Рабочая программа по экологии
материал на тему
Рабочая программа учебной дисциплины Экология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Утверждена приказом директора
БУ «Лангепасский политехнический колледж»
№ 245-р от 16.06.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.14 Экология
для профессии
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Покачи
2017
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик:
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи
Разработчики:
Асхабова С.С., преподаватель первой квалификационной категории
Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи
Протокол № 5 от 06. 06. 2017г.
Рассмотрена «Согласовано»
ПЦК преподавателей Заместитель директора по УВР
общеобразовательного цикла ___________ С.Н.Каращук
Протокол № 5 от 20. 05. 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Экология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по профессии:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
• предметных:
−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 17 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа) Подготовка докладов и презентаций Составление терминологического словаря Конспектирование текста Решение задач | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология
Наименование разделов и тем | № п/п | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов | Самосто ятельная работа | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Тема 1. Введение | Содержание учебного материала | 1 | |||||
1 | История развитии экологии. | 1 | 1 | ||||
2 | Методы, используемые в экологических исследованиях. | 1 | 1 | ||||
Тема 2. Экология как научная дисциплина | Содержание учебного материала | ||||||
3 | Общая экология. | 1 | 1 | ||||
4 | Социальная экология. | 1 | 1 | ||||
5 | Прикладная экология. | 1 | 1 | ||||
6 | Практическое занятие: Демография и проблемы экологии. | 1 | 2 | ||||
7 | Практическое занятие: Природные ресурсы, используемые человеком. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | 1 | 2 | ||||
8 | Практическое занятие: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме . Подготовить презентации и сообщения по темам: «Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. Экология популяций» . | 4 | ||||||
Тема 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность | Содержание учебного материала | ||||||
9 | Среда обитания человека | 1 | 1 | ||||
10 | Естественная , искусственная и социальная среды обитания человека. | 1 | 1 | ||||
11 | Практическое занятие: Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. | 1 | 2 | ||||
12 | Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. | 1 | 1 | ||||
13 | Практическое занятие: Описание жилища человека как искусственной экосистемы. | 1 | 2 | ||||
14 | Шум и вибрация в городских условиях. | 1 | 1 | ||||
15 | Практическое занятие: Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. | 1 | 2 | ||||
16 | Экологические требования к организации строительства в городе. | 1 | 1 | ||||
17 | Практическое занятие: Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. | 1 | 2 | ||||
18 | Практическое занятие: Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. | 1 | 2 | ||||
19 | Сельская среда обитания человека. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. | 1 | 1 | ||||
20 | Практическое занятие: Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему. Основные экологические приоритеты современного мира. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз- можные способы решения проблем. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы. Популяция как экологическая единица.» Причины возникновения экологических проблем в городе. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности. Система контроля за экологической безопасностью в России. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания. Среда обитания и среды жизни: сходство и различия. Структура экологической системы». |
6 | ||||||
Тема4. Концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
21 | Глобальные экологические проблемы и способы их решения. | 1 | 1 | ||||
22 | Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». | 1 | 1 | ||||
23 | Эволюция взглядов на устойчивое развитие. | 1 | 1 | ||||
24 | Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». | 1 | 1 | ||||
25 | Практическое занятие: Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. | 1 | 2 | ||||
26 | Практическое занятие: Экологические след и индекс человеческого развития. | 1 | 2 | ||||
27 | Практическое занятие: Решение экологических задач на устойчивость и развитие | 1 | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: «Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов. История и развитие концепции устойчивого развития. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития». | 4 | ||||||
Тема 5. Охрана природы | Содержание учебного материала | ||||||
28 | История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. | 1 | 1 | ||||
29 | Практическое занятие: Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. | 2 | |||||
30 | Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. | 1 | 1 | ||||
31 | Практическое занятие: Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. | 1 | 2 | ||||
32 | Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. | 1 | 1 | ||||
33 | Практическое занятие: Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов иводных биоценозов). | 1 | 2 | ||||
34 | Природные ресурсы и способы их охраны. | 1 | 1 | ||||
35 | Практическое занятие: Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы | 1 | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: «Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему. Основные экологические приоритеты современного мира. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз- можные способы решения проблем. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы Выполнение домашних заданий по теме .Решение экологических задач . Подготовить презентации по темам: «Антропогенное воздействие на биосферу .Окружающая среда и здоровье человека» | 4 | ||||||
Итоговый зачет | 36 | Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |||
Всего:54ч. | 36 | 18 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экология»;
- принтер;
- микроскоп для работы студентов.
- цифровой микроскоп с выводом изображения на экран,
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- аудио- и видеоаппаратура
3.2 Информационное обеспечение обучения
Для студентов
Валова В.Д. Экология. — М., 2012. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10 — 11 клас- сы. — М., 2014. Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014. Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. — М., 2011.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об- разования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из- менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании». Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011. Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое раз- витие». — М., 2011. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.
Интернет-ресурсы www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения). www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Иметь представление: -об условиях устойчивого состояния экосистемы и причинах возникновения экологического кризиса; -о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; -об экологических принципах рационального природопользования | Контрольные работы Тестовые работы Практические занятия |
Знать: -мероприятия по охране воздуха и водоемов; -вопросы охраны растительного и животного мира -источники загрязнения атмосферы, водоемов, почв. | Контрольные работы Тестовые работы Практические занятия |
Уметь: -оценивать взаимодействие окружающей среды и хозяйственной деятельности человека. | Тестовые работы Практическая занятия Самостоятельная внеаудиторная деятельность |
решать - элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль Практические занятия |
выявлять - приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | Контрольные работы Тестовые работы Практические занятия |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | Контрольные работы Тестовые работы Практические занятия |
находить информацию - о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | Защита творческой работы Защита индивидуального задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/12/picture-923978-1494574568.jpg)
Рабочая программа по экологии для 1-х курсов
Рабочая программа учебной дисциплины экология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.04 Технология...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/06/picture-115250-1349524343.jpg)
Рабочая программа по экологии для специальности 19.02.01 Технология продукции общественного питания
Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по специальности19.02.01 Технология продукции общественног...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002325-1516991612.jpg)
Рабочая программа дисциплины Экология
Программа преднаначена для подготовки по профессии СПО "Повар, кондитер " и соответствует ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-766773-1457690606.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ЭКОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр- кассир
Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,...
Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог.
Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательног...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-344733-1586442225.jpg)
Рабочая программа по экологии
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/16/picture-1054642-1655411742.png)
Рабочая программа по экологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.9 Экология по профессии среднего профессионального образования 08.01.07 Мастер общестроительных работ технического профиля ...