Педагогическая разработка
план-конспект урока на тему

Богданова Мария Евгеньевна

Конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АТК)

Педагогическая  разработка

Декоративная кладка со сплошными вертикальными швами

Урок  производственного обучения

                                                                            Разработала:  

                                                                           мастер производственного

                                                                           обучения  по профессии

                                                                           Богданова  М.Е.

                                                                          «Мастер общестроительных  работ»

г. Тында

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка урока производственного обучения:  «Выполнение декоративной кладки со сплошными вертикальными швами»  является важным звеном в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров строительного производства, адаптированных к современным условиям производства.

В наше время не достаточно выпускать специалиста узкого профиля, необходимо чтобы он был думающим и умеющим принимать самостоятельные решения, а для этого он должен быть разносторонне развит и теоретически и практически подготовлен на высоком уровне в профессиональном плане.

Тема методической разработки привязана к местным условиям и соответствует новым требованиям,  предъявляемым к качеству и внешнему виду возводимых зданий и сооружений. Разработка полезна для мастеров производственного обучения и преподавателей модулей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………4

1. Подготовка мастера к проведению урока……………………………………..6

2. Методика проведения урока…………………………………………………...8

2.1. Контроль знаний умений и навыков учащихся…………………………….10

2.2. Виды и формы контроля……………………………………………………..11

3. План урока производственного обучения…………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………..16

Приложение……………………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………….19

ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Выполнение декоративной кладки со сплошными вертикальными швами»   очень актуальна  в наше время, данная кладка применяется дольно часто при возведении зданий и сооружений.

Декоративная кладка со сплошными вертикальными швами применяется для возведения стен жилых и общественных зданий. Эта кладка придает архитектурную выразительность и индивидуальность любому зданию, она проста в исполнении. Выполняется как из обычного кирпича, так и из  керамического кирпича, что является преимуществом при выборе.

Данная методическая разработка помогает мастеру производственного обучения изучить с учащимися декоративную кладку. Очень важно обучение привязывать к местным условиям, готовить будущих специалистов для своего района – эта тема занимает одно из ведущих мест в учебном процессе.

При изучении этой темы учащиеся понимают, как важно  придать зданию индивидуальность и выразительность  без ущерба качества кладки и прочности возводимого здания или сооружения. Чем же ещё важна данная тема. Технология выполнения декоративной кладки такая же, как и обычной кладки из кирпича. При этом используют обычный инструмент каменщика. Просто каменщику необходимо соблюдать перевязку швов, тщательно заполнять швы раствором, обязательно швы расшиваются и следить за тем чтобы швы имели одинаковую толщину, соблюдать горизонтальность и вертикальность кладки.  

        Декоративная кладка со сплошными вертикальными швами  состоит из лицевой версты  которая выполняется по многорядной системе  перевязки, внутренней и забутовочной  верст которые выполняют по однорядной системе перевязки. Кирпичи, выходящие на фасадную плоскость, должны иметь ровные грани, чистую поверхность и одинаковый цветовой оттенок. Швы кладки должны быть заполнены затвором и расшиты. От формы расшивки швов зависит архитектурная выразительность кладки.

        Изучение данной темы позволяет закрепить теоретический курс и ранее

изученные темы производственного обучения. Умение пользоваться всеми  строительными инструментами каменщика (строительная кельма, расшивка, строительная лопата, швабровка, молоток-кирочка) и контрольно-измерительными инструментами (правило, шнур-причалка, строительный уровень, деревянный угольник, отвес). При кладке верст идёт повторение способов кладки: вприжим, вприсык.

        При выполнении кладки используют неполномерные кирпичи, которые учащиеся готовят непосредственно на своём рабочем месте с помощью молотка-кирочки. От правильной их подготовки зависит качество кладки.

        Для выполнения данной кладки учащиеся  могут применять красители для растворов, что позволит расширить знания будущего специалиста. При изучении данной темы рационально применять фронтальный метод обучения.

1. ПОДГОТОВКА МАСТЕРА К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

При подготовке к проведению урока по теме «Выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня», я знакомлюсь с программой и составляю план урока, изучаю передовые методы труда при выполнении каменных работ. Перед началом занятий я отрабатываю все приёмы кладки углов и стен  декоративной кладкой. Кладку углов выполняют в следующей последовательности: наружная верста по многорядной системе перевязки, внутренняя верста, забутовочный ряд по однорядной системе перевязки. Кладку вёрст можно выполнять способом вприжим, вприсык и вприсык с подрезкой раствора. Для каждого способа приготавливается раствор различной пластичности, контролируется это с помощью эталонного конуса.

Основные методы, которые я использую при проведении данного урока: словесный, наглядный, практический.

Из словесных методов применяю метод беседы, при котором, используя у учащихся знания и опыт, с помощью вопросов и полученных ответов подвожу их к пониманию и усвоению нового материала, осуществляю повторение и проверку пройденного. Беседа позволяет активизировать умственную деятельность учащихся и развивать их внимание и речь. В основном использую этот метод при вводном инструктаже.

В качестве наглядного метода я применяю показ трудовых приёмов и операций. У обучающихся формируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Данный метод способствует созданию чёткого образа выполнения отдельных элементов технологических действий (трудового движения, действия, приёма, операции).

Особое внимание уделяю подготовке материально-технической базы. Для проведения урока я подготавливаю рабочие места, необходимый инструмент и приспособления:

1. Песок

2. Глина

3. Мастерки -12 шт.

4. Уровень - 12 шт.

5. Правило - 12 шт.

6. Отвес - 12 шт.

7. Молоток-кирочка - 6 шт.

8. Ящик для приготовления раствора - 2 шт.

9. Угольник - 12 шт.

10. Шнур-причалка - 12 шт.

Перед началом занятий я проверяю готовность документации, инструкционно-технологических карт. Инструкционно-технологическая карта (Приложение № 1) составлена с применением передового педагогического и практического опыта.

        Особое внимание уделяю изучению безопасных условий труда при подготовке к уроку. Для проведения урока учащиеся должны иметь спец. одежду (рукавицы, рабочий комбинезон, обувь).

        

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Сообщаю тему урока: «Выполнение декоративной кладки со сплошными вертикальными швами»  

Называю цель урока: научиться правильно выполнять декоративную кладку со сплошными вертикальными швами  

Проверяю у учащихся  знания,  полученные на предыдущем уроке:

1. Назначение канализационных колодцев?

2. Какие требования предъявляют к  кладке канализационных колодцев?

3. Какие способы кладки используют для канализационных колодцев?

4. Какие инструменты используют при кладке канализационных колодцев?

5. Правила безопасного производства кладки канализационных колодцев?

6. Какие неполномерные кирпичи применяют для кладки прямоугольных канализационных колодцев?

        После теоретического опроса предлагаю нескольким учащимся продемонстрировать умения и навыки полученные на предыдущем занятии.         Обязательно их оцениваю.

        Затем с помощью теоретического опроса проверяю готовность учащихся к данному занятию.

  1. Назовите грани и размеры кирпича.
  2. В каком порядке укладывают вёрсты?
  3. Чему равна средняя толщина горизонтального шва?
  4. Чему равна средняя толщина вертикального шва?
  5. Какие контрольно-измерительные инструменты используют для контроля кладки?
  6. Какой инструмент применяют для придания швам определённой формы?
  7. Назовите виды расшивки швов.
  8. Какие неполномерные кирпичи применяют при декоративной кладке со сплошными вертикальными швами угла стен?
  9. Как правильно подготовить неполномерные кирпичи?

Знакомлю учащихся с содержанием задания, видом и объёмом работ,   сообщаю порядок его выполнения, обращаю внимание на то, что технологическая последовательность операций подробно описана в инструкционно-технологической карте  (Приложение №1).

Предлагаю учащимся воспроизвести приёмы перед всей группой, чтобы убедиться, правильно ли они их поняли. Особое внимание обращаю на характерные ошибки при освоении приёмов декоративной кладки.

Характерные ошибки при освоении приёмов декоративной кладки

Типичные ошибки и  затруднения учащихся

Типичные причины ошибок и затруднений

Типичные приёмы текущего инструктажа учащихся

1. Неправильное пользование инструментом.

Незнание приёмов пользования инструментом.

Повторно показываю правильное пользование инструментом.

2. Нарушение вертикальности швов.

Неправильный подбор неполномерных кирпичей. Неправильная подготовка неполномерных кирпичей.

Показываю, как правильно подготовить неполномерные кирпичи.

3. Перевязывают наружные швы  кладки ложковыми рядами.

Плохая теоретическая подготовка.

Ещё раз рассказываю,  что это декоративная кладка и швы должны совпадать по всей высоте кладки в наружной версте.

4. Совпадают швы внутренней версты

Неправильно подобраны неполномерные кирпичи.

Рассказываю, внутренняя верста и забутовочный ряд выполняют по однорядной системе перевязки .

5. Нарушена технологическая последовательность укладки верст.

Плохая теоретическая подготовка.

Ещё раз рассказываю,  в какой технологической последовательности укладывают версты.

6. Плохое заполнение швов.

Невнимательность или неправильное выполнение приёмов кладки вёрст.

Напоминаю о важности заполнения швов и ещё раз показываю правильные приёмы.

Сообщаю учащимся критерии оценок, подвожу итог вводного инструктажа.

После того как я убедилась, что учащиеся освоили последовательность и приёмы выполнения задания, необходимо разобрать основные правила безопасности условий труда.

К каменным работам допускаются учащиеся прошедшие специальный инструктаж.

Все инструменты и приспособления необходимо использовать в соответствии с их назначением. Перед работой удостоверяются, что инструменты исправны: правильно и прочно насажены на ручки, рабочие поверхности инструментов ровные, без заусенцев, повреждённые или деформированные инструменты использовать нельзя. Каменщик должен работать в рукавицах, предохраняющих кожу от истирания. Кирпичную кладку выполняют с перекрытий или инвентарных подмостей, или настила лесов. Леса и подмости устанавливают на очищенные, выровненные поверхности. На стенах нельзя оставлять материалы, инструменты, строительный мусор. Нельзя загромождать рабочее место.

После организационной части урока выдаю необходимый инструмент и приспособления, техническую литературу, документацию и инструкционную карту.

Учащиеся знакомятся с содержанием инструкционно-технологической как карты. Затем каждый начинает выполнять своё задание на своём рабочем месте. Я использую для данного урока фронтальный способ организации деятельности учащихся.

2.1. Контроль знаний, умений и навыков учащихся

Контроль знаний умений и навыков учащихся является одним из важнейших звеньев учебного процесса. Процесс обучения не может быть полноценным без учета того, как учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают изучаемое, как применяют знания для решения практических задач. Опираясь на данные контроля, мастер намечает и проводит работу, необходимую для прочного усвоения знаний учащимися. Благодаря контролю между мастером и учащимся устанавливается своеобразная обратная связь, дающая возможность управлять умственными и практическими действиями учащегося в ходе обучения. Чем полнее эта обратная связь, тем больше учащихся охвачено контролем и чем больше обеспечена его непрерывность, тем шире возможности управления процессом обучения.

Специфика контроля и оценки знаний, умений и навыков состоит в том, что они имеют обучающее, развивающее и воспитательное значение. Осуществляя эти элементы учебного процесса, я выявляю сильные и слабые стороны восприятия учащихся, их памяти, мышления и речи, внимания и воли. Я изучаю интересы и наклонности учащихся, способности и дарования, забочусь о развитии и формировании положительных качеств личности каждого. Контроль знаний, умений и навыков дает необходимый учебный и воспитательный эффект только тогда, когда он проводится своевременно и систематически, а не от случая к случаю.

Для учащихся контроль их учебных успехов является стимулирующим фактором, во многом определяющим мотивы учебного труда. Оценка должна быть объективной и справедливой. Контроль и оценку учебных успехов учащихся я осуществляю с учетом индивидуальных особенностей. Естественно, ко всем учащимся группы я предъявляю одинаковые требования в отношении объёма  и качества знаний. Но вместе с тем в ряде случаев принимаю во внимание такие качества отдельных учащихся, как робость и застенчивость, замедленность в мышлении, излишняя самоуверенность, физические недостатки.

2.2. Виды и формы контроля

Виды контроля: предварительный контроль; текущий контроль; периодический контроль; итоговый контроль; отсроченный контроль.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи, он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется перед изучением новой темы, позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения  и позволяет определять степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль даёт возможность своевременно выявить проблемы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении профессиональных компетенций. Текущий контроль стимулирует ответственность каждого учащегося за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль  осуществляется  после  изучения  компетенции.

Итоговый    контроль   призван   определить   конечные   результаты   обучения.

Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний  и умений, спустя какое – то время после изучения компетенции.

По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Во время работы учащихся я постоянно наблюдаю за ними, обеспечиваю занятость всех учащихся, обхожу рабочую зону, проверяю, правильно ли учащиеся выполняют безопасные условия труда, приёмы работы, пользуются инструментом и приспособлениями.

Обязательно слежу за порядком на рабочих местах.

В заключительной части занятия подвожу итоги за день. Каждое выполненное задание обязательно разбираю совместно с учащимся. Я указываю на допущенные ошибки, даю практические советы, обращаю внимание на важность теоретических знаний и их совершенствование.

Сообщаю оценки и даю задание на дом.

3. ПЛАН УРОКА МАСТЕРА П/О

Группа: МОР - 2   Профессия: «Мастер общестроительных работ»

Мастер: Богданова М.Е.

Тема программы: Выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня .

Тема урока: Выполнение угла стен декоративной кладки со сплошными вертикальными швами» .

Тип урока: Урок формирования и совершенствования профессиональных компетенций.

Вид урока: Практическая работа.

Цели урока: Научить учащихся правильно выполнять  декоративную кладку со сплошными вертикальными швами.  

        Способствовать развитию понимания значения архитектурной выразительности зданий и сооружений.

        Воспитывать творческое отношение к избранной профессии.

Материально-техническое обеспечение урока: строительная кельма, расшивка, молоток-кирочка, строительная лопата, контрольно-измерительный инструмент.

        1. Организационная часть урока (5мин.):

а) проверка по журналу явку учащихся;

б) осмотр внешнего вида учащихся, соответствие одежды безопасным условиям труда и требованиям эстетики труда.

        2. Вводный инструктаж (45 мин.):

а) сообщение темы программы: Выполнение сложных архитектурных элементов из кирпича и камня.

б) сообщение темы урока: Выполнение угла стен декоративной кладки со сплошными вертикальными швами .

в) сообщение учебной цели урока: Научиться правильно выполнять  декоративную кладку со сплошными вертикальными швами.

г) проверка знания материала, пройденного на прошедшем уроке (указать вопросы и фамилии учащихся):

1. Перечислите инструмент каменщика.

2. Какие растворы используют при кладке  прямоугольных канализационных колодцев?

3. Какие способы кладки используют для кладки колодцев?

4. Какие приспособления используют при кладке  колодцев?

5. Какие неполномерные кирпичи используют при кладке  колодцев?

6. Какие контрольно-измерительные инструменты использует каменщик?

д) предложение учащимся показать приёмы (указать приёмы и фамилии учащихся):

- приготовить глиняный раствор для кладки стен облегченных конструкций; показать приёмы пользования инструментом  каменщика;

- показать приёмы кладки стен.

е) объяснение нового материала:

- рассказать о значении данной работы для освоения профессии;

- объяснить, на каких машинах, изделиях будут отрабатываться приёмы работы и закрепляться навыки;

-показать готовые изделия, образцы, эталоны;

- рассказать, какое значение имеют изготовленные детали для производства;

- разработать чертежи, технические требования (обратить внимание учащихся на строгое соблюдение требований чертежа и технических условий);

- опираясь на знания учащихся по черчению, технологии металлов, спецтехнологии, задать вопросы (указать вопросы и фамилии учащихся):

1. Перечислите инструмент каменщика и расскажите о назначении каждого?

2. Расскажите как правильно выбрать способ кладки?

3. По какой системе перевязки выполняют кладку верст декоративной кладки?

4. Какие неполномерные кирпичи используют при декоративной кладке ?

- рассказать о последовательности выполнения задания по инструкционной карте;

- рассказать об инструментах, приспособлениях, оборудовании, применяемых при выполнении операций;

- показать приёмы работы (в рабочем и замедленном темпе и вновь в рабочем);

- рассказать о самоконтроле в процессе выполнения и показать приёмы самоконтроля;

- рассказать о межоперационном контроле;

- рассказать о передовых способах работы при выполнении задания и рациональной организации рабочего места;

- рассказать правила ТБ, особое внимание обратить на основные вопросы (указать какие) - особое внимание обратить на организацию рабочего места каменщика и исправность инструмента, а также на правильное пользование контрольно-измерительными инструментами. Наличие спецодежды;

- предостеречь от брака в работе, рассказать о видах брака и типичных ошибках (указать их): неисправный инструмент; неправильное пользование инструментом; неправильно подобраны неполномерные кирпичи; нарушение технологической последовательности кладки;

- проверить усвоение учащимися изучаемого материала по определённым вопросам (указать их):  

  1. Назовите размеры кирпича.
  2. Через сколько рядов укладывают тычковый ряд, если толщина стены 510 мм?
  3. В каком порядке укладывают вёрсты?
  4. Чему равна средняя толщина горизонтального шва?
  5. Чему равна средняя толщина вертикального шва?
  6. Какие контрольно-измерительные инструменты используют для контроля кладки?
  7. Какой инструмент применяют для придания швам определённой формы?
  8. Назовите виды расшивки швов.
  9. Какие неполномерные кирпичи применяют при декоративной кладке со сплошными вертикальными швами? Как правильно подготовить неполномерные кирпичи?

- предложить учащимся воспроизвести приёмы перед всей группой, чтобы убедиться, правильно ли они их поняли и выполнили;

- сообщить нормы времени (при выполнении комплексных тем);

ж) сообщить учащимся критерии оценок;

з) подвести итог вводного инструктажа.

        3. Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельные работы:

- упражнения: проверка исправности инструмента;

- самостоятельные работы: выбор инструмента для выполнения декоративной кладки; изучение технологической карты;

- обходы рабочих мест учащихся.

1 обход

- проверить содержание рабочих мест;

- особое внимание обратить на конкретных учащихся (указать фамилии): организация рабочего места; исправность инструмента; приготовление раствора; подготовка растворной  постели для укладки первого ряда.

2 обход

- проверить правильность выполнения трудовых приёмов, особое внимание обратить на конкретных учащихся (указать фамилии):  выполнение кладки наружной тычковой  версты; выполнение кладки внутренней тычковой версты;  контроль качества выложенного ряда.

3 обход

- проверить правильность ведения самоконтроля, обратить особое внимание на выполнение приёмов контроля учащихся (указать фамилии). Выполнение 2-го и последующих рядов. Контроль качества всей кладки в целом.

4 обход

- проверить правильность соблюдения технических условий в работе, принять и оценить работы, выдать дополнительные работы наиболее успевающим учащимся.

5 обход

- проверить правильность ведения промежуточного (межоперационного) контроля.

4. Заключительный инструктаж:

-подвести итоги за день, проанализировать выполненную работу с учетом времени;

- сообщить оценку качества работы каждого учащегося;

- отметить, кто из учащихся добился отличного качества работы;

-разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.

  • 5. Уборка рабочих мест. Сдача инструментов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует сделать вывод, что изучение темы урока «Декоративная кладка со сплошными вертикальными швами» способствует совершенствованию профессиональных компетенций по профессии «Каменщик». Будущий мастер должен не только в совершенстве владеть выбранной профессией, но и иметь художественный вкус и желание сделать окружающий мир лучше, а так же правильно выбирать способы и методы ведения кладки.

Введение государственных образовательных стандартов в целях обеспечения качества профессиональной подготовки рабочих и специалистов различного уровня, учет требований формирующегося рынка труда и радикальных социально-экономических изменений в обществе обусловливают принципиально новое содержание подходов к уровням профессиональной компетентности обучаемых.

Рабочий новой формации должен обладать таким уровнем компетенции, который позволяет осуществлять продуктивные действия – создавать и выполнять алгоритмы нетиповой деятельности. Он должен быть готов к выполнению работ, которые требуют творческого подхода и самостоятельного выбора оптимального варианта выполнения.

Поэтому очень важно на уроках производственного обучения в данной мере закрепить знания, полученные на теоретических занятиях.

Изучение данной темы позволяет закрепить профессиональные знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.

Данная методическая разработка позволит начинающему мастеру производственного обучения правильно подготовиться к проведению урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РАЗНОВИДНОСТИ КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ

http://1pokirpichu.ru/wp-content/uploads/2015/10/perevyzka.jpg

ВИД КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ

http://howbuildhome.ru/uploads/posts/images/kirpich-dlia-sten-kladki-6.jpg

АЗЫ КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ

http://vdomishke.ru/img/Kartinki/35_stroitelstvo_vidy_domov/17_azy_kirpichnoj_kladki/azy_kirpichnoj_kladki3.jpg

 СЕХА КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ

               http://remontzhilya.ru/wp-content/uploads/sxema-kirpichnoj-kladki.jpg

        

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арадовский Я.Л., Самсонова Г.В. Каменные работы. – М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 2008. – 246 с.

2. Баженов Ю.Н., Комар А.Г. Технология каменной кладки. – М.: Высшая школа, 2009. – 255 с.

3. Волков Л.А. Оборудование для работы строителя. – М.: Стройиздат,

2012. – 311 с.

 4. Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Строительство. Работа с камнем. – М.: Стройиздат, 2007. – 246 с.

5. Залманова М.Е. Технология каменной кладки. – К.: Будівельник, 2010. – 250 с.

 6. Ивлев Н.Г., Найденко Н.В., Шибанов Н.М. Спецодежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты для строителей. – М.: Стройиздат, 2012. – 234 с.

7. Калищук А.Л. Техника безопасности в строительстве. – К.: Вища шк. Головное изд-во, 2009. – 260 с.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АТК)

                           

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

Протокол от ________   №__

УТВЕРЖДАЮ

заведующий структурным подразделением

__________А.В. Дыняк

                                                                                                                          

Кладка стен

с применением современных приспособлений

Паспорт открытого урока   производственного  обучения

по профессии 080107 «Мастер общестроительных рабат»

 

   

                                                                                       Разработала:

                                                                                       мастер производственного

                                                                                       обучения

                                                                М.Е. Богданова

г. Тында

2014

ПЛАН

 урока  производственного обучения

Профессия:  080107 «Мастер общестроительных рабат»

Дата проведения: 18.11.2014 г.

 Курс 1,  группа: МОР - 2

Тема  программы:  Кирпичная  кладка по многорядной системе перевязки швов.

Тема урока:   Кладка стен с применением современных приспособлений.

Методическая цель: применение  информационно – коммуникационных технологий при подготовке и проведения урока производственного обучения.

Цели  урока:

Образовательные:

- закрепить  ранее изученный материал по кладке конструкций из кирпича;

- продолжить формирование профессиональных навыков владения строительным инструментом и приспособлениями;

- сформировать у обучающихся умение  организовывать рабочее место;

- совершенствовать приемы кладки кирпича с полным заполнением шва;

- ознакомить обучающихся с устройством лазерного уровня и сформировать умение работать с ним;

- обогащать  словарный запас  обучающихся;

Развивающие:

- развивать умение рационально организовывать и планировать труд;

- развивать  внимательность в работе,  память, глазомер, быстроту реакции;

-  развивать умение работать с  карточками – заданиями и инструкционными  картами;

- развивать умение контролировать выполненную работу  простым и лазерным уровнем;

Воспитательные:

- воспитывать творческий подход к работе;

- воспитывать стремление к самоконтролю;

- воспитывать любовь к профессии;

- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;

- формировать ответственность за качество выполняемой работы;

- воспитывать трудовую дисциплину.

Задача урока: 

Выполнение кладки  стены в 1,0 кирпича  на растворе с использованием лзерного уровня для контроля кладки.

Тип урока:  формирование трудовых приемов.

Вид урока:  урок инструктирования и упражнений.

Метод обучения: сочетание словесного, наглядного и практического.

Форма организации учебно-производственного труда: индивидуальная;

Межпредметные связи:

 Охрана труда,  тема: « Техника безопасности  при  выполнении  каменных

работ».

Технология каменных работ, тема: «Кирпичная кладка».

Материаловедение, темы:  «Силикатный кирпич», «Растворы».

 Материально-техническое оснащение урока: 

- компьютер, видеопроектор, экран;

-презентация;

- карточки – задания с   вопросами пройденных тем;

- таблица показателей качества кладки;

- рабочие тетради, ручки;

- кельмы,  молотки- кирочки,  расшивки,  растворные лопаты, отвесы,

  уровень лазерный, угломер, уровни, угольники, правила, шнуры-причалки;

- растворный ящик, ведро для воды, раствор строительный, силикатный

   кирпич;

- инструкционные карты на выполнение кладки;

- карточки с порядовкой разрезкой;

- демонстрационная - кирпичная стена высотой 4 ряда;

Ресурсы Интернет:

http://www.stroyopyt.ru/?p=47   Кладка стен.

http://luxcottage.ru/menu_113.html Строительство коттеджей под ключ.

http://www.shuruping.ru/electric/categor/1030     Лазерный уровень.

http://prokatin.ru/blog/bricky-bystraya-kladka-kirpicha   Приспособление для кладки «Вricky».

Список  литературы:

Б.А. Ефимов,  О.В. Кульков, В. А. Смирнов Материаловедение: Отделочные строительные работы (учебник); М: Профиздание, 2012 г., 228 с.

И.И. Чичерин Общестроительные работы (учебник); М.Академия 2007 г.,

 416 с.

О.Н. Куликов, Е.И. Ролин Охрана труда в строительстве (учебник). М. Академия, 2003 г., 288 с.

Б.Б. Смирнов  «Каменщик» (учебное пособие), Ростов–на–Дону, Феникс, 2014 г., 320 с.

Самойлов В.С. Справочник строителя, М, Аделант, 2012 г., 118 с.

Журавлев И.П., Лапшин П.А. «Каменщик», Ростов -на –Дону, Феникс,

2009 г. 342 с.

Г.И. Кругликов: Настольная книга мастера производственного обучения. М, Издательский центр «Академия» 2010 г., 365 с.

                                                     Ход урока:

I.    Организационная часть – 2 минуты

    - проверка присутствующих;

     -проверка готовности к уроку.

II.    Вводный инструктаж – 40 минут.

   1. Актуализация  опорных ЗУН и мотивационных состояний:

 -  сообщение новой темы и целей урока;

- актуализация знаний обучающихся в виде фронтального опроса с опорой          на иллюстрационный материал.

2. Мотивация к уроку: показ 4-х  кадров с декоративной   кладкой стены, столбов, и других конструкций. (Обратить внимание на качество кладки, вертикальных и  горизонтальных рядов и швов, заполнение шва и определение качества кладки  с применением современных приспособлений).

   3. Сообщение нового материала:

 -рассказ о контроле горизонтальных рядов кладки с помощью лазерного уровня;

 - демонстрация  использования в работе лазерного уровня, угломера;

- показ кадров с уровнем в презентации;

 - демонстрация приемов работы при кладке стены с использованием инструментов и приспособлений.

   4. Повторение правил   техники безопасности.

   5. Объяснение хода выполнения практической работы.

Выдача обучающимся  карточек – заданий, инструкционных карт, карточек с порядовой разрезкой.  

III. Текущий инструктаж – 5 часов.

Подготовка рабочего места,  кирпича и раствора. 

Кладка стены в 1,0 кирпич с контролем горизонтальности рядов лазерным уровнем.

Работа по карточкам – заданиям.

Целевые обходы мастера производственного обучения.

При целевых обходах используется  принцип индивидуального подхода к обучающимся. Каждому обучающемуся предлагается самостоятельно оценить качество своей работы.

 Цели обходов:

- проверка  организации рабочего места и готовности к началу работы;

- проверка соблюдения техники безопасности;

- проверка правильности выполнения  работы согласно  заданию;

- проверка  выполнения приемов укладки кирпича на кладке;

- проверка расстилания раствора на кладке и заполнение вертикальных швов;

- выявление  и устранение  ошибок во время выполнения работ;

- проверка качества  выполненной работы с помощью простого и лазерного уровня;

- оказание помощи обучающимся в контроле выполненной кладки;

- опрос по карточкам заданиям.

IV. Заключительный инструктаж - 18 минут

 - обобщающее повторение  (контрольные вопросы по теме);

 - подведение итогов работы за учебный день;

 - анализ работы – отклонение в кладке стены, причины возникновения отклонений;

- объявление оценок и результатов;

- объявление темы следующего урока;

- домашнее задание на следующий урок.

   

План - конспект

  Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

I.    Организационная часть (2 минуты)

Проверка присутствующих

Проверка готовности к уроку

II. Вводный инструктаж (40 минут)

  1. Актуализация  опорных ЗУН и мотивационных состояний

Сообщение новой темы «Кладка стен  с применением современных приспособлений».  

Сообщение цели урока:

- научить обучающихся  правильно, аккуратно, качественно выполнять кладку стены и контролировать качество  кладки с применением современных приспособлений

Опрос-актуализация:

1. По какой системе перевязки выполняют кладку стен?

2. Перечислите виды вертикальных швов.

3.  Как называются ряды кладки между наружной и внутренней верстой?

4. Как получить незаполненный шов?

5.Как получить полный шов под расшивку?

6. Перечислите виды неполномерных кирпичей.

7. Назовите, какие контрольно измерительные инструменты вы знаете.

Помогает обучающимся правильно ответить, задает наводящие вопросы.

2. Предлагает обучающимся группы практически показать приемы кладки «вприжим».

Наблюдает за выполнение показа, дополняет объяснение обучающихся, при необходимости поправляет их действие.

2. Мотивация к уроку: 

Показывает 4-е  кадра с декоративной   кладкой стены, столбов, и других конструкций. Обращает  внимание на качество кладки, вертикальных и  горизонтальных рядов и швов, заполнение шва и увязывает  качество с применением современных методов.

  3. Сообщение нового материала: Объясняет, как рационально организовать рабочее место, распределить операции по кладке.

Рассказывает о последовательности кладки стены, о точности выполнения кладки,  требованиях  к качеству кладки  согласно СНиП.

Показывает приемы укладки кирпича с расстиланием раствора, заполнением швов и перевязкой.

Увязывает объяснение и показ с правилами техники безопасности.

Повторяет и показывает трудовые приемы и умения работы с контрольно-измерительными инструментами: лазерным уровнем и уровнем.

Наглядно показывает, используя порядовую разрезку на магнитной доске, алгоритм перевязки  стен.

II. Закрепление материала вводного инструктажа.

Опрос:

  1.  Какой новый инструмент мы сегодня будем использовать при проверке качества кладами?
  2. Кто может показать, как нужно использовать лазерный уровень?
  3. Покажите горизонтальный шов в кладке.

При неправильных ответах мастер уточняет и поправляет.

Выдает инструкционные карты и каточки задания с вопросами для ответов.

Записывают тему урока в рабочую  тетрадь

Внимательно слушают,

вникают в логику урока

Обучающиеся, продумывают ответы на вопросы, и отвечают по желанию, подняв руку.

Неполный ответ одного обучающегося может быть дополнен другим обучающимся.

Выходят к рабочему месту мастера, практически показывают приемы, одновременно комментируя свои действия. Каждый обучающийся выполняет по одному приему, остальные внимательно смотрят и слушают.

Внимательно слушают. Смотрят показ. Задают вопросы.

Слушают и запоминают.

При необходимости просят мастера показать тот или иной прием.

Отвечают на вопросы.

Получают задание и распределяются по рабочим местам.

III. Работа обучающихся и текущий инструктаж (5 часов)

Доступно объясняет, как пользоваться  инструкционной картой;

Обходит рабочие места со следующими целями:

- проверка  готовности рабочих мест к началу работы;

-  организации рабочего места

-  проверка соблюдения техники безопасности;

- проверка правильности выполнения  работы согласно  заданию;

- качественно выполнить кладку стены  на высоту 4-х рядов

- индивидуальный  подход каждому обучающемуся в процессе выполнения    заданий;

- выявление  и устранение  ошибок во время выполнения работ;

- контроль окончания работы;

- проверка качества  выполненной работы;

- каждый обучающийся  самостоятельно оценивает качественное выполнение кладки;

- проводит опрос на  вопросы на карточки задания.

 

При неправильном выполнении приемов показывает, исправляет ошибки, напоминает об использовании инструкционной карты.

Проверяет качество выполняемых работ, наблюдает за самоконтролем обучающихся.

При допущении неточности останавливает всю  группу и объясняет правильность выполнение работы.

Принимает выполненные работы.

Готовят рабочее место, выполняют разметку.

Готовят кирпич, перелопачивают раствор.

Изучают инструкционную карту.

Выполняют работы, согласно задания мастера

Проводят самостоятельную проверку качества работ.

Самостоятельно изучают карточку – задание с вопросами и придумывают ответы.

Выполненную работу сдают, защищая свою работу по качеству.

Каждый обучающийся приводит в порядок свое рабочее место и инструменты.

IV. Заключительный инструктаж (18 минут)

Анализирует выполненные работы, делая упор на положительные  моменты и отмечая каждого обучающего  за  правильное  выполнение  определенных операций.

Определяет качество работы и скоростные навыки.

Устно поощряет за хорошее качество работы.

Оценивает выполненную работу и ставит оценки в журнал.

Выдает домашнее задание: зарисовать в тетрадь порядовую разрезку  кладка стены в 1.5 кирпича

Слушают. Задают вопросы.

Запоминают типичные ошибки.



Предварительный просмотр:

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АТК)

 

Педагогическая  разработка

Организация самостоятельной работы   учащихся на уроках  производственного обучения в учебных мастерских

Урок  производственного обучения

                       

                                                                        Разработала:  

                                                                 мастер производственного

                                                                 обучения  по профессии

                                                                 Богданова  М.Е.

                                                                 «Мастер общестроительных  работ»

г. Тында

АННОТАЦИЯ

к педагогической  разработке

« Организация самостоятельной работы  учащихся

 на уроках производственного обучения  в учебных мастерских»

Разработала: Богданова М.Е., мастер производственного обучения АТК отделение № 4 г.Тында.  

Рассматриваемая педагогическая разработка представляет собой  один из уроков производственного  обучения  с использованием разных видов самостоятельной работы  учащихся  в   учебных мастерских, в том числе с учебными модулями по профессии «Каменщик».

Педагогическая разработка замечательна и тем, что, урок  представлен как логическое продолжение теоретического занятия по технологии  общестроительных  работ.

Автором учтены все требования  к современному уроку производственного обучения, показаны  методы  рациональной организации самостоятельной  мыслительной   и практической   деятельности  учащихся в процессе  формирования  профессиональных навыков.

Педагогическая разработка адресована начинающим мастерам производственного обучения и преподавателям, изучающим  технологию модульного обучения по профессии «Каменщик».

           

                                         

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                         4

Урок производственного обучения  по  профессии

 «Мастер общестроительных работ»                                                  5

Заключение                                                                                 10

Приложения:  

   1. Тесты  для проверки  знаний                                                             12

   2. Эталон  ответов                                                                                      13

   3. Лист для ответов обучаемого                                                           14

Список литературы                                                                                          15                                                                                                              

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающие  объемы  общестроительных  работ  требуют  притока  конкурентоспособных  рабочих кадров, которые быстро адаптировались бы  в изменяющихся  условиях   строительного производства,  мобильно реагировали  на новые строительные технологии. Перед системой  начального и среднего профессионального  образования  поставлена  конкретная  задача   по  подготовке  рабочих кадров, отвечающих требованиям  современного общества.

Производственное обучение   - основной компонент в подготовке рабочих кадров  в системе начального профессионального образования.  Главная цель -  приобретение обучающимися  практических  знаний,  профессиональных умений и  навыков  для квалифицированной трудовой деятельности по  профессии.

Но недостаточный уровень познавательной активности, организованности  и  самостоятельности учащихся, поступающих в учреждения профессионального образования, препятствует  формированию качеств конкурентоспособной личности, профессиональных  компетенций.

Как  мастер с большим опытом, я знаю, что всякое развитие  - не обратимое направленное, закономерное изменение, в  частности  и   личных качествах учащихся. Оно появляется  в продвижении  от одного состояния к другому;  к примеру, от   отсутствия  интереса, самостоятельности к их появлению, и, от малого интереса,  самостоятельной  активности - к большой. Достижению  цели  возбуждать познавательный интерес, сформировать  самостоятельность, ответственность  в  учебной или производственной деятельности  помогает  использование  в образовательном процессе  развивающих образовательных технологий, методов  повышения познавательной  активности.

Одним из таких методов  я считаю – организацию самостоятельной работы учащихся на уроках производственного обучения, как в учебных мастерских, так и на производственных площадках.

 Формировать  самостоятельность, ответственность  и необходимые профессиональные качества  у учащихся  следует  осуществлять в системе  связи теории и практики.  Поэтому  я  разработала  урок  производственного обучения с применением   метода  организации  самостоятельной работы  учащихся. Этот урок  является  практическим занятием,  логически   связанным  с теоретическим занятием, где  используется    технология  модульного обучения, предложенной  Международной организацией  труда  (МОТ).  

УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ  ПО  ПРОФЕССИИ

«МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

Место проведения : мастерские  каменных работ АТК отделение № 4

Группа   учащихся  из 24 чел., базовое образование - среднее (полное) общее.

Для  практических занятий  в условиях учебных мастерских группа делится на   две подгруппы.

Раздел программы:  «Однорядная система перевязки швов».

Тема урока: «Кладка стен толщиной в 1,0 кирпич по однорядной системе перевязки

                        швов»

Цели урока:

  • образовательная - научить приемам организации рабочего места, раскладки кирпичей, расстилания раствора, формирования  тычковых, ложковых рядов по однорядной системе перевязки швов;
  • развивающая - способствовать формированию у учащихся устойчивых умений и навыков, профессиональных качеств каменщика;
  • воспитательная - способствовать воспитанию у учащихся требовательности к себе при организации рабочего места,  точности соблюдения требований технологического процесса,  бережного отношения к инструментам и экономии материала.

Тип урока: урок изучения трудовых приемов и операций.

Вид урока: урок-упражнения по  кладке тычковых и ложковых рядов толщиной в

1,0 кирпич по однорядной системе перевязки швов.

Форма организации учебной деятельности: сочетание коллективной и  индивидуальной работы

Методы обучения: репродуктивный, частично - поисковый.

Учебно - метериальное оснащение:  кирпичи, раствор, инструменты каменщика, плакаты, учебные  элементы  модуля «Кладка каменных конструкций»  программы подготовки рабочих по профессии «Каменщик», разработанной  Международной  организацией труда (МОТ).

Межпредметная и внутрипредметная связи: технология общестроительных работ, материаловедение, охрана труда, строительное черчение, экономика.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организационная  часть  до 3 мин.

  • построение, рапорт дежурного об отсутствующих;
  • осмотр внешнего вида  на предмет  наличия рабочей формы и рабочих  инструментов каменщика.

2. Вводный инструктаж 40- 60 минут.

  • Сегодня на уроке будем изучать тему: «Кладка стен толщиной в 1,0 кирпич по однорядной системе перевязки  швов».
  • Перед вами стоит главная  задача -  научиться  выполнять кладку глухих стен «насухо» и на глиняном растворе по однорядной системе перевязки швов.
  • При этом  будем добиваться  следующих  целей:  научиться правильно организовать рабочее место, раскладывать кирпичи, расстилать раствор, формировать тычковые и ложковые ряды. В ходе выполнения  практических заданий будем постоянно  контролировать себя, т. е. проверять,  как точно выполняете технологический процесс, добиваетесь хорошего качества при кладке стен.
  • Разъяснение общего замысла урока. Вы на уроках  технологии общестроительных работ изучили теоретические положения  по  кладке кирпича по однорядной системе перевязки швов, знаете приемы  и способы кладки кирпича. А сегодня на уроке  выполним кладку практически, используя натуральные строительные материалы.

От того, как вы  организуете рабочее место,  соблюдаете  требования спецтехнологии точность размеров, ровность шва и прямолинейность стен,  правила по ТБ, будет  зависеть   качество кладки и производительность труда. Обращаю особое внимание! От точности выполнения технологических требований, как  точность размеров, ровность шва и прямолинейность стен,   зависит устойчивость и прочность кладки.

Актуализация опорных знаний.

  •  Предварительно проверяются теоретические знания по  кладке кирпича по однорядной системе перевязки швов, повторяются основные правила, которые необходимы  сегодня для практической работы. Форма  работы -  самостоятельное выполнение   тестовых заданий.

Предлагаются  задания из 10 тестов (учебный элемент модуля МОТ) по проверке знаний   по однорядной системе перевязки швов  для самостоятельного выполнения в течение 5 мин. (Тесты прилагаются). Работа выполняется индивидуально  каждым учащимся. Ответы записываются в карточках для ответов.

По истечении 5 мин.   Трое   учащиеся – эксперта     собирают карточки с ответами и проверяют работы  по готовому шаблону. Эксперты выбираются из числа  сильных в знаниях, с хорошо сформировавшимися  умениями по профессии.

  • Тем временем мастер  проводит фронтальный опрос учащихся  целью повторения  изученного материала по следующим вопросам:

 1.Какие нам нужны кирпичи для перевязки  швов?

Ответ:  неполномерные, 1\4 , 1\2, 3\4 кирпича.

2. Как  раскладывают кирпичи для наружной версты?

Ответ: стопками по 2 штуки, перпендикулярно к оси стены.

3. На каком расстоянии  от лицевой поверхности стены  расстилают раствор при кладке «впустошовку»?

Ответ: на расстоянии 2-2,5 см.

  • Подводятся итоги  самостоятельной работы с помощью учащихся - экспертов. Выставляются оценки.
  • Постановка задачи  перед  новым этапом урока. Итак,    вы вспомнили теорию,  повторили   полученные знания.

А сейчас рассмотрим на практике, как выполняется кладка толщиной в 1,0 кирпич по однорядной системе перевязки швов. Демонстрируется мастером разметка прямолинейности стены, формирование тычковых и ложковых рядов «насухо», сопровождая показ вопросами к учащимся;

1.   Какие контрольно- измерительные приборы необходимы?

2.  С какого ряда начинаем кладку?

3. Какая толщина вертикальных швов?

Выслушиваются  разные варианты ответов и мастером выбирается правильный ответ. Мастер напоминает, что  в первом ряду вертикальные швы раствором не заполняются.

4. В чем сущность однорядной системы перевязки швов?

Принимаются варианты ответов учащихся  с основой на теоретические знания. Мастер еще раз  уточняет понятие  системы однорядной  перевязки швов и показывает.
5
. Как она выполняется?

Посмотрите (показывает),   обратите внимание, что обязательно должны быть выполнены требования: прямолинейность ряда,  и расположение кирпичей   тычками на лицевую поверхность.

  1. Как вы думаете, нужно ли сместить  ложковый ряд по отношению к тычковому?. Ответ: да, обязательно.

 На какую часть кирпича?    Ответ: на 1\4 кирпича.

  1. А если не смещать  ложковый ряд, что получится?

Ответ. Получится шов на шов, что противоречит 3  правилу  разрезки  каменной кладки. Мастер еще раз обращает внимание на это требование.  

  1. Как  будет  выполняться ( выкладываться) 3 ряд?

Ответ : тычковыми рядами, как первый ряд. Кому что не понятно? Есть ли вопросы?

  • Мастер вызывает  двух учащихся  для практического выполнения  кладки «насухо»?  Пока двое  выполняют кладку фрагмента стены  мастер  с целью выяснения усвоения материала проводит фронтальный опрос   по вопросам:    1.Какой размер имеет красный обыкновенный кирпич?

2. Назовите толщину горизонтального  и вертикального  швов.

3. Почему  рассмотренная система перевязки швов  называется  однорядной?

Проверка выполнения  кладки  учащимися.  Мастер обращает внимание на качество выполнения кладки, привлекает к оценке учащихся и поправляет сам. Показывает как проверить прямолинейность и вертикальность  фрагмента стены с использованием  контрольно- измерительных приборов ( уровень,  отвес).

  • А теперь посмотрите, как это будет выглядеть при кладке на растворе. Мастер объясняет и показывает кладку на растворе. При этом требует особое внимание обратить на процесс, как ведут кладку с раскладкой кирпича  и расстиланием раствора. Ставит перед учащимися вопросы,  ответы учащихся уточняет показом приемов расстилания раствора.
  • Предлагается самостоятельно выполнить  кладку по образцу. Двое учащиеся

выполняют  кладку, комментируя вслух свои  действия. Остальные учащиеся делятся на две подгруппы и  следят за ходом кладки, фиксируют  ошибки и отклонения от установленных норм.

  • Прием работ выполняется коллективно с участием  наблюдателей по группам.  Обсуждаются обнаруженные ошибки и отклонения.  
  • Вопрос ко всем. На  что влияет  отклонение от нормы толщины шва?  

Ответ: влияет на прочность кладки.

  • Вопрос. На что влияет  отклонение  от норм по вертикали?

       Ответ: на устойчивость стены.

3. Текущий инструктаж, в ходе которого  учащиеся выполняют   кладку на глиняном растворе самостоятельно.

  • Самостоятельная - тренировочная работа. Каждый учащийся получает индивидуальное задание  выполнить кладку фрагмента стены на рабочих местах.  Работа проверяется и оценивается при заключительном инструктаже.

Текущий инструктаж  продолжается в процессе выполнения указанной тренировочной   работы.  Мастером проводятся  целевые обходы  рабочих мест с проверкой:

-        организации рабочего места;

-        соблюдения правил ТБ;

-         технологии выполнения кладки;

-        периодического самоконтроля учащегося при выполнении работы.

Мастер проводит по необходимости   индивидуальный   инструктаж с повторным   объяснением, показом приемов и операций, привлекая внимание всех.

4. Заключительный инструктаж.

Прием выполненных работ с анализом и комментарием самих учащихся.

Показ лучших работ учащихся. Подведение итогов урока.

5. Задание на дом.

1) Повторить учебные элементы модуля  по кладке углов при однорядной системе перевязки швов.

2) Выполнить  в рабочих тетрадях графическую модель (чертеж) кладки углов  1,0 и 1,5 кирпича

3) Выполнить  чертеж раскладки кирпичей и расстилания раствора  для углов  по однорядной системе перевязки швов.

Указывается литература, которую  могут учащиеся использовать при подготовке домашнего  задания:

И.И. Ищенко. Технология каменных и монтажных работ.

И.К. Попов.  Материаловедение.

Учебные элементы модуля по профессии «Каменщик»:

 03-05 « Раскладка кирпича и расстилания раствора»;

03-06 «Однорядная система перевязки швов».

  • Уборка рабочих мест. Сдача инструментов.

Уборка помещения дежурными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфическая  природа    учения  индивида состоит в том,  чтобы научиться  выполнять определенные трудовые  операции,   воспитанник  все должен  проделать сам. Учение – это способ «проживания», воспроизведения культурного объекта индивидумом.

Методы производственного обучения  основываются на  способах  совместной работы мастера  и обучаемых им учащихся.  Чтобы успешно сформировать  у обучающихся   систему технологических  умений  и навыков в процессе производственного обучения, необходимо   обеспечить им возможность  для принятия  самостоятельных решений,   применять  полученные знания и умения в практической деятельности. Создать условия близкие к реальным  условиям, т.е. к производственным.

Учащиеся  в процессе  обучения  в профессиональном лицее должны  приобрести навыки самостоятельной работы с учебной, технической, нормирующей документацией  в области строительства; выработать до автоматизма  трудовые  навыки по профессии «Мастер общестроительных работ», умения  принимать  самостоятельные решения  в  привычных  ситуациях, т.е.  целенаправленно применять  полученные знания и умения в   практической деятельности.

В  реализации этой задачи   мне помогает организация  самостоятельной учебной деятельности в разных видах  на  уроках производственного обучения. Это может быть  выполнение  определенных  заданий с использованием   справочной   литературы, нормирующей документации, расчет   требуемых материалов, выполнение  упражнений по применению  теоретических знаний на практике,  выполнение технологических  карт  по определенной теме,  карты трудовых ресурсов,   заданий  по осуществлению  самопроверки, самоконтроля  при осуществлении  конкретного технологического процесса др.

Наиболее доступными  средствами, позволяющими учащимся  самостоятельно применять   знания, умения и навыки  в учебном процессе  являются учебные элементы   технологии модульного обучения,  предложенной  МОТ.   Эта технология  внедряется в нашем колледже группой педагогов   с  2013 года. Использование этой технологии   на занятиях  как теоретического, так и производственного обучения, позволяет ненавязчиво включать учащегося в учебный процесс по самостоятельному  постижению  знаний и умений, необходимых в  профессиональной  деятельности.

Результаты моего многолетнего труда, как мастера производственного обучения, позволяют утверждать,  что  самостоятельная работа учащихся  по выполнению того или иного задания   на уроках,  является  неотъемлемой частью  учебной деятельности будущего  строителя  по профессии «Мастер общестроительных работ».

Разработанный мною урок   производственного обучения  с использованием самостоятельной  мыслительной и практической деятельности учащихся  является   воплощением моего желания помочь  молодому педагогу, мастеру производственного обучения   в освоении   методического   мастерства  в области профессионального образования.   Урок с успехом может быть использован  и педагогами,   осваивающими  новую образовательную технологию - технологию модульного обучения, предложенную Международной организацией труда (МОТ).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тесты_1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Контрольные вопросы (Тест № 1.1)

№ вопроса

Варианты  ответов

А

Б

В

Г

1

+

2

+

3

+

+

4

+

5

+

6

+

+

7

+

8

+

+

9

+

10

+

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ ОБУЧАЕМОГО

Контрольные вопросы (Тест _________ )

№ вопроса

Варианты  ответов

А

Б

В

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Практическое задание ______________

Выполнил

Не выполнил

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

      1. И.П. Подласый « Педагогика», Москва, «Высшее образование», 2012 г.

2. И.И. Ищенко «Технология каменных и монтажных работ», Москва, «Высшая школа», 2009 г.

3. И.П. Филимонов « Справочник молодого каменщика», Москва, «Высшая школа», 2000 г.

4. Учебные элементы  модуля по профессии «Каменщик» (проект МОТ), 2003 г.

  1. И.И. Чичерин «Общестроительные работы», Москва,  «Академия», 2009 г.
  2. И.К. Попов. « Материаловедение», Москва, «Высшая школа», 2008 г.
  3. Методические рекомендации  по изучению темы: «Кирпичная кладка по однорядной (цепной)  системе перевязки швов». Госком. РФ по НПО (ПТО).
  4. Е.И. Ролин,  О.Н. Куликов     « Охрана труда»,  Москва, « Академия» 2012 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая разработка урока

Использование нетрадиционных форм обучения в активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения...

Авторская адаптационная педагогическая разработка Факультативный курс для 10-11 классов «Баскетбол»

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развит...

Авторская педагогическая разработка занятия учебной практики Обработка потайной застёжки – молнии.

Данная разработка позволяет ориентировать обучающихся с ОВЗ (8 вид) на организацию самоконтроля, формирование навыков анализа своей деятельности на занятии, повышение профессиональной компетентности. ...

ПК 4.4 Педагогические разработки

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, проектов...

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений....