конспект урока на тему "Предмет, задачи и методы изучения экологии"
план-конспект занятия на тему


Предварительный просмотр:

                                    Конспект по теме « Предмет, задачи и методы экологии»

Цель урока:

показать большое  значение изучения экологии в современном мире. Изучить основные задачи, стоящие перед экологией и её связь с другими науками.

Задачи урока: сформировать у студентов систему знаний о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организмы.

Продолжить развитие  умения выявлять признаки приспособленности организмов к влиянию экологических факторов.

Сформировать у старшеклассников интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности на последующих уроках.

Оборудование:

Таблицы: «Биоценоз дубравы», «Сообщество смешанного леса»

Презентация к уроку.

План урока

Подготовка учащихся к уроку, настрой на урок.

11. Беседа для воспроизведения знаний, полученных из курса 9 класса по данной теме.

111. Изучение нового материала.

1). История экологии.

2). Развитие экологии.

3). Разнообразие экологических наук.

4). Задачи экологии

5). Методы исследований в экологии.

6). Окружающая среда.

7). Экологический фактор

1V.  Выполнение практических заданий, проверка усвоения полученных на уроке знаний.

V. Демонстрация презентации.

V1. Домашнее задание.

Ход урока

Подготовка учащихся к уроку.

11.Беседа, с целью воспроизведения в памяти учащихся знаний из курса 9 класса.

Это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

«Экология» - (от греческого «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение).

Экология наука молодая, но тесно связана со многими другими науками, это доказывает схема, которая перед вами.

2). Развитие экологии во второй половине XIX века.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и систем организмов (популяций, сообществ) друг с другом и со средой их обитания.

 Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого, какие изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как происходит круговорот элементов и веществ в природе.

Работа со схемой: взаимосвязь экологии с другими науками

 задачи экологии:

Исследование закономерностей организации жизни в связи с антропогенным воздействием на природные системы и биосферу в целом.

Создание научной основы эксплуатации биологических ресурсов, прогноз изменений природы под влиянием деятельности человека и управление процессами сохранения среды

Разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами.

Регуляция численности живых организмов.

Экологическая индикация состояния и загрязнения природной среды

Изучение взаимоотношения организмов, популяций, видов между собой.

Экология, как наука, использует различные методы исследования, исходя из поставленных задач.

5). методы исследования

Методы исследований

Каждый организм существует совместно с другими организмами и окружающей средой.

6). Что вы отнесёте к окружающей среде?

Ключевые понятия: среда - среда жизни - водная среда - наземно-воздушная среда - почвенная среда - организм как среда жизни

СРЕДА - все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение.

Однако, несмотря на это разнообразие, различают четыре качественно различные среды жизни, обладающие специфическим набором экологических факторов, а, следовательно,  требующих и специфического набора адаптаций.

Вот эти среды жизни:

Наземно - воздушная (суша);       2.  водная;     3.  почва;       4.  другие организмы.

Распределите животных  соответственно их среде обитания.

Животное

Среда окружающая (внешняя) – это силы природы, её вещество и пространство, находящееся вне систем.

Среда биотическая – природные условия, обязанные своим происхождением  жизнедеятельности живых организмов.

Среда абиотическая – природные условия, происхождение которых не связано с жизнедеятельностью живых организмов.

Можно выделить 3 уровня изучения жизни:

Взаимодействие отдельного организма со средой – изучает аутэкология

Взаимодействие между организмами – изучает демэкология

Взаимодействие между всеми живыми организмами – изучает синэкология

И одной из новых наук, изучающих влияние человека – социальная экология.

Основными ключевыми понятиями в экологии является термин «экосистема», который был предложен английским учёным А. Тенсли  ( 1935 год).

На любой организм оказывают влияние экологические факторы среды.

Вспомните из курса 9 класса какие  виды экологических факторов знаете?

7). Экологический фактор – это любой элемент окружающей среды, способный оказать прямое или косвенное воздействие на живой организм.

Биогеоценоз - это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы..

Биосфера – это часть оболочки Земли, населённая живыми организмами

Биом: совокупность животных и растений, населяющих крупные ландшафтные подразделения, например лиственный, хвойный лес и т. д.

Биотоп – неорганическая, неживая среда, занимающая определённое пространство.

Биоценоз – сообщество растений, животных и микроорганизмов, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга.

Экологическая система – Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющие единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии.

 



Предварительный просмотр:

Мировой круговорот воды в природе

Цель урока: формирование у студентов представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с её способностью переходить из одного состояния в другое).

Задачи:

Образовательная: обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала при демонстрации природного процесса круговорота воды с использованием ИКТ;

Развивающая: продолжить формирование целостного видения картины природы через разнообразные виды деятельности учащихся на уроке;

Воспитательная: активизировать мыслительную и исследовательскую деятельность учащихся;

Планируемые результаты:

Предметные-должны  знать: роль гидросферы в природе; части гидросферы: моря, заливы, проливы, острова,  полуострова, архипелаги;

Метапредметные-должны  уметь:описывать мировой круговорот воды как природное явление; работа с картой;

Личностные- проявляют устойчивый познавательный интерес к изучению географии, осознавать значимость круговорота воды для жизни на земле.

Образовательные ресурсы: физическая карта полушарий, карты атласа, проектор, презентация, учебник, дневник географа-следопыта.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная.

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний. (5 мин.)

Обобщение пройденного материала.

2. Тест « Вода – уникальное вещество »         (5 мин)

3. Изучение нового материала. ( 15 мин)

Преподаватель  предлагает  прослушать стихотворение и определить тему урока.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВОДА?

             Вода появляется из ручейка,

 Ручьи по пути собирает река,

 Река полноводно бежит на просторе,

 Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:

 Сгущается влага над ним, как сметана,

 Она поднимается выше… пока

 Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,

 Дождем проливаются, сыплют снегами.

 Снега превратятся весной в ручейки,

 Ручьи побегут до ближайшей реки…

 Все это и зовут в народе:

 КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Студенты  называют тему урока.

Постановка проблемы.  Вы знаете, что и в воздухе есть вода. Как попадает вода в

Этот процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Перемещение воды с океана на сушу и с суши в океан через атмосферу называют Мировым круговоротом воды . (слайд 8)

Учитель. Так может ли вода исчезнуть навсегда? Почему? (Ответы детей. Нет. Она возвращается), а если исчезнет, что произойдёт? (ответы детей), (слайд 9)

Закрепление изученного материала. (10 мин.)

Вода в природе постоянно переходит из одного состояния в другое. Как называется это явление? (Круговорот воды в природе)

Учитель предлагает работу в парах и работа с учебником.

1.  В тексте учебника найдите, чем различаются большой и малый круговороты воды?

2.Смоделируйте круговорот воды в природе

3. Что же является причиной этого непрекращающегося путешествия воды? Какое небесное тело, нагревая воздух, запускает механизм  мирового круговорота?

Прочитайте,  текст на слайде глазами.  Студенты  читают и                    отвечают на вопрос: с чем сравнивают воду на Земле?

(с кровеносной системой)

      Общий вывод: (2 мин)

Итак, мы с вами выяснили, что на Земле существует непрекращающийся круговорот воды. Вода никуда не исчезает.

Озвучивание оценок за урок, с комментариями. ( 2 мин.)

Домашнее задание: (1 мин.)

Рефлексия (2 мин)



Предварительный просмотр:

         

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Цель урока: создание условий для формирования представления « биологические ресурсы» и необходимости охраны растительного  и животного мира.

Задачи:

- углубить представления о роли растений и животных в природе и жизни человека;

-сформулировать понятия «биологические ресурсы», «заповедник», национальный парк, заказник;

-научиться различать виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Мотивация - побудить интерес к изучению через использование ИКТ.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока:  работа в группах (парах). (Формирование групп и выбор лидера осуществляется предварительно).

Учебно - наглядный комплекс: компьютерная презентация, Интернет - ресурсы, материалы учебных пособий по географии, компьютер, экран, информационный лист.

Термины и понятия: биологические  ресурсы: растительные ресурсы,  лесные ресурсы, лекарственное сырье,  древесные ресурсы,  кормовые ресурсы, промыслово-охотничьи ресурсы, заповедник, национальный парк, заказник.

План проведения урока

  1. Организационный момент ( приветствие студентов, эмоциональное побуждение).
  2. Актуализация знаний.

Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

-Из курсов природоведения, биологии, географии вы имеете достаточный багаж знаний по данной теме. Поэтому необходимо дать возможность вам высказаться.

Роль растений и животных в природе огромна.

Расскажите, какова роль живых организмов в жизни Земли?

  1. Растения обогащают воздух (выделяют кислород, поглощают углекислый газ);
  2. Создают почву, повышают плодородие почвы;
  3. Деревья и кустарники защищают почву от эрозии;
  4. Растения и животные участвуют в образовании горных пород (торф, известняк)
  5. Растительность влияет на климат, увлажняя воздух;
  6. Микроорганизмы разлагают органическое вещество.

Можно это показать в виде схемы на доске и в тетрадях учащихся.

Основой любого природопользования является воздействие общества на природную среду и использование природных ресурсов человеком в народном хозяйстве.

Эвристическая беседа:

- Что такое природные ресурсы?  (Это то,что нам дает природа).

- Какие виды природных ресурсов вы знаете? (Минеральные,  водные, земельные, агроклиматические,  биологические, рекреационные).

- Почему  человек изучает природные ресурсы? (Чтобы знать и умело их использовать).

  -Вспомните из курсов истории, какие природные ресурсы использовали наши предки в первобытном обществе?  (Они занимались охотой и собирательством:  ресурсы животного мира, коренья, плоды и т. п.). То есть биологические ресурсы.

И так тема нашего урока « Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира».

(Запись тетрадях).   (Слайд №1).

Целеполагание.

- Какие цели  вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд №2). Учитель дополняет цели урока, конкретизируя их. (Слайд №3).

- Задание. Пользуясь схемой « Биологические ресурсы» (Слайд №4), сформулируйте определение биологических ресурсов.

Биологические ресурсы - это растительные и животные организмы, используемые человеком в различных целях.

В результате анализа схемы, определяются темы для работы в группах ( парах):

- древесные ресурсы

- лесные: лекарственное сырье, грибы, ягоды и др.

- кормовые ресурсы

- промыслово-охотничьи ресурсы

Работа в группах (парах) 5-7 минут.

Каждая группа получает «Информационный лист», который содержит 4 вопроса. (см. Приложение №1).

Для детального изучения темы группа ( пара) получает дополнительный материал, составленный на основе Интернет – ресурсов.   ( см. Приложение №2).

 Выступление групп (пар): во время выступления, учащиеся  составляют краткий конспект по рассматриваемому вопросу.

 Первая группа представляет древесные ресурсы по плану «Информационного листа».

Вопросы для обсуждения:

- Как изменились отношения человека  к использованию древесины во времени?

- Докажите, что лес является рекреационным ресурсом.

Ответ группы сопровождается демонстрацией слайдов.

(Слайд №5).  Древесные ресурсы.

(Слайд №6).  Использование древесных ресурсов (таблица).

(Слайд №7). Использование древесины ели.

   Вторая группа              представляет лекарственное сырье, ягоды, грибы, орехи и др. по плану « Информационного листа».

Вопросы  для обсуждения:

-   Что такое «зеленая аптека»? Какие различия существуют между лекарственными препаратами, изготовленными из натурального и химического сырья?

Обзор слайдов: слайд №8 «Лесные ресурсы» - статистические  данные

                           слайд №9 «Грибы»

                           слайд №10  « Ягоды и лекарственные растения»

                            слайд № 11  «Зеленая аптека»

Третья  группа представляет  кормовые ресурсы. (Слайд № 12).

Четвертая группа представляет промыслово-охотничьи ресурсы России. (Слайд №13).

Представляя разные категории промыслово-охотничьих ресурсов, учитель комментирует ответы слайдами. (Слайды №13,14,15).

 При выступлении групп  (пар) обсуждается вопрос об использовании животных и выявляется комплекс проблем  (Слайд № 16), связанных с необходимостью охраны отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Вопросы для обсуждения:

- Почему  книга охраны природы имеет название «Красная  книга»? (Слайд № 17, 18).

- Что вы о ней знаете?  Список  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений

И животных, для охраны которых должны быть приняты особые меры.

-  Зачем была создана? Для защиты исчезающих видов растений и животных от окончательного уничтожения.

-  Прочитайте в тексте учебника (стр. 146) название растений и животных, занесенных в Красную книгу.

- Что такое заповедник, национальный парк, заказник?

- С какой целью они создаются?

- Чем заказник отличается от заповедника?

Практическое применение.

Группы (пары)  выполняют тестовое задание, осуществляют взаимопроверку результатов. (Слайд № 19,20).

Подведение итогов урока. 

- Учитель предлагает учащимся начать свой ответ со слов: «Сегодня на уроке мне удалось …(Слайд №21).

Учитель может выборочно проверить конспекты учащихся. Выставляет оценки за урок.

Постановка  домашнего задания.  (Слайд № ).

- изучить п.30, в (у), понятия.

- составить кроссворд по теме урока,

-написать мини-сочинение от имени растения или животного, находящегося под угрозой исчезновения,

-создать компьютерную презентацию: Красная  книга Алтайского края

                                                                  Заповедник и заказники Алтайского края.

 Учитель  благодарит за урок. (Слайд № ).

                                                                   

 



Предварительный просмотр:

                Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Цель: создать условия для развития познавательной деятельности студентов, коммуникативной и информационной компетентности; условия для выявления причин рационального использования водных ресурсов и мер по их охране.

Оборудование: Физическая карта полушарий, таблица « Классификация природных ресурсов», компьютерная презентация «Рациональное использование водных ресурсов и их охрана»

Ход урок

I.Организационный момент

II. Активизация знаний по теме: « Состояние атмосферы и ее охрана»

Цель: быстро включить группу  в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в группе.

Форма работы: разгадывание кроссворда « Атмосфера» (5 мин.)

III. Вхождение в тему.

Вопрос группе: С какой оболочкой Земли наблюдается взаимосвязь атмосферы?

А) Объявление темы урока, запись в тетрадь.

Б) Целеполагание: Какова цель нашего урока? Какие задачи необходимо решить для достижения цели?

Роль воды в биосфере.

Проблема дефицита пресной воды.

Основные виды загрязнения воды. Последствия техногенных загрязнений.

Меры по охране водных ресурсов.

Проблемы рационального использования и охрана водных ресурсов Забайкалья.

В) Выявление ожиданий и опасений, обучающихся на уроке.

Проведение: На стикерах желтого цвета написать, что ожидаете на уроке, а на стикерах красного цвета - чего опасаетесь.

IV. Изучение нового материала.

Форма работы: Дискуссия, показ и обсуждение презентации «Рациональное использование водных ресурсов»

Роль воды в биосфере.

Слово учителя. Вода – это самая известная, самая популярная и самая загадочная жидкость на Земле. Поэты воспевают воду в стихах:

« Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое,

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами.

С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.

Ты самое большое богатство на свете.»

( Антуан де Сент – Экзюпери)

Задание классу: Докажите, что вода самое распространенное вещество на Земле?

Работа с учебником: Какова роль воды в биосфере? ($36)

К какой группе природных ресурсов можно отнести воду по степени истощения? (таблица «Классификация природных ресурсов», рис. 108 стр. 219 учебника)

2.Проблема дефицита пресной воды.

Постановка проблемы: Почему требуется рациональное и бережное отношение водным ресурсам?

Работа с понятием «водные ресурсы», составление схемы «Воды Мирового океана»

Работа в парах: Выяснить значение пресной воды для человека. Ответить на вопрос: каковы причины дефицита пресной воды? Составить кластер «Потребители пресной воды»

3.Основные загрязнения воды. Последствия техногенных загрязнений.

Работа с учебником: Назовите основные виды загрязнений водных ресурсов. Каковы последствия этих загрязнений? Занесите данные в таблицу «Последствия техногенных загрязнений»($36, презентация)

Виды загрязнений

Последствия

Решение экологических задач (карточка)

4.Меры охраны водных ресурсов.

Укажите меры, используемые в охране водных ресурсов. Запишите их в тетрадь.

V. Заключение

Формулирование вывода: Вода – одно из самых распространенных на Земле веществ. Но пресная вода - дефицитный ресурс, требующий бережного отношения и особой охраны.

VI. Релаксация

Прикрепите стикеры к «дереву возможностей» в соответствии сбывшихся ваших ожиданий или опасений (желтые или красные).

Заполните оценочный лист (оценить свою работу на разных этапах урока)

Домашнее задание: У нас осталось одно «белое пятно» в теме «Проблемы рационального использования воды в Оренб. обл.». Используя информацию в периодической печати, приготовить доклад на данную тему, презентацию или подборку статей (на выбор).



Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Мониторинг окружающей среды»

ВИД УРОКА: комбинированный урок

ЦЕЛЬ УРОКА:  дать понятие «Мониторинг окружающей среды»

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Сформировать у студентов целостное мировоззрение о единстве всех составляющих гидросферу

2. Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса

3. С помощью схемы определить состояние водной среды

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:

1. орг момент

2. постановка цели урока

3. актуализация знаний и практических и умственных умений

4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

6. Подведение итогов и результатов урока.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, проектор, экран, презентация урока

ПЛАН УРОКА:

1. Записать тему на доске

Ребята, а давайте вспомним, что такое экологический мониторинг.

(Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.)

Если из космоса посмотреть на землю, то мы увидим сверкающий голубой шар, на котором расположены небольшие зеленые острова – материки и белые шапки снегов и льдов на полюсах. Основной голубой цвет нашей планете придают вода, гидросфера, водяная оболочка.

-Беседа со студентами по теме.

2. Практическая работа «Реклама и экология» (приложение 1)

Студентам предлагается сделать практическую работу согласно инструкционной карте, которые раздаются каждому студенту..

3. Домашнее задание.

Конспект занятия по экологии на тему : «Мониторинг окружающей среды».

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Урок на тему «Международные организации и сотрудничество в деле охраны природы»

Цель: Ознакомить студентов с вопросами международного сотрудничества по охране природы.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для закрепления таких понятий, как «заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы», «красная книга», «рациональное использование природных ресурсов», «Международные организации»

Развивающие: создать условия для формирования общеучебных и специальных умений, интеллектуальных умений (умение анализировать, сравнивать, делать выводы и др.), способствовать формированию научной картины мира

Воспитательные: создать условия для понимания важности охраны и сохранения природы, формирования ценностного отношения к природе; способствовать пониманию необходимости вклада каждого человека в сохранение существующего животного мира и мира природы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы: презентация к уроку, таблицы «Животные, занесенные в Красную Книгу РФ», компьютер, проектор

Ход урока

Ι.Организационный момент

ΙΙ.Проведение урока

Учитель: Ребята, сегодня мы не будем записывать неизвестные определения, а будем говорить и записывать только самое интересное. А еще вспомним способы охраны животного и растительного мира, основные понятия по охране природы

А какие вы знаете заповедники?

Ребята, а зачем создавались заповедники в России?

Ребята, а что такое заказники?

 Что такое памятники природы? Какие памятники природы вам, ребята, известны?

Изучение нового материала.

Разберем основные законы об охране природы:

Статья 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»

Статья 58: «Каждый должен сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»

Вклад каждого человека в общее дело – охрану природы. От нас зависит будущее планеты. И поэтому, когда идете отдыхать в лес, на берег реки, просто прогуливаетесь — забирайте за собой мусор, не оставляйте его в природе!

Ребята, а сейчас вам предстоит поработать в группах.

Задание1 : Предложите, что может сделать каждая страна, чтобы сохранить природу и живой мир.

Задание 2: Какую роль будет играть тесное сотрудничество между странами?

Далее идет обсуждение вопросов в виде дискуссии, совместно с преподавателем.

Ребята, я предлагаю каждому из вас сейчас посчитать свой экологический след на этой планете. Экологический след – это условное понятие, оно отражает использование нами природных ресурсов. Это площадь (в гектарах) той территории, которая необходима для производства

ΙΙΙ.Домашнее задание

Дз §60, написать синквейн по теме «Животные, занесенные в Красную книгу Владимирской области»

Закрепление материала

Рефлексия

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Методика работы над простыми задачами в первом классе"

Методическая разработка урока по методике преподавания начального курса математики, проведенного в педагогическом колледже со студентами специальности 050146 "Преподавание в начальных классах"...

Конспект урока по дисциплине "Экология родного края"

Тема урока "Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем"...

Конспект урока по дисциплине "Экология родного края"

Тема урока "Характеристика наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Ульяновской области"...

Конспект урока по экологии "Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организмы. Популяция. Экосистема. Биосфера".

Подробная разработка урока экологии, где учащиеся закрепляют понятия об  экологических факторах и их классификацию. Изучается  влияние этих факторов на живые организмы; дается понятие ...