Экология и наша планета!
статья по теме

Крылова Елизавета Владимировна

Данная статья предлагает варианты различных форм и методик для повышения эффетивности экологической культуры школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_planeta_zemlya.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                           «НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»

“Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник.”

И. С. Тургенев

Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.

Что несет нам будущее? Каким будет мир через сто лет? Сумеет ли человек спасти свой дом, свою планету? Бурное развитие технологий, производств, необдуманных вмешательств в биологические процессы привели к нарушениям экологического равновесия. На сколько нам хватит полезных ископаемых, как суметь уберечь леса? Главный фундамент жизни – почвы повсюду на Земле деградируют. Морской океан постоянно загрязняется. Балтика на грани катастрофы. Состояние атмосферы, озоновые дыры, таяние ледников.

Главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов их разрешения. Эти вопросы волнуют многих людей.        

           Наша планета уникальна!  

В тонком слое где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты - живые существа, среди которых и мы с вами. Этот слой, населенный организмами, взаимодействующий с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой), называется биосферой. Все живые существа, и мы в том числе, зависят от сохранения ее цельности. Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, последняя может полностью разрушится. Не исключено, что атмосфера, гидросфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношениях уже не будет участвовать живое.

Современная экология относится к тому типу наук, которые возникли на стыке многих научных направлений. Она отражает как глобальность современных задач, стоящих перед человечеством, так и различные формы интеграции методов направлений и научного поиска. Превращение экологии из сугубо биологической дисциплины в отрасль знания, включившую также общественные и технические науки, в сферу деятельности, основанную на решении ряда сложнейших политических, идеологических, экономических, этических и других вопросов, обусловило ей значительное место в современной жизни, сделало ее своеобразным узлом, в котором объединяются различные направления науки и человеческой практики.

Экологическое воспитание – это экологическая культура, включающая усвоение ведущих идей, основных научных понятий и факторов, на базе которых осуществляется оптимальное функционирование системы «человек – общество – биосфера»; понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека; владение прикладными знаниями и практическими умениями и навыками рационального природопользования; умение оценивать состояние окружающей среды, принимать обоснованные решения по её улучшению, предвидеть возможные последствия и не допускать негативных воздействий на природу; ответственное отношение к природной среде; сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ущерба, загрязнение или разрушение окружающей среды; готовность к природоохранительной деятельности.

Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получить тепло, свет и жилище. Поэтому отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку.

Исходя из вышесказанного становится понятно – как важно научить ребенка правильному взаимоотношению с окружающей его средой.

Большое значение для развития и воспитания школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей чувство понимания прекрасного, бережного отношения к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство патриотизма. Чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира.

Изучение учащимися фактов, явлений путём непосредственного наблюдения препятствуют возникновению формализма в знаниях школьников. Наблюдение обогащает ребёнка яркими образами окружающей действительности, служит основой формирования правильных представлений и понятий.

Подготовка школьников к охране природы осуществляется с учётом их возрастных особенностей. Если в начальной школе происходит первичное ознакомление с этой проблемой и ученики в основном овладевают соответствующими знаниями и элементарными умениями, то в средних классах у них формируются более глубокие убеждения и специальные практические умения и навыки ухода за животными, растениями, а старшеклассники сами вовлекаются в борьбу за охрану природы.

Большое воспитательное значение имеет эмоциональная настроенность ребёнка на восприятие красоты природы. Обстановка эмоциональной приподнятости является условием благотворного влияния на нравственное, эстетическое развитие ребёнка. Глубже раскрывается личность ученика, ярче проявляется его индивидуальность. Переживание и осознание красоты природы пробуждает творческие силы.

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводиться экологическому просвещению – формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений.

Самое главное, на мой взгляд, это творческий подход в привлечении ребят к экологическим мероприятиям.

        Я хочу предложить различные виды и формы мероприятий, которые педагоги и воспитатели могут применить в своей деятельности.

  1. Экологические конференции.

На мой взгляд, данный вид мероприятий должен носить регулярный характер и быть разнообразным по форме его проведения.

Цель регулярности – постепенное повышение уровня обсуждаемых вопросов и поиска ответов на вопросы.

Формы: Дебаты, диалоги, знакомство аудитории с результатами исследований, круглые столы…

  1. Творческие формы.

Имеют место и творческие формы, такие как – спектакли, репортажи, интервью, видеоролики, выпуск газет и фоторепортажей, открытый микрофон…

Различные конкурсы и викторины, мероприятия в форме ролевых игр: «Консилиум врачей», «Экологический суд», игра- соревнование «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Веселый паровозик», «Космический маршрут», «Веселые переменки», «Телемост» - в творческой и соревновательной атмосфере затронут серьезные проблемы выживания природы на планете.

Для малышей можно предложить такие мероприятия как: «Конкурс поэтов», «Лучший рисунок, плакат», «Конкурс карикатуристов», конкурс поделок и т.д.

Темы для конкурсов можно выбирать самые разнообразные, т.к.:

- «О красоте родного края в стихах, друзья, вам расскажу»

- «Красная книга в стихах и рисунках»

- «Земля и космос»

- «Кто спасет Землю?»

- «Задачки, ребусы и загадки»

- Конкурс цепочек (взаимосвязи в природе)

- «Отражение природы в искусстве» и т.д.

Чем не стандартнее и интереснее темы, тем больше они вызывают интерес у ребят. Поэтому не надо пытаться сделать тему более научной или более сложной. Как показывает практика, именно в простой тематике ребята проявляют очень интересные и нестандартные подходы к решению проблем и задач, поставленных перед ними.

  1. Олимпиады и блиц-турниры.

Существует множество форм проведения олимпиад и блиц-турниров.

  1. Беседы и встречи, экскурсии, просмотры и обсуждения научных фильмов.

Интересно, что именно после этих мероприятий ребята сами  находят тематику для вышеперечисленных форм. Таким образом можно заранее спроектировать ряд проблем для последующего углубленного рассмотрения.

  1. Исследовательские работы.

Можно предложить следующие темы, но хочу повторить, что важнее помочь ребенку самому выбрать или придумать тему.

Автомагистраль, снег, растения и почва.
Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения.
Азбука правильного питания
Азот как необходимый биогенный элемент.
Аквариум - искусственная экосистема в доме
Аквариум - замкнутая экосистема.
Анализ качества воды, взятой в водоеме в учебно-исследовательских целях.
Анализ природных источников в районе
Атомная энергетика — плюсы и минусы
Бездомные животные в городе.
Бездомные животные как элемент экологической среды мегаполиса.
Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны.
Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
Биоиндикация загрязнения окружающей среды по комплексу признаков ели обыкновенной.
Биоиндикация почв
Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки.
Воздействие выбросов загрязняющих веществ на атмосферу и здоровье человека.
Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду.
Возможность развития экологического туризма в нашем городе.
Виды загрязнений воды и способы очищения, основанные на физических явлениях.
Влияние азотных удобрений на формирование биомассы мяты.
Влияние выхлопных газов на растения в нашем районе.
Влияние изменения климата на живую природу
Влияние ионизирующих излучений на живые организмы.
Влияние мобильных телефонов на организм человека.
Влияние моющих средств на организм человека
Влияние на здоровье психоэмоционального состояния и социальных условий жизни.
Влияние на здоровье человека нитратов и нитритов, содержащихся в продуктах питания.
Влияние пищевых добавок на здоровье школьников.
Влияние проветривания и влажной уборки на состояние микрофлоры воздуха помещения в осенний период.
Влияние противогололедных реагентов на растительность.
Влияние радиации на здоровье человека.
Влияние рекламы на психику подростков
Влияние сотового телефона на здоровье подростка.
Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс.
Влияние стресса на человеческий организм.
Влияние транспорта на экологию и здоровье
Влияние тяжелых металлов на живые организмы.
Влияние условий окружающей среды на процесс фотосинтеза.
Влияние экологических факторов на разнообразие птиц Влияние экологических факторов на рост растений.
Влияние экологических факторов на распределение и рост лишайников.
Влияние экологических факторов на флору и фауну.
Влияние экстремальных экологических условий на состояние рыб в реке.

Вред газировки: миф или реальность?
Вред и польза жевательной резинки.
Все ли йогурты полезны?
ГМО — панацея или бич божий?
ГМО: великое достижение прогресса или вред?
ГМО: пища будущего или риск для здоровья?
Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.
Домашняя пыль и ее влияние на организм человека.
Жизнь пластиковой бутылки
Загрязнение окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды и состояние хвойных растений.
Здоровый образ жизни как социальная проблема.
Здоровье реки — здоровье человека
Значение соли в жизни человека и окружающей среде.
Измерение содержания углекислого газа в классном помещении и определение оптимальных условий для проветривания.
Изучение антропогенной нагрузки на окружающую среду и пути оздоровления.
Изучение влияния школьной мебели на состояние здоровья школьника.
Изучение свойств природного минерала шунгита для улучшения качеств питьевой воды в домашних условиях.
Изучение экологического состояния родникового источника.
Из отходов в доходы. Анализ мирового опыта переработки отходов и вторичного сырья.
Индикация загрязнения окружающей среды
Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов.
Использование лишайников для определения уровня загрязнения воздушной среды.
Исследование влияния токсичности бытовых веществ на живые организмы.
Исследование воды водоемов района.
Комплексное обследование экологического состояния района, улицы.
Лес просит о помощи!
Лесные пожары. Экологические изменения среды.
Моя квартира как экологическая среда
Наличие вредных и запрещенных пищевых добавок в некоторых продуктах питания.
Нанотехнологии. Экологическое будущее
Несанкционированный выброс бытовых отходов.
Нефтяное загрязнение Мирового океана
Отходы — источник загрязнения и место жительства живых организмов.
Пестициды — необходимость или вред?
Пищевые добавки в продуктах питания.
Продукты, которые вас убивают
Токсины в быту

Топ удивительных растений планеты

Топ удивительных животных планеты
Тяжелые металлы вокруг нас — миф или реальность?
Утилизация отходов – проблема XXI века.
Фитоиндикация как метод экологической оценки среды.
Чем опасны тележки в супермаркете?
Чипсы: лакомство или яд?
Чипсы: хрустеть или не хрустеть?

Что полезнее: фрукты или соки?
Экологическая катастрофа
Экологическое состояние пруда
Экологическое исследования парка.
Экология области
Экология домашнего аквариума
Экология и здоровье человека.
Экологический мониторинг состояния зеленых древесных насаждений старого парка.
Экологический мониторинг школьного мела.
Эколого-географические проблемы реки, моря.
Экомаршрут по родному краю
Экономические выгоды вторичной переработки отходов.
Экономия минеральных удобрений за счет фиксации азота воздуха бобовыми культурами.

Я хочу привести примеры экологических задач, которые можно предложить обучающимся.

Размышляя над творческими задачами, ребята смогут найти оригинальное, нестандартное решение, опираясь на свои знания и умения. Эти задачи помогут раскрыть их творческий потенциал.

Расчетные экологические задачи предполагают математическое решение. Решая эти задачи, можно получить удивительные цифры, которые показывают степень воздействия человека на природу, роль зеленых растений в улучшении экологической обстановки в городах.

                Творческие задачи.

Задача 1.

На стенах древнегреческого храма Дианы в городе Эфесе когда-то люди сделали надпись: «СОЛНЦЕ СВОИМ ЛУЧИСТЫМ СВЕТОМ ДАЕТ ЖИЗНЬ». Позднее ученые подтвердили этот тезис, доказав, что «жизнью движет... слабый непрекращающийся поток солнечного света» и что все живые обитатели нашей планеты - дети Солнца.

Объясните, как вы понимаете зависимость жизни от солнечного света?

Ответ. 

Без солнечного света жизнь на Земле невозможна. Солнце дает нам свет и тепло, благодаря чему на планете растут растения. Только они из всех живых организмов способны из углекислого газа и воды на свету синтезировать органические вещества, накапливать их в своих органах и тканях. Этот процесс называется фотосинтезом, а его побочным продуктом является кислород, без которого не могут обходиться живые организмы. Растения стоят первым звеном во всех пищевых цепочках, все остальные организмы получают энергию солнца в виде органического вещества, накопленного растениями, поэтому все животные, люди и растения – дети Солнца.

Задача 2.

Почему косули погибают в вольерах?

В Беловежской Пуще зверей содержат в просторных загонах – практически в естественном состоянии. Любопытные зубры, лоси, олени часто подходят к границам загона, поэтому за ними могут наблюдать посетители. Но многие звери прячутся. Поэтому некоторых животных (волков, лис) разместили в клетках или небольших вольерах, чтобы за ними было проще наблюдать. Вначале косуль тоже разместили в таком вольере. Через некоторое время одна из косуль умерла. Вслед за ней погибла другая. Научные сотрудники установили причину гибели косуль и выпустили остальных на волю – в леса Беловежской Пущи.

От чего умирали косули?

Задача 4.

Нередко можно услышать: «Неужели современная наука не может найти средство для уничтожения комаров, ведь от них столько неприятностей человеку и животным. Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно поступит человек, если им воспользуется?

Ответ.

 Нет. Комары занимают определенное место в сообщество организмов. Взрослыми особями питаются птицы, личинками и куколками – водные животные. Даже погибшие комары приносят пользу – обогащают почву микроэлементами.


Задача 8.

Когда созревают семена в шишках кедра, кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них лучшие семена. Часть из них съедает, остальные зарывает про запас. Какое значение для леса имеет такой режим питания кедровки?

Ответ. 

Забытые кедровкой орешки дают всходы, при этом прорастают лучшие семена, спрятанные птицей.

Задача 9.

Почему весенние заморозки часто губят деревья, несмотря на то, что зимой они переносят более сильные морозы?

Ответ.

Весной у деревьев начинается сокодвижение, они «оживают» после зимнего периода покоя. Заморозки могут превратить цитоплазму клеток в лед, при этом разрушаются клеточные мембраны. Нарушаются физиологические процессы в растениях, и они могут погибнуть.

Задача 11.

Березу, вы конечно, знаете. А знаете, почему её ствол даже в сильную жару на солнце не нагревается?

Ответ.

Так как кора очень тонкая, то она легко бы подвергалась ожогам. А белый цвет отражает солнечные лучи.

Задача 12.

Тетерева живут на березах, питаясь березовыми сережками. Зимой, когда наступит вечер, тетерева падают камнем с берез в снег и остаются там до утра. Зачем птицы падают с дерева в снег?

Ответ.

Это помогает им глубже вонзиться в снег, где они делают себе норку на ночь. Это служит убежищем от холодного ветра и хищников.

Задача 13.

Как известно, кукушка не вьёт гнезда и не высиживает птенцов. Что заставляет кукушку бросать своих детей?

Ответ.

За сезон кукушка откладывает 25-30 яиц (по 2-3 яйца в неделю). Птенцы выводятся постепенно. Значит, когда вылупится первый птенец, его нужно кормить, летая за кормом. Оставшиеся яйца погибнут без тепла и защиты.

Задача 14.

Почему едва ли не половина всех местных птиц прилетает на муравейник?

Ответ.

Птицы освобождаются от паразитов. Муравьи быстро вычесывают всех паразитов и опрыскивают птиц остро пахнущей муравьиной кислотой.

Задача 16.

Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем это объяснить?

Ответ.

Ёж питается мелкими грызунами, насекомыми, змеями, и зимой ему такую пищу не найти, а у крота под землёй пищи достаточно.

Задача 19.

Нас повсеместно окружают растения - в лесу, в городских парках и садах, аллеях и газонах, на полях и лугах, в воде и у воды. И дома в наших жилищах. Растения растут повсюду: они - зеленый наряд нашей планеты. Представьте на мгновение нашу жизнь без растений, без зелени и цветов, радующих нас многообразием и причудливостью форм, красок и ароматов. Наверняка от такой фантастической картины без деревьев, кустарничков и кустарников, без трав стало бы страшно? Растения - наши посредники между Солнцем и всеми живыми обитателями Земли.

Подумайте, почему от зеленого убранства пашей планеты зависит процветание жизни - всех животных, в там числе и человека?

Ответ.

Без солнечного света жизнь на Земле невозможна. Солнце дает нам свет и тепло, благодаря чему на планете растут растения. Только они из всех живых организмов способны из углекислого газа и воды на свету синтезировать органические вещества, накапливать их в своих органах и тканях. Этот процесс называется фотосинтезом, а его побочным продуктом является кислород, без которого не могут обходиться живые организмы. Растения стоят первым звеном во всех пищевых цепочках, все остальные организмы получают энергию солнца в виде органического вещества, накопленного растениями, поэтому все животные, люди и растения – дети Солнца.

Задача 20.

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Белка живет на дереве, крот - под землей. Чтобы перебраться на новую квартиру, кроту пришлось бы влезать высоко на дерево, а белке спуститься под землю.

Смогли бы они это сделать? Почему?

Ответ.

Нет, животные не могут поменяться своими квартирами и этажами. Каждый вид в природе занимает свою экологическую нишу и приспособлен к месту обитания. Каждый вид занимает свое место в экосистеме, связан различными связями с другими живыми организмами и неживой природой. Он приспособлен к биотическим и абиотическим факторам среды.

Задача 24.

Зайцы - существа мирные, и. на первый взгляд, беззащитные. Нет у них ни острых когтей, хищных зубов, острых рогов, ядовитых желез. А между тем, у этих зверушек выработались всевозможные хитроумные средства, которые помогают им спасаться от лисиц, волков, хищных птиц и выживать в период зимней бескормицы.

Какие приспособления спасают зайцев от истребления хищниками и от голода в суровую зимнюю пору?

Ответ.

Приспособления у зайцев:

- покровительственная окраска: зимой - белый, летом - серый;

- быстрые ноги;

- косые глаза, которые дают большой обзор пространства;

- умение запутывать хищника, который теряет заячий след;

- отсутствие постоянного места лёжки;

- способность питаться разнообразными кормами, а зимой1 переходить на кору и молодые древесные побеги, ягоды;

- отличный слух и зрение;

- строение передних и задних конечностей, позволяющее им очень быстро бегать.

Задача 25.

Зеленые растения ведут неподвижный образ жизни. Они беззащитны перед живыми существами, которые могут активно передвигаться, насекомыми, птицами, зверями, человеком. Животные их едят, используют как среду обитания тля строительства жилищ и других нужд. За долгую историю противоборства с ними растения выработан целый ряд приспособлений, помогающих им бороться за свою жизнь.

Какие примеры в борьбе за выживание растений вы можете привести?

Ответ.

Приспособления растений в борьбе за выживание:

- колючки, шипы, иголки;

- ядовитость;

- предупреждающая окраска цветов и ягод;

- фитонциды;

- эфирные масла;

- восковой налет;

- горький вкус;

- острый вкус;

- кислый вкус.

Задача 29.

Этих животных называют хранительницами равновесия в природе. Эти удивительные существа могут жить и в воде, и на суше, могут полгода спать, не просыпаясь, полгода не есть, не пить…

Они ловко плавают и ныряют, мечут икру в воду, прыгают и ползают по земле, охотясь за червями, мухами и личинками.

Какова роль этих животных в природе?

Кого они уничтожают?

Кто ими питается?

Что произойдет, если они исчезнут?

Ответ.

Это земноводные, роль которых в природе очень велика. Они уничтожают большое количество вредных насекомых, их личинок, слизней, червей, мух, комаров и других. При этом сами являются кормом для многих птиц, ежей, барсука, лисы, змей, ящериц и других. Если исчезнут земноводные, нарушится один из законов экологии: «Всё связано со всем», произойдет увеличение численности вредителей растений и, наоборот, уменьшение численности хищников, которые питаются земноводными. Пострадает человек, так как его посевы будут уничтожены насекомыми-вредителями, слизнями и другими.

Задача 30.

Волк – хищный зверь. Что это значит? То, что он питается другими живыми существами. Летом его рацион богатый: полевки и мыши, земноводные и рептилии, насекомые, зайцы и другие мелкие животные. Зимой пищей ему служат в основном крупные звери – олени, лоси, кабаны, зайцы, а при случае – и домашние животные. Не случайно волка в народе прозвали серым разбойником. Ведь волк во все времена был сущим народным бедствием, уничтожая у крестьян домашний скот. И с ним, безусловно, боролись всеми возможными средствами. В конце концов, волков в дикой природе осталось совсем немного, а отношение к ним сохраняется прежним. Хотя все чаще раздаются голоса ученых и работников лесного хозяйства о защите волчьего племени.

Кто, по-вашему мнению, волк – друг или враг природы? Почему?

Какое отношение к волкам можно считать, с экологической точки зрения, наиболее грамотным?

Ответ.

Волк – санитар леса, он друг природы. Уничтожают волки прежде всего больных, ослабленных животных, предупреждая распространение болезней среди диких животных, предотвращая возникновение эпидемий. Волки регулируют численность животных, не допуская их массового размножения пи нарушения природного равновесия. Волк – друг природы, однако, когда волков становится слишком много, человек может регулировать численность этого хищника, разрешая его отстрел.

Задача 31.

У этих лесных птиц много загадок.

Первая из них – они выводят своих птенцов в зимние морозы.

Вторая – у взрослых птиц – крестообразный клюв, хотя рождаются они с нормальными птичьими клювиками.

Третья – трупики умерших птиц долго остаются нетленными.

Четвертая – окраска птиц: у самцов – ярко-красная, у самочек – зеленовато-оливковая.

Объясните, чем вызваны особенности этих птиц? Как их зовут?

Ответ.

Это клесты. Выводят птенцов зимой, так как в это время достаточно корма: шишек хвойных деревьев, которыми клесты питаются. Клюв у них приспособлен для вытаскивания семян из шишек и их раскалывания. У самочек защитная окраска, так как они высиживают птенцов, а у самцов окраска яркая, для привлечения самок и боевая окраска для других видов птиц. Трупики их остаются нетленными, так как их перья и тело пропитывается смолой хвойных деревьев, как бы бальзамируется.

Задача 32.

Обо всем, что происходит вокруг, животные узнают с помощью органов чувств. Одно из первых мест в этой информации занимают звуки. Писатель-натуралист Николай Сладков сравнил звуки леса с музыкой: «Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая ее, можно подумать, что все птицы родились на свет певцами и музыкантами…»

Действительно, весной голоса птиц – всюду! Их песни доставляют радость и удовольствие. А знаете ли вы, почему они поют? Может, просто так, от хорошего настроения, от счастья, что вернулись домой из далеких странствий, оттого, что светит солнышко, что кругом много еды? Может, и так. Но, кроме того, в песнях птиц много информации. Какой?

С учетом важности для птиц (и других животных) звуковой информации сделайте вывод о правилах поведения в природном окружении.

Ответ.

Своим пением птицы показывают всем обитателям, что этот участок занят, чтобы соперники не претендовали на него. Иногда поют для привлечения самки. Еще звуки у животных выражают сигнал тревоги, опасности, взаимоотношения с особями своего вида и других видов, с потомством и т. д. Поэтому в природе важно соблюдать тишину и не нарушать «музыку природы», не пугать обитателей, не вводить их в стрессовое состояние.

Задача 33.

Ее яркие цветы появляются после начала цветения мать-и-мачехи. Она спешит привлечь внимание своими яркими цветами насекомых-опылителей. Для них она приготовила сладкий нектар и пыльцу. Самое удивительное то, что у нее на одном стебельке могут быть цветы разной окраски. Но такими они бывают не сразу, а постепенно цветок как бы переодевается: сначала он розовый или малиновый, затем становится фиолетовым, а позднее - синим. Как лесной светофор! И действительно, светофор! Ведь своим цветом растение информирует - сигнализирует насекомым о наличии нектара у цветка. Например, синие цветки, из которых взят весь сладкий нектар, предупреждают насекомых, что вся пища для них кончилась и ее надо искать в другом месте. Так, розовые - фиолетово-синие цветки лесного подснежника языком красок "разговаривают" со своими друзьями-опылителями.

О каком растении идет речь в тексте-загадке? Почему его так зовут?

Какое значение для содружества насекомых и растений имеет описанное приспособительное явление в виде пестрого букета на одном стебельке?

Ответ.

Это медуница. Растение-первоцвет, содержит нектар только в молодых цветах розового или малинового цвета. В синих и фиолетовых цветах нектара уже нет, о чем знают насекомые-опылители, то есть экономится их время, так как они собирают нектар только с цветов определенной окраски и могут собрать больше нектара.

Задача 34.

Цветы - самые удивительные создания в мире растений. Их чудесный цвет и прекрасная форма имеют только одно назначение - привлечь насекомых-опылителей. Цветы угощают прилетевших насекомых-сластен сладким нектаром, выработав для этого целый ряд приспособлений: ярких лепестков, контрастных жилок, дорожек-указателей и т. п. Например, цветок незабудки голубого цвета имеет в середине желтое кольцо, вокруг входа к месту выделения нектара. Насекомые пьют нектар, а их ножки и брюшко мажутся пыльцой, которую они перенесут на другой цветок. Такая дружба ярких цветов и насекомых выгодна обеим сторонам. Чем?

Ответ.

Посещая яркие цветы, лакомясь нектаром и собирая его, насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, осуществляя перекрестное опыление растений, которое имеет важное значение в природе.

Задача 35.

Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. И для этого у них есть все основания. Подлесок из молодых елочек, вырастающих под кронами берез, как правило, выживает и достигает зрелого возраста, и тогда для березы наступают тяжелые времена:

Крошки-ели, как мимозы,

Вырастит под березой.

А как выросли те крохи

Няньке стаю очень плохо!

Почему? Какое явление в жизни леса связано с описанным примером?

Ответ.

Это явление – экологическая сукцессия – смена березового леса еловым. Так как береза – светолюбивое растение, оно не может расти в тенистом еловом лесу и погибает. Постепенно березовый лес сменяется еловым. А молодые елочки тенелюбивы и прекрасно себя чувствуют в тени берез, быстро растут и обходят в росте свою добрую «няню».

Задача 38.

В одном из своих рассказов писатель-натуралист М. Пришвин описывает такую историю: «Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Вот бывало, прилетит грачонок, я пол сыплю ему крупы и спрашиваю:

- Кашки хочешь, дурашка?

А он только желтый рог открывает и красный язык показывает».

Птенцы многих птиц, живущих в дуплах и глубоких гнездах-люльках, корзиночках, имеют яркие красные, желтые, оранжевые рты.

Нередко в разговорной речи используется термин, касающийся характеристики людей: "как желторотый птенец".

Как вы считаете, кого имеют в виду люди, называя его так? Чем вы можете объяснить особенности окраски рта у птенцов?

Ответ.

«Желторотый птенец» значит молодой, неопытный человек, не обладающий достаточным запасом знаний и жизненного опыта. Желтая окраска клюва у птенцов – это сигнал для родителей, что птенец голоден, клюв яркий, он открыт, а во рту красный язык. Чтобы во время кормления птенцов в дуплах и глубоких гнездах попадать точно в рот птенцам, так как света недостаточно, а яркий клюв и язык видны при недостатке света.

Задача 42.

В одной из европейских стран вдоль широкой магистрали, где проезжает много машин, посадили в землю искусственные деревья из синтетического материала. Деревья сделаны были так искусно, что внешне напоминали живые деревья в лесу, имели такие же размеры, форму, окраску. Проезжать по такой дороге, вдоль которой «росли» красивые лесные насаждения, стало приятно.

Но люди, проезжающие по этой дороге, не хотели отдыхать под искусственными деревьями.

Как вы думаете, почему? А вам захотелось бы посидеть в таком искусственном лесу? Объясните, почему нет или да.

Ответ.

Потому что искусственные деревья не могут заменить настоящие. Только настоящие деревья порадуют шелестом листьев, создадут тень и прохладу, выделяют фитонциды, убивающие микроорганизмы, только под деревом воздух чистый и лечебный. Деревья защищают нас от пыли и вредных веществ, выделяют кислород. Листья, испаряя воду, создают прохладу в жаркий солнечный день. Искусственные деревья мертвы.

Задача 43.

Говорят: «От пала всё пропало!» А ведь как только стает снег, вдоль автомобильных дорог, по железнодорожным откосам, на лужайках и полянках горит сухая прошлогодняя трава. Нередко поджигают ее младшие школьники и подростки, считая, что после сжигания бурой сухой травы быстрее зазеленеет молодая изумрудная травка. Так ли это?

Подумайте и решите, как сжигание сухой прошлогодней травы скажется на состоянии:

- растений;

- животных (насекомых, рептилий, земноводных, птиц, гнездящихся на земле, некоторых наземных и подземных зверей);

- почвы;

- воздуха;

- воды;

- воды;

- человека.

Сделайте выводы.

Ответ.

Поджог сухой травы приносит вред природе, делать этого нельзя. Обгорают корни многолетних растений, сгорают семена однолетних, подгорают стволы деревьев. Животные, которые живут на земле, а также в почве на небольшой глубине, страдают и погибают от высокой температуры. От высокой температуры нарушается структура и состав почвы, сгорают органические вещества, которые в ней находились, следовательно, уменьшается плодородие почвы. Все вредные газы, углекислый газ, сажа загрязняют атмосферу. В воду попадают продукты горения, причем и в наземные воды и в подземные источники. От сухой травы часто загораются строения, дома, дачи, заборы, и это опасно для жизни человека.

Задача 47.

Из всех животных наиболее острым зрением обладают птицы. Особенно хорошее зрение у хищных птиц. Например, небольшой соколок-кобчик, питающийся насекомыми, различает одиночную стрекозу на расстоянии 800 м. Ярким примером отличного зрения птиц являются совы. Хотя, на первый взгляд, неясно, чем объяснить эту особенность сов. Ведь глаза у сов неподвижны и направлены вперед, а не в стороны, в отличие от других птиц, тем не менее, не меняя положения своего тела, сова может видеть почти все вокруг.

Как ей это удается? Какие приспособления выработались у совы, чтобы компенсировать неподвижность глаз и ограниченность поля зрения?

Ответ.

У совы подвижная шея, которая может поворачиваться на 270°, при этом положение тела не меняется. Еще у совы очень хороший слух, бесшумный полет, острые когти и клюв.

Задача 48.

При входе в один из американских зоопарков под огромным зеркалом написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда-либо зверей только этот способен истреблять (и уже истребил) целые виды... Загубил природу - среду жизни».

О ком идет речь? Почему он назван самым опасным зверем на Земле?

Ответ.

О человеке, так как человек не всегда правильно ведет себя, нарушает законы экологии, целостность природных экосистем, загрязняет окружающую среду, изменяет условия обитания живых организмов, что приводит к различным нарушениям экологического равновесия и даже экологическим бедствиям и катастрофам. Человек должен научиться грамотно хозяйничать на Земле.

               Расчетные экологические задачи

Задача 1.

1 га хвойного леса отфильтровывает 35 т пыли в год, а лиственного в 2 раза больше. Сколько гектаров лиственного леса надо посадить, чтобы он отфильтровывал 700 т пыли в год?

Задача 2.

1 га лиственного леса за сутки продуцирует 2 кг фитонцидов, а хвойного в 2,5 раза больше. Сколько гектаров сосен надо посадить, чтобы получить 1 тонну фитонцидов?

Задача 3.

В сутки человек потребляет 0,8 кг кислорода, при физической нагрузке до 1,3 кг. Среднее дерево выделяет за сутки 0,2 кг кислорода. Сколько деревьев надо на одного человека, чтобы нам легко дышалось?

Задача 4.

Сколько деревьев должно быть посажено в парке, чтобы в нем могли комфортно себя чувствовать 200 человек?

Задача 5.

Было собрано за год 15 тонн макулатуры. Сколько деревьев сохранили, если из 1 дерева получают 60 кг бумаги? Сколько тетрадей могли изготовить, если из 1 т макулатуры получают 25 000 тетрадей? Сколько воды и электроэнергии можно сэкономить, если 1 т макулатуры экономит 200 м 3 воды и 1000 кВт/ч электроэнергии?

Задача 6.

Один вяз за сезон улавливает из воздуха 120 г сернистого газа. Вяз живёт 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожит вяз за свою жизнь?

Задача 7.

Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

Задача 8.

1га деревьев и кустарников в течение 1 ч поглощают столько углекислого газа, сколько его выдыхают за это время 200 человек. Сколько гектаров зелёных насаждений должно быть в городе с населением 50000 человек?

Задача 9.

Заполните цифровыми значениями блоки пирамиды биомассы в цепи питания «трава – полёвки – лиса», если известно, что для питания одной лисы весом 8 кг в течение 1 года требуется 5475 полёвок, а каждая полёвка съедает за год 23 кг травы и весит 30 г

Задача 10.

Вычислите, сколько дождевых червей (количество и общая масса) живёт на 2 сотках пашни, если их обычная численность на 1 м2 составляет 450 особей, а масса одного червя в среднем 0, 5 г?

Задача 11.

Какова биомасса дождевых червей, которую можно получить за 1 год при условии, если в компост будет пересажено 150 червей. А их количество в течение года увеличивается в 1000 раз. Вес одного червя в среднем 0, 5 г.

Задача 12.

В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. За 1 год 1га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя фитонциды. За сутки 1 га леса даёт 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе. За сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа. Подсчитайте для леса площадью 10 га массу поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки. Какому числу людей хватит выделяемого этим лесом кислорода?

Задача 13.

Один лесной рыжий муравей уничтожает 200 мелких насекомых в день. Обычно в муравейнике проживает 500000 муравьёв. Определите, какое количество насекомых уничтожает за лето 1 рыжий лесной муравей? Какое количество насекомых уничтожают за лето лесные рыжие муравьи одного муравейника?

Задача 14.

Самые мелкие воробьиные птицы (корольки и др.) съедают за сутки столько насекомых, сколько весят сами. Определите, сколько за одно лето съест насекомых желтоголовый королёк, если его собственный вес 5 г?

Задача 15.

Насекомоядные птицы весом 10 – 30 г (синица, воробей, лазоревка, овсянка, зяблик и др.) съедают насекомых за день до 30 % от собственной массы. Определите, сколько насекомых за одно лето съест синица массой 20 г? Сколько насекомых за одно лето съест овсянка массой 30 г?

Задача 16.

Гусеница съедает 30 листьев за сутки. Сколько листьев в сутки съедят 10 гусениц? 100 гусениц?

Задача 17.

Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получают из 3 деревьев. Сколько хвойных деревьев в год потребуется на вашу семью? На ваш класс?

Ответы к расчетным задачам

1.  2 * 35 = 70 т; 700 : 70 = 10 га Ответ: 10 га лиственного леса.

2.  2 * 2,5 = 5 кг фитонцидов; 1000: 5 = 200 га Ответ: 200 га хвойного леса.

3.  0,8 * 0,2 = 4 , Ответ: Как минимум 4 дерева.

4.  4 * 200 = 800 деревьев, Ответ: 800 деревьев.

5.  Из одного дерева получают 60 кг бумаги

15 000 кг: 60=2500 деревьев сохранится.

Из 1 тонны макулатуры получается 25000 тетрадей

Из 15 т*2500 = 375 000 тетрадей

1 т макулатуры экономит 200 м³ воды

200 м³*15 т = 3000 м³ воды

1 т макулатуры экономит 1000 кВт/ч электроэнергии

1000 кВт/ч * 15 т = 15000 кВт/ч. Ответ: 2500 деревьев сохранится, 375 тыс. тетрадей можно изготовить, сэкономить 15000 кВт/ч электроэнергии и 3000 м 3 воды.

6.  120 г * 400 лет = 48000 г = 48 кг. Ответ: 48 кг сернистого газа.

7.  2 кг * 7 = 14 кг. Ответ: 14 кг кислорода выделяет вяз.

8.  5000: 200 = 250 га. Ответ: 250 га зелёных насаждений.

9.  Биомасса: Лиса – 8 кг

Полёвки – 5475 * 30 = 164,25 кг

Трава – 5 475 * 23 кг = 125 925 кг Ответ: 8 кг - лиса, 164,25 кг – полёвки, 125925 кг – трава.

10.  2 сотки – 200 м2; 450 * 200= 90000 особей; 0,5 * 90000 =45000 г =45 кг. Ответ: 90000 особей дождевых червей, масса их 45 кг.

11.  150 * 1000 = 150000 особей, 0,5 * 150 = 75 г; 75 * 1000 = 75000 г = 75 кг. Ответ: 150000 особей дождевых червей можно получить за год, массой 75 кг.

12.  Решение:

·  240 * 10 = 2400 кг углекислого газа поглощают 10 га леса.

·  200 * 10 = 2000 кг кислорода выделяют.

·  3 * 10 = 30 кг фитонцидов выделяют.

·  50 * 10 = 500 кг пыли улавливают за год.

·  2000: 0,6 = 3333 человека.

Ответ: За сутки лес площадью 10 га: Поглотит углекислого газа – 2400 кг (2,4 т) Выделит кислорода – 2000 кг (2т) Выделит фитонцидов – 30 кг Число людей, которым хватит выделенного кислорода – 3333 человека.

13.  200 * 92 = 18400 насекомых уничтожает 1 муравей за лето.

18400 * 500000 = 9200000000 насекомых уничтожают муравьи одного муравейника. Ответ: 18400 насекомых. 9200000000 насекомых

14.  5 г* 92 = 460 г съедает 1 королёк за лето. Ответ: 460 г насекомых.

15. Синица: 20 * 30 : 100 = 6 г насекомых съедает в сутки, а за лето –

      6 * 92 = 552 г.

Овсянка: 30 * 30 : 100 = 9 г насекомых съедает в сутки, а за лето – 9 * 92 = 828 г насекомых. Ответ: 552 г съедает синица, 828 г съедает овсянка за лето.

16.  30 * 10 = 300 листьев ; 30 * 100 = 3000 листьев. Ответ: 300 листьев; 3000 листьев

17.  3 * 4 = 12; 3 * 25 = 75.Ответ: 12 деревьев, если в семье 4 человека; 75 деревьев, если в классе 25 учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая воспитательная программа "Планета наших интересов"

Направленность программы: социально-педагогическая, тип: досуговая длительная, разработана для студентов колледжа, прощивающих в общежитии....

Открытый урок по экологии "Наша чистая планета"

Экология среды – наиболее важная, актуальная и нуждающаяся в решение проблема. Сейчас экология нашего города в очень неблагоприятном состоянии, необходимо искать пути для решения этой важной на сегодн...

Проект «Экология водоемов нашего края».

          Проект мотивирует учащихся к самостоятельной работе над языком, Прививает интерес к истории, культуре и традициям страны изучаемого языка. Развивает познавате...

Методическая разработка для преподавателей и студентов "Одинокие дети нашей планеты".

Участниками проводимого мероприятия являются студенты медицинского училища №4. Под руководством ведущего преподавателя студенты занимаются подготовкой  мероприятия, привлекая своих единомышленник...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" 1 класс

Тип урока: знакомство с новым материалом.Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму и бережном отношении к ней.Формы урока: фронтальная, групповая.Оборудование:...

РРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экологии (факультатив) «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»

РРАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо экологии (факультатив)«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»для  8-9  классовНеоспоримым требованием при реализации вводимого Федерального государственного образовательного с...

ОД "Как помочь нашей планете"

Конспект ОД по окружающему миру "Как помочь нашей планете" для детей старшего дошкольного возраста...