Методическая разработка урока Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете химии
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока на тему
«Повторный инструктаж
по охране труда
при работе в кабинете химии»
Тема урока: «Повторный инструктаж по охране труда при работе
в кабинете химии»
Цель урока: формирование приёмов безопасного обращения с химическим
оборудованием и веществами.
Оборудование: дидактические материалы к уроку, костюмы для инсценировки сказки,
химическое оборудование и реактивы(штативы с пробирками, склянки с
водой, уксусом, содой, спиртовка, спички, держатель, средства для
оказания первой помощи при ожоге кислотой).
Тип урока – систематизация и углубление знаний.
Форма урока - работа в группах.
План урока:
- Организационный момент. 2 мин.
- Инсценировка сказки о правилах безопасности с последующим заданием:
- Сформулировать правила безопасного поведения в хим.лаборатории. 15 мин.
- Практические задания: продемонстрировать приёмы безопасного обращения с хим.оборудованием и веществами. 20 мин.
- Выполнение обобщающей викторины. 5 мин.
5. Подведение итогов. Оценка работы групп. 3 мин.
Сказка о правилах безопасности
Шарик увлёкся химией: соорудил себе лабораторию и стал проводить интересные химические опыты. Матроскину тоже было очень интересно, но он даже виду не подавал:
- Подумаешь! И без химии обойдусь!
Но как-то раз Шарик вышел из своей лаборатории, а дверь оставил открытой. Матроскин не справился с любопытством и зашёл в лабораторию. Смотрит, а на столе стоит большая колба с какой-то жидкостью. Матроскин, как все коты, сразу решил её понюхать и засунул нос в колбу.…(Берёт банку с надписью «УКСУС») В глазах у него потемнело, в ушах зазвенело, и упал Матроскин без чувств.
…Очнулся он, а рядом Шарик:
- Вот беда мне с тобой! Нельзя химические вещества так нюхать!
- А как можно? – удивился кот.
- С предосторожностями! Близко к носу не подносить, а движением лапы пары вещества к себе направлять.
(Матроскин хватает банку с надписью «ГЛЮКОЗА»)
- И кушать здесь нельзя! Знаю, что ты, обжора, всё пробуешь. Химические вещества нельзя пробовать на вкус.
-Ладно, Шарик, не буду, только не ворчи. Но разреши мне хоть один опыт сделать. Очень уж хочется!
Шарик разрешил. А Матроскин схватил ложку и стал из всех банок вещества пересыпать в один стакан.
- Стой! Что ты делаешь?! – закричал Шарик. – Опыты нужно делать только по инструкции, нельзя всё смешивать как попало! Вдруг ядовитый газ образуется, или взрыв может быть. И вещества надо брать понемногу, экономно расходовать. Это тебе не молоко!
- Понял! Понял! А что это у тебя вот в этой колбочке?! (Хватает банку с надписью «КИСЛОТА») Ой! Шарик! Пролил! Щиплет, горит! Вся шерсть сейчас вылезет! Ой, умираю!
- Паника в любой ситуации только мешает. А кислоту, попавшую на кожу, смоем проточной водой. Ну, как, лучше? А то, что ты разлил, убрать надо, а то ещё кто-нибудь пострадать может. В лаборатории надо соблюдать порядок, чистоту и дисциплину. И вообще, иди-ка ты дои свою корову и ставь опыты на молоке.
- Издеваешься? – зашипел кот.
- Нет, скисание молока – это очень важная химическая реакция. И химией займёшься, и пользу принесёшь. А пока все правила поведения в химической лаборатории не запомнишь, не появляйся здесь!
Практическое задание
на знание правил безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием
Задание № 1. Налейте раствор из сосуда в пробирку.
Оборудование: раствор хлорида натрия с этикеткой; пробирка; штатив для пробирок.
Критерии оценки:
- этикетка на склянке должна быть в ладони;
- последнюю каплю жидкости снять горлышком пробирки;
- не наполнять пробирку более, чем на одну треть;
- аккуратность при работе.
Задание № 2. Определите запах вещества.
Оборудование: стакан с раствором уксусной кислоты.
Критерии оценки:
- стакан не подносить близко к носу;
-ток воздуха направлять помахиванием кисти руки.
Задание № 3. Возьмите сыпучие реактивы из банки, поместите в пробирку.
Оборудование: банка с порошком мела, пробирки, штатив для пробирок, ложечка, полоска бумаги.
Критерии оценки:
- брать сыпучие реактивы при помощи ложечки (чистой сухой пробирки, полоски бумаги);
- аккуратность при работе;
- экономное расходование веществ.
Задание № 4. Зажгите и потушите спиртовку.
Оборудование: спиртовка, спички.
Критерии оценки:
- поправить воронку, фитиль;
- зажигать спичками;
- тушить колпачком.
Задание № 5. Нагрейте воду в пробирке до кипения.
Оборудование: пробирка с водой в штативе, спиртовка, спички, держатель для пробирок.
Критерии оценки:
- правильность зажима пробирки в держателе (в верхней части пробирки);
- отверстие пробирки располагать от себя, от соседей;
- прогреть всю пробирку;
- пробирку держать горизонтально;
- нагревать в средней части пламени;
- нагревать среднюю часть жидкости пробирки.
Задание № 6. Найдите среди предложенных средства для оказания первой помощи при
ожоге кислотой.
Оборудование: аптечка, ёмкость с надписью «вода».
Критерии оценки:
- взята ёмкость с надписью «холодная вода»;
- взята ёмкость с раствором питьевой соды + вата или салфетки.
ВИКТОРИНА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
- Как положено вести себя в химической лаборатории?
А. Можно перекусить
Б. Можно смешивать реактивы без инструкции
В. Можно бегать и шуметь
Г. Соблюдать порядок и чистоту
- Когда можно приступать к работе в лаборатории?
А. Когда хочешь
Б. С разрешения лаборанта
В. С разрешения учителя
Г. Когда будешь готов
- Какую посуду надо использовать при работе?
А. Чистую
Б. Грязную
В. С трещинами
Г. Какая есть, ту и использовать
- При нагревании жидкости в пробирке отверстие надо направлять…
А. Вверх
Б. В сторону от себя
В. Вниз
Г. В сторону от себя и от соседей
- Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?
А. Тушить огонь колпачком
Б. Зажигать спичками
В. Заполнять этиловым спиртом
Г. Зажигать от другой спиртовки
- Как смешивать серную кислоту с водой?
А. Воду лить в кислоту
Б. Кислоту лить в воду
В. Не имеет значения
Г. Нельзя смешивать
- При попадании кислоты на кожу надо…
А. Промыть 2% раствором уксуса
Б. Промыть 2% раствором питьевой соды
В. Стереть кислоту тряпкой
Г. Промыть холодной водой
- Для чего в аптечке должен быть раствор иода?
А. Для смазывания кожи после ожогов
Б. Для смазывания кожи при порезах
В. Для смазывания рук перед работой
Г. Для приёма внутрь
- Что не запрещается делать в химической лаборатории?
А. Загромождать проходы сумками
Б. Выносить вещества из кабинета
В. Сообщать преподавателю о рассыпанных веществах
Г. Выливать растворы в канализацию
ПОДГРУППА № 1
СОСТАВ ГРУППЫ:
Задание № 1
Правила безопасного поведения в химической лаборатории:
1.
2.
Задание № 2
Практическое задание
Задание № 3
Викторина
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3 6. 9.
ПОДГРУППА № 2
СОСТАВ ГРУППЫ:
Задание № 1
Правила безопасного поведения в химической лаборатории:
1.
2.
Задание № 2
Практическое задание
Задание № 3
Викторина
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3 6. 9.
ПОДГРУППА № 3
СОСТАВ ГРУППЫ:
Задание № 1
Правила безопасного поведения в химической лаборатории:
1.
2.
Задание № 2
Практическое задание
Задание № 3
Викторина
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3 6. 9.
ПОДГРУППА № 4
СОСТАВ ГРУППЫ:
Задание № 1
Правила безопасного поведения в химической лаборатории:
1.
2.
Задание № 2
Практическое задание
Задание № 3
Викторина
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3 6. 9.
ПОДГРУППА № 5
СОСТАВ ГРУППЫ:
Задание № 1
Правила безопасного поведения в химической лаборатории:
1.
2.
Задание № 2
Практическое задание
Задание № 3
Викторина
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3 6. 9.
ПОДГРУППА № 6
СОСТАВ ГРУППЫ:
Задание № 1
Правила безопасного поведения в химической лаборатории:
1.
2.
Задание № 2
Практическое задание
Задание № 3
Викторина
1. 4. 7.
2. 5. 8.
3 6. 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/12/picture-261428-1565617890.jpg)
ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В документе указаны виды инструктажа, время и причины его проведения и в каком документе регистрируется тот или иной вид инструктажа. А также приведен текст интструкции по охране труда в кабинете хими...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-836251-1477250055.jpg)
Презентация к уроку информатики в 3 классе на тему: Техника безопасности в кабинете ИКТ
Правила техники безопасности в кабинете ИКТ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-127751-1352284639.jpg)
Методическая разработка урока атлетической гимнастики. Совершенствование техники выполнения упражнений атлетической гимнастики, ориентированных на развитие силовых способностей.
методическая разработка урока по атлетической гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-218624-1675701489.jpg)
Инструктаж по технике безопасности родителей на время каникул
Материал предназначен для классных руководителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/07/picture-1247309-1588816340.jpg)
Занятие №1 12.05.2020 г .Общий инструктаж по технике безопасности
Меры безопасности при выполнении слесарных работ Несоблюдение даже простейших правил предосторожности при выполнении слесарных работ часто приводит к тяжелым последствиям: поэтому слесарь должен ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-1193470-1574880288.jpg)
Методическая разработка урока-игры на тему "Техника ведения телефонных переговоров"
Пояснительная записка к методической разработке профориентационного урока-игры на тему: «Техника ведения телефонных переговоров»Актуальность темы обусловлена большим значением телефонного ...