Рефлексия как механизм формирования профессиональных компетенций в процессе обучения математике
статья на тему

Романько Ольга Брониславовна

В статье описан опыт формирования профессиональных компетенций на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.Б. Романько

ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж»

Рефлексия как механизм формирования профессиональных компетенций в процессе обучения математике.

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.

В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:

- способность человека действовать в соответствии со стандартами: адекватная или достаточная квалификация, способности;

- характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе, способность быть квалифицированным, т.е. способность делать что-либо хорошо или в соответствии со стандартом, приобретенная опытным путем или в результате обучения.

В современной системе образования развивающая функция обучения становится приоритетной по отношению к информативной. Поэтому одной из важнейших задач образования является создание условий для саморазвития, самопознания, что требует от обучающихся осознания своей умственной деятельности. Осознанность тех приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения адекватно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования являются залогом успешного развития и обучения студентов как математике, так и любому другому предмету.

Один из механизмов, который обеспечивает условия для достижения этих целей - рефлексия. Но, как указывают психологи, способность к рефлексии не развивается сама по себе без целенаправленного обучения. Рефлексия на уроке – это совместная работа преподавателя со студентами.

Мне интересны в связи с этим два способа организации деятельности студентов на уроке:

  • Индивидуальная самостоятельная работа  по указанному образцу;
  • Работа в сменных парах над выполнением заданий, предложенных преподавателем.

При индивидуальной самостоятельной работе по образцу, устанавливаются критерии оценки, учитывается простое повторение решенной задачи с новыми данными или составление более сложной, оригинальной. Сначала рефлексия выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений учащихся. Потом включается индивидуальная рефлексия как механизм усвоения знаний, связанный с построением новых для ученика видов деятельности, причем должен быть усвоен способ организации построения  деятельности.

При работе в парах уже с  самого начала, с  выбора пары студенты нацелены на продуктивную работу. У каждой пары свое задание. В ходе работы можно поменять пару, или если один студент не понял ход рассуждений, а другой не может объяснить, можно  обратиться за помощью к кому-то из другой пары. Оценку получают оба студента одинаковую, кроме редких случаев. При этом большое  значение имеют  коммуникативный и кооперативный аспекты рефлексии, как необходимое условие позитивных межличностных контактов, обеспечивающий взаимопонимание и согласованность действий людей в условиях совместной деятельности.

При индивидуальной работе для преподавателя возникает большой объем проверяемых работ, но и за счет них пополняются дидактические материалы, очень часто появляются очень интересные примеры.

         При работе в парах проверка занимает меньше времени, но необходимо заранее подготовить достаточное количество различных дифференцированных заданий.

Преимущества применения этих двух технологий на уроках математики:

  • формируется осознание учащимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее);
  • возрастает глубина понимания усваиваемого материала;
  • уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число студентов, не работающих на уроке);
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность студентов;
  • меняется характер взаимоотношений между студентами, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • растет самокритичность;
  • студенты приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей
  • формируется умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Таким образом на уроках математики происходит формирование профессиональных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения английскому языку»

Лингвокультурологический подход к изучению иностранного языка, основанный на лингвокультурологии – науке, занимающейся исследованием исторических и современных языковых фактов через призму духов...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»

статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...

ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...