Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине « ФИЗИКА »
методическая разработка на тему

Румянцева Галина Михайловна

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по  учебной дисциплине/МДК разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и действующей рабочей программы по специальности(ям) среднего профессионального образования

ФГОС   05.02.03. метеорология

ФГОС   20.02.01. рациональное  использование

                            природохозяйственных  комплексов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_po_samostoyatelnoy_rabote.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО МО «МОСКОВСКИЙ  ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ

ТЕХНИКУМ»

Утверждаю:

И.о. директора техникума

______________Л.В. Тягова

«2» сентября 2015 г.

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине

 «  ФИЗИКА  »

по специальности     ФГОС   05.02.03  метеорология

                                           ФГОС  20.02.01  рациональное  использование

                                                                      природохозяйственных  комплексов

                                         

г. Железнодорожный

2015-20156уч г.

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по  учебной дисциплине/МДК разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и действующей рабочей программы по специальности(ям) среднего профессионального образования

ФГОС   05.02.03. метеорология

ФГОС   20.02.01. рациональное  использование

                            природохозяйственных  комплексов

Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО «Московский  гидрометеорологический

Техникум»

Разработчики: Румянцева Г.М., преподаватель физики МГМТ

Рассмотрена  и одобрена на заседании предметной цикловой комиссии

естественнонаучных  и  радиотехнических  дисциплин.

протокол №1  от  «1» сентября 2015 г.

Председатель:   В.П. Куняева  

Рекомендована Методическим  советом Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Московский гидрометеорологический техникум» (ГБОУ СПО МО МГМТ)

Протокол №1  от «1» сентября 2015г.

                                                                                                                                             1.

Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы.

Тема

Виды работы

Форма организации

(групповая, индивид.)

Методы контроля

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

1

Механика

Решение  задач

индивидуальная

Письменная  работа

12

2

Молекулярно – кинетическая  теория  строения  вещества, Кинетическая теория газов.

Решение задач. Доклады: история открытий.Физики14 – 19 веков

Индивидуальная  

Письменная  работа. Доклады  на  уроке.

6

3

Основы  термодинамики

Решение задач. Доклады: история открытий.Физики14 – 19 веков

Индивидуальная  

Письменная  работа. Доклады  на  уроке.

6

4

Агрегатные состояния  и  фазовые  переходы

Решение задач. Доклады: история открытий.Физики14 – 19 веков

Индивидуальная

Письменная  работа. Доклады  на  уроке.

6

5

Электрическое  поле

Доклады: история открытий.Физики14 – 19 веков

Индивидуальная

Доклады  на  уроке.

4

6

Электрический  ток в  различных  средах

Решение задач. Доклады: история открытий.Физики14 – 20 веков

Индивидуальная

Письменная  работа. Доклады  на  уроке.

4

7

Магнитное  поле

Решение задач. Доклады: история открытий.Физики14 – 20 веков

Индивидуальная

Письменная  работа. Доклады  на  уроке.

4

8

Электромагнитная  индукция

Решение задач. Доклады: история открытий.Физики14 – 20 веков

Индивидуальная

Письменная  работа. Доклады  на  уроке.

4

9

Механические  колебания  и волны

Решение задач. Доклады: история открытий.Физики14 – 20 веков

Индивидуальная

Письменная  работа. Доклады  на  уроке.

6

10

Электромагнитные колебания и волны

Доклады: история открытий. Физики14 – 20 веков

Индивидуальная

Письменная  работа. Доклады  на  уроке.

4

11

Волновая  оптика

Решение задач. Доклады, физики 14 – 20 веков

Индивидуальная

Письменная  работа. Доклады .

6

                                        12

Квантовая  оптика

Решение задач. Доклады:.Физики14 – 20 веков

Индивидуальная

Доклады  на  уроке

4

13

Физика  атома  и  атомного  ядра

Доклады:.Физики14 – 20 веков

Индивидуальная

Доклады  на  уроке

4

14

Обобщающие  сведения  по  астрономии

Доклады:.Физики14 – 20 веков

Индивидуальная

Доклады  на  уроке

4

15

Применение  законов  физики в быту и технике.

Доклады:.Физики14 – 20 веков

Индивидуальная

Доклады  на  уроке

4

Тема 1.  Механика.

  1. Вид самостоятельной работы:   Решение  задач.

Цель:  Применение  законов  механики  на  практике  - научиться  решать  задачи

Теория: 1. Равнопеременное  движение;  уравнения,  графики.

                2.Движение  и  взаимодействие  тел.  Законы  Ньютона.

                3.Работа.  Мощность. Закон  сохранения  энергии.

                4.Применение  законов  Механики  в  быту,  природе  и    

        технике.

Задачи:

 1.Теплоход,  двигаясь  равноускоренно  из  состояния  покоя  с  ускорением  0,10 м/с2,  достигает  скорости  18 км/ч.  За  какое  время  эта  скорость  достигнута?  Какой  путь  за  это  время  пройден?

 2.При  какой  посадочной  скорости  самолеты  могут  приземляться  на  посадочной  полосе  аэродрома  длиной  800м  при  торможении  с  а1= -2,7 м/с2?   а2 = -5,0 м/с2?

3.Тело,  свободно  падающее  из  состояния  покоя,  в  конце  первой  половины  пути  достигло  скорости  20 м/с.  Какова  скорость тела  в  конце  падения?  Сколько  времени  оно  падало?  С  какой  высоты  оно  упало?

4.Поезд  массой  2000т,  движущийся  со  скоростью 36 км/ч,   остановился,  пройдя  после     начала  торможения  путь  в  350 м.  Определить  величину  тормозящей  силы  и  время  торможения.

5.Груз  массой  150 кг  лежит  на  дне  кабины  опускающегося  лифта  и  давит  на  дно с  силой  1800 Н. Определить  величину  и  направление  ускорения  лифта.

6.Хоккейная шайба, имея начальную скорость 20 м/с  и  двигаясь  по  поверхности  льда, остановилась  через 40 с.  Определить коэффициент трения  шайбы  о  лед.

7. Определить  кинетическую  энергию  метеорной  частицы  массой  2 г,  если  она  влетает в  атмосферу  Земли  со  скоростью  70 км/с.

8. Автомобиль  массой  2 т  останавливается  за  12 с,  пройдя  расстояние  60м.  Определить начальную  скорость , силу  трения  и  работу ею  совершаемую.

9. Тело  массой  2 кг  падает  с  высоты  20 м  из  состояния  покоя  и  в  момент  удара  о  Землю  имеет  скорость  15 м/с.  Чему  равна  работа  силы  сопротивления  в  воздухе?

10. Какую  кинетическую  энергию  нужно  сообщить  телу  массой  0,5 кг,  чтобы  оно  поднялось  вертикально  вверх  на  10 м?  Сопротивлением  пренебречь.      

11. Автомобиль  движется  с  постоянной  скоростью  по  горизонтальной  дороге.  На  что  при  этом  расходуется  энергия  топлива?

12. Какую  скорость  переменного  движения  показывает  спидометр  автомашины?

13. Из  фонтана  бьет  струя  воды.  Почему  восходящая  ветвь  струи  сплошная,  а  нисходящая  рассыпается  на  отдельные  части?

14. Как  объяснить опускание  столбика  ртути  при  встряхивании  медицинского  термометра?

 15. Всадник  быстро  скачет  на  лошади.  Что  произойдет,  если  лошадь  споткнется?

16. Почему  нагруженный  автомобиль  на  булыжной  мостовой  движется  более  плавно,  чем  такой  же  автомобиль  без  груза?

 17. Почему  автомобилю  трудно  тронуться  с  места  на  обледенелой  дороге?

18. Когда  человек  расходует  больше  энергии -  когда  едет  на  велосипеде  или  когда  идет  пешком?

19. Почему  легковым  автомобилям  разрешается  ездить  по  городу  с  большей  скоростью,  чем  грузовым?

20. Гимнаст  сначала  прыгает  на  гибкую  доску – трамплин, а затем  вверх.  Почему  в  этом  случае  прыжок  получается  более  высоким,  чем  прыжок  без  трамплина?

21. Почему  трудно  прыгнуть  на  берег  с  легкой  лодки,  а  такой  же  прыжок  с  парохода  легко  осуществить?

22. Почему  выглаженное  накрахмаленное  белье  менее  грязнится, чем  ненакрахмаленное?

23. Хрупкие  вещи  при  перевозке  упаковывают  в  солому  или  вату.  Почему  это  предохраняет  вещи  от  порчи?

Тема 2.  Молекулярно – кинетическая  теория  строения  вещества.

 Кинетическая теория газов.

  1. Вид самостоятельной работы:

 Решение  задач. Доклады:  История  открытий.  Ученые – физики  14 -  20  веков.

      Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

        Понять историю развития науки.

 Задачи:

  1. Давление  газа  при  293К  равно   1,07 105 Па.  Каково  будет  давление  газа,  если  его  нагреть  при  постоянном  объеме  до  423?
  2. Баллон  емкостью  50 л  имеет  2,86 кг  кислорода.  При  какой  температуре  возникает  опасность  взрыва,  если  баллон  выдерживает  давление  до        50 атм ?

  1. Некоторая  масса  газа  при  давлении  950 мм рт. ст.  и  температуре  300 К  занимает  объем 0,60 м3.  Найти  объем  газа  при  нормальных  условиях.

  1. Каким  будет  объем  газа,  если  его  изобарически  нагрели  от  280 К  до  320 К.  Начальный  объем  был  0,8 м3.

  1. Найти  массу  кислорода  в  баллоне  емкостью 50 л  при  температуре  300 К  и  давлении  30 атм.

  1. Аэростат,  наполненный  газом  при  нормальном  атмосферном  давлении,  поднялся  в  слой  воздуха,  где  давление  равно  66,7 кПа. Во  сколько  раз  увеличился  его  объем?  Изменением  температуры  и  влиянием  упругости  оболочки  пренебречь.

  1. Объем  газа  при  давлении  7,2 105 Па  и  температуре  290 К  равен  0,60 м3.  При  какой  температуре  та  же  масса  займет  объем  106 м3,  если  давление  станет  равным  2025 105 Па ?

Тема 3. Основы термодинамики.

1.3. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады: применение темы в будущей     профессии.

     Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

           Понять историю развития науки.

     Задачи:

1. Определить  К.П.Д. нагревателя, расходующего 80 г керосина  на

нагревание  3,5 кг  воды  на  900С.

2.Сколько  тепла  выделится  при   охлаждении 1,5 кг  воды,  взятой  при

температуре  150С,  и  превращении  ее  в  лед?

3.Определить  температуру  воды,  установившуюся  после  смешения  4 кг  воды

   при 720С  и  20 кг  воды  при  180С.

4.На  сколько  градусов  повысится  температура  2 кг  воды,  если  при

нагревании  ее  на  спиртовке  с  К.П.Д.  24℅  расходуется  80 г спирта?

5.На  примусе  нагрели  3 кг  воды  от  100С  до  температуры  кипения,  при  этом

К.П.Д.  его  30℅.  Определить  сколько  керосина  израсходовано?

6.Когда  автомобиль  расходует  больше  горючего  -  при  езде  без  остановок  ис остановками?

7.Почему  во  время  ледохода  становится  холоднее?

 8.Для  чего  летом  лед  в  ледниках  пересыпают  солью?

 9.Почему  климат  островов  умереннее  и  ровнее,  чем  климат  материков?

 10.Почему  в  пустынях  температура  днем  поднимается  очень  высоко,  а  ночью  опускается    ниже  00С?

  11.Почему  большая  часть  метеоров  не  достигает  Земли?

  12.Можно  ли  обычным  ртутным  термометром  измерить  температуру одной  капли  воды?

  13.Почему  чай  из  алюминиевой  кружки  обжигает  губы,  а  тот  же  чай  из  

          фарфоровой  чашки  не  обжигает?

   14.Большой  сосуд с водой,  помещенный  в  погреб,  предохраняет  овощи  от замерзания?

   15.Почему  влажная  деревянная  доска  на  ощупь  холоднее  сухой?

     16.Почему  ранней  весной  образуются  воронки  в  снегу  вокруг  стволов  деревьев?

     17.Человек не  чувствует  прохлады  на  воздухе  при  температуре  200С, а

           в  воде  зябнет  при  температуре  250С.  Почему?

      18.Какая  почва  прогревается  солнцем  быстрее   -  влажная  или  сухая?

      20.После  сильного  шторма  вода  в  море  становится  теплее.  Почему?

      21.Почему  листья  осины  колеблются  даже  в  безветренную  погоду

Тема 4. Агрегатные  состояния  и фазовые переходы.

1.4.Вид самостоятельной работы:

 Решение задач. Доклады: применение темы в будущей профессии. Ученые – физики  17 -  18 веков.

  Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

        Понять историю развития науки.

  Задачи:  

1.Почему  волоски  кисточки  в  воде  расходятся,  а  вынутые  из  воды  слипаются?

2.Слепить  фигурку  из  сухого  песка  нельзя,  а  из  мокрого  можно.  Почему?

Будет  ли  держаться  фигурка  из  песка,  если  ее  слепить  под  водой?

3.У  какой  воды  больше  коэффициент  поверхностное  натяжение  -  у  чистой  или  у  мыльной?

4.Почему  к  влажному  пальцу  бумага  прилипает,  а  к  сухому  нет?

5.Стог  сена  даже  при  дожде  остается  внутри  сухим. Почему?

6.Почему  опасно  проливать  ртуть?

7.Верно  ли  выражение: «Масляная  краска  высохла»?

8.Почему  в  сухом  воздухе  человек  выдерживает  температуру,  превышающую  1000С ?

9.Почему  осенью  облака  бывают  ниже, чем  летом?

10.Ночью  при  густой  облачности  не  бывает  росы. Почему?

11.Какое  количество  тепла  нужно  затратить,  чтобы  6,0 кг льда  при  - 200С

обратить  в  пар  с  температурой  1000С?

12.Сколько  потребуется  сжечь  нефти  в  плавильной  печи  с  К.П.Д.  30 0/0,  чтобы  довести  до  температуры  плавления  и  расплавить  10 т  меди?  Начальная  температура  250С.

13.В  каком  случае  будет  сильнее  ощущаться  сырость:  в  воздухе  с  содержанием  пара  15г/м3  при  температуре  300С  или  в  воздухе  с  содержанием  пара  4г/м3  при  20С?

14.Вечером  на  берегу  озера  при  температуре  180   относительная  влажность  воздуха  равна  75 0/0 .  При  какой  температуре  к  утру  можно  ожидать  появления  тумана?

15.Температура  воздуха  230С,  относительная  влажность  450/0.  Найти  абсолютную  влажность  воздуха  и  точку  росы.

Тема 5.  Электрическое  поле.

  1. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады:  Открытия 19- 20 веков, применение  темы в будущей  профессии.

               Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в  быту и  будущей профессии  

        Понять историю развития науки.

Задачи:

  1. Определить  электроемкость Земли,  считая,  что  она  шар  радиусом 6400 км.
  2. Определить  напряженность  поля,  образованного  зарядом  в  8,8 10-6Кл,  и  потенциал  в  точке,  находящейся  на  расстоянии  20 см  от  заряда.
  3. Плоский  воздушный  конденсатор  с  расстоянием между  пластинами  5 мм  подключили  к  источнику  постоянного  напряжения  300 В. Площадь  одной  пластины  3,14 102 см2.  Какой  заряд  имеет  каждая  пластина  конденсатора?
  4. Два  конденсатора,  электрические  емкости  которых  2  и  6 мкФ,  соединили  последовательно  в  батарею  и  подключили  к  источнику  постоянного  напряжения  250 В.  Определить  электроемкость  такой  батареи  и  напряжение  на  каждом  конденсаторе.
  5. Два  заряда,  один  из  которых  в  три  раза  больше  другого,  находясь  в  вакууме  на  расстоянии  0,3 м,  взаимодействуют  с  силой  30 Н.  Определить  величины  зарядов.
  6. На  чем  основана  электростатическая  защита?
  7. Как  действует  молниеотвод?  При  каких  условиях  он  может  оказаться  опасным  для  здания?
  8. Как  объясняет  явление  электризации  ядерная  модель  строения  атома?
  9. Как  ведет  себя  диэлектрик  в  электрическом  поле?
  10. Почему  птицы  слетают  с  провода  высокого  напряжения,  когда  включают  ток?

Тема 6.  Электрический  ток в различных средах.

  1. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады: применение темы в будущей профессии.

               Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

        Понять историю развития науки.

     Задачи:

.         1. При  пропускании  через  электролит  1,5 А  за  5 мин  на  катоде  выделилось  

  1.   вещества.  Какое  это  вещество?

          2.  Электролизом  добыто  1 кг  меди.  Сколько  серебра  можно  получить,  если        

        пропустить  через  соответствующий  электролит  то  же  количества  

                                      электричества?

        3.Зная  относительную  атомную  массу  и  валентность  кислорода,  определить  

            его  электрохимический  эквивалент  и  массу,  выделенную  зарядом  5,5 Кл . 4. Определить  потенциал  ионизации  атомов  лития,  если  для  их  ионизации          

                             Необходима  энергия  8,6  10-19 Дж.

 5. Определить  энергию  ионизации  атомов  азота,  если  потенциал  ионизации  

            6. Почему  полярные  сияния  становятся  чаще  и  интенсивнее  в  периоды  

                               наибольшей  солнечной  активности?                                                          7.Почему  полярные  сияния  не  происходят  в  экваториальных  странах  и  

                             очень  редко  наблюдаются  в  средних  широтах?

8.В  каком  случае  опаснее  дотрагиваться до  проводов  с  током  -  когда  руки      

                             сухие  или  когда  они  мокрые? Почему?

            9.Почему  безводная  серная  кислота  может  хранится  и  в  железной  посуде,  

                             а  разведенная  -  только  в  стеклянной?

            10.Отчего  зависит  электропроводность  электролитов?

Тема 7.  Магнитное поле.

  1. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады: Открытия  19 – 20 веков.  Ученые  России и их вклад в науку.

               Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

        Понять историю развития науки.

         Задачи:

  1.  Прямолинейный  проводник  длиной  0,9 м  расположен  перпендикулярно  к  силовым  линиям  однородного  магнитного  поля.  Чему  равна  магнитная  индукция  этого  поля,  если  на  проводник  действует  сила  1,6 Н  при  токе  23 А?
  2. Два  параллельных  проводника  с  одинаковыми  токами,  находящиеся  на  расстоянии  8,7 см  друг  от  друга,  притягиваются  с  силой  2,5 10-2  Н.  Определить величину  тока  в  проводниках,  если  длина  каждого  их  них  320 см.
  3. Напряженность  магнитного  поля  в  центре  кругового  тока  величиной  11 А  оказалась  120  А/м.  Определить  диаметр  окружности,  по  которой  течет  ток,  и  индукцию  магнитного  поля  в  центре.
  4. Электрон  движется  в  однородном  магнитном  моле  в  вакууме  перпендикулярно  к  силовым  линиям  по  окружности  радиусом  0,1 м.  Определить  скорость  движения  электрона,  если  напряженность  поля  1,6 102 А/м.
  5. Почему  магнитное  поле  часто  называют  вихревым?
  6. На  столе  стоят  два  разноименно  заряженных  маара.  Имеется  ли  вокруг  них  магнитное  поле?  Электрическое  поле?
  7. Мягкий  провод,  свитый  в  спираль, подвешен  за  один  конец.  Что  произойдет,  если  по  спирали  пропустить ток?
  8. Как построить  сильный  электромагнит,  если  поставлено  условие,  чтобы  ток  в  электромагните  был  сравнительно  слабым?
  9. В  каком  месте  Земли  магнитная  стрелка  обоими  концами  показывает  на  юг?
  10. Как  при  помощи  магнитной  стрелки  определить,  намагничен  ли  стальной  стержень?

Тема 8.  Электромагнитная  индукция.

  1. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады: открытия  19 – 20 веков. Ученые  России и их вклад в науку.

               Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

        Понять историю развития науки.

Задачи:

  1. Прямолинейный  проводник  длиной  0,9 м  движется  в  однородном  магнитном  поле  с  индукцией  2,5 10-2 Т  со  скоростью  14 м/с.  Определить  угол  между  векторами  скорости  и  индукции  поля,  если  в  проводнике  возникает  Э.Д.С.  индукции  0,12 В.
  2. Рамка,  содержащая  25  витков,  находится  в  магнитном  поле.  Определить  Э.Д.С.  индукции,  возникающую  в  рамке,  при  изменении  магнитного  потока  от  0,098 Вб  до  0,013 Вб  за  0,16 с.
  3. В  катушке  возникает  магнитный  поток  0,015 Вб,  когда  по  ее  виткам  проходит  ток  5 А.  Сколько  витков  содержит  катушка, если  ее  индуктивность  50 мГн ?
  4. Какая  Э.Д.С. самоиндукции  возникает  в  катушке с индуктивностью        68 мГн,  если  ток  3,8 А  исчезает  в  ней  за  0,012 с?
  5. Возникает  ли  ток  в  телах  птиц,  сидящих  на  голых  проводах  высоковольтной  линии  электропередачи?
  6. В  кольцо  из  диэлектрика  вдвигают  магнит.  Какое  возникает  явление?
  7. В  какой  момент  искрит  рубильник:  при  замыкании  или  при  размыкании  цепи?  Как  ослабить  искру?
  8. Почему  телефонные  провода  не  следует  подвешивать  на  столбах  с  проводами  переменного  тока?
  9. Сквозь  отверстие  катушки  падает  магнит.  С  одинаковыми  ли  ускорениями  он  движется  при  замкнутой  и  разомкнутой  обмотках  катушек?
  10. Почему  обыкновенный  магнитный  компас  практически  непригоден  вблизи  магнитных  полюсов  Земли?
  11. На  чем  основана  работа  электродвигателя?
  12. Мягкий  провод,  свитый  в  спираль,  подвешен  за  один  конец.  Что  произойдет,  если  по  спирали  пойдет  ток?

Тема 9.  Механические колебания и волны.

  1. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады:  Звук и ультразвук.

               Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

        Понять историю развития науки.

Задачи:

  1. Определить  длину  математического  маятника  совершающего  одно  полное  колебание  за  2с,  если  ускорение  свободного  падения  9,81 м/с2.
  2. Определить  скорость распространения  волны, если источник,  колеблющийся с периодом  0,002с,  возбуждает  в  воде  волны  длиной 2,9м.
  3. Человек  воспринимает  звуки  с  частотой  от  16  до  20 000 Гц.  Определить  интервал  длин  волн,  воспринимаемых  человеком.  Скорость  звука  в  воздухе  340 м/с.
  4. Материальная  точка  совершает  за  1 минуту  300  полных  колебаний. Определить  период  и  частоту  колебаний.
  5. Решить  уравнение  гармонических  колебаний:  х = 5 Sin ( πt + π/4 ).  Найти: амплитуду,  период, частоту  и  начальную  фазу  колебаний.
  6. Как  изменится  период  колебаний  маятника  с  железным  шариком,  если  под  ним  поместить  электромагнит?
  7. Как  будут  идти  часы  с  секундным  маятником,  установленным  для  Москвы,  на  полюсе  и  на   экваторе?
  8. Сохранится  ли  период колебаний  часов – ходиков,  если  их  с  Земли  перенести  на  Луну?
  9. Кто  в  полете  быстрее  машет  крыльями  - муха,  шмель  или  комар?
  10. Почему  в  горах  эхо  многократное?
  11. Почему  в  тумане  гудки  поездов,  пароходов  слышны  на  более  далеком  расстоянии,  чем  в  солнечную  погоду?
  12. В  зале,  заполненном  публикой,  музыка  звучит  менее  громко,  чем  в  пустом. Почему?
  13. Может  ли  звук  сильного  взрыва  на  Луне,  например  извержение  вулкана,  быть  слышан  на  Земле?
  14. Для  чего  продавец,  выдавая  покупателю  фаянсовую  или  стеклянную  посуду,  легонько  постукивает  по  ней  карандашом?
  15. Почему  изданный  звук  с  течением  времени  исчезает?

Тема 10.  Электромагнитные  колебания  и  волны.

  1. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады: применение темы в будущей профессии.

                  Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

        Понять историю развития науки.

  Задачи:

  1. Напряжение  в  сети  изменяется  по  закону   U  =  20  Sin ( 314 t  +  π/4).  Определить  период  изменения  напряжения  и  его  эффективное  значение.
  2. Чему  равен  период  собственных  колебаний  в  контуре,  если  емкость  конденсатора  2  пФ,  а  индуктивность  0,25 мГн.
  3. Колебательный  контур  создает  в  воздухе  электромагнитные  волны  длиной  150 м.  Какая  емкость  включена  в  контур,  если  индуктивность  контура  0,25 мГн?  Активным  сопротивлением  пренебречь.
  4. Первичная  обмотка  трансформатора работает  от  сети  с  напряжением  220 В  и  имеет  120  витков.  Чему  равно  напряжение  на  вторичной  обмотке  трансформатора,  если  она  имеет  600  витков?
  5. На  какой  диапазон  длин  волн  рассчитан  приемник,  если  индуктивность  приемного  контура  1,5 мГн,  а  емкость  может  изменяться  от  75 пФ  до  650 пФ.  Активность  сопротивлением  пренебречь.
  6. Сила  тока  изменяется  по  формуле   I =  8,5  Sin (314 t  +  π|3).  Определить  действующее  значение  тока, его начальную  фазу  и  частоту.  Найти  ток  в  цепи  при  t1 = 0.08 c.  t2 = 0.042 c/
  7. Катушка  с  индуктивностью  40 мГн,  включается  в  сеть  переменного  тока.  Определить  индуктивное  сопротивление  при  частотах  50,  200,  400 Гц.
  8. Как  изменится период  и частота свободных  колебаний  в контуре с R = 0.

если  его индуктивность увеличить  в  два  раза,  а  емкость в четыре  раза?

  1. Какую роль играют индуктивность и емкость в колебательном контуре?
  2. В каком случае электромагнитная волна передает максимум энергии расположенному на ее пути колебательному контуру?
  3. Почему нельзя осуществить радиосвязь с подводной  лодкой,  когда  она  находится  под  водой?
  4. Какое  значение  имеет  наличие  активного  сопротивления  у  катушки в колебательном  контуре?
  5. Какова причина помех  радиоприему  от  проходящего  вблизи  трамвая?
  6. А.С.Попов,  производя  наблюдения  при  помощи  своего  грозоотметчика,  присоединял  его  к  молниеотводу  здания.  Чем  является  в  этом  случае  молниеотвод?
  7. Почему  при  радиосвязи  колебания  высокой  частоты  называют  несущими?

Тема 11.  Волновая оптика.

  1. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады:  оптические  приборы , оптические явления в атмосфере Земли,  применения знаний  в будущей профессии.

               Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

        Понять историю развития науки

Задачи:

  1. Длина  волны  желтого  света  в  вакууме  равна  0,589мкм.  Какова  частота  колебаний  в  таком  световом  луче?
  2. Определить  радиус  земного  шара,  если  свет  проходит  в  вакууме  расстояние,  равное  длине  экватора  Земли,  за  0,139 сек.
  3. В  глаз  человека  проникает  электромагнитное  излучение  с  частотой       9,5 1014 Гц.  Воспримет  ли  это  излучение  человек  как  свет?  Какова  длина  волны  этого  излучения  в  вакууме?
  4. Определить  силу  света  лампы  накаливания,  если  свет  от  нее  падает  перпендикулярно  на  рабочее  место  и  создает  освещенность  в  25 лк  на  расстоянии  1,2 м.
  5. Какой  световой  поток  падает  на  поверхность  стола,  если  его  средняя  освещенность  9500 лк,  а  площадь  1,6 м2?
  6. Чему  равен  полный  световой  поток  лампы,  сила  света  которой  150кд?
  7. Определить  постоянную  дифракционной  решетки,  если  при  ее  освещении  светом  с  длиной  волны  656 нм  второй  спектр  виден  под  углом  150.
  8.  Чем  объясняется  расцветка  крыльев  насекомого:  стрекоз,  жуков,  бабочек  и  прочих?
  9. Почему  частицы  размером  300 нм  в  микроскоп  ( оптический)  неразличимы?
  10. Почему  дне  не  видно  звезд?
  11. Любой  водоем  дно  которого  хорошо  видно,  всегда  кажется  мельче,  чем  в  действительности.  Почему?
  12. В  каком  случае  угол  преломления  равен  углу  падения?
  13. Если  поверхность  воды  колеблется,  то  изображения  предметов  в  воде  принимают  причудливые  формы.  Почему?
  14. Зимой,  когда  земля  покрыта  снегом,  лунные  ночи  бывают  светлее  чем  летом.  Почему?
  15. Луч  прожектора  хорошо  виден  в  тумане  и  хуже  в  ясную  погоду.  Почему?
  16. Почему  масляные  пятна  на  поверхности  воды  имеют  радужную  окраску?
  17. Объясните  происхождение  цвета  синего  стекла,  синей  бумаги, синего  моря.
  18. Почему  в  тени  дерева  всегда  прохладнее?

Тема 12.  Квантовая оптика.

  1. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады: применение темы в будущей профессии.

               Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

                           Открытия  20 века.

Задачи:

        1.Исследуя  спектр  Луны,  можно  судить  о  составе  ее  поверхности. Почему?

        2. Красный  платок  осветили   синим  светом.  Каким  будет  цвет  платка?

                3. Почему  зрачок  человека  кажется  черным?

                4. Какую  роль  играет  в  природе  явление  фотосинтеза?

                5. Почему  перекись  водорода  сохраняют  в  склянках  из  желтого  стекла?

                6. Если  комета  видна  на  небе  с  вечера,  то  в  какую  сторону  направлен  ее  

             хвост?

                                   7.Работа  выхода  электронов  из  серебра  составляет  7,85 10-19 Дж.  Определить  

            длину  волны  красной  границы  фотоэффекта  для  серебра.

                         8.Поверхностный  скачок  потенциала  для  алюминия  4025 В.  Определить  

                                        длину  волны  красной  границы  фотоэффекта  у  алюминия.

                                     9.Протон  летит  со  скоростью  4,6 104  м/с.  Какая  длина  волны  соответствует  

                                        этому  протону?               

Тема 13.  Физика атома и атомного ядра.

  1. Вид самостоятельной работы: Решение задач. Доклады: применение темы в будущей профессии.

               Цель: Научится  решать задачи. Значение данной  темы в будущей профессии.

        Понять историю развития науки.

Задачи:

  1. Какие  состояния  атома  называются  возбужденными?  Чем  они  отличаются  от  нормального  состояния?
  2. На  чем  основано  действия  счетчика  Гейгера?
  3. Как  изменится  положение  химического  элемента  в  таблице  Менделеева  после  α – распада?   После  β – распада?
  4. Во  что  превращается  изотоп  92 U238  после  α – распада и  двух                        β – распадов?
  5. Ядро  изотопа  83 Вi211  получилось  из  другого  ядра  после  одного  α –и  одного  β – распадов.  Что  это  за  ядро?
  6. Почему  летящий  протон  оставляет  в  камере  Вильсона  видимый  след,  а  летящий  нейтрон  не  оставляет?
  7. Активность  препарата  составляет  25 резерфордов.  Скольким  кюри  равна  эта  активность?

Тема 14.  Обобщающие  сведения по  астрономии.

  1. Вид самостоятельной работы:

  Доклады:  применение,  история  развития  и  открытий,  ученые  14 – 20  веков.

                              Цель:  Значение данной  темы в  истории  развития науки.

Тема 15.  Применение законов физики в быту и технике.

  1.  Вид самостоятельной работы:  

      Доклады:  история открытий, ученые 14 – 17 веков.

                                Цель:  Значение  науки в жизни и деятельности человека            

           Методы контроля:  Консультация.  Оформление докладов.

       Литература и интернет-ресурсы:

          1.  Физика для  СПО.  Л.С.Жданов, Г.Л.Жданов. изд. 2005г.

          2. Задачи по физике. В.Ф.Дмитриева.  изд. 2010г.

          3. Справочная литература.

Темы  рефератов,  докладов,  презентаций:

  1. Жизнь  и  деятельность  ученых – физиков  всего  мира:

 Б.Паскаль, Авогадро,  Броун,  Лошмидт,  Штерн,  Больцман,  Клапейрон,   Шарль,  Гей-Люссак, Бойль,  Мариотт,  Джоуль,  Гук, Г.Герц, А. Вольт, Резерфорд,, А. Ампер,  Кулон,  Ленц, М.Фарадей, Ж.Фуко, А.Майкельсон, О.Ремер, Дж.Томсон, А.Эйнштейн, М.Планк

и  др.

  1. Жизнь  и  деятельность  российских  ученых  19 – 20  веков:

 А.С. Попов,  Д.И. Менделеев, Королев ,  П.Н.Лебедев, А.Г.Столетов, С.И.Вавилов, Д.Д.Иваненко, И.В.Курчатов, В.А.Амбарцумян, П.А.Черенков  и  др.  

Критерии оценивания:  (зачёт, незачёт)

Соответствие  содержанию,  объему  и  требованию  к оформлению.

*Методические рекомендации (Темы рефератов, докладов, презентаций; список контрольных вопросов; задание для исследовательской или графической работы с образцами выполнения и т.д.)

Лист контроля выполнения ВСР

Группа____________________

Ф.И.О.

Оценка

1.1

1.2

2.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по иностранному языку

Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов первого курса СПО. Методические рекоммендации составлены по теме: "Описание лю...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: МДК 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для студентов по профессии 19.01.17. Повар, кондитерЦель методических указаний состоит в обеспечении эффек...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по специальности Метеорология и РИС...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Литература"

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по литературе разработаны на основе Федеральных государственных стандартов по специальности 20.02.01 "Рациональное испол...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства очной формы обучения

Методические рекомендациипо внеаудиторной самостоятельной работепо дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»для студентов специальности35.02.07 Механизация сельского хозяйстваоч...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе МДК 02.02. Деловая культура и документоведение для студентов специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта очной формы обучения

обучающихся) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподават...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины Безопасность жизнедеятельности по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Внеаудиторная самостоятельная работа ( далее ВСР) – особая форма организации учебного  процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую д...