Открытый урок по экологии "Наша чистая планета"
план-конспект урока на тему

Экология среды – наиболее важная, актуальная и нуждающаяся в решение проблема. Сейчас экология нашего города в очень неблагоприятном состоянии, необходимо искать пути для решения этой важной на сегодняшний день проблемы. Нужно стремиться как можно эффективнее бороться с факторами, загрязняющими окружающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_ekologii.docx280.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа по экологии

Тематический классный час «Устный журнал. НАША ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА»

Форма: беседа с обучающимися, урок-игра.

Разработчики: преподаватели ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический

техникум» Серегина В.К, Лаптева Т.М.

Цели:

  • показать актуальность и значимость проблем экологии;
  • формирование у обучающихся чувства ответственности, важности и необходимости природоохранных мероприятий, их личном участии в этом благородном деле.

Аудитория: обучающиеся 15-18 лет.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, ролик об экологической ситуации в нашем городе.

Методы: информационный, объяснительно-иллюстративный. Этапы классного часа:

  1. Вступительное слово преподавателя Серегиной В. И. приветствие, обозначение актуальности темы, перечисление целей и т.д.
  2. Ход мероприятия: преподаватели и их помощники рассказывают новый материал, задают вопросы, а студенты отвечают.

Преподаватель 1:Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу выкрикнуть боль. По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущих на планете Земля.

Моя планета - человечий дом, Но как ей жить под дымным колпаком, Где сточная канава - Океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: больше не могу!

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибнет? Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли - асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и «легкие» планеты — леса. «Полысении» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» земли - озера, моря и океайы. Наша планета - планета океанов. Три четвертых части поверхности ее занято морями и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи...». Ученый имел в виду огромные нефтяные пятна на поверхности океана.

Есть просто храм. Есть храм науки. А есть еще природы храм- С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он - свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.

Ребята, то, что вы видите здесь,- журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.

1-й корреспондент.: Я буду говорить вам об этом голубом поле.(Показывает). Но

сначала вы должны догадаться о чем речь:

Моя планета - человечий дом, Но как ей жить под дымным колпаком, Где сточная канава - Океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: больше не могу!

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибнет? Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли - асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и «легкие» планеты — леса. «Полысении» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» земли - озера, моря и океайы. Наша планета - планета океанов. Три четвертых части поверхности ее занято морями и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи...». Ученый имел в виду огромные нефтяные пятна на поверхности океана.

Есть просто храм. Есть храм науки. А есть еще природы храм- С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он - свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.

Ребята, то, что вы видите здесь,- журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.

1-й корреспондент.: Я буду говорить вам об этом голубом поле.(Показывает). Но

сначала вы должны догадаться о чем речь:

Через нос проходит в грудь                                                Выше леса, выше гор

И обратно держит путь.                                                  Расстилается ковер.

Он невидимый, и все же                                                     Он всегда, всегда раскинут

Без него мы жить не можем.                                           Над тобой и надо мной.

Что это?                                                                            То он серый, то он синий

                                                                                             То он ярко-голубой

Студент 1.: Воздух!

1-й корреспондент/. Правильно, речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом. Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержаться микробы, пыль и выхлопные газы? Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Студент 2. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленых наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени.

Преподаватель 2: Мы правильно объяснили, как сберечь воздух чистым. Мы уничтожили микробов, грязь и пыль - и небо снйва стало чистым, голубым. Если мы сумеем очистить небо над всей планетой - наша планета выздоровеет и будет счастлива.

Теперь следующая страничка нашего журнала. Посмотрите, что же это такое? Какие- то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и его помощников.

2-й корреспондент.: Зеленая страничка нашего журнала - страничка жизни. А почему она зеленая?

Студент 3. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

2-й корреспондент.:Всеверно. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животное, которые занесены в Красную книгу. Красный цвет книги- запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! Записано в Красную книгу 295 видов зверей и 312 видов птиц. Главная наша забота - чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей, помощи? Слово моим помощникам.

Бабочка: Мы, бабочки, украшаем леса, сады^ парки. Особенно хороши мы весной. Увидев бабочку, люди стараются ее поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками. Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка Аполлон в минуту опасности падает на спину и «шипит» - скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защиты нет.

Лось.: Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем. Он ожжет постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося.

Утро синее тихо

Занималось в лесу.

Шла тропинкой лосиха,

Осыпая росу.

Рядом с ней без тревоги

И доверчив, и рыж

Сменил длинноногий

Горбоносый малыш.

Изучал на примерах

Он повадки ее,

А рука браконьера

Поднимала ружье…

Оступилась лосиха,

Осыпая росу,

И опять стало тихо

В оглушенном лесу

Жаба.: А я расскажу вам про жабу. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жаб для того, чтобы защититься от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых. Огородники даже специально приносят к себе на огород жаб. А в Англии и Франции их продают на рынке.

   2-й корреспондент.: А теперь давайте отправимся с вами на волшебную «Полянку здоровья».

Много трав растет полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Знаете ли вы целебные травы?

C:\Users\Home\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.png

Студент 4. Известно высшее 12000 видов лекарственных растений. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине и недаром их называют травами здоровья, жизни. Но знайте, что собирать эти растения можно только там, где не проходит рядом автомагистраль, не дымит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля.

На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нам понятно было едва ли. Беззаботно топтали мы их И бездумно, безжалостно рвали. И не видели, как из-под ног ' Молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек, Безнадежно гвоздики глядели Преподаватель 1\ Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы сможем убрать, если научимся правильно вести себя на природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения на природе нам надо знать, чтобы растений было много кругом? (студенты отвечают). Когда мы запомним эти правила, сможем убрать черные круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения природу.

Но наше поле еще портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать квадраты? (Ответы студентов, затем убираются квадраты).

Эти животные и другие пострадали от человека: бабочка из-за своей красоты, хищные птицы из-за непонимания людьми их роли в природе, а лягушки и жабы из-за своего внешнего вида.

Вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку, и послушаем третьего корреспондента.

3-й корреспондент.:

Ни умыться, ни напиться Без воды,

Листку не распуститься Без воды.

Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода!        -

Эта страничка о воде. Где больше воды? Снег - это тоже вода, и облака - вода. В океане вода какая? А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек? Нет.

Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, Черные раскачивая пятна На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках.

, Мы давно освоили планету. Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету. Черные сотрешь ли, человек?

Преподаватель 2: Посмотрите на нашеполе - как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планетавыздоровела? Что надо сделать?Студенты отвечают).

Мы убрали все черные пятна с нашей Земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире! Ребята! Вспомним пушкинскую сказку о золотой рыбке. В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке ы увидели Природу - мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе - самих себя! Сказка подсказывает: «Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться в конце концов у разбитого корыта!».

Будем же беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вместе, и каждый в отдельности.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня!

C:\Users\Home\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.png

C:\Users\Home\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image2.png

Список литературы:

Правовая литература

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 14 марта 2009 года № 32-Ф3. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133.
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 8 ноября 2007 года № 258-ФЗ.
  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, от 30 декабря 2008 года № 309-ФЭ.
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ, от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ.
  • Повестка дня на 21 век. Документ ООН. Www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21 /index.htm
  • Мы, народы: роль ООН в 21 веке. Доклад Генерального секретаря ООН. Www.un.org/russian/conferen/millennium/sgrep.htm
  • Глобальный зеленый новый курс. Аналитический доклад UNEP 2009г. www.unep.org/greeneconomy/portals/30/docs/GGND-policy-brief_Russian.Pdf
  • Конвенция о биологическом разнообразии. Www.un.org/russian/events/biodiversity/links.html

Учебная литература

  1. Пузанова Т. А. Экология. Экономика, 2010.
  2. Шимова О. С., Соколовский Н. С. Экономика природопользования. М. ИНФРА — М, 2009.
  3. Экология и экономика природопользования. Под ред. Э. В. Гирусова. М. ЮНИТИ- ДАНА, 2010.
  4. Колесников С. И. Экологические основы природопользования. М. Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
  5. Фомишин С. В. Международные экономические отношения. М. Юркнига, 2004.
  6. Ерофеев Б. В. Экологическое право. М. ИД «Форум», 2009.
  7. "        Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации.'
  8. Медоуз Д., Рандерс Й. Пределы роста. 30 лет спустя. М. Академкнига,07.
  9. Планета Земля: будущее. Спб.: Амфора, 2008
  10. Браун JL Экоэкономика: как создать экономику, оберегающую планету. М. Весь Мир 2003.
  11. И.С. Ковалева «Экологическое право». Учебное пособие. Курс лекций. - М.: Книжный мир, 2009 - 144с.

Периодические издания

  1. Коммерсантъ BusinessGuide № 228
  2. Как помочь природе. Домашний очаг. Журнал. Август '08, стр. 136-151
  3. Экология и жизнь. Журнал. 1996 — 2009.

Электронная литература

  1. Wikipedia – электронная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Атмосфера_Земли
  2. '        ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК: http://natuerlich.ru/artl/atmoslb.shtml
  3. Биотехнология www.biotechnolog.ru/intro.htm
  4. Образование для устойчивого развития www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf
  5. Сайт благотворительного фонда «Экология и Мир» www.ecomir.com
  6. Экологический проект: www.ecowiki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по литературе «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. М. Рубцова).

Разработка открытого урока по дисциплине "Литература" по теме "Поверьте мне. Я чист душой" (по творчеству Н.М. Рубцова)....

План-конспект открытого занятия "Игра-путешествие на планету Информашка"

Игра-путешествие на планету Информашка Цели:•         проверка знаний, умений и навыков по основным разделам программы;&bull...

Открытый урок в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний». Учитель Капитонова М.Н.

Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости.Тип урока: введения нового знанияПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием «емкость», способствовать формир...

Открытый классный час "Цветы - глаза планеты"

Материалы к открытому классному часуПрезентация https://cloud.mail.ru/public/M4Cx/vyZEbaBHU...

Методическая разработка: Урок по теме: «Чистая вода»

Методическая разработка: Урок  по теме: «Чистая вода». Содержит информацию о важности бережного отношения к водным ресурсам. В стихотворной форме представлены природные явл...

Землянам-чистую планету !

14.12.2020г.       Классный час "Землянам-чистую планету ! "- пропаганда экологического воспитания....