конспект урока на тему "Предмет, задачи и методы изучения экологии"
план-конспект занятия на тему
конспект урока "Предмет, задачи и методы изучения экологии" помогут преподавателям правильно построить этапы урока при изучении нового материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект по теме « Предмет, задачи и методы экологии»
Цель урока:
показать большое значение изучения экологии в современном мире. Изучить основные задачи, стоящие перед экологией и её связь с другими науками.
Задачи урока: сформировать у студентов систему знаний о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организмы.
Продолжить развитие умения выявлять признаки приспособленности организмов к влиянию экологических факторов.
Сформировать у старшеклассников интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности на последующих уроках.
Оборудование:
Таблицы: «Биоценоз дубравы», «Сообщество смешанного леса»
Презентация к уроку.
План урока
Подготовка учащихся к уроку, настрой на урок.
11. Беседа для воспроизведения знаний, полученных из курса 9 класса по данной теме.
111. Изучение нового материала.
1). История экологии.
2). Развитие экологии.
3). Разнообразие экологических наук.
4). Задачи экологии
5). Методы исследований в экологии.
6). Окружающая среда.
7). Экологический фактор
1V. Выполнение практических заданий, проверка усвоения полученных на уроке знаний.
V. Демонстрация презентации.
V1. Домашнее задание.
Ход урока
Подготовка учащихся к уроку.
11.Беседа, с целью воспроизведения в памяти учащихся знаний из курса 9 класса.
Это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.
«Экология» - (от греческого «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение).
Экология наука молодая, но тесно связана со многими другими науками, это доказывает схема, которая перед вами.
2). Развитие экологии во второй половине XIX века.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и систем организмов (популяций, сообществ) друг с другом и со средой их обитания.
Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого, какие изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как происходит круговорот элементов и веществ в природе.
Работа со схемой: взаимосвязь экологии с другими науками
задачи экологии:
Исследование закономерностей организации жизни в связи с антропогенным воздействием на природные системы и биосферу в целом.
Создание научной основы эксплуатации биологических ресурсов, прогноз изменений природы под влиянием деятельности человека и управление процессами сохранения среды
Разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами.
Регуляция численности живых организмов.
Экологическая индикация состояния и загрязнения природной среды
Изучение взаимоотношения организмов, популяций, видов между собой.
Экология, как наука, использует различные методы исследования, исходя из поставленных задач.
5). методы исследования
Методы исследований
Каждый организм существует совместно с другими организмами и окружающей средой.
6). Что вы отнесёте к окружающей среде?
Ключевые понятия: среда - среда жизни - водная среда - наземно-воздушная среда - почвенная среда - организм как среда жизни
СРЕДА - все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение.
Однако, несмотря на это разнообразие, различают четыре качественно различные среды жизни, обладающие специфическим набором экологических факторов, а, следовательно, требующих и специфического набора адаптаций.
Вот эти среды жизни:
Наземно - воздушная (суша); 2. водная; 3. почва; 4. другие организмы.
Распределите животных соответственно их среде обитания.
Животное
Среда окружающая (внешняя) – это силы природы, её вещество и пространство, находящееся вне систем.
Среда биотическая – природные условия, обязанные своим происхождением жизнедеятельности живых организмов.
Среда абиотическая – природные условия, происхождение которых не связано с жизнедеятельностью живых организмов.
Можно выделить 3 уровня изучения жизни:
Взаимодействие отдельного организма со средой – изучает аутэкология
Взаимодействие между организмами – изучает демэкология
Взаимодействие между всеми живыми организмами – изучает синэкология
И одной из новых наук, изучающих влияние человека – социальная экология.
Основными ключевыми понятиями в экологии является термин «экосистема», который был предложен английским учёным А. Тенсли ( 1935 год).
На любой организм оказывают влияние экологические факторы среды.
Вспомните из курса 9 класса какие виды экологических факторов знаете?
7). Экологический фактор – это любой элемент окружающей среды, способный оказать прямое или косвенное воздействие на живой организм.
Биогеоценоз - это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы..
Биосфера – это часть оболочки Земли, населённая живыми организмами
Биом: совокупность животных и растений, населяющих крупные ландшафтные подразделения, например лиственный, хвойный лес и т. д.
Биотоп – неорганическая, неживая среда, занимающая определённое пространство.
Биоценоз – сообщество растений, животных и микроорганизмов, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга.
Экологическая система – Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющие единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии.
Предварительный просмотр:
Мировой круговорот воды в природе
Цель урока: формирование у студентов представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое).
Задачи:
Образовательная: обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала при демонстрации природного процесса круговорота воды с использованием ИКТ;
Развивающая: продолжить формирование целостного видения картины природы через разнообразные виды деятельности учащихся на уроке;
Воспитательная: активизировать мыслительную и исследовательскую деятельность учащихся;
Планируемые результаты:
Предметные-должны знать: роль гидросферы в природе; части гидросферы: моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги;
Метапредметные-должны уметь:описывать мировой круговорот воды как природное явление; работа с картой;
Личностные- проявляют устойчивый познавательный интерес к изучению географии, осознавать значимость круговорота воды для жизни на земле.
Образовательные ресурсы: физическая карта полушарий, карты атласа, проектор, презентация, учебник, дневник географа-следопыта.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. (5 мин.)
Обобщение пройденного материала.
2. Тест « Вода – уникальное вещество » (5 мин)
3. Изучение нового материала. ( 15 мин)
Преподаватель предлагает прослушать стихотворение и определить тему урока.
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВОДА?
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше… пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Студенты называют тему урока.
Постановка проблемы. Вы знаете, что и в воздухе есть вода. Как попадает вода в
Этот процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
Перемещение воды с океана на сушу и с суши в океан через атмосферу называют Мировым круговоротом воды . (слайд 8)
Учитель. Так может ли вода исчезнуть навсегда? Почему? (Ответы детей. Нет. Она возвращается), а если исчезнет, что произойдёт? (ответы детей), (слайд 9)
Закрепление изученного материала. (10 мин.)
Вода в природе постоянно переходит из одного состояния в другое. Как называется это явление? (Круговорот воды в природе)
Учитель предлагает работу в парах и работа с учебником.
1. В тексте учебника найдите, чем различаются большой и малый круговороты воды?
2.Смоделируйте круговорот воды в природе
3. Что же является причиной этого непрекращающегося путешествия воды? Какое небесное тело, нагревая воздух, запускает механизм мирового круговорота?
Прочитайте, текст на слайде глазами. Студенты читают и отвечают на вопрос: с чем сравнивают воду на Земле?
(с кровеносной системой)
Общий вывод: (2 мин)
Итак, мы с вами выяснили, что на Земле существует непрекращающийся круговорот воды. Вода никуда не исчезает.
Озвучивание оценок за урок, с комментариями. ( 2 мин.)
Домашнее задание: (1 мин.)
Рефлексия (2 мин)
Предварительный просмотр:
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.
Цель урока: создание условий для формирования представления « биологические ресурсы» и необходимости охраны растительного и животного мира.
Задачи:
- углубить представления о роли растений и животных в природе и жизни человека;
-сформулировать понятия «биологические ресурсы», «заповедник», национальный парк, заказник;
-научиться различать виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Мотивация - побудить интерес к изучению через использование ИКТ.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: работа в группах (парах). (Формирование групп и выбор лидера осуществляется предварительно).
Учебно - наглядный комплекс: компьютерная презентация, Интернет - ресурсы, материалы учебных пособий по географии, компьютер, экран, информационный лист.
Термины и понятия: биологические ресурсы: растительные ресурсы, лесные ресурсы, лекарственное сырье, древесные ресурсы, кормовые ресурсы, промыслово-охотничьи ресурсы, заповедник, национальный парк, заказник.
План проведения урока
- Организационный момент ( приветствие студентов, эмоциональное побуждение).
- Актуализация знаний.
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
-Из курсов природоведения, биологии, географии вы имеете достаточный багаж знаний по данной теме. Поэтому необходимо дать возможность вам высказаться.
Роль растений и животных в природе огромна.
Расскажите, какова роль живых организмов в жизни Земли?
- Растения обогащают воздух (выделяют кислород, поглощают углекислый газ);
- Создают почву, повышают плодородие почвы;
- Деревья и кустарники защищают почву от эрозии;
- Растения и животные участвуют в образовании горных пород (торф, известняк)
- Растительность влияет на климат, увлажняя воздух;
- Микроорганизмы разлагают органическое вещество.
Можно это показать в виде схемы на доске и в тетрадях учащихся.
Основой любого природопользования является воздействие общества на природную среду и использование природных ресурсов человеком в народном хозяйстве.
Эвристическая беседа:
- Что такое природные ресурсы? (Это то,что нам дает природа).
- Какие виды природных ресурсов вы знаете? (Минеральные, водные, земельные, агроклиматические, биологические, рекреационные).
- Почему человек изучает природные ресурсы? (Чтобы знать и умело их использовать).
-Вспомните из курсов истории, какие природные ресурсы использовали наши предки в первобытном обществе? (Они занимались охотой и собирательством: ресурсы животного мира, коренья, плоды и т. п.). То есть биологические ресурсы.
И так тема нашего урока « Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира».
(Запись тетрадях). (Слайд №1).
Целеполагание.
- Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд №2). Учитель дополняет цели урока, конкретизируя их. (Слайд №3).
- Задание. Пользуясь схемой « Биологические ресурсы» (Слайд №4), сформулируйте определение биологических ресурсов.
Биологические ресурсы - это растительные и животные организмы, используемые человеком в различных целях.
В результате анализа схемы, определяются темы для работы в группах ( парах):
- древесные ресурсы
- лесные: лекарственное сырье, грибы, ягоды и др.
- кормовые ресурсы
- промыслово-охотничьи ресурсы
Работа в группах (парах) 5-7 минут.
Каждая группа получает «Информационный лист», который содержит 4 вопроса. (см. Приложение №1).
Для детального изучения темы группа ( пара) получает дополнительный материал, составленный на основе Интернет – ресурсов. ( см. Приложение №2).
Выступление групп (пар): во время выступления, учащиеся составляют краткий конспект по рассматриваемому вопросу.
Первая группа представляет древесные ресурсы по плану «Информационного листа».
Вопросы для обсуждения:
- Как изменились отношения человека к использованию древесины во времени?
- Докажите, что лес является рекреационным ресурсом.
Ответ группы сопровождается демонстрацией слайдов.
(Слайд №5). Древесные ресурсы.
(Слайд №6). Использование древесных ресурсов (таблица).
(Слайд №7). Использование древесины ели.
Вторая группа представляет лекарственное сырье, ягоды, грибы, орехи и др. по плану « Информационного листа».
Вопросы для обсуждения:
- Что такое «зеленая аптека»? Какие различия существуют между лекарственными препаратами, изготовленными из натурального и химического сырья?
Обзор слайдов: слайд №8 «Лесные ресурсы» - статистические данные
слайд №9 «Грибы»
слайд №10 « Ягоды и лекарственные растения»
слайд № 11 «Зеленая аптека»
Третья группа представляет кормовые ресурсы. (Слайд № 12).
Четвертая группа представляет промыслово-охотничьи ресурсы России. (Слайд №13).
Представляя разные категории промыслово-охотничьих ресурсов, учитель комментирует ответы слайдами. (Слайды №13,14,15).
При выступлении групп (пар) обсуждается вопрос об использовании животных и выявляется комплекс проблем (Слайд № 16), связанных с необходимостью охраны отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения.
Вопросы для обсуждения:
- Почему книга охраны природы имеет название «Красная книга»? (Слайд № 17, 18).
- Что вы о ней знаете? Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений
И животных, для охраны которых должны быть приняты особые меры.
- Зачем была создана? Для защиты исчезающих видов растений и животных от окончательного уничтожения.
- Прочитайте в тексте учебника (стр. 146) название растений и животных, занесенных в Красную книгу.
- Что такое заповедник, национальный парк, заказник?
- С какой целью они создаются?
- Чем заказник отличается от заповедника?
Практическое применение.
Группы (пары) выполняют тестовое задание, осуществляют взаимопроверку результатов. (Слайд № 19,20).
Подведение итогов урока.
- Учитель предлагает учащимся начать свой ответ со слов: «Сегодня на уроке мне удалось …(Слайд №21).
Учитель может выборочно проверить конспекты учащихся. Выставляет оценки за урок.
Постановка домашнего задания. (Слайд № ).
- изучить п.30, в (у), понятия.
- составить кроссворд по теме урока,
-написать мини-сочинение от имени растения или животного, находящегося под угрозой исчезновения,
-создать компьютерную презентацию: Красная книга Алтайского края
Заповедник и заказники Алтайского края.
Учитель благодарит за урок. (Слайд № ).
Предварительный просмотр:
Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Цель: создать условия для развития познавательной деятельности студентов, коммуникативной и информационной компетентности; условия для выявления причин рационального использования водных ресурсов и мер по их охране.
Оборудование: Физическая карта полушарий, таблица « Классификация природных ресурсов», компьютерная презентация «Рациональное использование водных ресурсов и их охрана»
Ход урок
I.Организационный момент
II. Активизация знаний по теме: « Состояние атмосферы и ее охрана»
Цель: быстро включить группу в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в группе.
Форма работы: разгадывание кроссворда « Атмосфера» (5 мин.)
III. Вхождение в тему.
Вопрос группе: С какой оболочкой Земли наблюдается взаимосвязь атмосферы?
А) Объявление темы урока, запись в тетрадь.
Б) Целеполагание: Какова цель нашего урока? Какие задачи необходимо решить для достижения цели?
Роль воды в биосфере.
Проблема дефицита пресной воды.
Основные виды загрязнения воды. Последствия техногенных загрязнений.
Меры по охране водных ресурсов.
Проблемы рационального использования и охрана водных ресурсов Забайкалья.
В) Выявление ожиданий и опасений, обучающихся на уроке.
Проведение: На стикерах желтого цвета написать, что ожидаете на уроке, а на стикерах красного цвета - чего опасаетесь.
IV. Изучение нового материала.
Форма работы: Дискуссия, показ и обсуждение презентации «Рациональное использование водных ресурсов»
Роль воды в биосфере.
Слово учителя. Вода – это самая известная, самая популярная и самая загадочная жидкость на Земле. Поэты воспевают воду в стихах:
« Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое,
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами.
С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.
По твоей милости в нас начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете.»
( Антуан де Сент – Экзюпери)
Задание классу: Докажите, что вода самое распространенное вещество на Земле?
Работа с учебником: Какова роль воды в биосфере? ($36)
К какой группе природных ресурсов можно отнести воду по степени истощения? (таблица «Классификация природных ресурсов», рис. 108 стр. 219 учебника)
2.Проблема дефицита пресной воды.
Постановка проблемы: Почему требуется рациональное и бережное отношение водным ресурсам?
Работа с понятием «водные ресурсы», составление схемы «Воды Мирового океана»
Работа в парах: Выяснить значение пресной воды для человека. Ответить на вопрос: каковы причины дефицита пресной воды? Составить кластер «Потребители пресной воды»
3.Основные загрязнения воды. Последствия техногенных загрязнений.
Работа с учебником: Назовите основные виды загрязнений водных ресурсов. Каковы последствия этих загрязнений? Занесите данные в таблицу «Последствия техногенных загрязнений»($36, презентация)
Виды загрязнений
Последствия
Решение экологических задач (карточка)
4.Меры охраны водных ресурсов.
Укажите меры, используемые в охране водных ресурсов. Запишите их в тетрадь.
V. Заключение
Формулирование вывода: Вода – одно из самых распространенных на Земле веществ. Но пресная вода - дефицитный ресурс, требующий бережного отношения и особой охраны.
VI. Релаксация
Прикрепите стикеры к «дереву возможностей» в соответствии сбывшихся ваших ожиданий или опасений (желтые или красные).
Заполните оценочный лист (оценить свою работу на разных этапах урока)
Домашнее задание: У нас осталось одно «белое пятно» в теме «Проблемы рационального использования воды в Оренб. обл.». Используя информацию в периодической печати, приготовить доклад на данную тему, презентацию или подборку статей (на выбор).
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему «Мониторинг окружающей среды»
ВИД УРОКА: комбинированный урок
ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие «Мониторинг окружающей среды»
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Сформировать у студентов целостное мировоззрение о единстве всех составляющих гидросферу
2. Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса
3. С помощью схемы определить состояние водной среды
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:
1. орг момент
2. постановка цели урока
3. актуализация знаний и практических и умственных умений
4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.
5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
6. Подведение итогов и результатов урока.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, экран, презентация урока
ПЛАН УРОКА:
1. Записать тему на доске
Ребята, а давайте вспомним, что такое экологический мониторинг.
(Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.)
Если из космоса посмотреть на землю, то мы увидим сверкающий голубой шар, на котором расположены небольшие зеленые острова – материки и белые шапки снегов и льдов на полюсах. Основной голубой цвет нашей планете придают вода, гидросфера, водяная оболочка.
-Беседа со студентами по теме.
2. Практическая работа «Реклама и экология» (приложение 1)
Студентам предлагается сделать практическую работу согласно инструкционной карте, которые раздаются каждому студенту..
3. Домашнее задание.
Конспект занятия по экологии на тему : «Мониторинг окружающей среды».
Рефлексия
Предварительный просмотр:
Урок на тему «Международные организации и сотрудничество в деле охраны природы»
Цель: Ознакомить студентов с вопросами международного сотрудничества по охране природы.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для закрепления таких понятий, как «заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы», «красная книга», «рациональное использование природных ресурсов», «Международные организации»
Развивающие: создать условия для формирования общеучебных и специальных умений, интеллектуальных умений (умение анализировать, сравнивать, делать выводы и др.), способствовать формированию научной картины мира
Воспитательные: создать условия для понимания важности охраны и сохранения природы, формирования ценностного отношения к природе; способствовать пониманию необходимости вклада каждого человека в сохранение существующего животного мира и мира природы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы: презентация к уроку, таблицы «Животные, занесенные в Красную Книгу РФ», компьютер, проектор
Ход урока
Ι.Организационный момент
ΙΙ.Проведение урока
Учитель: Ребята, сегодня мы не будем записывать неизвестные определения, а будем говорить и записывать только самое интересное. А еще вспомним способы охраны животного и растительного мира, основные понятия по охране природы
А какие вы знаете заповедники?
Ребята, а зачем создавались заповедники в России?
Ребята, а что такое заказники?
Что такое памятники природы? Какие памятники природы вам, ребята, известны?
Изучение нового материала.
Разберем основные законы об охране природы:
Статья 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»
Статья 58: «Каждый должен сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»
Вклад каждого человека в общее дело – охрану природы. От нас зависит будущее планеты. И поэтому, когда идете отдыхать в лес, на берег реки, просто прогуливаетесь — забирайте за собой мусор, не оставляйте его в природе!
Ребята, а сейчас вам предстоит поработать в группах.
Задание1 : Предложите, что может сделать каждая страна, чтобы сохранить природу и живой мир.
Задание 2: Какую роль будет играть тесное сотрудничество между странами?
Далее идет обсуждение вопросов в виде дискуссии, совместно с преподавателем.
Ребята, я предлагаю каждому из вас сейчас посчитать свой экологический след на этой планете. Экологический след – это условное понятие, оно отражает использование нами природных ресурсов. Это площадь (в гектарах) той территории, которая необходима для производства
ΙΙΙ.Домашнее задание
Дз §60, написать синквейн по теме «Животные, занесенные в Красную книгу Владимирской области»
Закрепление материала
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Методика работы над простыми задачами в первом классе"
Методическая разработка урока по методике преподавания начального курса математики, проведенного в педагогическом колледже со студентами специальности 050146 "Преподавание в начальных классах"...
Конспект урока по дисциплине "Экология родного края"
Тема урока "Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем"...
Конспект урока по дисциплине "Экология родного края"
Тема урока "Характеристика наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Ульяновской области"...
Конспект урока по экологии "Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организмы. Популяция. Экосистема. Биосфера".
Подробная разработка урока экологии, где учащиеся закрепляют понятия об экологических факторах и их классификацию. Изучается влияние этих факторов на живые организмы; дается понятие ...