ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений
статья

Домашенкина Кристина Алексеевна

Пк 4.4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Философия Радищев13.86 КБ
Файл Философия 13.84 КБ
Файл Философия14.54 КБ
Файл Философия15.42 КБ
Файл Философия12.85 КБ
Файл Философия14.15 КБ
Файл Философия18.44 КБ
Файл Философия13.86 КБ
Файл Курсовая работа50.48 КБ
Файл Отчёт13.48 КБ
Файл Отчёт22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Радищев Александр Николаевич (1749 – 1802) – русский писатель, поэт, философ, переводчик автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву».

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово. Начальное образование Александр Николаевич получил дома. В 1756 году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А. Аргамакова, который в то время служил директором Московского университета. Обучением Радищева там занимался специально нанятый француз-гувернер.

В 1762 году Александр Николаевич был пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В этот период своей краткой биографии Радищев увлекся трудами ВольтераРуссо, Гельвеция, Рейналя.

В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Петербург. Получив титул советника, устроился секретарем в Сенат. В этом же году в журнале «Живописец» впервые был анонимно опубликован отрывок из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

С 1773 года Радищев поступает на военную службу в качестве обер-аудитора в штаб финляндской дивизии. Писатель издает перевод книги Мабли, заканчивает произведения «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1775 году Александр Николаевич вышел в отставку.

В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой руководил граф А. Воронцов. С 1780 года Александр Николаевич работает в Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. В 1783 году писатель создал оду «Вольность», в 1788 – произведение «Житие Ф. В. Ушакова».

В 1790 году Радищев завершает работу над самым главным своим произведением – «Путешествие из Петербурга в Москву» и печатает ее в своей домашней типографии. В книге писатель смело рассуждал о крепостной системе в России. Это вызвало резкий протест императрицы. Александр Николаевич был арестован и приговорен к смертной казни, однако ее заменили на десять лет ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в Сибири, Радищев, биография которого была неразрывно связана с писательством, изучал традиции края, создал «Письмо о китайском торге», «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» и др.

В 1796 году император Павел I вернул Радищева из ссылки. Дата 31 мая 1801 года ознаменовала полное освобождение писателя – Александр I издал указ об амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для болеющего и морально сломленного писателя.

12 (24) сентября 1802 года Александр Николаевич Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Могила писателя не сохранилась, предполагается, что он захоронен на Волковском кладбище в Петербурге.




Предварительный просмотр:

Берна́рд Клерво́ский — французский средневековый богословмистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво (с 1117 года). Происходил из знатной семьи, в двадцатилетнем возрасте вступил в цистерцианский орден, где своим подвижничеством приобрёл известность. В 1115 году Бернард Клервоский основал монастырь Клерво, где стал аббатом[4]. Благодаря его деятельности малочисленный цистерцианский орден стал одним из крупнейших.

Бернард Клервоский придерживался мистического направления в теологии, был ярым сторонником папской теократии. Активно защищал права папы Иннокентия II против Анаклета II. В свете борьбы против Анаклета II осуждал Рожера II, получившего корону от антипапы, но затем примирился с королём и переписывался с ним. Боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения Пьера Абеляра и Арнольда Брешианского на церковном соборе 1140 года. Активно боролся с ересью катаров.

Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров, в частности под его влиянием на соборе в Труа 1128 года, (возглавляемом Матвеем Альбанским) был принят устав ордена. Вдохновитель второго Крестового похода 1147 года. Содействовал росту монашеского ордена цистерцианцев, в его память получивших название бернардинцев.

На фоне невыразительных фигур пап того времени (среди которых были и его ученики из Клерво) Бернард Клервоский приобрёл колоссальный авторитет в церковных и светских кругах. Он диктовал свою волю папам, французскому королю Людовику VII Молодому. Основной добродетелью считал смирение. Целью человеческого существования считал слияние с Богом.



Предварительный просмотр:

В Швейцарской Женева 28 июня 1712 года родился французский философ и писатель Жан – Жак Руссо. Его мама прожила чуть больше недели после родов. Отец, прививший ему любовь к книгам, оставляет сына в десятилетнем возрасте на попечение дяди. Мягкий и впечатлительный по природе юный Жан – Жак, имеющий представление по книгам, рано сталкивается с жестокостью чужих ему людей, учится лгать, красть, проявлять трусость. И в 1728 году в шестнадцатилетнем возрасте он сбегает из родного города. Попав под влияние католического священника Руссо знакомиться с госпожой Варан, которая обучает его письму и грамотной речи. Очень долгое время они расстаются и вновь встречаются. Под ее кровом Руссо занимается самообразованием: изучает латынь, философию, музыку, ботанику, физику, астрономию и химию.

Руссо много скитается, терпит нужду и лишения, пробует себя на разных поприщах, пытаясь заработать себе на жизнь. В 1745 году он знакомиться с Терезой Левассер, не образованной служанкой, у них рождаются 5 детей, которых отдают в приют. Жан – Жак не любит свою жену, но находит в ней свое утешение. В 1749 году Дижонская академия награждает его премией за работу по теме: «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Начинается плодотворное десятилетие в его жизни.

Жан Жак Руссо был против неравенства в социальной среде, деспотизма королевской власти. Он идеализировал привычное состояние общего равенства и свободы людей, которое было разрушено введением частной собственности. Государство, согласно Руссо, может возникнуть исключительно в результате договора равных и свободных людей .

Идеи Руссо, такие как — культ естественности и природы, критика цивилизации и городской культуры, искажающие первоначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму имели огромное влияние на литературу и общественную мысль многих стран .Французский философ различал такие формы правления:  демократию, аристократию, монархию Наилучшая форма государственной организации, по мнению Руссо, – это конституционная монархия. Монарх же правит от имени народа и для народа Жан Жак Руссо противопоставляет развитие искусства и упадок нравов науки, аморальности и лицемерию. Он утверждает, что развитие цивилизации, науки и искусства сильно отдалило человека от природы

Он умирает 2 июля 1778 года в возрасте 66 лет, в Эрменонвиле, успев написать свое последнее творение «Исповедь».



Предварительный просмотр:

Жюльен Офре де Ламетри родился 25 декабря 1709 года в Бретани, в небольшом портовом городе Сен-Мало. Он учился в колледжах Кутанса, Кана, затем в колледже дю Плесси (Париж), наконец, в школе, пользовавшейся репутацией лучшего учебного заведения страны, - в парижском колледже д'Аркур. Завершив в восемнадцатилетнем возрасте среднее образование, он решил стать врачом.
В Париже Ламетри получил медицинское образование, считавшееся лучшим во Франции, но сам он был невысокого мнения о полученных им знаниях. Он полагал, что полноценным врачом можно стать, лишь познакомившись с новейшими зарубежными медицинскими достижениями.
Возвратившись в Сен-Мало после двухлетнего пребывания в Лейдене, Ламетри приступает к практической работе врача и занимается научными исследованиями. За восемь лет работы в Сен-Мало он публикует несколько своих научных работ

Важнейшим событием описываемого периода в жизни философа является создание и выход в свет в 1745 году его первого философского труда - "Естественной истории души", книги, явно провозглашающей материализм. Ламетри издает ее в качестве перевода на французский язык сочинения, написанного вымышленным лицом - англичанином Д. Черпом. Но эта предосторожность не помогла: имя автора становится известно.
На заседании парижского парламента обвинитель Жильбер де Вуазен заявил, что в книге содержится умысел внушить читателям еретические представления о душе, "сводя природу и свойства духа человеческого к материи и подрывая основы всякой религии и всякой добродетели", и требует публичного сожжения богопротивного произведения рукой палача.
9 июля 1746 года парламент вынес приговор, который был приведен в исполнение 13 июля на Гревской площади. Ламетри изгнали из гвардии.
После того как палач публично предал огню книгу, ее автор с прежней энергией продолжал обличать врачей-дельцов. В 1746-1747 годах выходят сатира "Политика врача Макиавелли, или Путь к успеху, открытый перед врачами" и комедия "Отомщенный факультет". Ламетри издает книгу "Человек-машина", которая, хотя и помечена 1748 годом, фактически поступила в продажу в августе 1747 года.
В знаменитом труде Ламетри человек действительно трактуется как машина, хотя и достаточно сложная. "Человек настолько сложная машина, - пишет Ламетри, - что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а следовательно, дать точное определение".
Но машина тем и отличается от человека, что ее не надо образовывать. И если бы человек был машиной, то образование не могло бы поменять его натуры, и он оставался бы "образованной машиной".
Хотя Ламетри сравнивает человеческое тело с часами, он полагает, что человеческий организм продолжает действовать и после поломки, то есть в результате заболевания. Таким образом, "человек-машина" для Ламетри - это "человек-животное", являющееся единым материальным существом, существом органического мира.
Ламетри первым из философов высказал мысль о возможности происхождения человека от животных.
Несмотря на то, что врачебная практика и обязанности королевского чтеца отнимают у философа немало времени, из-под его пера выходят новые произведения: философские работы "Человек-растение", "Анти-Сенека", "Опыт о свободе высказывания мнений", "Система Эпикура", "Животные - большее, чем машины", "Человек - большее, чем машина"; медицинские труды: "Трактат об астме", "Мемуары о дизентерии"; сатиры - значительно расширенное издание "Работы Пенелопы" и "Маленький человек с длинным хвостом". Все это было написано за три года (1748-1751).
В работе "Анти-Сенека" Ламетри призывает подчиняться нашим ощущениям и стремиться сделать их приятными. Под ощущениями, которые приятны для нас, Ламетри имел в виду прежде всего чувства сладострастия. Он считал, что необходимо больше думать о теле, чем о душе, и доставлять побольше удовольствий телу. Для счастья, полагал Ламетри, не требуются ум, знания.
По словам Дидро, "Анти-Сенека" - книга, оправдывающая любые преступления. Находя одну лишь безнравственность в книге Ламетри, Дидро видит лишь безнравственность и в его жизни. Великий просветитель изображает Ламетри невеждой. Аналогичным образом высказывались о нем Гольбах, д'Аламбер и другие просветители, утверждавшие, что Ламетри дает оружие их врагам.
Вызывающий характер носят не только книги Ламетри, но и многие его поступки.
Лишь люди, с которыми Ламетри был откровенен, в том числе Мопертюи и Вольтер , знали, насколько несправедливо было общее мнение о нем. "Этот весельчак, слывущий человеком, который над всем смеется, порой плачет, как ребенок, от того, что находится здесь.
Он умер в сорокадвухлетнем возрасте 11 ноября 1751 года. Через три недели одна из немецких газет опубликовала эпитафию, в которой говорилось: "Здесь покоится де Ламетри, галльского происхождения; здесь осталось все его машинное заведение. Горячку он схватил при дворе; она его изъяла из мира, где после себя он оставил глупостей немало. Ныне, раз распалось его машинное тело, сумеет он на покое разумный вывод сделать. Разумный же вывод один: человек не состоит из машин".



Предварительный просмотр:

Пересветов Иван Семёнович сер. XVI в.. Представитель русской общественно-политической мысли XVI в. Выходец из русских земель, захваченных литовскими феодалами. Служил в отрядах польско-литовских войск. Около 1539 приехал в Россию. В конце 40-х гг. передал Ивану Грозному сочинения «Сказание о Магмет салтане и царе Константине» и две «Челобитные», в которых выступил как обличитель боярства и защитник интересов дворян. Программа государственных реформ Пересветова отвечала потребностям развития Русского централизованного государства и совпадала с политикой Избранной рады в первые годы царствования Ивана IV. В области управления внутренними делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы, определил структуру и форму деятельности ведущих звеньев государственного аппарата, наметил основную линию государственного строительства, во многом предугадав пути его дальнейшего развития. Доказывая необходимость сильной самодержавной власти, Пересветов, как бы предсказывая появление опричнины, считал, что реальную поддержку ей могут оказать «воиники со огневою стрельбою»: хорошо вооруженное регулярное войско, состоящее из дворян. Царь должен обеспечить «воиников» землей и денежным жалованьем. Так как земель не хватало, то следовало подчинить «подрайскую землицу» - Казанское ханство. Для обеспечения жалованья предлагалось все государственные доходы сосредоточить в царской казне, а для этого отменить боярские кормления. По убеждению Пересветова, продвижение людей по службе должно происходить в соответствии с личными заслугами, а не по «породе». Для упорядочения системы судопроизводства Пересветов считал необходимым составить свод законов и установить жесточайшие наказания за взяточничество со стороны должностных лиц. Возможное недовольство бояр он советовал подавлять «грозою», то есть террором, потому что «без такой грозы правды в царство ввести нельзя». Огромное значение Пересветов придавал книгам «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований. Пересветов резко критиковал сложившиеся на Руси внутрицерковные порядки и утверждал, что Бог больше любит не веру, а правду. Если в государстве вера лежит мертвым грузом, никак не отражаясь в поведении ее носителей, то, несмотря на внешнее соблюдение обрядов, правды в этом царстве нет, поскольку такая вера оторвана от правды и ничего не дает. Сочинения Пересветова, написанные простым, доступным языком, свободным от элементов старославянской речи, представляют большой исторический интерес. Личная его судьба неизвестна. Предположительно, он погиб во время антиеретических процессов середины XVI в.



Предварительный просмотр:

Иларион (даты рождения и смерти неизвестны)– первый митрополит русского происхождения (1051-1055 гг.), церковный деятель, духовный писатель, христианский святой. Первоначальное образование получил в училище, созданном в Киеве еще князем Владимиром, где обучались дети знатных семей. Уровень образованности Иллариона говорит о том, что он, видимо, продолжил образование и в Греции. До избрания митрополитом Иларион был пресвитером церкви в селе Ярослава Мудрого (село Берестово под Киевом). После смерти князя и последовавшего за этим смещения Илариона с должности митрополита о его судьбе ничего достоверно неизвестно, а в 1055 г. в Киев прибыл из Греции новый митрополит.

Свои политико-правовые взгляды Иларион изложил в проповеди, которая затем была записана. Проповедь эта состоит из четырех произведений:

· собственно размышления о Законе, Благодати, истине;

· Молитва;

· Толкование символа веры и

· Запись, сделанная Иларионом по поводу его поставления митрополитом.

Переписчики объединили эти произведения под названием «Слово о Законе и Благодати». Этот трактат, по сути, - программа независимости Русского государства и русской церкви от притязаний Византии.

«Слово» условно можно разделить на три части: соотношение Закона и Благодати, характеристика Русского государства и проблемы дальнейшего развития Русского государства.

   В первой части анализируется связь между понятиями «закон» и «истина» (благодать). Закон - внешне установленное предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека. Истина - высокое нравственное состояние человека, которое в силу своего совершенства не нуждается в законе, как регуляторе поведения. Человек не может руководствоваться в жизни только законом, т.к. закон носит преходящий характер и определяет поступки людей до момента, пока они не постигли истину. Следуя закону, человек рабски исполняет внешние предписания, познание же истины предоставляет человеку свободу в выборе поведения. Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не нуждается в законе.


В своем труде Иларион проводит идею о равноправии всех христианских народов, подчеркивая, что время богоизбранности одного народа (период подчинения Закону) прошло и наступил другой период (период Благодати), когда христианство стало достоянием всех народов. Этим утверждением отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире.

Во второй части трактата Иларион обращается к вопросам происхождения, сущности русского государства. Сущность государства – божественная воля. Глава государства – князь – «наследник» небесного царства, поэтому происхождение власти – наследственное, т.е. трон занимается по наследству. Государственная власть суверенна на всей территории и основана на законе. Высшая цель государства – обеспечение интересов всех подданных. Великий князь должен неустанно «творить милостыню»: заботиться о болящих, вдовах и сиротах, а также о церквах и монастырях.
Третья часть «Слова» посвящена задачам, которые стоят перед русским государством. Главная - обеспечение мира. Князь обязан не развязывать войны, которые могут принести страдания русскому народу.

Проблемы, затронутые в «Слове о Законе и Благодати»: соотношение права и нравственности, законности происхождения государственной власти, задачи правителя и его ответственность перед подданными и др. будут еще длительное время сохранять свое значение в русской политико-правовой мысли.



Предварительный просмотр:

Иммануи́л Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Иммануил с самого детства отличался слабым здоровьем. Его мать старалась дать сыну максимально качественное образование. Она поощряла в сыне любознательность и фантазию. До конца жизни Кант вспоминал о матери с большой любовью и благодарностью. Отец же воспитал в сыне любовь к труду[1]. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (нем. Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Там было 4 факультета — теологический, юридический, медицинский и философский. Неизвестно точно, какой факультет выбрал Кант. Сведений об этом не сохранилось. Биографы разнятся в своих предположениях[2]. Интерес к философии у Канта проснулся благодаря профессору Мартину Кнутцену. Кнутцен был пиетистом и вольфианцем, увлечённым английским естествознанием. Именно он вдохновил Канта на написание работы по физике[3]. Эту работу Кант начал на четвёртом году учёбы. Эта работа шла медленно. У молодого Канта было мало знаний и навыков. Он был беден. Его мать к тому времени умерла, а отец еле сводил концы с концами. Кант подрабатывал уроками; кроме того, ему старались помогать богатые одноклассники[3]. Также помог ему пастор Шульц и родственник по материнской линии, дядя Рихтер. Есть сведения, что именно Рихтер взял на себя большую часть расходов по опубликованию дебютной работы Канта — «Мысли об истинной оценке живых сил». Кант писал её 3 года и 4 года печатал. Работа была полностью допечатана лишь в 1749 году. Работа Канта вызвала различные отклики; среди них было немало критики[4]. Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).

I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами. II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. лавным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?»[прим 3]. Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта[прим 4] (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта». Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений, то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания. В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт «Критику способности суждения», в центре внимания которой — понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная — в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета.

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.

О человеке[править | править код]

Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.[10]

Человек — это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.[10]

Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные».[10] Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма[10].

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называют гением».[10]



Предварительный просмотр:

Иоганн Готлиб Фихте - немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель направления субъективный идеализм. Теоретические труды Фихте нередко воспринимают как своеобразный «мост», переброшенный между учениями Канта и Гегеля. Его философия оказала заметное воздействие на мировоззрение йенских романтиков, раннего Шеллинга и частично - Г. Гегеля.

Фихте был уроженцем Саксонии: здесь, в деревушке Рамменау, 19 мая 1762 г. он появился на свет в крестьянской семье. Многое в его дальнейшей биографии предопределил случай. Барон Мильтиц пропустил церковную проповедь и был чрезвычайно удивлен, когда мальчишка Иоганн Готлиб буквально слово в слово пересказал ему выступление священника. Впечатлившись его феноменальной памятью, барон стал покровителем юного Готлиба и помог ему получить образование в Йенском, позднее - в Лейпцигском университете.

Отучившись на богословском факультете, И.Г. Фихте хотел выполнить волю матери и стать пастором, но судьба распорядилась по-другому, лишив его поддержки скончавшегося покровителя. Окончив учебное заведение, с 1778 г. Фихте отчаянно пытался поправить финансовое положение, работая в состоятельных семьях домашним учителем.

Еще одним знаменательным событием в его жизни стало знакомство с произведениями Иммануила Канта. Начав изучать их в 1790 г., он сразу почувствовал близость идей этого философа, искал встречи с кумиром, выслал ему рукопись работы «Опыт критики всякого откровения». Встреча действительно состоялась - в 1791 г. в Кенигсберге. Ее следствием стала опубликование сочинения Фихте. Поскольку оно вышло анонимно, все сочли, что его автором являлся Кант. Когда же выяснилось, кому действительно принадлежала эта заслуга, Фихте стал известным.

В 1794 г. Фихте - профессор Йенского университета, где он преподавал этику и теорию права. Через пять лет по доносу его обвинили в пропаганде атеизма. Философ пытался отстоять свою позицию, однако его никто не поддержал. Моральную поддержку со стороны и общественности, и правителя он нашел в Берлине, куда переехал в 1799 г. В немецкой столице он читал публичные лекции, пользовавшиеся большой популярностью. В 1805 г. лекции Фихте слушали студенты Эрлагенского университета.

Лекции он читал и в Кенигсберге, куда вынужден был переехать в связи с наступлением французской наполеоновской армии. В этом городе он занимался подготовкой «Речей к немецкому народу», с которыми зимой 1807-1808 гг. выступал в Берлинской академии. Эти речи патриотического содержания призывали народ объединиться, а также реформировать систему образования.

Начиная с 1810 г. Фихте был профессором Берлинского университета, а в 1810 г. стал первым выборным его ректором. Этот пост он занимал вплоть до смерти. В 1814 г. философ вступил в антинаполеоновское народное ополчение, однако почти сразу заразился тифом от супруги, которая ухаживала за ранеными бойцами в лазаретах, и умер 27 января 1814 г. в Берлине.



Предварительный просмотр:

                              ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                           КУРСОВАЯ  РАБОТА

по теме «Методика использования ресурсов сети интернет и мультимедийных продуктов при обучении младших школьников.»
(тема)

Выполнена обучающейся     Домашенкиной Кристиной Алексеевной

               (И.О.Фамилия)

Группы - 32-шк.

(номер группы)                        

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах

(шифр и наименование специальности/профессии)

ПМ.01Преподавание по программам начального общего образования

  МДК.01.01Теоретические  основы организации обучения в начальных классах

   МДК.01.03Детская литература с практикумом по выразительному чтению

   МДК.01.05Естествознание с методикой преподавания

Форма обучения: очная

Руководитель  Роденко Татьяна Витальевна ______________

(ученая степень, должность, И.О.Фамилия)                 (подпись, дата)

Заведующий кафедрой

«Начального образования» ________/ Храмова Л.Г./

г. Черняховск, 2018

Содержание

Введение                                                                                                                 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования мультимедиа        7

в обучении младших школьников

1.1.  Понятие мультимедиа                                                                                   7

1. 2.  Использование мультимедиа                                                                       7

1.3. Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедиа                                                                                     12

Глава 2. Применение мультимедиа в образовательном процессе                    14

2.1.  Применение мультимедиа на уроках окружающего мира                        14

2.2. Применение мультимедиа в образовательном процессе на уроках литературного чтения                                                                                            18

Заключение                                                                                                             21

Список использованных источников                                                                   23

Введение.

Образование должно шагать в ногу со временем. В эпоху информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. [1]

Современные средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. 

Интернет – гигантская Всемирная компьютерная сеть, назначение которой обеспечить любому желающему, в том числе и ребёнку, постоянный доступ к информации. Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днем, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети.[5]

Сегодняшние младшие школьники – представители нового цифрового поколения пользователей Интернета, они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно .[2]  Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, и это требует изменений во всех сферах общества, в т. ч. и в образовании .[2]

Не вызывает сомнения тот факт, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель и сам ученик, начиная с начальных классов, используют ресурсы и возможности Интернет в своей учебе и практике. В новых стандартах начальной школы предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и Интернету и, соответственно, приобретать определенный уровень медиаграмотности. Согласно ФГОС, выпускник начальной школы может использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; должен соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.[1]

По мнению разработчиков  современной концепции информатизации образования, использование ресурсов Интернет в образовании обусловлено:

1) свойствами Интернет - среды как информационно-образовательной среды современного общества;

2) свободным доступом к информации;

3) дидактическими возможностями Интернет - технологий;

4) возможностями информационного взаимодействия между участниками учебного процесса;

 5) возможностями использования ресурсов Интернет для а) организации самостоятельной работы учащихся в учебной интерактивной среде, где Интернет - технологии служат методом, а Интернет-ресурсы - средством обучения;

 б) интенсификации обучения на основе интеграции их с методами обучения различным дисциплинам; в) дистанционного обучения.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.[3] Актуальность исследования состоит в том, что живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации.  Младшему школьнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому для максимальной активизации мыслительной деятельности младших школьников, развития их познавательных интересов, творческих способностей, умения самостоятельно пополнять знания при обучении применяют новые методы и средства. Одно из ведущих мест среди них занимает мультимедиа. Применение мультимедиа в процессе обучения совместно с традиционными методами позволит поднять процесс обучения на еще более высокий качественный уровень.[5]

Объект исследования: использование сети интернет в процессе обучения  младших школьников.

Предмет исследования: организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с применением интернет - ресурсов на уроках .

Цель исследования: исследовать эффективности использования интернет -ресурсов при обучении младших школьников.

Задачи исследования:

1.Исследовать применение интернет - ресурсов в развитии учебно-познавательной деятельности младших школьников;

2.Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;

3.Выявить особенности использования ресурсов сети интернет и мультимедийных продуктов при обучении младших школьников;

4.Изучить опыт работы учителей начальных классов по данной проблеме;

5. Обобщить результаты проделанной работы и сформулировать выводы по теме исследования.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, которое содержит основные выводы и результаты исследовательской работы, список используемой литературы содержит  9 источников.

Глоссарий

ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Методика - это, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

Использование -  это применение чего-либо или кого-либо в определённых целях.

Ресурс - всё, что используется целевым образом, в том числе это может быть всё, что используется при целевой деятельности человека или людей и сама деятельность.

Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как всемирная сеть и глобальная сеть, а также просто сеть.

Мультимедиа  — контент, или содержание, которое одновременно передается в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. 

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. 

Младший школьник - период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет,
когда он проходит обучение в начальных классах современной школе.

Глава I. Теоретические основы проблемы использования мультимедий в обучении младших школьников

1.1. Понятие мультимедиа

Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.[4]

Мультимедиа вносит и этический компонент - компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видео-презентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.  

Мультимедийные презентация - обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей при обучении младших школьников.[6]

1.2.  Использование мультимедиа

Методика использования мультимедиа предполагает:

-совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; -усиление мотивации учения;

-улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

 -повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

 -демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Уроки с применением мультимедиа  помогают решить следующие дидактические задачи:

 -усвоить базовые знания по предмету;

-систематизировать усвоенные знания;

-сформировать навыки самоконтроля;

-сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

 -оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедиа структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. Структурная компоновка мультимедиа  развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедиа, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

1.Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

2.Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Мультимедиа  может  быть  использована:

-Для обозначения темы.

(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

-Как сопровождение объяснения учителя.

В своей практике учитель может использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.[7]

-Как информационно-обучающее пособие.

 В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

- Для контроля знаний.

 Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке .

Можно выделить следующие особенности и преимущества мультимедий:

-Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

-С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;

-Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

-Повышение уровня использования наглядности на уроке.

-Повышение производительности урока.

 -Установление межпредметных связей с другими предметами.

 -Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

-Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.[9] Поэтому младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут подряд на уроке. В противном же случае, данный вид работы теряет свою эффективность и лишь мешает при проведении урока.[9]

Также при создании презентаций для учеников начальных классов следует придерживаться следующих рекомендаций:

-Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации.

-На каждом слайде должно быть не более двух картинок. –

-Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

-Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

-Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

-Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать.

Например, фон - светлый, а шрифт темный, или наоборот .

-Слайды должны быть синхронизированы с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии.

-В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования мультимедиа  в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Таким образом, мультимедиа  обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.  [4]

1.3 Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедиа

Применение мультимедиа  позволяет значительно повысить уровень познавательной активности младших школьников. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому уроки информатики в начальной школе вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей . Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Поэтому каждому учителю необходимо ставить перед собой следующие задачи:

-закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;

 -развитие и направление интереса к учению;

-учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания;

 -достижение высокого качества образования.

Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит прежде всего на уроке.[7] Необходимо понимать, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях.

Возможности использования новых информационных технологий, зачастую не находят взаимопонимания в учительской среде.[9] Одни не владеют новыми информационными технологиями и не представляют необъятных возможностей в плане рационализации учебной деятельности и стимулирования познавательной активности детей, другие ссылаются на отрицательное влияние компьютера на здоровье ребенка и т.д. Однако мультимедиа  создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе. Таким образом, применение мультимедиа несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Основные приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики: широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы. 

Глава II . Применение мультимедиа в образовательном процессе

2.1.Применение мультимедиа на уроках окружающего мира

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.  [6]

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. [6]

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся.
Использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

Актуальность использования ИКТ на уроках окружающего мира бесспорна. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.[6]

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Что очень важно при изучении предмета « Окружающий мир». Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.[7]

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.[7]

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В  учебнике Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова «Окружающий мир» много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы, но использование презентаций дополняет урок, активизирует работу детей.

Помимо презентаций, используются на уроках электронно-учебные пособия. Например «Мир природы». Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости:

Живая и неживая природа

Смена времён года. Смена дня и ночи

Форма Земли. Ориентирование на местности

Размножение и распространение цветковых растений

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Круговорот веществ (жизни) в природе

Пособие с помощью наглядных анимации, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной.

Другой мультимедийный учебник, который используется на уроках – “Уроки Кирилла и Мефодия. Большая энциклопедия”.

Изучению времён года помогает обучающая программа “Мультипликационные времена года с тётушкой Совой”. В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах, с помощью караоке спеть полюбившиеся песни.

Использование ИКТ на уроках окружающего мира помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.

2.2. Применение мультимедиа в образовательном процессе на уроках литературного чтения

На современном этапе развития нашего общества школа должна подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственности за свои действия, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, то есть сформировать информационную компетентность.

В рамках данной работы мне бы хотелось обратиться к особенностям использования информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

К сожалению, информационная оснащенность каждого класса не всегда позволяет учителю обеспечить учащихся индивидуальным компьютером, поэтому наиболее удобным и частым в опыте работы учителей начальных классов является применение компьютерных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран.[8]

Любой умелый педагог сумеет превратить обычный урок в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Задача учителя на уроках литературного чтения не просто донести изучаемую тему, но и заинтересовать детей с помощью мультимедиа технологий. Например, подготовить к уроку красочную презентацию с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft.

Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может использоваться на любом этапе урока: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, проверка домашнего задания. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.[8]

Рассмотрим наиболее подробно такой этап урока, как проверка домашнего задания. Здесь целесообразно использовать кроссворды, ребусы, тесты по изученным произведениям, что помогает осуществить контроль за усвоением изученного материала. Благодаря электронным носителям, можно незамедлительно проверить верность ответа и получить отметку за накопленные знания без помощи учителя. Это существенно облегчает работу самого педагога и позволяет учащемуся проверить свои знания самостоятельно. В каждый слайд можно включать красочные анимации и картинки, которые повысят познавательную активность школьников.

На этапах подготовки к восприятию произведения и первичного знакомства с произведением можно применить красочные портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал для заочного путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством мастеров слова, видеофрагменты (мультфильмы, видеофильмы, созданные по произведениям), аудиозаписи с текстами, которые читают мастера художественного слова. Учитель может начать урок литературного чтения не по стандартной схеме, а с использованием звукового файла, вставленного в презентацию и соответствующего теме урока, или с рассматривания репродукций картин художников (например, к стихотворениям о природе).

Рассмотрим наиболее подробно возможности использования мультимедиа технологий на одном из этапов урока литературного чтения в начальной школе.

Так, в 3 классе при изучении рассказа Мамина-Сибиряка Д.Н. «Приёмыш» целесообразно использовать презентацию. На этапе подготовки к восприятию произведения демонстрируется портрет писателя (первый слайд). На втором слайде размещаются картинки с изображением главного персонажа рассказа - лебедя, а для сравнения дается изображение похожей птицы - гуся. Данные картинки помогут учащимся сравнить птиц, найти общие и отличительные признаки в их внешнем облике. На третьем слайде - вопросы и задания, на четвёртом слайде - план пересказа истории о лебеде. Использование презентации обеспечивает самостоятельность выполнения работы.[10]

Не стоит забывать о гигиенических требованиях к урокам с использованием информационных технологий и не перегружать их. Правильным будет разнообразить урок различными видами деятельности не только за компьютером, но и не забывать про традиционные методики, так как при соблюдении определённых условий применение мультимедиа технологий в рамках традиционного урока существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся, повышает интерес к учебе.[10]

Заключение.

Применяя в обучении младших школьников современные мультимедийные технологии и проектную деятельность, главная задача педагога состоит в том, чтобы создать педагогическое пространство, где ребёнок имел бы возможности для разностороннего проявления своей личности, обогащения своего внутреннего мира – основы, на базе которой формируется и развивается творческий процесс. Главное условие успеха в обучении – это индивидуальный подход к каждому ребёнку, тонкий учёт его мотивов, побуждений и характера.

Используя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания. Мультимедиа позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов;

Применение мультимедий  несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению.

 На смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
2. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации

3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М., 2006.
4.
 Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.
5.
 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. - М., 2002. 

6. Духлянов, В.Л. Информатика в младших классах (Машина Поста)/ В.Л. Духлянов, И.В. Мылова/ Книга для учителя.

Интернет ресурсы:

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010. [электронный вариант] ISBN 978-5-09-023809-0.(дата обращения 20.05.2018г.)

8. Брызгалова Надежда Анатольевна- Использование ИКТ на уроках окружающего мира  https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-ispolzovanie-ikt-na-urokah-okruzhayuschego-mira-1104406.html (дата обращения 02.06.2018г.)

9. Ершова Ольга Зиновьевна- Практика использования ИКТ на уроках окружающего мира в начальной http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=5333 – (дата обращения 01.06.2018г.)

10. Мендоса Молина Алёна Карлосовна- Использование интернет-ресурсов для организации самостоятельной учебной познавательной деятельности

https://infourok.ru/ispolzovanie-internetresursov-dlya-organizacii-samostoyatelnoy-uchebnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-623647.html -(дата обращения 29.05.2018г.)

11. Бабаева Рухмия Уруджовна- Использование информационных
технологий на уроках окружающего мира [электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/01/29/tema-ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-na - (дата обращения 1.06.2018г.)

12. Еремеева Юлия Анатольевна- Использование информационных технологий на уроках литературного чтения как средств повышения эффективности обучения [электронный ресурс] https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00672198_0.html (дата обращения 30.05.2018г.)



Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

производственной практике (по профилю специальности)

обучающейся  32-шк. группы очной формы обучения

Домашенкиной Кристины Алексеевны

ФИО

 1. Производственную практику по ПМ. 03 Классное руководство проходила в МАОУ «Лицей 7 г. Черняховска». Руководитель практики- Мухина Светлана Геннадьевна.

   2. Производственную практику проходила с 19.03.2018г – 03.03.2018г.


  3. Во время производственной практики были выполнены следующие виды работы: изучила расписание внеурочной деятельности в начальных классах. Осуществила поиск  информации, которая понадобилась для разработки плана-конспекта классного часа, подготовила раздаточный материал: карточки с заданиями, грамоты. В ходе проверки домашнего задания обучающихся 2 " В" класса, изучила и проанализировала тетради по русскому языку. По результату анализа: тетради в хорошем состоянии, все в обложках и подписаны. Выполнение домашнего задания происходит регулярно, обучающиеся пишут аккуратным подчерком.  Доброжелательное отношение, советы педагога и участие в производственной практике классного руководителя-это то, что способствовало моим успехам в проведении классного часа, родительского собрания и взаимодействии с обучающимися.

4)  В ходе практики провела классный час 02.03.2018г. на тему: “ 8 марта”, на котором обучающиеся показывали свои знания, умения и навыки, показали творческие и умственные способности.

5) Были подготовлены методические материалы: план-конспект классного часа. Также были подготовлен раздаточный материал для классного часа грамоты и карточки

 6) Классный час на тему «8 марта» проведен 02.03.2018г. Старалась провести в интересной форме. Обучающиеся активно и с большим удовольствием  участвовали в соревнованиях, викторинах и конкурсах. Учитывался также один недостаток, не удалось уложиться по времени, классный час закончился немного позднее звонка. В дальнейшем буду стараться распределять время тщательнее. В основном классный час был проведен хорошо.

7) Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время производственной практики: стала более уверенной в своих силах, еще больше полюбила профессию учителя и работу в школе.

8) В процессе прохождения производственной практики были приобретены следующие умения: формулировать цель и задачи, планировать и организовывать проведение  внеклассных занятий, составлять план работы с родителями, вести диалог с родителями.

9) На производственной практике возникали небольшие затруднения в подборке материала для фрагмента родительского собрания. Также были трудности в проведении фрагмента из-за волнения и недостатка опыта.

Дата « 03 » марта  2018г.

Руководитель организации (базы практики)_________/Бережная О.И./ 

                                                                          Подпись                   (ФИО)

М.П.

Руководитель практики от организации (базы практики)______ /Хроменок Ю.В./

                                                                                                                                                         Подпись                (ФИО)

Руководитель группы практикантов ____________/ Мавренкова Е.В. /

                                                                     Подпись                                    (ФИО)



Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

по производственной практике обучающегося 42-шк. группы

Домашенкиной Кристины Алексеевны

Производственная практика по ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания МДК.01.04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания проходила в «Гимназия №2» г. Черняховска.  

Сроки практики: с «01»декабря 2018 г.  по «21»  декабря 2018 г.

План производственной практики был выполнен в полной мере. За время прохождения производственной практики были выполнены такие виды работ как:  посещение консультаций учителей и методистов; составление конспектов уроков по русскому языку и математике;  проведение уроков по русскому языку и математике; проведение анализа и самоанализа уроков; составление плана коррекции по совершенствованию подготовки и проведению уроков; оформление методической копилки по русскому языку.Отклонений от плана практики не было.

За время производственной практики всего было проведено 4 урока:

Первый урок, который я проводила, был урок  математики   03.12.2018  во 2 классе , тема данного урока Значение произведения и умножения» к уроку был подготовлен наглядный материал, для обучающихся было придумано виртуальное путешествие, презентация, работа по индивидуальным карточкам;

Второй урок, который  я  проводила,  урок математики в 3  классе 07.12.2018, тема данного урока «Изображение данных с помощью диаграмм», была проведена красочная презентация по теме урока, групповая работа;

Третий урок, который  я  проводила, урок русского языка  в 1  классе 12.12.2018, тема данного урока была «Строчная буква  «б»», урок по моему мнению был не самым удачным, потому что с первым классом мне в первые пришлось поработать и возникали трудности с дисциплиной, дети  первого класса нуждаются в максимальном внимании, сложно было оказать внимание нескольким обучающимся одновременно;

 Четвёртый урок, который  я  проводила,  урок русского языка в 4 классе 17.12.2018, тема данного урока «Написание «о» , «е», после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных». На данном уроке присутствовала большая и красочная презентация, индивидуальная  работа по карточкам а так же групповая работа. Я нерационально распределила время на уроке, поэтому мне не хватило времени для проведения рефлексии.

В период практики мной решались основные дидактические задачи:

Обобщение, систематизация и углубление математических и лингвистических знаний, совершенствование умений в этих областях, освоение новых технологий, методов, приемов, форм организации обучающихся по ФГОС НОО; cовершенствование умения осуществлять системно-деятельностный подход в обучении, комплексно решать задачи обучения младших школьников русскому языку и математике, воспитания и развития обучающихся средствами учебных предметов «русский язык» и «математика», учились анализировать собственную лингво-методическую и математико-методическую подготовку, выявлять ее слабые места, осуществлять мероприятия по ее корректировки и дальнейшему совершенствованию, использовать возможности образовательной среды для достижения планируемых результатов обучения русскому языку и математике.

Как учитывался и использовался передовой опыт работы (элементы проблемного обучения, исследовательские методы работы, ТСО и др.)? Приведите конкретные примеры. Получили ли вы удовлетворение от этой работы, какие при этом встретили затруднения?

В процессе проведения уроков использовались методы проблемного обучения при определении темы уроков, задач уроков, открытии новых умений и знаний. На каждом уроке использовались различные мотивационные приёмы. На уроке русского языка в 1 классе был использован результативный мотивационный приём «Сказочный конверт с посланием», обучающиеся были очень заинтригованы и принимали активное участие на уроке. На уроках математики присутствовала групповая работа детей. Ещё на уроках были такие мотивационные приёмы как загадка, сказочный герой, послание, стихотворение. Также активно использовались технические средства обучения (компьютер, мультимедийная доска, проектор).

Затруднение было в использовании технических средств обучения. Проблема заключалась в том, что при работе с интерактивной доской и презентацией приходилось отвлекаться, чтобы переключать слайды, это приносило небольшой дискомфорт и сбивало с мысли. Но я считаю, что с опытом данная проблема уйдёт, так как проявится больше опыта работы с техническими средствами обучения.

Какие основные воспитательные задачи решались в период практики?

В ходе производственной практики мной решались воспитательные задачи: воспитание позитивного, эмоционально-ценностного отношения к методикам преподавания русского языка и математики, к будущей профессии, стремление к совершенствованию профессионального мастерства, воспитание любви к детям.При работе с детским коллективом старалась использовать интересные формы работы: путешествие, исследование, чтобы привлечь детский интерес к обучению. Произошли личностно-профессиональные изменения: углубился интерес к работе с младшими школьниками, интерес к обучению других, в целом к своей будущей профессии, почувствовала себя профессионально увереннее.

Как реализовывался на практике индивидуальный подход к обучающимся?

Во время производственной практики мной реализовывался индивидуальный подход к обучающимся. На уроках математики и русского языка чтобы реализовать индивидуальный подход к обучающимся, я использовала индивидуальные карточки с разно уровневыми заданиями, это позволяло осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики?

В процессе практики совершенствовались умения грамотно и методически верно составлять планы-конспекты уроков математики и русского языка, методически грамотно определять цели, задачи и планируемые результаты, проводить уроки русского языка и математики, грамотно осуществлять открытие новых умений и знаний, осуществлять диагностику и рефлексию, осуществлять работу по коррекции допущенных ошибок. Особое внимание мне следует уделять рациональному распределению времени на уроке.

За время производственной практики я продолжала осваивать общие и профессиональные компетенции. В процессе практики я улучшала свои знания и умения в определении целей и задач уроков, в планировании уроков, в проведении уроков, осуществлении педагогического контроля, оценивании процесса и результата обучения; улучшала свои умения анализировать уроки, вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

В процессе практики были освоены ОК.  Как будущий педагог, я стала серьёзнее  понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Во время проведения уроков часто использовала информационно-коммуникационные технологии для совершенствования своей профессиональной деятельности. На протяжении всего урока старалась ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Освоение, каких  из профессиональных и общих компетенций  вам даётся наиболее трудно?

Наиболее трудными ПК для меня были:

ПК 1.1.        Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.4.         Анализировать уроки.

Во время производственной практики было тяжело методически грамотно определять цели и задачи уроков математики и русского языка; также сложным оказалось проанализировать свои уроки, так как тяжело увидеть свои недочёты из-за недостаточного практического опыта.

Наиболее трудными ОК для меня были:

ОК 7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Также во время практики одной из сложных ОК для меня стала ОК 7. Сложным, оказалось, придумать правильную, методически грамотную с учётом индивидуальных и возрастных особенностей мотивацию для обучающихся,  организовать и контролировать их работу.

Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как педагога.

При прохождении производственной практики по МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания МДК.01.04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания возникли организационные трудности, сложным оказалось, выполнение   запланированного содержания урока за 45 минут, так как был большой объём интересного и познавательного материала для обучающихся. Основными содержательными трудностями стали формулирование цели и планируемых результатов обучающихся, также сложным, оказалось, уделять внимание всем ребятам и успевать опрашивать всех желающих ответить. Серьёзных проблем в ходе прохождения производственной практики не было. Дневник заполнялся регулярно. В целом я считаю, что производственную практику прошла успешно. Мне удалось достичь цели и задач, которые я ставила перед собой в начале  практики, приобрести практический опыт; углубить свои знания в педагогике. Как будущему педагогу мне следует поработать над умением грамотно распределять время урока, в соответствии с уровнем знаний, как в классе, так и отдельных учеников.

Дата «21 декабря  2018

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации (базы практики) ____________/___Ясюченя А. Д_/

М.П.

Руководитель практики от организации (базы практики)  _______/_Русецкая И. А/

Руководитель группы практикантов _______/__Дрыкова Т.А./

Руководитель группы практикантов ______/_Василевич Т.Е./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений....

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

В данном разделе представлены педагогичесике разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....