Главные вкладки

    Фрагмент комплекта практических работ по МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности
    методическая разработка на тему

    Горбулина Елена Вячеславовна

    Фрагмент комплекта практических работ по ПМ 01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью МДК 01.01 Организация коммерчской деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    Политехнический колледж № 39

    Методические указания

    к практической работе № 7

    Тема  «Разработка организационной структуры предприятий торговли»

    Дисциплина                МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности»

    Специальность             100701  «Коммерция» (в торговле)

    Количество часов на работу    -    2

    Автор

    Преподаватель ПК № 39                                                Горбулина Е.В.

    Одобрено на заседании

    Цикловой комиссии «Коммерции и Товароведения»

    Протокол № __ от «__» _____________ 20__

    Председатель цикловой комиссии ____________________  Горбулина Е.В.                

    Москва

    2013-2014 учебный год

    Практическая работа № 7

    Тема: «Разработка организационной структуры предприятий торговли» 

    Инструкция к выполнению практической работы.

    1. Цель работы.
    1. - отработка умений по применению полученных теоретических знаний при решении ситуации;
    2. - отработка умений анализировать ситуации и делать выводы.

    1. Вид практического занятия: поисковое.

    1. Форма организации работы студентов: индивидуальная.

    1. Оборудование:
    1. ♦ Задание для отработки практической работы

    1. Порядок выполнения задания.

    5.1. Изучить теоретическую часть практической работы и записать виды организационных структур и их краткую характеристику.

    5.2. Перепишите условия  ситуации  и предложите свое решение (письменно).

    Ситуация № 1.

    Компания «Салют» планирует создать торговую организацию и предлагать покупателям  широкий ассортимент продовольственных товаров. Для открытия предприятия необходимо создать бизнес-план, один из разделов которого «организационный» должен содержать организационную структуру. Тип будущего предприятия – универсам, планируется наличие отделов: молочный, хлебобулочный, мясная и рыбная гастрономия, бакалейный, овощной и сопутствующие непродовольственные товары. Администрацией магазина разработано штатное расписание, в соответствии с которым введены следующие должности: генеральный директор, руководители отделов, заместители генерального директора по кадрам, по коммерческим вопросам, по хозяйственным вопросам, главный бухгалтер, маркетолог, старший кассир, продавцы, мерчандайзеры, кассиры, уборщики, грузчики, менеджер по закупкам, менеджер по продажам, рекламист, охранник,

    Вам необходимо:

    1. разработать органиграмму  для компании «Салют» с учетом планируемых должностей;

    2. указать вид организационной структуры управления магазина;

    3. обосновать свой выбор организационной структуры.

    Ситуация № 2.

    Торговая организация  «Спектр» реализует индивидуальным потребителям верхнюю одежду (мужскую и женскую). Площадь торгового зала 60 кв. м., форма продажи – самообслуживание. Магазин находится в «спальном» районе. Режим работы магазина с 9.00 до 21.00. Магазин возглавляет директор, штатным расписанием предусмотрены должности: руководитель отдела, продавец-консультант, уборщик, грузчик, бухгалтер, кассир,

    Вам необходимо:

    1. разработать органиграмму  для компании «Спектр» с учетом планируемых должностей;

    2. какую должность Вы бы предложили ввести в штатное расписание и почему?

    1. Контроль правильности решения ситуации 

    1. Литература: 

    7.1. конспект лекций

    7.2. поисковые системы Интернет

    1. Домашнее задание: подготовка к ответу по материалу практической работы.

    Составила преподаватель Горбулина Е.В.

    Теоретическая часть практической работы

    Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

    На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления, т.е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

    Линейная структура управления используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

    Функциональная структура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения (либо функциональные исполнители). Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.

    Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В этой связи остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб Линейно-функциональные структуры управления используются в большинстве предприятий.

    Дивизиональная (или отделенческая) структура управления - наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления). Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение, состоящее из отделений и заводов. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления. Опыт показывает, что там, где важен фактор техники и технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества.

    Линейная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры относятся к категории бюрократических и относительно стабильны во времени.

    С начала 60-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать и внедрять новые более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации. Другое их название - органические структуры, имеющие возможности адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это делают живые организмы.

    Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

    При выборе структуры необходимо принимать во внимание условия, в которых действует конкретное предприятие. Дело в том, что бюрократические и адаптивные структуры представляют собой лишь крайние точки в составе таких фирм. Реальные структуры реальных предприятий (фирм) лежат между ними, обладая признаками тех и других в разных соотношениях. Иными словами, в управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует понятия "хорошая" или "плохая". Есть выбор, соответствующий или не соответствующий имеющимся условиям.

    В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур - проектные и матричные.

    Проектная структура - это временные органы управления, созданные для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается.

    В матричной структуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Они варьируются от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до "штабных" полномочий. Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство.

    Основной недостаток матричной структуры - ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.

    Выбор организационной структуры управления, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.

    Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия.

    Департамент образования города Москвы

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    Политехнический колледж № 39

    Методические указания

    к практической работе № 9

    «Разработка должностной инструкции менеджера по продажам»

    Дисциплина                МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности»

    Специальность             100701  «Коммерция» (в торговле)

    Количество часов на работу    -    2

    Автор

    Преподаватель ПК № 39                                                Горбулина Е.В.

    Одобрено на заседании

    Цикловой комиссии «Коммерции и Товароведения»

    Протокол № __ от «__» _____________ 20__

    Председатель цикловой комиссии        ____________________        

    Москва

    2012-2013 учебный год

    Практическая работа № 9

    Тема: ««Разработка должностной инструкции менеджера по продажам»

     

    Инструкция к выполнению практической работы.

    1. Цель работы.
    1. - отработка умений работы с нормативным документом;
    2. -отработка умений по составлению должностной инструкции.

    1. Вид практического занятия: поисковое.

    1. Форма организации работы студентов: индивидуальная.

    1. Оборудование:
    1. ♦ ФГОС 100701 «Коммерция» (по отраслям) – профессиональные компетенции
    2. ♦ Задание для отработки практической работы
    3. ♦ Типовой бланк должностной инструкции.

    1. Порядок выполнения задания.

    Используя профессиональные компетенции ФГОС 100701 «Коммерция» (по отраслям), материалы практической работы № 8 разработать должностную инструкцию менеджера по продажам (типовой бланк прилагается).

    1. Контроль правильности заполнения бланка должностной инструкции.

    1. Литература: 

    1. ФГОС 100701 «Коммерция» (по отраслям)

    7.2. теоретический материал практической работы № 8.

     

    1. Домашнее задание: подготовиться к сдаче разработанной должностной инструкции менеджера по продажам.

    Составила преподаватель Горбулина Е.В.

    Департамент образования города Москвы

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    Политехнический колледж № 39

    Методические указания

    к практической работе № 10

    «Организация работы выставки»

    Дисциплина                МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности»

    Специальность             100701  «Коммерция» (в торговле)

    Количество часов на работу    -    4

    Автор

    Преподаватель ПК № 39                                                Горбулина Е.В.

    Одобрено на заседании

    Цикловой комиссии «Коммерции и Товароведения»

    Протокол № __ от «__» _____________ 20__

    Председатель цикловой комиссии                                 

    Москва

    2014-2015 учебный год

    Практическая работа № 10

    Тема: «Организация работы выставки» 

    Инструкция к выполнению практической работы.

    1. Цель работы.
    1. - отработка умений работы с нормативными документами;
    2. - отработка умений в анализе информации;
    3. - отработка умений решения предложенной ситуации.
    1. Вид практического занятия: поисковое.
    2. Форма организации работы студентов: индивидуальная
    3. Оборудование:
    1. 4.1. ГОСТ Р 53103 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения»;
    2. 4.2. Задание для отработки практической работы;
    3. 4.3. Презентационный материал
    1. Порядок выполнения задания.

    Ответить на вопросы.

    1. 5.1. Укажите главное отличие выставки от ярмарки.
    2. 5.2. Укажите, какие, на Ваш взгляд,  цели преследуют компании, участвующие в выставочно-ярмарочной деятельности.
    3. Записать определения.
    4. 5.3. Используя ГОСТ Р 53103 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения» изучить термины и переписать следующие определения:
    5. - выставочно-ярмарочная деятельность;
    6. - экспонат;
    7. - экспонент;
    8. - заявка на участие;
    9. - инфраструктура выставочно-ярмарочной деятельности;
    10. - выставочная площадь и выставочный стенд.
    11. Зарисовать схему.
    12. 5.4. Изучить и зарисовать последовательность действий стендиста при ознакомлении посетителей со стендом.
    13. Ознакомиться с презентационным материалом.
    14. 5.5. Просмотрите презентацию по выставочно-ярмарочной деятельности и выполните задание 5.6.
    15. Выполнить задание (допускается выполнение задания в мини-группе по решению преподавателя).
    16. 5.6. Ваша компания планирует принять участие в выставке. Сферу деятельности компании выберите самостоятельно (например, продажа игрушек, книг, школьно-письменных принадлежностей, парфюмерии, одежды и т.п.). Вам необходимо ответить на вопросы:
    17. 1. Сфера деятельности Вашей компании
    18. 2. Наименование Вашей организации
    19. 3. В какой выставке Вы бы приняли участи (по признакам классификации)
    20. 4. Какую выставочную площадку Вы бы выбрали в Москве
    21. 5. Цели Вашего участия в выставке
    22. 6.Сроки проведения выставки (месяц, дни недели, продолжительность и время работы)
    23. 7. Какова площадь Вашего выставочного стенда
    24. 8. Укажите тип Вашего выставочного стенда
    25. 9. Дайте характеристику дизайна Вашего выставочного стенда (оборудование, цветовая гамма, планировка стенда, его оформление)
    26. 10. Какими выставочными услугами Вы бы воспользовались
    27. 11. Оформите заявку на участие в выставке
    28. 12. Особенности работы стендиста
    29. 13. Какие информационные материалы Вы бы использовали в процессе работы выставки
    30. 14. По результатам работы выставки Вам необходимо оценить  эффективность её работы. Как бы Вы это сделали?
    31. 15. Какие статьи расходов на организацию и проведение выставки Вы бы предусмотрели?
    1. Контроль выполнения отчета по практической работе и выполнения задания 5.6..
    2. Литература: 

    7.1 ГОСТ Р 53103 - 2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения»;

    7.2 Иванов Г.Г. «Организация коммерческой деятельности», М., Академия, 2010 год

    1. Домашнее задание: подготовка к тестовому опросу по теме.

    Составила преподаватель Горбулина Е.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические указания для курсовой работы по МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности по специальности "Коммерция".

    Методические рекомендации  содержат  темы  курсовых  работ , задания , требования  к  оформлению....

    Фрагмент презентации по МДК 01.01 "Организация коммерческой деятельности". Тема "Должностная инструкция"

    Фрагмент презентации по МДК 01.01 "Организация коммерческой деятельности" ПМ 01 Организация торгово-сбытовой деятельности выполнена по теме "Должностная инструкция"...

    Фрагменты КОС по МДК Организация коммерческой деятельности по специальности "Коммерция".

    Фрагменты КОС по МДК Организация коммерческой деятельности по специальности "Коммерция" по отраслям. В материале представлены темы "Коммерческие договоры"  и "Тарные операции в торговле" - маркир...

    Фрагменты КОС по МДК Организация коммерческой деятельности по специальности "Коммерция".

    Фрагменты КОС по МДК Организация коммерческой деятельности по специальности "Коммерция" по отраслям. В материале представлены темы "Коммерческие договоры"  и "Тарные операции в торговле" - маркир...

    Методические указания для выполнения практических работ ПМ.02 УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

    Методические указания для выполнения практических работПМ.02  УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ...

    Методические реомендации по выполнению курсовой работы по МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности" для специальности 38.02.04 "Коммерция" (по отраслям)

    Методические реомендации по выполнению курсовой работы по МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности"  для специальности 38.02.04 "Коммерция" (по отраслям)...

    Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.01.01 "Организация коммерческой деятельности

    Методические рекомендации к выполнению практических  работ по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности» предназначены для студентов по специальности 3...