Рабочая программа по экологии для 1-х курсов
рабочая программа на тему

Закржевский Александр Юрьевич

Рабочая программа учебной дисциплины экология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.04 Технология сахаристых продуктов.

Организация – разработчик: МБОУ «Жердевская» СОШ;  ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Разработчик: к.т.н. преподаватель Закржевский А.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по экологии28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки

Тамбовской области

МБОУ «Жердевская» средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

_________________А.Н.Каширин

«____»________________2016  г.

Утверждаю

Директор МБОУ

 «Жердевская» СОШ  ______________Г.В.Голубева

«____»______________2016 г.

                                                                                   

Рабочая программа

учебной дисциплины

Экология

19.02.04 Технология сахаристых продуктов

Жердевка

2016  


Рабочая программа учебной дисциплины экология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.04 Технология сахаристых продуктов.

 

Организация – разработчик: МБОУ «Жердевская» СОШ;

                                                  ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной

                                                  промышленности»

Разработчик: к.т.н. преподаватель Закржевский А.Ю.

Рецензенты:

______________________________________________________________________

Ф.И.О., должность

Согласовано

Зам.директора по учебной работе

ТОГБПОУ «Жердевский

колледж сахарной промышленности» ____________________Н.В.Зингер

Согласовано

Зам. директора по учебно-воспитательной  

работе МБОУ «Жердевская» СОШ ___________________Н.С.Лесникова


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экология»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в учреждениях профессионального образования, реализующих образовательную программу при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальности 19.02.04 Технология сахаристых продуктов.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Учебный предмет «Экология» изучается на начальном этапе профессионального образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная экология — практическая экология, или охрана природы. В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы «общество—природа», а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение студентов экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого- природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

— о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; — законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

— об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

— о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

— законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

— о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); — современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

— о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

— о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

— об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых);

— о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

 — о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

 — о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь: 

  • - решать простейшие экологические задачи;
  • - использовать количественные показатели при обсуждении экологических и вопросов;
  • - объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
  • - строить графики простейших экологических зависимостей;
  • - применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
  • - использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, взаимоотношений природы и общества;
  • - подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц.

1.4.  Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

  Выполнение устных и письменных домашних заданий

  Написание рефератов

  Подготовка сообщений, докладов.

  Подготовка презентаций.

  Итоговая аттестация Зачет; 


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Организм и среда.

Тема 1.1.

Организм и среда. Основные среды жизни.

Приспособительные формы организмов.

Содержание  учебного материала

18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Введение. Уровни организации жизни.

Потенциальные возможности размножения организмов. Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

Основные пути приспособления организмов к среде.

Водная среда.

Наземно-воздушная.

Почва как среда обитания.

Паразитическая среда обитания.

Пути воздействия организмов на среду обитания.

Использование способности организмов к изменению среды обитания в хозяйственной практике.

Жизненные формы животных.

Приспособительные ритмы жизни.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат. Глобальные проблемы человечества

6

Тема 1.2.  Сообщества и популяции.

Содержание учебного материала

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Типы взаимодействия организмов.

Законы и следствия пищевых отношений.

Законы конкурентных отношений в природе.

Популяции.

Демографическая структура популяций.

Рост численности и плотность популяции.

Численность популяций и ее регуляция в природе.

Биоценоз и его устойчивость.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат. Экологические проблемы, связанные с будущей производственной деятельностью.

4

Тема 2.

Экосистемы.

Содержание учебного материала

9

1

2

3

4

5

6

7

Законы организации экосистем.

Законы биологической продуктивности.

Агроценозы и агроэкосистемы.

Саморазвитие экосистем – сукцессии.

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Круговороты веществ в биосфере.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклады. Экология и здоровье человека.

3

Тема 3.

Экологические проблемы и пути их решения..

Содержание учебного материала

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Современные проблемы охраны природы.

Современное состояние и охрана атмосферы.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Использование и охрана недр.

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

Современное состояние и охрана растительности.

Рациональное использование и охрана животных

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.

Проведение итогового тестирования.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение темы:«Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красная книга.

5

Всего:

54


3. Условия реализации учебной дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «экология».

Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя, ПК преподавателя, проектор, демонстрационный экран.

Технические средства обучения: персональные компьютеры

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Экология 10 (11) класс» авт. Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов, изд. ДРОФА ОАО «Московские учебники», 2008.

2. Примерной программы учебного курса «Экология» для 10 (11) класса общеобразовательных учреждений, Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов, изд. ДРОФА, ОАО «Московские учебники», г. Москва, 2007 год

3. Жигарев И. А., Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Основы экологии: сборник задач, упражнений и практических работ. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительные источники:

1. Константинов В.М. Общая биология. Учебник, М., 2003

2. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебник, М.,2002


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, выступлений.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

умеет:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

-использовать в прфессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;.

В результате усвоения учебной дисциплины обучающийся

знает:

- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- методы экологического регулирования;

-принципы размещения производств различного типа;

-основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

-правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

-природоресурсный потенциал Российской Федерации;

-охраняемые природные территории.

-устный опрос;

-устный опрос;

-тестирование;

- блиц-опрос;

-проверка письменного домашнего задания;

-защита рефератов;

-тестирование;

-устный опрос;

-устный опрос;

-проверка письменного домашнего задания;

-тестирование;

-блиц-опрос;

-защита рефератов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 1-3 курса

Данная рабочая программа может быть применена для специальностей: повар, парикмахер и другие...

Планирование к рабочей программе по дисциплине «Химия» для 1 курса медицинского колледжа

Данное планирование соответствует рабочей программе учебной дисциплины «Химия» составленной на основе примерной программы (авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г) и предназначенной для изучения химии в...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа учебной дисциплины Экология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин...

Рабочая программа по экологии для специальности 19.02.01 Технология продукции общественного питания

Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по специальности19.02.01 Технология продукции общественног...

Рабочая программа дисциплины Экология

Программа преднаначена для подготовки по профессии СПО "Повар, кондитер " и соответствует ФГОС...

Рабочая программа по экологии

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательн...

Рабочая программа по экологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.9 Экология по профессии среднего профессионального образования 08.01.07 Мастер общестроительных работ технического профиля ...