Методическая разработка урока Повторный инструктаж по технике безопасности в кабинете химии
методическая разработка на тему

Харитонова Ирина Павловна

Инсценированный игровой урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_tehniki_bezopasnosti._urok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему

«Повторный инструктаж

по охране труда

при работе в кабинете химии»

Тема урока:  «Повторный инструктаж по охране труда при работе  

                    в кабинете химии»

Цель урока: формирование приёмов безопасного обращения с химическим    

                         оборудованием и веществами.

Оборудование:  дидактические материалы к уроку, костюмы для инсценировки сказки,  

                         химическое оборудование и реактивы(штативы с пробирками, склянки с    

                         водой, уксусом, содой, спиртовка, спички, держатель, средства для

                         оказания  первой помощи при ожоге кислотой).

Тип урока – систематизация и углубление знаний.

Форма урока - работа в группах.

План урока:

  1.  Организационный момент.                                                                                   2 мин.
  2. Инсценировка сказки о правилах безопасности с последующим заданием:

       - Сформулировать правила безопасного поведения в хим.лаборатории.       15 мин.

  1. Практические задания: продемонстрировать приёмы безопасного обращения с хим.оборудованием и веществами.                                                                      20 мин.
  2. Выполнение обобщающей викторины.                                                                5 мин.

5.   Подведение итогов. Оценка работы групп.                                                          3 мин.

Сказка о правилах безопасности

Шарик увлёкся химией: соорудил себе лабораторию и стал проводить интересные химические опыты. Матроскину тоже было очень интересно, но он даже виду не подавал:

- Подумаешь! И без химии обойдусь!

Но как-то раз Шарик вышел из своей лаборатории, а дверь оставил открытой. Матроскин не справился с любопытством и зашёл в лабораторию. Смотрит, а на столе стоит большая колба с какой-то жидкостью. Матроскин, как все коты, сразу решил её понюхать и засунул нос в колбу.…(Берёт банку с надписью «УКСУС») В глазах у него потемнело, в ушах зазвенело, и упал Матроскин без чувств.

   …Очнулся он, а рядом Шарик:

- Вот беда мне с тобой! Нельзя химические вещества так нюхать!

- А как можно? – удивился кот.

- С предосторожностями! Близко к носу не подносить, а движением лапы пары вещества к себе направлять.

(Матроскин хватает банку с надписью «ГЛЮКОЗА»)

- И кушать здесь нельзя! Знаю, что ты, обжора, всё пробуешь. Химические вещества нельзя пробовать на вкус.

-Ладно, Шарик, не буду, только не ворчи. Но разреши мне хоть один опыт сделать. Очень уж хочется!

Шарик разрешил. А Матроскин схватил ложку и стал из всех банок вещества пересыпать в один стакан.

- Стой! Что ты делаешь?! – закричал Шарик. – Опыты нужно делать только по инструкции, нельзя всё смешивать как попало! Вдруг ядовитый газ образуется, или взрыв может быть. И вещества надо брать понемногу, экономно расходовать. Это тебе не молоко!

- Понял! Понял! А что это у тебя вот в этой колбочке?! (Хватает банку с надписью «КИСЛОТА») Ой! Шарик! Пролил! Щиплет, горит! Вся шерсть сейчас вылезет! Ой, умираю!

- Паника в любой ситуации только мешает. А кислоту, попавшую на кожу, смоем проточной водой. Ну, как, лучше? А то, что ты разлил, убрать надо, а то ещё кто-нибудь пострадать может. В лаборатории надо соблюдать порядок, чистоту и дисциплину. И вообще, иди-ка ты дои свою корову и ставь опыты на молоке.

- Издеваешься? – зашипел кот.

- Нет, скисание молока – это очень важная химическая реакция. И химией займёшься, и пользу принесёшь. А пока все правила поведения в химической лаборатории не запомнишь, не появляйся здесь!

Практическое задание

на знание правил безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием

Задание № 1. Налейте раствор из сосуда в пробирку.

Оборудование: раствор хлорида натрия с этикеткой; пробирка; штатив для пробирок.

Критерии оценки:

- этикетка на склянке должна быть в ладони;

- последнюю каплю жидкости снять горлышком пробирки;

- не наполнять пробирку более, чем на одну треть;

- аккуратность при работе.

Задание № 2. Определите запах вещества.

Оборудование: стакан с раствором уксусной кислоты.

Критерии оценки:

- стакан не подносить близко к носу;

-ток воздуха направлять помахиванием кисти руки.

Задание № 3. Возьмите сыпучие реактивы из банки, поместите в пробирку.

Оборудование: банка с порошком мела, пробирки, штатив для пробирок, ложечка, полоска бумаги.

Критерии оценки:

- брать сыпучие реактивы при помощи ложечки (чистой сухой пробирки, полоски бумаги);

- аккуратность при работе;

- экономное расходование веществ.

Задание № 4. Зажгите и потушите спиртовку.

Оборудование: спиртовка, спички.

Критерии оценки:

- поправить воронку, фитиль;

- зажигать спичками;

- тушить колпачком.

Задание № 5. Нагрейте воду в пробирке до кипения.

Оборудование: пробирка с водой в штативе, спиртовка, спички, держатель для пробирок.

Критерии оценки:

- правильность зажима пробирки в держателе (в верхней части пробирки);

- отверстие пробирки располагать от себя, от соседей;

- прогреть всю пробирку;

- пробирку держать горизонтально;

- нагревать в средней части пламени;

- нагревать среднюю часть жидкости пробирки.

Задание № 6. Найдите среди предложенных средства для оказания первой помощи при  

                           ожоге кислотой.

Оборудование: аптечка, ёмкость с надписью «вода».

Критерии оценки:

- взята ёмкость с надписью «холодная вода»;

- взята ёмкость с раствором питьевой соды + вата или салфетки.

ВИКТОРИНА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Как положено вести себя в химической лаборатории?

А. Можно перекусить

Б. Можно смешивать реактивы без инструкции

В. Можно бегать и шуметь

Г. Соблюдать порядок и чистоту

  1. Когда можно приступать к работе в лаборатории?

А. Когда хочешь

Б. С разрешения лаборанта

В. С разрешения учителя

Г. Когда будешь готов

  1. Какую посуду надо использовать при работе?

А. Чистую

Б. Грязную

В. С трещинами

Г. Какая есть, ту и использовать

  1. При нагревании жидкости в пробирке отверстие надо направлять…

А. Вверх

Б. В сторону от себя

В. Вниз

Г. В сторону от себя и от соседей

  1. Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?

А. Тушить огонь колпачком

Б. Зажигать спичками

В. Заполнять этиловым спиртом

Г. Зажигать от другой спиртовки

  1. Как смешивать серную кислоту с водой?

А. Воду лить в кислоту

Б. Кислоту лить в воду

В. Не имеет значения

Г. Нельзя смешивать

  1. При попадании кислоты на кожу надо…

А. Промыть 2% раствором уксуса

Б. Промыть 2% раствором питьевой соды

В. Стереть кислоту тряпкой

Г. Промыть холодной водой

  1. Для чего в аптечке должен быть раствор иода?

А. Для смазывания кожи после ожогов

Б. Для смазывания кожи при порезах

В. Для смазывания рук перед работой

Г. Для приёма внутрь

  1. Что не запрещается делать в химической лаборатории?

А. Загромождать проходы сумками

Б. Выносить вещества из кабинета

В. Сообщать преподавателю о рассыпанных веществах

Г. Выливать растворы в канализацию

ПОДГРУППА № 1

СОСТАВ ГРУППЫ:

Задание № 1

Правила безопасного поведения в химической лаборатории:

1.

2.

Задание № 2

Практическое задание

Задание № 3

Викторина

1.                         4.                         7.

2.                         5.                         8.

3                          6.                         9.

ПОДГРУППА № 2

СОСТАВ ГРУППЫ:

Задание № 1

Правила безопасного поведения в химической лаборатории:

1.

2.

Задание № 2

Практическое задание

Задание № 3

Викторина

1.                         4.                         7.

2.                         5.                         8.

3                          6.                         9.

ПОДГРУППА № 3

СОСТАВ ГРУППЫ:

Задание № 1

Правила безопасного поведения в химической лаборатории:

1.

2.

Задание № 2

Практическое задание

Задание № 3

Викторина

1.                         4.                         7.

2.                         5.                         8.

3                          6.                         9.

ПОДГРУППА № 4

СОСТАВ ГРУППЫ:

Задание № 1

Правила безопасного поведения в химической лаборатории:

1.

2.

Задание № 2

Практическое задание

Задание № 3

Викторина

1.                         4.                         7.

2.                         5.                         8.

3                          6.                         9.

ПОДГРУППА № 5

СОСТАВ ГРУППЫ:

Задание № 1

Правила безопасного поведения в химической лаборатории:

1.

2.

Задание № 2

Практическое задание

Задание № 3

Викторина

1.                         4.                         7.

2.                         5.                         8.

3                          6.                         9.

ПОДГРУППА № 6

СОСТАВ ГРУППЫ:

Задание № 1

Правила безопасного поведения в химической лаборатории:

1.

2.

Задание № 2

Практическое задание

Задание № 3

Викторина

1.                         4.                         7.

2.                         5.                         8.

3                          6.                         9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

В документе указаны виды инструктажа, время и причины его проведения и в каком документе регистрируется тот или иной вид инструктажа. А также приведен текст интструкции по охране труда в кабинете хими...

Инструктаж по технике безопасности родителей на время каникул

Материал предназначен для классных руководителей...

Занятие №1 12.05.2020 г .Общий инструктаж по технике безопасности

Меры безопасности при выполнении слесарных работ Несоблюдение даже простейших правил предосторожности при выполнении слесарных работ часто приводит к тяжелым последствиям: поэтому слесарь должен ...

Методическая разработка урока-игры на тему "Техника ведения телефонных переговоров"

Пояснительная записка к методической разработке профориентационного урока-игры на тему: «Техника ведения телефонных переговоров»Актуальность темы обусловлена большим значением телефонного ...