Комплект практических работ для курса органической химии
методическая разработка на тему

Сверчкова Марина Владимировна

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по курсу органической химии для дисциплины ОДБ.06 ХИМИЯ

 

по специальности Художник по костюму, закройщик, парикмахер

Данные методические рекомендации могут быть использованы студентами.

Основными этапами практического занятия являются:

·         проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;

·         инструктаж, проводимый преподавателем;

·         выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;

·         последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktich-e_po_himii_m.docx115.19 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1.

Обнаружение углерода, водорода, галогенов в органических соединениях

Инструкция по выполнению практической работы

  1. Запишите в тетради название практической работы. 
  2. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
  3. Посмотрите видео – эксперимент «Установление качественного состава предельных углеводородов».
  4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия.
  5. Проведите опыт.
  6. Выполните задания, выводы запишите в тетрадь.
  7. Сдайте отчёт на проверку учителю.

Цели: научиться определять углерод, водород, хлор в органических соединениях 

Реактивы: парафин, оксид меди (II), сульфат меди (II), известковая вода, медная проволока, хлороформ. 

Посуда и оборудование: лабораторный, штатив (или проборкодержатель), пробирки, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, спички, вата, видеопроектор, компьютер.

Ход работы:

 Наличие углерода и водорода в органических веществах можно установить по продуктам его окисления.

 Опыт 1. Посмотрите видео – эксперимент «Установление качественного состава предельных углеводородов».

Ответьте на вопросы:

1. Почему помутнел раствор известковой воды? Напишите уравнение реакции,  считая условно формулу парафина С16Н34.

2. Почему белый порошок сульфата меди (П) стал голубым? Напишите уравнение реакции, учитывая, что безводному сульфату меди (П)  присоединяется 5 молекул воды.

3.Что произошло с чёрным порошком оксида меди (П).

 Опыт 2. Качественное определение углерода и водорода

Зажгите спиртовку или парафиновую свечу. Подержите 2-3 секунды над пламенем сухой стакан в перевернутом положении. Почему запотел стакан?

Смочите стакан раствором гидроксида кальция (известковой водой) и снова в таком же положении подержите над пламенем. Объясните причину появления белых пятен на стенках стакана. Напишите уравнение соответствующей реакции.

На основании обнаруженных воды и оксида углерода (IV) сделайте вывод о качественном составе сгоревшего вещества. Составьте уравнения горения парафина (свечи), приняв, что в его молекуле содержится 18 атомов углерода.

Опыт 3. Качественное определение хлора в молекулах галогенопроизводных углеводородов

Определение наличия хлора в органическом соединении основано на окрашивании пламени в зеленый цвет хлоридами меди, которые образуются при взаимодействии оксида меди (II) с продуктами разрушения и сгорания органического вещества, содержащего хлор.

Для проведения опыта требуется медная проволока длиной около 10 см, загнутая на конце петлей и вставленная другим концом в  держатель.

Прокалите петлю проволоки до исчезновения посторонней окраски пламени. Остывшую петлю, покрывшуюся черным налетом оксида меди (П), опустите в пробирку с хлороформом, затем смоченную веществом петлю вновь внесите в пламя горелки. Немедленно появляется характерная зеленовато-голубая окраска пламени, так как образующиеся при сгорании летучие галогениды меди окрашивают пламя горелки.

4.Отчет о проделанной работе представьте в виде таблицы

№опыта

ход работы

наблюдения

уравнения

вывод

1

2

3

4

5. Сделайте общий вывод о проделанной работе.

Форма контроля выполнения практической работы:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ

Практическая работа № 2.

Получение этилена и изучение его свойств.

Инструкция по выполнению практической работы 

  1. Запишите в тетради название практической работы.
  2. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
  3. Внимательно просмотрите видео – опыты
  4. Внимательно прочитайте ход практического занятия
  5. Оформите отчёт,  вывод запишите в тетрадь
  6. Сдайте отчёт на проверку учителю

Цель работы:

Получить этилен путём нагревания смеси этилового спирта с концентрированной серной кислотой и изучить его свойства.

Оборудование: видеопроектор, компьютер.

Ход работы: 

  1. Получение этилена 

Посмотрите видео-опыт   «Получение этилена, опыты с ним»

Получите готовую реакционную смесь у учителя. Соберите прибор для получения газов.

Осторожно, равномерно нагрейте смесь. 

Внимание!!!

Соблюдайте осторожность. Вы работаете с концентрированной серной кислотой. 

  1. Окисление этилена кислородом перманганата калия

Посмотрите видео-опыт   «Горение этилена»

Пропустили выделяющийся газ в пробирку с водным раствором перманганата калия, подкисленного серной кислотой. 

  1. Взаимодействие этилена с бромной водой

Посмотрите видео-опыт   «Взаимодействие этилена с бромной водой» 

Выделяющийся этилен пропустили через раствор брома в воде, который называют  бромной  водой. 

  1. Окисление этилена кислородом воздуха (горение)

Посмотрите видео-опыт   «Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия» 

Повернули газоотводную трубку отверстием вверх и подожгли выделяющийся газ. 

5. Оформите отчёт в тетради в виде таблицы:  

Название опыта, рисунок

Ваши наблюдения

Уравнение реакции, выводы

1

Какой газ выделяется?

Закончите уравнение реакции:                 

CH3-CH2-OH   t>140°C, H2SO4(конц.)→ 

 Укажите тип реакции, назовите продукты реакции?

2

Что происходит с раствором марганцовки?

Закончите уравнение реакции: 

CH2=CH2 + [O] + H2KMnO4 

Назовите продукты и тип реакции?

3

Что происходит с бромной водой?

Закончите уравнение реакции:

CH2=CH2 + Br  

Назовите продукты и тип реакции?

4

Почему этилен горит более светящимся пламенем, чем этан?

Закончите уравнение реакции:                

C2H+ O2   

Назовите тип реакции и продукты?

6.Сделайте общий вывод о проделанной работе.

Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ

Практическая работа № 3

«Качественные реакции на альдегиды, спирты, фенолы»

Инструкция по выполнению практической работы 

  1. Запишите в тетради название практической работы.
  2. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
  3. Внимательно просмотрите видео – опыты
  4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
  5. Проведите опыт
  6. Оформите отчёт,  вывод запишите в тетрадь
  7. Сдайте отчёт на проверку учителю

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с ядовитыми веществами. Не допускать попадания фенола на кожу.

Цель работы: Проделать качественные реакции на альдегиды, спирты, фенолы.

Реактивы и оборудование: пробирки, штатив для пробирок, зажим пробирочный, горелка, стеклянная палочка, видеопроектор, компьютер.

Ход работы: 

Опыт 1: Качественная реакция на альдегид

Посмотрите видео-опыт   

 Качественная реакция на альдегиды с гидроксидом меди (II)

К 1 мл альдегида прибавили 1 мл раствора сульфата меди и несколько капель раствора гидроксида натрия до образования светло-синего раствора. Смесь немного нагрели.

Техника безопасности.  правила работы с ядовитыми веществами.

Опыт 2: Качественная реакция на глицерин

Посмотрите видео-опыт   

 Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)

К 2мл раствора гидроксида натрия добавили несколько капель раствора сульфата меди

Наблюдения:

К осадку прилили глицерин по каплям и взболтали

Техника безопасности.  правила работы со щелочами и их растворами.

Опыт 3:

Посмотрите видео-опыт   

Качественная реакция на фенол

К раствору фенола добавили несколько капель раствора хлорида железа (III)

Образуется сложный(комплексный) фенолят железа, поэтому уравнение реакции писать не следует.

4.Оформите отчёт в тетради в виде таблицы: 

№опыта

ход работы

наблюдения

уравнения

вывод

1

2

3

5.Сделайте общий вывод о проделанной работе.

Форма контроля выполнения практической работы:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ

Практическая работа № 4.

Получение и свойства карбоновых кислот

Инструкция по выполнению практической работы 

  1. Запишите в тетради название практической работы.
  2. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
  3. Внимательно просмотрите видео – опыты
  4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
  5. Проведите опыт
  6. Оформите отчёт,  выводы запишите в тетрадь
  7. Сдайте отчёт на проверку учителю

Цель работы:  изучить свойства уксусной кислоты.

Реактивы и оборудование:  уксусная кислота, магний (порошок), цинк, гидроксид натрия, карбонат натрия, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага, прибор для получения  и собирания кислоты, спиртовка, пробирку, вата, спички, видеопроектор, компьютер. 

Ход работы:

Опыт 1. Растворимость в воде, окраска индикатора

В пробирку прилейте 1-2 мл воды и добавьте 2-3 капли уксусной кислоты, взболтайте содержимое.

Что наблюдаете? Почему?

В пробирку с раствором уксусной кислоты добавьте индикатор

Что наблюдаете? Почему? Запишите УХР.

Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами. 

Посмотрите видео-опыт  «Взаимодействие уксусной кислоты с металлами» 

В  одну пробирку положили гранулу цинка, в другую порошок магния. В обе пробирки прилили 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сравните скорость этих реакций? Запишите соответствующие уравнения химических реакций, назовите продукты, укажите тип реакции.

Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями. 

Посмотрите видео-опыт  «Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями» 

В пробирку налили 1 мл гидроксида натрия и добавили 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?

Затем добавили к содержимому пробирки  уксусную кислоту. Почему происходит обесцвечивание? Запишите УХР, назовите продукты. 

Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот. 

Посмотрите видео-опыт  «Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия» 

В пробирку налили 1 мл карбоната натрия и по каплям добавили уксусную кислоту. Что наблюдаете? Почему?

Запишите УХР, назовите продукты.

5.Оформите работу в виде таблицы :

№опыта

наблюдения

уравнения

вывод

1

2

3

4

6.Сделайте общий вывод о проделанной работе.

Форма контроля выполнения практической работы:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ

Практическая работа № 5.

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

Инструкция по выполнению практической работы 

  1. Запишите в тетради название практической работы.
  2. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
  3. Внимательно просмотрите видео – опыты
  4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
  5. Оформите отчёт,  выводы запишите в тетрадь
  6. Сдайте отчёт на проверку учителю

Цель работы: Закрепить знания  о качественных реакциях органических веществ. Научиться определять органические вещества. 

Оборудование: видеопроектор, компьютер. 

Ход работы: 

Опыт 1. Окисление этилового спирта раствором перманганата калия

Посмотрите видео-опыт

В пробирку с 2 мл этилового спирта прилили 2 мл разбавленного раствора перманганата калия и добавили 2 – 3 капли серной кислоты. Смесь осторожно нагрели. Почему изменилась окраска раствора? Составьте УХР. 

Оформите отчёт в виде таблицы:

Название опыта

Что делали?

Наблюдения.

Выводы. УХР.

Задача 1. 

В трёх пробирках даны следующие вещества – карбоновые кислоты: муравьиная, уксусная, олеиновая. Как различить эти вещества?

Посмотрите видео-опыты:

Опыт 2. «Растворимость в воде различных карбоновых кислот»

Опыт 3. «Взаимодействие бромной воды с олеиновой кислотой»

Опыт 4. Реакция «Серебряного зеркала» 

Предложите план распознавания веществ. Составьте УХР.

Оформите отчёт в виде таблицы:

Определяемое вещество

Способ распознавания.

Качественный признак.

Наблюдения.

Выводы. УХР.

Задача 2.

В двух пробирках даны вещества: глицерин и этиловый спирт. Как определить каждое из веществ?

Посмотрите видео-опыты:

Опыт 5. «Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)»

Опыт 6. «Окисление этилового спирта оксидом меди (II)»

Предложите план распознавания веществ. Составьте УХР. 

Оформите отчёт в виде таблицы:

Определяемое вещество

Способ распознавания.

Качественный признак.

Наблюдения.

Выводы. УХР.

Сделайте общий вывод о проделанной работе.

Форма контроля выполнения практической работы:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ

Практическая работа № 5.

Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ

Повышенный уровень сложности

Инструкция по выполнению практической работы 

  1. Запишите в тетради название практической работы.
  2. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
  3. Внимательно просмотрите видео – опыты
  4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
  5. Оформите отчёт,  выводы запишите в тетрадь
  6. Сдайте отчёт на проверку учителю

Цель работы: Повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ

Оборудование: видеопроектор, компьютер.

Таблица 1. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 

Вещество, функциональная группа

Реактив

Видео-опыт или УХР

Характерные признаки

Непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены), кратные связи

Раствор KMnO4

(розовый)

1. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия

 

2. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия 

Обесцвечивание раствора

Раствор Br2

(жёлтый)

1. Взаимодействие этилена с бромной водой

2. Взаимодействие ацетилена с бромной водой

Обесцвечивание раствора

Ацетилен

Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса

[Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2NH3 раствор)

Получение ацетиленида серебра

Образование осадка жёлтого цвета (взрывоопасен)

Бензол

Нитрующая смесь

HNO3 + H2SO4

Нитрование бензола

Образование тяжёлой жидкости светло-жёлтого цвета с запахом горького миндаля

Толуол

Раствор KMnO4

(розовый)

 https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460516490/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no50-prakticeskaa-rabota-no-5-resenie-eksperimentalnyh-zadac-na-polucenie-i-raspoznavanie-organiceskih-vesestv/u734_1.gif?height=32&width=200

Обесцвечивание раствора

Фенол (карболовая кислота)

Раствор FeCl3

(светло-жёлтый)

Качественная реакция на фенол

 

Окрашивание раствора в фиолетовый цвет

Анилин

Раствор хлорной извести CaOCl2

(бесцветный)

Окисление анилина раствором хлорной извести

 

Окрашивание раствора в фиолетовый цвет

Этанол

Насыщенный раствор I2+ раствор NaOH

Качественная реакция на этанол

 

Образование мелкокристаллического осадкаCH3I светло-жёлтого цвета со специфическим запахом

CuO (пркалённая медная проволока)

Окисление этилового спирта оксидом меди (II)

 

Выделение металлической меди красного цвета, специфический запах ацетальдегида

Гидрокогруппа (спирты, фенол, гидроксикислоты)

Металлический Na

1. Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием

 

2. Взаимодействие фенола с металлическим натрием

Выделение пузырьков газа (H2↑), образование бесцветной студенистой массы

Эфиры (простые и сложные)

H2O (гидролиз) в присутствии NaOH при нагревании

CH3COOC2H5+H2O↔

Специфический запах

Многоатомные спирты, глюкоза

Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде

Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)

Ярко-синее окрашивание раствора

Карбонильная группа –CH=O

(альдегиды, глюкоза)

Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса

[Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2NH3 раствор)

Реакция "серебряного зеркала"

 

Образование блестящего налёта Ag↓  («серебряного зеркала») на стенках сосуда

Свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде

Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)

 

Образование красного осадкаCu2O↓

Карбоновые кислоты

Лакмус

Диссоциация

Окрашивание раствора в розовый цвет

спирт + H2SO4 (конц.)

Получение уксусноэтилового эфира

Специфический запах образующегося сложного эфира

Муравьиная кислота

Лакмус

Диссоциация

Окрашивание раствора в розовый цвет

Аммиачный раствор оксида серебра – реактив Толленса

[Ag(NH3)2]OH (упрощённо +Ag2NH3 раствор)

H-COOH + 2[Ag(NH3)2]OH →

 

Образование блестящего налёта Ag↓  («серебряного зеркала») на стенках сосуда

Олеиновая кислота

Раствор Br2

(жёлтый)

или

Раствор KMnO4

(розовый)

Взаимодействие бромной воды с олеиновой кислотой

 

 

Обесцвечивание растворов

Ацетаты (соли уксусной кислоты)

H2O (гидролиз) + фенолфталеин

Гидролиз ацетата натрия

Окрашивание раствора в розовый цвет

Раствор FeCl3

3CH3COONa+FeCl3→(CH3COO)3Fe+3NaCl

Окрашивание раствора в красно-бурый цвет

Стеарат натрия (мыло)

H2SO4 (конц.)

Выделение свободных жирных кислот из мыла

Образование белого осадка жирной кислоты

Насыщенный раствор соли кальция

Образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот

Образование серого осадка нерастворимой соли

H2O (гидролиз) + фенолфталеин

C17H35COONa+H2O↔

Окрашивание раствора в розовый цвет

 

Задание №1. Оформите таблицу №1 письменно в тетради. В столбик «Видео-опыт или УХР»  запишите уравнения соответствующих химических реакций, назовите все вещества, укажите условия проведения реакций.

Задание №2.  Выполните интерактивное задание «Идентификация органических соединений».

Оформите отчёт в виде таблицы:

Реактив Cu(OH)2

Температурный режим

Признаки реакции

УХР

Вывод – какое вещество находится в пробирке?

Номер пробирки

№1

Нагревание

 

 

 

Комнатная температура

№2

Нагревание

 

 

 

Комнатная температура

№3

Нагревание

 

 

 

Комнатная температура

Задание №3. Мысленный эксперимент

В трёх пронумерованных пробирках №1,2,3 находятся вещества – этанол, глицерин и уксусная кислота. Предложите план распознавания веществ.

Оформите отчёт в виде таблицы подобной заданию №2.

Практическая работа № 6

 «Качественные реакции на углеводы и белки»

Инструкция по выполнению практической работы 

  1. Запишите в тетради название практической работы.
  2. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
  3. Внимательно просмотрите видео – опыты
  4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
  5. Оформите отчёт,  выводы запишите в тетрадь
  6. Сдайте отчёт на проверку учителю

Цель работы: Изучить качественные реакции на углеводы и белки

Реактивы и оборудование: колба круглодонная, горелка, стакан, штатив, прокладка огнезащитная, видеопроектор, компьютер.

Ход работы: 

Опыт 1. Качественная реакция на глюкозу

Посмотрите видео-опыты

Качественная реакция глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I)

К аммиачному раствору оксида серебра добавили р-р глюкозы и подогрели смесь на водяной бане.

Наблюдения:

Уравнение реакции:

Техника безопасности. Аммиачный раствор оксида серебра нельзя хранить. После опыта неиспользованный раствор нейтрализуют соляной кислотой.

Опыт 2. Качественная  реакция на крахмал

Посмотрите видео-опыты

Реакция крахмала с иодом

 Приготовили раствор крахмала. В пробирку внесли10 капель 1% раствора крахмала и одну каплю 1% раствора йода.

Наблюдения:

Техника безопасности. Опыт безопасен.

Опыт 3. Биуретовая реакция на белки

Посмотрите видео-опыты

Биуретовая реакция белков

К 5 каплям водного раствора белка добавили 3 капли 10%-го раствора NaOH и 1 каплю 1%-го раствора CuSO4 и перемешали.

Наблюдения:

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с растворами щелочей.

Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция

Посмотрите видео-опыты

Ксантопротеиновая реакция

К 5 каплям раствора белка добавляют 3 капли концентрированной HNO3 и осторожно кипятят.

Наблюдения:

После охлаждения в пробирку наливают по каплям 10%-го раствор NaOH

Наблюдения:

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с концентрированными кислотами и растворами щелочей.

4.Оформите отчёт в тетради в виде таблицы: 

№опыта

ход работы

наблюдения

уравнения

вывод

1

2

3

4

Сделайте общий вывод о проделанной работе.

Форма контроля выполнения практической работы:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ

Практическая работа № 7  

«Обнаружение биологически активных веществ»

Инструкция по выполнению практической работы 

  1. Запишите в тетради название практической работы.
  2. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
  3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
  4. Выполните опыты.
  5. Оформите отчёт в виде таблицы.
  6. Ответьте на вопросы.
  7. Сдайте отчёт на проверку учителю

Цель работы: Обнаружить витамины  А, С в продуктах питания.

Реактивы и оборудование: пробирки, химические стаканы,  растительное масло, пипетки, яблочный сок,  1 % раствор хлорида железа(3), крахмальный клейстер, 5% раствор йода.

Ход работы: 

Опыт №1. Определение витамина А в подсолнечном масле.

    В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1-% раствора хлорида железа (3). При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Опыт №2. Определение витамина С в яблочном соке.

    Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляют 5% раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания. Что говорит о наличии витамина С в соке.

Опыт №3. Определение витамина Д в курином желтке.

В пробирку с 1 мл куриного желтка прилить 1 мл брома. При наличии витамина Д появляется зеленовато-голубое окрашивание.

Оформите отчёт в виде таблицы:

№опыта

Определяемое вещество, формула

Способ распознавания.

Качественный признак.

Наблюдения.

Выводы.

После выполнения работы ответьте на вопросы:

  1. К какому классу витаминов относится: а) витамин А; б) витамин С?; в) витамин Д?
  2. Решите задачу:

В рыбьем жире содержится 15% витамина А, суточная норма этого витамина для человека 0,5-2,5 мг. Сколько потребуется рыбьего жира, чтобы человек употребил нужное количество витамина.

Практическая работа № 8.

Распознавание пластмасс и волокон.

Инструкция по выполнению практической работы 

  1. Запишите в тетради название практической работы.
  2. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
  3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
  4. Возьмите образцы пластмасс и волокон по вариантам.
  5. Проведите опыт
  6. Оформите отчёт,  выводы запишите в тетрадь
  7. Сдайте отчёт на проверку учителю

Цель работы: Распознать образцы пластмасс и волокон

Оборудование и реактивы: образцы пластмасс и волокон, пробирки, тигельные щипцы, стеклянная палочка спиртовка, спички, спирт, ножницы, подставка невоспламеняющаяся. 

Ход работы: 

I. Распознавание пластмасс

В пакетах под номерами даны следующие образцы пластмасс: полиэтилена, поливинилхлорида, полистирола, фенолформальдегидной пластмассы, полиметилметакрилата. Опытным путём определите каждую пластмассу.

 Вариант 1

  1. фенопласт;
  2. целлулоид;
  3. полиэтилен;
  4. капрон.

Вариант 2

  1. поливинилхлорид;
  2. полистирол;
  3. полиметилметакрилат;
  4. целлулоид.

Для выполнения работы  используйте таблицу по распознаванию пластмасс (см. Приложения).

Первый этап работы.

Распознавание пластмасс следует начать с внешнего осмотра (цвет, твёрдость, эластичность и т. д.) Обратите внимание на то, что образцы из полиэтилена жирны на ощупь, полупрозрачны, эластичны, механически прочны, могут иметь различную окраску. Образцы из поливинилхлорида эластичны, механически прочны, могут иметь различную окраску. Полистирольные образцы прозрачны, хрупки, различной окраски. Образцы из орг. стекла прозрачны, жестки, различной окраски, механически прочны. Фенолформальдегидные пластмассы тёмных тонов (от коричневого цвета  до чёрного), жестки, прочны. Изделия из целлулоида эластичны, различной окраски, имеют характерный рисунок (под мрамор, малахит).

Занесите свои наблюдения в отчёт о проделанной работе.

Второй этап работы.

Определяете отношение пластмасс к нагреванию и характеру горения.

Опыт 1. Жестяную пластину с образцом полимера подержите с помощью тигельных щипцов над пламенем спиртовки. Нагревание образца ведите несколько секунд. Затем стеклянной палочкой попытайтесь изменить его форму. После остужения можно снова нагреть этот образец и снова изменить его форму. Данные эксперимента сравните с данными таблицы 1 « Распознавание пластмасс».

Опыт 2. Кусочек образца пластмассы внесите тигельными щипцами в пламя спиртовки. Когда образец загорится, выньте его из пламени и подержите над жестяной пластиной. Продолжает ли он гореть вне пламени? Каким пламенем горит? Погасите пламя, если обильно выделяется копоть. Свои наблюдения сверьте с данными таблицы 1 « Распознавание пластмасс».

Занесите свои наблюдения в отчёт о проделанной работе.

№ образца

Внешний вид пласмассы

Отношение к нагреванию

Характер горения

Название пластмассы

Структурное звено пластмассы

II. Распознавание волокон

В пакетах под номерами находятся волокна: хлопчатобумажное, шерстяное, ацетатное, капроновое, лавсан.. В разных пакетах под номерами содержатся образцы волокон. Определите по характерным свойствам, какое волокно находится в каждом из пакетиков.

 Вариант 1

1. вискозное волокно;
2. нитрон;
3. шерсть;
4. лавсан.

Вариант 2

1.хлопчатобумажное волокно;
2.ацетатное волокно;

3.хлорин;
4.капрон.

Опыт 3. Анализ волокна или образца ткани начинают с испытания путём сжигания. Пучок волокна тигельными щипцами внесите в пламя. Как только он загорится, уберите его из пламени и  тщательно рассмотрите. Если волокно перестанет гореть, его снова зажигают. При этом необходимо проследить: а) с какой скоростью происходит горение, б) запах продуктов разложения, в) характер остатка после горения.

Сверьте свои наблюдения с таблицей 2. «Распознавание волокон» и заполните отчёт о проделанной работе.

Отчёт о проделанной работе

№ образца волокна

Характер горения.

Название волокна

Структурное звено волокна

III. Сделайте вывод:

Таблица 1 « Распознавание пластмасс»

Название пласмассы

Отношение к нагреванию

Характер горения

Полиэтилен

Размягчается – можно вытянуть нить.

Горит синеватым пламенем, распространяя слабый запах горящего парафина. При горении отделяются капли. Вне пламени продолжает гореть.

Поливинилхлорид(полихлорвинил)

Размягчается при 60-70˚С, выше 110-120˚С разлагается.

Горит коптящим пламенем. Вне пламени не горит.

Полистирол

Размягчается – легко вытягиваются нити.

Горит коптящим пламенем, распространяя специфический запах. Вне пламени продолжает гореть.

Полиметилметакрилат

(орг. стекло)

Размягчается.

Горит жёлтым пламенем, с синей каймой у краев, с характерным потрескиванием, распространяя резкий запах.

Целлулоид

Разлагается.

Горит очень быстро, оставляя следы золы.

Фенолформальдегидные пластмасы

Разлагается при сильном нагревании

Загорается с трудом, при горении обугливается, распространяя резкий запах  фенола.  Вне пламени постепенно гаснет, не размягчается.

Таблица 2. «Распознавание волокон»

Волокно

Сжигание

Хлопок

Горит быстро с запахом жжёной бумаги. После горения остается серый пепел.

Шерсть

Горит медленно с запахом жжёных перьев. После горения образуется хрупкий чёрный шарик, растирающийся в порошок.

Ацетатное волокно

Горит быстро, образуя нехрупкий спёкшийся тёмно-бурый шарик. Вне пламени горение постепенно прекращается.

Капрон

Плавится, образуя твёрдый блестящий шарик тёмного цвета. При горении распространяется неприятный запах.

Лавсан

Плавится, затем горит коптящим пламенем с образованием тёмного твердого блестящего шарика.

Нитрон

Горит, образуя тёмный рыхлый неблестящий шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа в “AutoDesk Architectural Desktop 3.3". Методические указания по выполнению практических работ на курсах “AutoDesk Architectural Desktop”

Данный материал является продолжением методической разработки «Основы редактирования в AutoCAD. Собранные в здесь упражнения и поясне...

Комплект практических работ для построения и минимизации логических функциональных схем

Комплект состоит из четырех практических работ. Каждая практическая работа имеет теоретический материал и задания для выполнения. Логические схемы строятся по таблице истинности с выделением минт...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА комплект практических работ по учебной практике ПМ.04 «Выполнение работ по профессии Монтажник РЭА и приборов»

Методическая разработка помогает получить практический опыт выполнения технологического процесса сборки и монтажа радиотехнических систем, устройств и блоков в соответствии с технической документацией...

Фрагмент комплекта практических работ по МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности

Фрагмент комплекта практических работ по ПМ 01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью МДК 01.01 Организация коммерчской деятельности...

Методические указания для выполнения практических работ 1 курс 1 семестр практические № 8-14

Методические указания для  выполнения практических работ 1 курс 1 семестр практические № 8-14....