ПК 4.4 Педагогические разработки
проект по теме

Панарина Александра Анатольевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rya.docx23.26 КБ
Файл nauchnaya_statya.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Панарина Александра Анатольевна

 

Литературно-краеведческий проект

 

                                                                                 Выполнила:

                                                                                 Панарина Александра

                                                                                 Курс 3, группа 32

                                                                                 Руководитель: Астахова А. А.

Челябинск, 2016

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Задачи ……………………………………………………………………………. 4

Литературное краеведение ……………………………………………………... 6

Содержание деятельности ……………………………………………………….8

Заключение ………………………………………………………………………10

Список литературы ……………………………………………………………...10

Введение

Задачи всемирного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требует использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения, воспитания у детей чувства патриотизма и сохранения связи поколений. Ценность литературного краеведения заключается в том, что  оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью

Большое  воспитательное и образовательное значение имеет собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с народом ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа. Увлекательная работа по собиранию фольклора будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины.

Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя (певца), помогают ощутить красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный вкус.

Знакомство с жизнью  творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев-усадьб по сохранению природы заповедных мест, что связанно с проблемами воспитания чувства бережного отношения к природе, желание принять участие в мероприятиях по ее охране.

3

          Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи – все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Введение дневника в свою очередь способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.

Задачи

Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий государственных и научных организаций по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.

По содержанию деятельности объединение является историко-литературным, так как город Дубна и его окрестности связаны с пребыванием писателей и других деятелей культуры.

Программа является учебной, образовательной, в нее входят знания из различных образовательных областей, обучающимся даются знания по направлениям: литература, краеведение, архивное дело, музееведение.

Изучение программы происходит на материале художественной и документальной литературы, местных периодических изданий и в процессе непосредственного общения с писателями и поэтами, ветеранами, журналистами, деятелями культуры и науки.

Отличие программы от типовой состоит во внесении ряда новых тем.

В учебно-тематический план 1-го года обучения были введены темы: «Вводное занятие», «Культурная жизнь города Дубны», «Город Дубна в художественной и мемуарной литературе».

4

В учебно-тематический план 2-го года обучения были введены темы: «Вводное занятие», «»писатели, поэты и наш край», «Экспедиция».

Целью программы является развитие личности ребенка как достойного гражданина своего Отечества, ориентированной на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России.

Эта цель может быть достигнута решением следующих задач:

  • Образовательных:

- расширять знания об истории литературы и культуры родного края;

- знакомить с жизнью и творчеством писателей, поэтов, чьи имена связанны с историей города Дубны;

- знакомить с краеведческими источниками и различными формами краеведческой работы;

- знакомить с литературными музеями своего края;

- учить проведению бесед с интересными людьми, писателями, поэтами и их родственниками, с ветеранами войны;

- учить вести записи воспоминаний, записи во время экскурсий;

- учить подбирать и оформлять литературно-краеведческий материал;

- учить вести научно-исследовательскую поисковую деятельность по изучению культурного наследия родного края;

Учить умению донести до других свои знания;

- учить туристским навыкам.

  • Развивающих:

5

- развивать интерес к участию в полезной практической деятельности;

- развивать словарный запас обучающихся;

- развивать аналитические способности обучающихся;

- развивать творческие способности обучающихся;

  • Воспитательных:

- воспитывать интерес к литературному творчеству;

- воспитывать самостоятельность, творческий подход к решению любых задач;

- воспитывать чувство патриотизма и необходимости сохранения связи поколений;

- воспитывать чувство бережливого отношения к окружающей природе.

Литературное краеведение

Основным местом организации и проведения литературно-краеведческой работы с учащимися должна быть школа, а организатором ее -  преподаватель родного языка и литературы. Этого требует и специфика предмета, и необходимость органической связи между учебной и внеклассной работой.

Однако, как подсказывает практика, это не исключает того, что организатором школьного литературного краеведения может быть педагог другого профиля или вообще энтузиаст, любящий и знающий литературу, человек с широким кругозором.

Опыт многих и школ и внешкольных учреждений показывает, что основной, самой распространенной начальной формы организации литературно-краеведческого коллектива школьников является кружок с фиксированным составом учеников. Это объясняется необходимостью специальной подготовки актива: расширение общего кругозора,

6

систематизация знаний по истории культуры родного края, накопление навыков исследовательской, поисковой и оформительской деятельности. В дальнейшем актив кружка станет организатором общешкольной работы по литературному краеведению (ядром литературно-краеведческого общества).

Члены актива – экскурсоводами школьного литературного музея или членами штаба по проведению литературно-краеведческой викторины, слета и т.п., в зависимости от плана работы коллектива.

По содержанию деятельности литературно-краеведческие кружки могут быть различны: фольклорные, фольклорно-этнографические, кружки по изучению народного художественного творчества, историко-литературные. Близки к ним по своему содержанию кружки литературно-творческие, работающие по краеведческой тематике, а также кружки по изучению истории названий населенных пунктов. Последние, в свою очередь, имеют много общего с историческими кружками.

С большим увлечением школьники участвуют в экспедициях по сбору старинных книг и рукописей, печатных изданий первых лет революции. Бывает, однако, что эта работа проводится без достаточной подготовки и ограничивается пополнением витрин или запасников школьного музея.  Кружки, участники которых знакомятся с историей книгопечатания и изучают  собранные в экспедициях материалы, приобретают характер книговедческих  или археологических.

Выбор направления деятельности кружка в значительной степени зависит от местных условий. Так, в сельской местности, богатой традициями народного устного и песенного творчества, чаще организуются кружки историко-литературного направления. Это, конечно, не исключает того, что городские школьники могут с большим успехом заниматься фольклором, а сельские ребята организовывать у себя в школе литературный музей, посвященный писателю или историко-литературной теме.  Здесь решающую роль в выборе направления деятельности коллектива может иметь вкус, наклонности и знания руководителя.

7

Содержание деятельности

В зависимости от содержания занятий форма работы в кружке может быть лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);  семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы); экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);  научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т.д.); литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода); оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты, литературно-краеведческого кабинета, школьного музея и т.д.); организаторско-массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов, летняя работа с передвижной выставкой и т.д.)

Успех работы кружка во многом будет зависеть от умелого сочетания указанных видов и форм занятий.

Составляя план работы кружка, педагог и школьники должны представлять конечную цель, практический итог работы год. Таким итогом может быть, например, оформление литературно-краеведческой выставки; создание кабинета литературного краеведения;  открытие школьного литературного музея;  помощь местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные за год материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или  оформления литературно-художественного календаря родной природы.  Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Ценные материалы, собранные ребятами, должны читаться на уроках, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках и в местной печати.

8

Хорошо организованная внеклассная работа в школе, взаимосвязь между кружками помогут привлечь к оформлению материалов литературно-краеведческого кружка юных художников, чертежников, переплетчиков, фотографов и других юных умельцев.

Заключение

Учебный процесс проходит в форме теоретических занятий , практических занятий в классе, музее, в форме встреч с интересными людьми, жителями нашего города, познавательных экскурсий, учебно-экскурсионных поездок,  работы на страничке сайта, литературных экспедиций и походов. Программа предусматривает использование информационных  технологий, ведение исследовательской деятельности.

Занятия могут проводиться с полным составом, с группой обучающихся (2-3 человека) или индивидуально при подготовке исследовательских работ к конференциям.

Последовательность изучения тем может варьироваться.

9

Список литературы

  1. Ленин В. И. «О литературе и искусстве» . М., Художественная литература,  1967.
  2. Шонин В. А. «Литература народов СССР» Пособие для учителей. М., Просвещение, 1977
  3. «Литературное краеведение в школе» Пособие для учителей . М., Просвещение, 1976
  4. Лепещев И. Я.  «Литературно-краеведческий кружок». Минск, Народная асвета, 1969

10



Предварительный просмотр:

РAЗВИТИЕ ИНТЕРЕСA У МЛAДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РAБОТЕ С БУМAГОЙ В ТЕХНИКЕ «КВИЛЛИНГ»
(по материалам курсового исследования)

Панарина Александра Анатольевна

Научный руководитель – Жир Н. А., преподаватель кафедры– эстетических дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей связанных с модернизацией образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности учащихся, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Современный учитель прекрасно понимает, что мир ребенка – это сложный комплекс, разработанных зрительных, слуховых,  осязательных ощущений и эмоций,  чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созданию поисковой деятельности, раскрывая творческие способности. «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя содействовать его образованию и появлению» – так говорил Лев Выготский, и я с ним полностью согласна [3с.132].

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие, вариативность работы с детьми на уроках технологии.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага -  первый материл, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка[9с.30].

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. «Всегда будет огромная разница, между теми, кто спрашивает: «Почему ничего не получается?» - и теми, кто спрашивает: «Как сделать так, чтобы все получилось?»  – так высказался Б. Вербер

Цель исследования: разработать методический комплект на основе техники квиллинга и определить возможности его использования в развитии художественно-творческих способностей в образовательном процессе для учащихся начальной школы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках технологии в начальной школе.

Для раскрытия темы исследования были намечены следующие задачи исследования:

  1. Изучить теоретическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
  2. Изучить технологию квиллинг и разработать систему открытий новых знаний;
  3. Разработать методический комплект по технологии квиллинг;
  4. Провестиапробацию и сделать выводы о целесообразности использования методического комплекта созданного на основе технике квиллинг в обучении младших школьников.

Список литературы

  1. Уилсон, Д. Цветы из бумажных лент. [Текст] / Д. Уилсон. – М.: Контэнт,2008.

 - 48с.

2. Зайцева, А. С. Квиллинг. Новые идеи для творчества. [Текст] / А.С. Зайцева. – М.:  Эксмо, 2010. - 96с.

3.  Букина, С. В. Квиллинг. Волшебство бумажных завитков. [Текст] / С.В. Букина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 271с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая разработка урока

Использование нетрадиционных форм обучения в активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения...

Педагогическая разработка

Конспекты уроков...

Авторская адаптационная педагогическая разработка Факультативный курс для 10-11 классов «Баскетбол»

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развит...

Авторская педагогическая разработка занятия учебной практики Обработка потайной застёжки – молнии.

Данная разработка позволяет ориентировать обучающихся с ОВЗ (8 вид) на организацию самоконтроля, формирование навыков анализа своей деятельности на занятии, повышение профессиональной компетентности. ...

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений....