Рабочие программы по географии
рабочая программа на тему

Самойлова Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

МБОУ Красноватрасская СШ

     Согласовано                                                                 Утверждаю                                          Утверждаю

     Заседание РМО                                                            Зам.директора по УВР                     Директор школы

     Протокол №___                                                            Пяденкова Е. В.                                Столбова А. А.

     «__»_______2016г.                                                       ________________                            _______________

Рабочая программа географии 6

Составила: учитель географии

 Самойлова Е. Ю

Пояснительная записка.

        Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

        Вклад  географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями   жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся   по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств  ( план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими  и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

Цели географии:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих  ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством  научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве  с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных  потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой  деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных  географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения  и территориальной  организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая  различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Общая характеристика курса географии.

        География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

        Построение учебного содержания курса осуществляется  последовательно от общего к частному с учетом реализации внутри предметных  и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание  курса географии 6  класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей  и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Место географии в базисном учебном плане.

География  в основной школе изучается с 5  класса. Общее число учебных часов  в 6 классе 34 часов (1 час в неделю). В соответствии с базисным  учебным планом  курсу географии на ступени основного общего образования  предшествует курс « Окружающий мир», включающий  определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

        В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

        Таким образом, содержание курса в основной школе  представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Описание ценностных ориентиров

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- формирование основ социально – критического мышления;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Результаты освоения курса географии

Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатамиосвоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Содержание курса

        Тема 1. Гидросфера  -  (11ч).

Состав и строение гидросферы.   Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.  Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы.  Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане   Речная система. Питание и режим рек.

Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот.  Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».

Тема 2. Атмосфера - (11 ч).

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха.  Части атмосферы.

Тепло в атмосфере.  Атмосферное давление.  Ветер.  Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.

Климат   и   климатические   факторы.  Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».

Тема 3. Биосфера - (6 ч)

 Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.

Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».

Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)

Понятие «географическая оболочка».  Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт».  Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Дата

Примечание

личностные

предметные

УУД

план

факт

Гидросфера- водная оболочка Земли -11ч.

1

Состав и строение гидросферы

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды, в природе».

Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека

Познавательные

Регулятивные

Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.

1.09-6.09

2-3

Мировой океан.

ПР№1 «Свойство вод мирового океана»

ПР№2 «Лист путешественника»

Раскрыть понятие» Мировой океан», его составные части

Показать значение океана

Сформировать представление об островах и полуостровах

Познакомить с особенностями дна Мирового океана

Регулятивные

Работа с картой, сравнение современной карты с древними

Систематизировать информацию о формировании океанов

Познавательные

Поиск информации по накоплению географических знаний

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого

8.09-13.09

15.09-20.09

4

Воды океана

Сформировать знания  о свойствах вод:

Солености, температуры вод  с широтой и глубиной

Выявить географические закономерности температуры и солености вод океана

Раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане

Раскрыть опасные явления в Океане

Познавательные

Описание по карте океанов и обозначение их контурной карте

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте

коммуникативный

Обсуждение значения открытий океанов

22.09-27.09

5-6

Реки-артерии Земли.

Сформировать понятие о реках, ее частях,

Речной системе, питании реки, смысловое чтение при описании реки

Показать роль рек в жизни человека

Составлять описание реки по плану на основе анализа карт

характеристику равнинной и горной рек

Познавательные

Описание по карте крупных рек обозначение их контурной карте

коммуникативные Оценить действия партнеров

29.09-4.10

6.10-11.10

7

Озера и болота

Сформировать понятие «озеро»

Классифицировать озера по различным признакам

Выяснить, как образуются болота

Показать роль озер и болот  для жизни на Земле

Давать описание озера по плану

Познавательные

Описывать озера и болота

коммуникативный

работа в группах

Регулятивные

Сравнивать  озера различного происхождения

13.10-18.10

8

Практическая работа №3

«Части Мирового океана»

Обозначить на к/к границы океанов, крупных морей, заливов. Подписать крупные реки

Познавательные

Регулятивные

Уметь подбирать критерии для составления сравнения морей Формировать умения работать с контурной картой

коммуникативные Работа в паре.

20.10-25.10

9

Подземные воды и ледники

Сформировать понятие  «подземные воды»

Выявить причины образования подземных вод

Выявить причины образования ледников

Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле

Познавательные

Регулятивные

Выявлять  закономерности в размещении подземных вод. Участвовать в обсуждении значения ледников  

коммуникативные Организовывать работу в паре

27.10-1.11

10

Гидросфера и человек

Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле

Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны

Репродуктивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору

коммуникативные Формировать компетентности в общении.

10.11-15.11

11

Контроль знаний по теме: «Гидросфера»

Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле

Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны

17.11-22.11

 Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11ч.

12

Состав и строение атмосферы.

(начать дневник погоды)

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

 Показать  значение атмосферы в жизни на планете

Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав и строение

Сформировать понятие о тропосфере как о части атмосферы , наиболее важной для людей

Реализовать принцип связи изучаемого на уроке  с жизнью

Научить замечать и понимать окружающие природные явления

Познавательные

Регулятивные

Уметь выделять атмосферу как оболочку Земли и выявлять её особенности.

24.11-29.11

13-14

Тепло в атмосфере.

Сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности

Сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой

Вычислять средние температуры и амплитуду температур

Устанавливать  причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.

Познавательные

Определять температуру с помощью термомента, вычеслять среднесуточную температуру.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого

1.12-6.12

8.12-13.12

15

Атмосферное давление.

Сформировать представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления

Выяснить, от чего зависит атмосферное давление

Измерять атмосферное давление

Использовать знания об атмосферном давлении

Познавательные

Определять взаимосвязь между давлением и температурой воздуха.

коммуникативный

Обсуждение значения открытий океанов

15.12-20.12

16

Ветер.

Сформировать понятие    « ветер»

Раскрыть причины его образования

Сформировать понятие о розе ветров и   розу ветров на основе данных дневника погоды.

Познавательные

Вычерчивать розу ветров по дневнику погоды.

коммуникативные Оценить действия партнеров

22.12-27.12

17-18

Влага в атмосфере.

Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха,понятие «облака» и раскрыть процесс их образования

Сформировать зависимости между температурой воздуха и его влажностью

Сформировать умение рассчитывать относительную влажность.

Познавательные Регулятивные

Делать выводы о значении влажности воздуха для жизни на Земле.

коммуникативный

работа в группах

12.01-17.01

19.01-24.01

19

Погода и климат.

Сформировать понятия  «погода»,  и «климат»

Сформировать понятие о воздушных массах

Выявить закономерность климата и географической широты .воздушных масс, высоты над уровнем моря. положения по отношению к горным сооружениям

Выявить влияние погодных условий на здоровье людей

Формировать умение давать описания погоды и климата

Познавательные

Регулятивные

Уметь подбирать критерии для характеристики климата в разных регионах

коммуникативные Работа в паре.

26.01-31.01

20

Учимся с «Полярной звездой».

Формировать дневник погоды за месяц.

Составлять график температур.

Познавательные

Регулятивные

Выявлять  закономерности в размещении климатических поясов

коммуникативные Организовывать работу в паре

2.02-7.02

21

Атмосфера и человек.

Показать огромное значение атмосферы для человека

Выявить, как погодные условия влияют на быт и здоровье люде

Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений

Репродуктивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на атмосферу. Формировать компетентности в общении.

9.02-14.02

22

Контроль знаний по теме: «Атмосфера»

Обобщить знания по теме «Атмосфера  -   воздушная оболочка Земли»

Атмосфера. Состав, строение циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле

 Погода и климат.элементов погоды.

Биосфера - живая оболочка Земли (4ч)

16.02-21.02

Биосфера- живая оболочка Земли- 6ч.

23

Биосфера- земнаяоболочка.

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

 Выяснить значение биосферы

Сформировать понятие «биосфера»

Раскрыть роль  живых организмов в биосфере

Выявить  взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере

Показать необходимость охраны биосферы

Познавательные

Выявлять значение биосферы

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

23.02-28.02

24-25

Почвы.

Сформировать понятие   «почва», «типы почв»

Раскрыть значение плодородия почв

ПР№4 «Описание растительного, животного мира и почвы своей местности»

Познавательные

Работа с образцами почв, выявлять причины разной степени плодородия

Регулятивные

Поиск информации по учебнику

Коммуникативные

Самостоятельный анализ .умение слушать другого

2.03-7.03

9.03-14.03

26

Биосфера- сфера жизни.

Сформировать представление об организмах как компонентах природы

Определять значение биосферы

Сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете

Показать значение биосферы для человека  и ее  изменение человеком

Познавательные

Выявлять значение биосферы в жизни Земли.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

16.03-21.03

27

Контроль знаний по теме: «Биосфера».

Обобщить знания учащихся по теме  « Биосфера – живая оболочка Земли»

Биосфера,  ее взаимосвязи с другими геосферами.

Разнообразие растений иживотных ,особенности их распространения

Почвенный покров

Почва, как особое природное образование

Условия образования  почв разных типов

Регулятивные

 Работа с учебником, с атласом

коммуникативный

Обсуждение значения в классе.

1.04-4.04

28

Итоговая работа за курс географии 6 класс.

Обобщить знания учащихся

Решение проблемных вопросов с использованием информации о состоянии природы

Умение работать в группе

6.04-11.04

Географическая оболочка- 6ч.

29

Географическая оболочка.

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание

Сформировать представление о географической оболочке

Выяснить строение и свойства географической оболочки

Показать  значение географической  оболочки для жизни человека

Познавательные

Выявлять понятие географической оболочки.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

13.04-18.04

30-32

Природные зоны Земли.

Сформировать представление о природной зональности

Выяснить.как размещаются  природные комплексы на Земле

Объяснить смену природных зон на Земле

Показать разнообразие  природных комплексов суши и океанов

Познавательные

Объяснять закономерность распределения природных зон.

Регулятивные

Устанавливать основные приемы работы с учебником

20.04-25.04

27.04-02.05

04.05-08.05

33

Культурные ланшафты.

Сформировать понятие «культурный ландшафт»

Показать влияние человека на культурные ландшафты

Познавательные

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого

11.05-16.05

34

Контроль знаний по теме: «Географическая оболочка»

Обобщить знания учащихся

Географическая оболочка Земли

Широтная и высотная поясность

Цикличностьритмичность процессов

18.05-23.05



Предварительный просмотр:

МБОУ Красноватрасская СШ

     Согласовано                                                                 Утверждаю                                          Утверждаю

     Заседание РМО                                                            Зам.директора по УВР                     Директор школы

     Протокол №___                                                            Пяденкова Е. В.                                Столбова А. А.

     «__»_______2016г.                                                       ________________                            _______________

Рабочая программа по географии 8

Составила: учитель географии

 Самойлова Е. Ю

  1. Пояснительная записка в 8 классе.

     Рабочая программа по географии России 8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.).

    Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии МО РФ 2004г. и авторской программы А.И. Алексеева и др.  География 6-9 классы.  Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы– М.: Просвещение, 2012

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

        Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

         Основные задачи курса:

  1. сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  2. сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  3.  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических  явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;
  4. вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  5. развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  6. создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        Требования к уровню подготовки учащихся:

      В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

   1) знать / понимать:

- географическое положение России на карте мира,  границы,  пограничные государства,  моря, омывающие страну, крайние точки России;

- положение России на карте часовых поясов;

-  административно-территориальное деление России;

- историю формирования и заселения территории России;  вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;  

- численность, плотность и воспроизводство населения России;  особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов;  национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;

-  связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

-  факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

-  особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

-  основные типы почв, их размещение по территории страны;  особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

-  состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;

- природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

-  что такое территориальная организация общества;

- что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.

   2) Уметь: 
      - характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

- определять поясное время;

-  определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

-  устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых,  по физической и тектонической картам;

- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

-  анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

- анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;

- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

    3) оценивать: 

 географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.

  1.    Тематическое планирование.

                Содержание курса 68 часов – 2 часа в неделю.

                                                          Тема

    Количество часов

Тема 1. Россия в мире.

(4)     4

Тема 2. Россияне.

(10)   10

Тема 3. Природа.

(17)   23

        Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.        5 часов

        Климат.                                                                                            8 часов

        Моря, внутренние воды и водные ресурсы.                                 6 часов

        Почвы и почвенные ресурсы.                                                        2 часа

        Повторение темы «Природа»                                                        2 час

Тема 4. Хозяйство.

(15)  17

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны.

(6)    7

Тема 6. Наше наследие.

(4)   4

  Обобщающее повторение курса (резерв)

     3

                                                                                                                            Итого:

   68

  Изменения в программе:  программа курса предусматривает 68 часов,  12 резервное время,  из которых 9 часов были взяты на расширение тем (4 часа на тему «природа»;  2 часа на тему «хозяйство»; 1 час на тему «природно-хозяйственные зоны»), 3 часа резерва использованы на обобщающее повторение.

Контрольных работ - 1                              Проверочных работ – 3

Тестов  - 3                                                    Практических (оценочных) работ  -  12

                           

  1. Календарно-тематическое планирование 8 класс.

Тема урока

Тип урока

Практические работы

ЭОР для урока

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1.

(1)

Тема 1. Россия в мире.

Россия на карте мира. Уникальность географического положения.

изучение нового материала

Пр.р. №1 «Характеристика географического положения  России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

Территория и акватория России

http://fcior.edu.ru/card/22423/territoriya-i-akvatoriya-rossii.html

&(параграф).1.

стр.9.?? 1-8(у); ? 10(п)

2.

(2)

Россия на карте часовых поясов.

практикум

Пр.р. №2. «Определение поясного времени для разных пунктов России».

Россия на карте часовых поясов

http://fcior.edu.ru/card/22766/rossiya-na-karte-chasovyh-poyasov.html

&.2. стр.13. ?? 2-4; 8(у)

3.

(3)

Ориентирование по карте России. Административно -территориальное деление России.

практикум

Ориентирование по физической карте. Сравнение способов районирования (природного и экономического)

&.3.

стр. 18. ?? 1-4(у); 10(п)

4.

(4)

Формирование территории России.

актуализация знаний и умений

Подготовка докладов о русских первопроходцах.

История освоения и изучения территории России. И1

http://fcior.edu.ru/card/3628/istoriya-osvoeniya-i-izucheniya-territorii-rossii-i1.htm

&.4.

стр.23.?? 5-6(п)

5.

(1)

Тема 2. Россияне.

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост.

изучение нового материала

Анализ графиков  рождаемости и смертности

&.5.

Стр.30.??1-9(у)

6.

(2)

Численность населения. Миграции населения.

актуализация знаний и умений

& &.6-7

стр.34.??1-8(у),?9(п

стр.37.??1-6(у)

7.

(3)

Возрастной состав населения России.

актуализация знаний и умений

Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов

&.8

стр.42.?? 1-7,12

8.

(4)

Рынок труда. Трудовые Ресурсы.

актуализация знаний и умений

Рейтинг профессий своего региона и соотношение его на рынке труда

Население России. Люди и труд. П1

http://fcior.edu.ru/card/13790/naselenie-rossii-lyudi-i-trud-p1.html

&.9.

стр.46.??1-6,10

9.

(5)

Этнос. Россия – многонациональное государство.

практикум

Пр.р. №3. «Определение крупных народов России и особенностей их размещения».

&.10

Стр.51.??1-6(у), 7(п)

10.

(6)

Размещение населения. Плотность населения России.

актуализация знаний и умений

&.11.

Стр.55.??1-4 (у)

К 12 уроку Мини-исследование по своему краю - ?8 (п)

11.

(7)

Расселение и урбанизация. Типы поселений.

актуализация знаний и умений

Пр.р. №4. «Определение по статистическим материалам тенденций изменения дои занятых в отдельных сферах хозяйства».

&.12.

Стр.58 ??1-6(у), ?8(п).

12.

(8)

Города и сельские поселения. Типы городов.

актуализация знаний и умений

&.13

Повторить &&1-13

13.

(9)

Население Кировской области.

актуализация знаний и умений

рефераты  по теме

14.

(10)

Проверочная работа по темам: «ГП России» и «Население России».

контроль

«Своя родословная» проект - стр.64 ?2

15.

(1)

Тема 3. Природа.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

История развития земной коры.

Изучение нового материала

&.14.

Учить: геохронологическая таблица;

стр.70.??1-6;  ? 11(проект –«Геологическая история моего края».

16.

(2)

Особенности рельефа России.

практикум

Описание рельефа России по плану

&.15.

номенклатура: формы рельефа России

стр.75. ??1-8(у),9(п)

17.

(3)

Скульптура поверхности.

исследование

&.16.

Стр.79.??1-6(у)

18.

(4)

Полезные ископаемые России.

практикум

Пр.р. №5. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

&.17.

Стр.84.??1-7(у)

Повторить к тесту &14-17

19.

(5)

Обобщение темы геология и рельеф России. Тест.

актуализация знаний и умений

Доклады: формы рельефа и полезные ископаемые своей местности.

20.

(6)

Климат и погода.

Климат России. Солнечная радиация.

изучение нового материала

&.18.

стр.89 ??1-7(у)

21.

(7)

Атмосферная циркуляция.

изучение нового материала

&.19.

Стр.94. ??1-6(у), ?7(п)

22.

(8)

Влияние на климат России его географического положения.

актуализация знаний и умений

&.20.

Стр.100.??1-6(у)

23.

(9)

Климат России. Пр.р.№6.

практикум

Пр.р. №6. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, ГКО по территории страны».

&.20.

24.

(10)

Климатические пояса и типы климата России.

практикум

 Урок –практикум: Анализ карт, оценка климатических особенностей, выполнение заданий учебника

Климат и климатические ресурсы России. Типы климатов России. П1

http://fcior.edu.ru/card/10654/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html

&.21.

учить: типы климатов

25.

(11)

Синоптическая карта. Климат своего региона.

практикум

Пр.р. №7. « Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды».

&.20, стр.100. ?9

26.

(12)

Климат и хозяйственная деятельность людей.

практикум

Пр.р. №8. «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

&.22.

Стр.109. ??1-7(у)

Повторить &.19-25

27.

(13)

Обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Тест.

повторение  и контроль

Стр.109.?11

28.

(14)

Моря. Внутренние воды и водные ресурсы.

Россия – морская держава.

изучение нового материала

Описание моря по типовому плану.

&.23.

Номенклатура: береговая линия

Стр.114??2-7 (у)

29.

(15)

Реки России.

актуализация знаний и умений

Обозначение на к/к крупных рек страны.

Определение уклона и падения рек.

&.24.

Номенклатура: реки

Стр.120 ??2-8(у)

30.

(16)

Реки России. Пр.Р.№9.

практикум

Пр.р. №9. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования».

&.24.

31.

(17)

Озера России.

изучение нового материала

Внутренние воды и водные ресурсы России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

http://fcior.edu.ru/card/3810/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ozera-bolota-podzemnye-vody-ledniki-mnogoletnyaya-merzlota-i.html

&25.

Номенклатура: озера

Стр.125.??1-7(у), ?8(п)

32.

(18)

Значение рек в жизни общества.

практикум

Разработка маршрута «кругосветки»  по водным путям России.

&26-27

Стр.130.??1-9(у), ??10-11(п)

33.

(19)

Обобщение темы: « Моря, внутренние воды и водные ресурсы России». Тест.

Повторение и контроль

Проект: «Питьевая вода- моё здоровье»стр.125 ?11

34.

(20)

Почвы и почвенные ресурсы.

Почва – особое природное тело.

изучение нового материала

&.28.

Стр.136??1-6(у)

35.

(21)

Почвообразующие факторы. Типы почв.

практикум

Ознакомление с образцами почв местности

Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. П1

http://fcior.edu.ru/card/3970/pochva-i-pochvennye-resursy-obrazovanie-pochv-i-ih-raznoobrazie-p1.html

&.29.

Стр.140??1-4(у)

36.

(22)

Обобщение темы: «Природа России».

повторение и обобщение

&&.14-29

37.

(23)

Контрольная  работа по теме: «Природа России».

контроль

--------

38.

(1)

Тема 4. Хозяйство.

Понятия «экономика»  и «хозяйство». Этапы развития хозяйства страны.

изучение нового материала

Общая характеристика хозяйства. Уровень развития хозяйства страны, его отраслевая, функциональная и территориальная структура. И1

http://fcior.edu.ru/card/10762/obshaya-harakteristika-hozyaystva-uroven-razvitiya-hozyaystva-strany-ego-otraslevaya-funkcionalnaya.htm

&30.

??1-7(у)

39.

(2)

Цикличность развития хозяйства.

изучение нового материала

Выделение циклов развития экономики своего региона

&31.

??1-6(у)

40.

(3)

Топливно-энергетический комплекс.  Угольная промышленность.

актуализация знаний и умений

&32.

??2-7(у)

41.

(4)

Нефтяная и газовая промышленность.

практикум

Пр.р.№10. « Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов».

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. И1

http://fcior.edu.ru/card/11904/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-gazovaya-promyshlennost-i1.html

&33.

??1-9(у); ?10(п)

42.

(5)

Электроэнергетика.

актуализация знаний и умений

&34.

??1-7(у)

43.

(6)

Металлургия.

изучение нового материала

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Цветная металлургия. И1

http://fcior.edu.ru/card/12557/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-cvetnaya-metallurgiya-i1.html

&35.

??2-8(у)

44.

(7)

Машиностроение – ключевая отрасль экономики.

актуализация знаний и умений

&36.

??2-8(у); ?9(п)

45.

(8)

Машиностроение.

практикум

Пр.р. №11. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Машиностроение. И1

http://fcior.edu.ru/card/5085/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-mashinostroenie-i1.html

&36.

46.

(9)

Химическая промышленность.

изучение нового материала

&37.

??1-4(у)

47.

(10)

Лесопромышленный комплекс.

изучение нового материала

&37.

?76-7(у);

?10(п)

48.

(11)

Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство.

актуализация знаний и умений

&38.

?? 1-7(у)

49.

(12)

Особенности животноводства России.

актуализация знаний и умений

&39.

??1-6(у)

50.

(13)

АПК. Пищевая и легкая промышленность.

изучение нового материала

&40.

АПК своего района- стр. 192

51.

(14)

Транспорт – «кровеносная система страны».

актуализация знаний и умений

Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги. География сухопутного транспорта. И1

http://fcior.edu.ru/card/11994/tretichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-proizvodyashie-raznoobraznye-uslugi-geografiya-suhoputnogo-trans.html

&41-42.

?11 стр. 201 (проект)

52.

(15)

Состав и значение сферы услуг.

изучение нового материала

&43.

&44(п)

53.

(16)

Обобщение темы: «Хозяйство».

повторение и обобщение

&30-44

54.

(17)

Проверочная работа по теме: «Хозяйство».

контроль

Стр.208. ?1

55.

(1)

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны.

Зональность в природе и жизни людей.

изучение нового материала

&45.

??2-6(у)

56.

(2)

Северные безлесные зоны.

изучение нового материала

&46.

??2-6(у)

57.

(3)

Лесные зоны.

практикум

описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности человека в лесной зоне

&47.

?8(п)

58.

(4)

Степи и лесостепи.

актуализация знаний и умений

&48.

??2-9(у)

59.

(5)

Южные безлесные зоны.

актуализация знаний и умений

&49.

60.

(6)

Субтропики.

практикум

Пр.р. №12. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа карт».

&50.

?9(п)

61.

(7)

Проверочная работа по теме: «Природно-хозяйственные зоны».

контроль

62.

(1)

Тема 6. Наше наследие.

Территориальная организация общества.

изучение нового материала

&51.

??1-7(у)

63.

(2)

Природно-территориальные и социально-экономические комплексы.

актуализация знаний и умений

&52

64.

(3)

Природное и культурное наследие России.

практикум

Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России – наш нравственный долг».

&53.

?10(п)

65.

(4)

Стратегия развития России и своего региона в 21 веке.

актуализация знаний и умений

66.

(1)

 Тема 7. Обобщающее повторение. Повторение темы: «Россия в мире».

повторение и обобщение

67.

(2)

Повторение тем: «Население России» и «Природа России».

повторение и обобщение

68.

(3)

Повторение тем: «Особенности хозяйства России» и «Природно-хозяйственные зоны».

повторение и обобщение

  1. Ресурсное обеспечение:

             - Учебно-методическое:

  1.  А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 8 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2011.

  2. География. Мой тренажер. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина;  М.: Просвещение, 2011.

 3. Географический атлас 8 класс. – М.: Дрофа, 2010

             Рабочая программа составлена на основе:

  1. авторской программы А.И. Алексеева и др.  География 6-9 классы.  Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Сборник нормативных документов.  География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») (Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд.. испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. 312с. (образовательный стандарт)

   - Информационное обеспечение:

- Библиотека наглядных электронных пособий. География 6-11 кл. Электронный диск

- Интернет –ресурсы:   http://fcior.edu.ru



Предварительный просмотр:

МБОУ Красноватрасская СШ

     Согласовано                                                                 Утверждаю                                          Утверждаю

     Заседание РМО                                                            Зам.директора по УВР                     Директор школы

     Протокол №___                                                            Пяденкова Е. В.                                Столбова А. А.

     «__»_______2016г.                                                       ________________                            _______________

Рабочая программа по географии 9

Составила: учитель географии

 Самойлова Е. Ю

Пояснительная записка

          1.)  Рабочая программа по географии для 9 класса  составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География»  (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К.  География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -  Москва "Просвещение", 2010.

   2.) Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

        Задачи изучения географии 9 класса:

  • способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  • формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
  • служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих  граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
  • развить у школьников словесно-логическое и образное мышление;
  • способствовать формированию картографической грамотности.

        Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии обучающий должен

знать/понимать

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

        При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами,  работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.

        Программа рассчитана на – 68 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ -17.

Тематическое планирование по география 9 класс.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Практическая работа

1.

Регионы России

12

3

2.

Европейская Россия

36

10

3.

Азиатская Россия

16

4

4.

Россия в современном мире

5

5.

Итого:

68

17

№ ур.

Тема

Дата

Практические работы

Регионы России 12 ч

1

1

Учимся с "Полярной звездой" (1)

2

2

Районирование России

3

3

 Административно- территориальное устройство России

Практическая работа №1 Характеристика географического района.

4

4

Учимся с "Полярной звездой" (3)

Практическая работа №2  Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков.

5

5

Великие равнины России

6

6

Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири

7

7

Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь

8

8

Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток

9

9

Экологическая ситуация в  России

10

10

Экологическая безопасность России

11

11

Учимся с "Полярной звездой" (3)

Практическая работа №3 Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты и  материалов периодической печати

12

12

Тест по  теме "Регионы России"

Европейская Россия 36 ч

Тема 1. Центральная Россия 10 ч

13

1

Пространство Центральной России

Практическая работа №4 Создание образа Центральной России  на основе текста и тематических карт атласа

14

2

Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России

15

3

Центральная Россия: освоение территории и население

16

4

Центральный район

17

5

Волго - Вятский район

18

6

Центрально- Черноземный район

19

7

Учимся с "Полярной звездой" (4)

Практическая работа №5 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

20

8

Москва и Подмосковье

Пр. раб № 5 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования

21

9

Учимся с "Полярной звездой" (5)

22

10

Обобщение темы Центральная Россия. Тест

Тема 2. Северо - Запад 5 ч

23

1

Пространство Северо-Запада

24

2

 Северо-Запад: "окно в Европу"

25

3

Северо-Запад: хозяйство

Пр. раб. №6 Подготовка сообщения « Санкт- Петербург в системе мировых культурных ценностей»

26

4

Санкт-Петербург – вторая столица России

27

5

Учимся с "Полярной звездой" (6)

Тема 3. Европейский Север 5 ч

28

1

Пространство Европейского Севера Учимся с "Полярной звездой" (6)

29

2

Европейский Север: освоение территории и население

30

3

 Европейский Север:  хозяйство и проблемы.  

Пр. раб. №7 Оценка природно- ресурсного потенциала Европейского Севера на основе тематических карт

31

4

Учимся с "Полярной звездой" (7)

Пр. раб. №8 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района

32

5

Обобщение темы Европейский Север. Тест

Тема 4. Северный Кавказ  5 ч

33

1

Пространство Северного Кавказа

34

2

Северный Кавказ: освоение территории и население

35

3

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы

Практическая работа №9 Оценка природно- ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе тематических карт

36

4

Учимся с "Полярной звездой" (8)

Практическая  работа №10 Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа

37

5

Обобщение по теме: Северный Кавказ. Тест

Тема 5. Поволжье 5 ч

38

1

Пространство Поволжья

39

2

Поволжье: освоение территории и население

40

3

Поволжье:  хозяйство и проблемы

Практическая работа  № 11 Сравнить на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на  специализацию отраслей хозяйства

41

4

Учимся с "Полярной звездой" (9)

42

5

Обобщение  темы Поволжья. Тест

Тема 6. Урал 6 ч

43

1

Пространство Урала

Практическая работа № 12 Оценка ресурсов региона

44

2

Урал: освоение территории и население

45

3

Население и города. Уровень урбанизации

46

4

Современное хозяйство и проблемы Урала

47

5

Анализ ситуации "Специфика проблем Урала"

Практическая  работа №13 Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала

48

6

Обобщение темы Урал. Тест

Азиатская Россия 21 ч

Тема 7. Сибирь 9 ч

49

1

Пространство Сибири

50

2

Сибирь: освоение территории и население

51

3

Сибирь: хозяйство

52

4

Западная Сибирь

Практическая  работа  №14 Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири

53

5

Восточная Сибирь

Пр. раб. №15 Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства( с исп. геогр. карт)

54

6

Озеро Байкал - объект Всемирного наследия

Пр. раб. №16 Создание  образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и тематических карт

55

7

Крупные города Западной и Восточной Сибири

56

8

Учимся с "Полярной звездой" (11)

57

9

Обобщение темы Сибирь. Тест

Тема 8. Дальний Восток  7 ч

58

1

Пространство Дальнего Востока

59

2

Дальний Восток: освоение территории и население (1)

60

3

Дальний Восток: освоение территории и население (2)

61

4

Дальний Восток: хозяйство

Пр. раб.№17 Оценка географического  положения Дальнего востока и его влияния на хозяйство региона

62

5

Учимся с "Полярной звездой" (12)

63

6

Обобщение темы Дальний Восток. Тест

64

7

Итоговый тест

Россия в современном мире 5 ч

65

1

Соседи России

66

2

Сфера влияния России

67

3

Учимся с "Полярной звездой" (13)

68

4

Учимся с "Полярной звездой" (14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии ФГОС-3

Программа по географии ФГОС-3...

Рабочая программа по географии 6 класс УМК "Сферы"

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 клас­сс) для основной школы составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результата...

Рабочая программа Естествознание, География для групп СПО

Рабочая программа предназначена для изучения курса Естествознание , География для СПО по специальностям социально-экономического профиля....

рабочая программа по географии

рабочая программа по географии на 57...

Рабочая программа по географии 11 класс

Основная цель курса – продолжить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мир...

Рабочая программа по Географии ОДб.06

Авторская Рабочая программа по ОДб. 06 Георгафия по специальности Право и организация социального обеспечения.Преднаначена для обучающихся СПО....

Рабочая программа по географии 8 класс

        Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования утверж...