Конспект урока на тему "Критерии адаптированности. Методы саморегуляции"
план-конспект урока

Строкова Ксения Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.2._kriterii_adaptirovannosti.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

Раздел 1. Социальная адаптация

Тема 1.1. Основы социальной адаптации

1.1.2. Критерии адаптированности. Методы саморегуляции.

Цели урока:           обучающая

Ознакомить учащихся с критериями адаптированности и методами саморегуляции, нормами поведения.

развивающая

Сформулировать общие принципы борьбы с психоэмоциональным напряжением для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья;

воспитывающая

Вырабатывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма проведения: лекция с элементами беседы.

Вид контроля: индивидуальный, фронтальный опрос.

Форма контроля: самоконтроль, контроль педагога.

Литература: Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990; Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002. – С. 48.; Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009.; Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

Оснащение:

Конспект урока

Ход урока

Организационный момент:

Оформление доски; проверка наличия у обучающихся тетрадей, канцелярских принадлежностей; отчет старосты группы по посещаемости.

План урока:

  1. Критерии оценки успешности профессиональной адаптации.
  2. Задачи служб адаптации.
  3. Методы психической саморегуляции.

Актуализация опорных знаний

Проводится в форме фронтальный устный опрос.

  1. Какую тему мы с вами рассматривали на прошлом занятии?
  2. Дайте определение понятию социальной адаптации.
  3. Назовите виды социальной адаптации
  4. Как вы думаете, что происходит при не способности индивида адаптироваться к новым условиям жизни?

Актуализация новых знаний:

  1. Критерии оценки успешности профессиональной адаптации

Адаптированность, то есть динамическое равновесие в системе «человек - профессиональная среда», проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, которая характеризуется высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала.

Критерии оценки успешности профессиональной адаптации:

  1. Объективные:

быстрота приобретения и повышение квалификационного разряда;

степень взаимодействия и согласованности специалиста с коллегами и руководителем;

стабильность количественных показателей труда:

систематическое выполнение норм;

продуктивность деятельности (высокая производительность при оптимальных нервно-психических затратах);

отсутствие нарушений.

  1. Субъективные:

удовлетворенность работой в целом и специальностью;

адекватная оценка своих профессиональных способностей и умений;

стремление к совершенствованию, повышению квалификации.

Причинами затруднений в адаптации, как правило, выступают:

1. Недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей определиться в новой ситуации и найти правильное решение.

2. Избыток информации, который, с одной стороны, требует предельного внимания и запоминания, а с другой - мешает выбрать необходимую информацию для эффективного воздействия на новую ситуацию.

3. Необходимость решать одновременно несколько равнозначных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы профессиональной деятельности, особенно тщательно строить свое поведение.

4. Необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания. Иногда возникает необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе, появившееся вследствие определенных социальных установок и стереотипов, характерных для данного предприятия, и т. д.

2. Задачи служб адаптации.

Необходимость управления адаптацией обусловлена вероятностью ущерба как для работников (травмы), так и для организации в целом (поломка оборудования). На крупных предприятиях, как правило, имеются специализированные службы адаптации кадров (отдел кадров, отдел труда и заработной платы и т. п.). Основные задачи службы адаптации:

1. Разработка и внедрение с участием функциональных служб управления предприятием мероприятий по сокращению неблагоприятных последствий от работы неадаптированного работника, стабилизации трудового коллектива, стимулированию трудовой отдачи работников; повышению удовлетворенности трудом.

2. Координация деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к профессиональной адаптации специалистов (администрации, функциональных служб предприятия, линейных руководителей).

Результатами деятельности службы адаптации выступают снижение уровня брака, текучести кадров, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, нарушений трудовой дисциплины.

Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:

Ознакомление с предприятием, его особенностями, внутренним трудовым распорядком и т. д. Церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом. Беседа с руководителем. Ознакомление с социальными льготами и стимулами. Инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности. Обучение по специальной программе. Работа на своем рабочем месте. Особое внимание к молодым специалистам необходимо проявлять в первые три месяца работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения новой профессиональной деятельности. Программа по оптимизации адаптационных процессов сотрудников может включать:

1. Вручение молодому специалисту информационного издания, где содержатся основные сведения о предприятии и выпускаемой продукции.

2. Просмотр фото- и видеоматериалов об истории создания и развития предприятия, его сегодняшнем состоянии.

3. Встречу молодых специалистов с одним из ведущих руководителей предприятия.

4. Многообразные способы предоставления молодому специалисту возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы и пр.

Так же необходимо отметить, что программа поддержки молодых специалистов в период адаптации может рассматриваться в качестве успешно завершенной, когда сотрудник войдет в привычный для себя рабочий ритм и без утомительных усилий будет справляться с профессиональными функциями.

  1. Понятие и эффекты психической саморегуляции

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

Применение методик психической саморегуляции позволяет:

  • редуцировать тревогу, страх, раздражительность, конфликтность; активизировать память и мышление;
  • нормализовать сон и вегетативные дисфункции;
  • увеличить эффективность профессиональной деятельности;
  • обучить приемам самостоятельного формирования позитивных психоэмоциональных состояний.

Заинтересованный в поддержании здоровья человек должен иметь в запасе некоторое число методов и техник. Причем этот набор будет индивидуальным для каждого человека, поскольку нет на свете универсального способа снижения напряжения. Чтобы понять, подходит или не подходит тот или иной метод, следует практиковать его 1-2 недели и проанализировать силу его влияния на здоровье. Только в этом случае можно выбрать эффективные способы.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

?Вопрос: Какие способы саморегуляции вы знаете?

  1. Способы саморегуляции

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем;
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.

Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Прием: Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

  1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
  2. На следующие четыре счета задержите дыхание.
  3. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
  4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4

Уже через 3-5 минут такого дыхания можно заметить, что состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением:

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

  • Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.
  • Дышите глубоко и медленно.
  • Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).
  • Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.
  • Прочувствуйте это напряжение.
  • Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.
  • Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.)

Способы, связанные с воздействием словом:

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 1. Самоприказы. Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения.

Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

Последовательность работы с самоприказами следующая:

  • Сформулируйте самоприказ.
  • Мысленно повторите его несколько раз.
  • Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Способ 2. Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.

1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

2. Сформулируйте текст программы. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:

  • «Именно сегодня у меня все получится»;
  • «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;
  • «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;
  • «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

3. Мысленно повторите его несколько раз.

Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Способ 3. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

Если вы устали, но вам предстоит еще сложная работа или же произошло событие, которое выбило вас из колеи, и вы теряете контроль над ситуацией, рекомендуется сделать паузу для саморегуляции с использованием самоприказов успокоения.

Этап 1. Физические упражнения на растяжение мышц и на напряжение—расслабление наиболее подходящих и не занятых в работе мышц (10-15 секунд). 

Этап 2. Расслабление мышц, но без дремотного состояния, с использованием следующих словесных формул, которые произносятся «про себя» в фазе вдоха (2,5 минуты):

  • Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
  • Мои руки расслаблены и теплеют.
  • Мои руки полностью расслаблены, теплы, неподвижны.
  • Мои ноги расслаблены и теплеют.
  • Мои ноги полностью расслаблены, теплы, неподвижны.
  • Мое туловище расслабляется.
  • Мое туловище полностью расслаблено, отдыхает, хороший, приятный отдых.
  • Состояние приятного отдыха, покоя, расслабления.
  • Идет процесс восстановления.
  • Каждая клетка мышц, нервов, мозга отдыхает и восстанавливается.
  • Весь организм хорошо отдохнул, восстановился.
  • Исчезли усталость и тревога. Я готов(а) действовать. 

В заключение следует отметить, что в работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей и неизменной уверенности в успехе дела, за которое вы взялись.

Помните об улыбке как эффективном способе снятия нервного напряжения. Кроме всего прочего, улыбка очень украшает человека, на него приятно смотреть. Это еще один способ укрепить уверенность в себе.

Исходя из вышесказанного можно вывести «формулу уверенности»:

  • Сознательное создание осанки и мимики уверенного человека.
  • Искусственное привлечение ощущения внутреннего состояния радости.
  • Создание мысленного образа успеха, ощущение себя успешным человеком.

Закрепление материала:

Задание:

Подумайте и запишите в тетрадь возможные методы саморегуляции до воздействия стрессора.

Вывод:

Всем людям необходимо уметь владеть эффективными методами саморегуляции, и чем раньше, тем лучше. Необходимо уметь вырабатывать у себя привычки ЗОЖ.

Анализ работ учащихся. Выставление оценок.

Рефлексия:

Когда вы пойдете с урока, то на столе оставьте тот кружочек, который посчитаете нужным.

Красный: я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтый: урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Зеленый: пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)

Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Методическая разработка урока «Сорные растения и методы борьбы с ними»

Методическая разработка урокапо МДК 01.01.  Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбепо профессии начального профессионального образования112201.01 Хозяйка...

Методическая разработка урока «Сорные растения и методы борьбы с ними»

Методическая разработка урокапо МДК 01.01.  Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбепо профессии начального профессионального образования112201.01 Хозяйка...

конспект урока на тему "Предмет, задачи и методы изучения экологии"

конспект урока "Предмет, задачи и методы изучения экологии" помогут преподавателям правильно построить этапы урока при изучении нового материала....