; Применять свойства скалярного произведения при решении задач.

23

Синус, косинус и тангенс угла

Единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения

24.11

24

Синус, косинус и тангенс угла

26.11

25

Синус, косинус и тангенс угла

Самостоятельная работа

01.12

26

Теорема о площади треугольника

Теорема о площади треугольника, формула площади

03.12

27

Теоремы синусов и косинусов

Теорема синусов

Теорема косинусов

08.12

28

Решение треугольников

10.12

29

Решение треугольников

Самостоятельная работа

Теорема синусов, теорема косинусов

15.12

30

Скалярное произведение векторов

Понятие скалярного произведения

17.12

31

Скалярное произведение векторов Свойства скалярного произведения

22.12

32

Полугодовая контрольная работа Скалярное произведение в координатах

Свойства скалярного произведения

24.12

33

Скалярное произведение в координатах

29.12

3 четверть

34

Применение скалярного произведения векторов при решении задач

12.01

35

Применение скалярного произведения векторов при решении задач

14.01

36

Подготовка к контрольной работе «Соотношения в треугольнике. Скалярное произведение векторов»

19.01

37

Контрольная работа №3 по теме «Соотношения в треугольнике. Скалярное произведение векторов»

21.01

4. Длина окружности и площадь круга 12ч

Элементы обязательного минимума образования: Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

знать/понимать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и её дуги, площади сектора;

уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять площади круга, сектора при решении задач.

37

Правильные многоугольники

Правильный многоугольник, сумма углов правильного многоугольника

26.01

38

Окружность, описанная около правильного многоугольника и  вписанная в правильный многоугольник

Вписанная в правильный многоугольник и описанная окружность около правильного многоугольника

28.01

39

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

Площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей

02.02

40

Решение задач «Правильные многоугольники»

04.02

41

Длина окружности

09.02

42

Длина окружности

Длина дуги

Длина окружности, длина дуги окружности, площадь круга, площадь кругового сектора, площадь сегмента

11.02

43

Площадь круга и кругового сектора

Самостоятельная работа

44

Площадь круга и кругового сектора

45

Решение задач «Правильные многоугольники»

46

Решение задач «Длина окружности и площадь круга»  Самостоятельная работа

47

Решение задач «Длина окружности и площадь круга»

48

Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга»

5. Движения 12ч

Элементы обязательного минимума образования: Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

знать/понимать: знать определение движения плоскости.

уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя;  доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями; объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости.

49

Понятие движения

Отображение плоскости на себя

50

Понятие движения

51

Симметрия

Осевая и центральная симметрия

52

Параллельный перенос

Параллельный перенос

05.04

4 четверть

53

Параллельный перенос

07.04

54

Поворот

12.04

55

Поворот

Поворот

14.04

56

Решение задач «Движения»

19.04

57

Решение задач «Движения»

21.04

58

Контрольная работа №5 «Движения»

26.04

59

Об аксиомах геометрии

Основные аксиомы планиметрии

28.04

60

Об аксиомах геометрии

Постулаты Евклида

03.05

6. Повторение 10 ч                 

61

Повторение: «Векторы»

Операции с векторами

05.05

62

Повторение: «Метод координат»

Метод координат

10.05

63

Повторение: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Соотношения между сторонами и углами треугольника

12.05

64

Повторение: «Решение треугольников»

Решение треугольников

17.05

65

Повторение: «Скалярное произведение векторов»

Скалярное произведение векторов

19.05

66

Повторение: «Правильные многоугольники»

Правильные многоугольники

24.05

67

Повторение: «Длина окружности и площадь круга»

Длина окружности и площадь круга

24.05

68

Повторение: «Движения»

Движения

69

Итоговая контрольная работа

70

Подготовка к ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян

Рабочая программа составлена на основе книги Яровенко ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ по геометрии...

Рабочая программа дисциплины "Математика:алгебра и начала математического анализа, геометрия" для специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 46.02.01     Документационное обеспечение ...

Рабочая программа дисциплины "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 09.02.03         Программирование в ко...

Рабочая программа дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия » для специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 43.02.11 ...

Рабочая программа дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия » для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 44.02.01         Дошкольное образовани...

Рабочая программа геометрия 8 кл

Рабочая программа для 8 класса (образовательная область «Математика») с изучением геометрии на базовом уровне составлена  на основе федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа геометрия 10 кл

Рабочая программа для 10 класса (образовательная область « Математика»)  с изучением геометрии на базовом уровне составлена на основе  федерального компонента государственного образовательно...