Развитие активности студентов 1 курса СПО в условиях применения кейс-технологии на занятиях химии.
методическая разработка на тему

Хайруллина Таисия Ивановна

В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения. Кейс-технология позволяет правильно выбирать оптимальный вариант решений поставленных задач. При решении общей проблемы на занятиях оказывается полезным сотрудничество, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно, что является значимым в дальнейшем на производственной сфере.

Практическая часть: учебная дисциплина «Химия».

          Тема занятия: «Мыла и синтетические моющие средства», (2 часа).

Используемые технологии: метод проектов, кейс-технология.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

              Проверка студентов на актуализации знаний:

  1. Назовите растения, которые обладают моющим действием.
  2. Почему процесс получения мыла называется мыловарением, из чего варят мыло?
  3. Объясните процесс омыления жиров с точки зрения химии?
  4. Почему мыло сушит кожу? Как подобрать мыло, соответствующее определённому типу кожи?
  5. Как узнать, мягкая вода или жесткая в городе Казани?
  6. Какую реакцию среды должно иметь моющее средство, предназначенное для стирки хлопчатобумажных, шёлковых и шерстяных тканей?
  7. Почему мыло теряет моющую способность в жёсткой воде, а стиральные порошки – нет?
  8. Каким способом получают синтетические моющие средства?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1. Какие вещества могут образовываться при гидролизе жиров:

А. Этиленгликоль.  Б. Глицерин.  В. Уксусная кислота.  Г. Этиловый спирт.

2. Какие вещества не могут образовываться при гидролизе жиров:

А. Вода.  Б. Муравьиная кислота.  В. Глицерин.  Г. Этиловый спирт.

3. В каком отделе пищеварительной системы происходит расщепление жиров:

А. Ротовая полость.  Б. Желудок.  В. Тонкий кишечник.  Г. Толстый кишечник.

4. Процесс превращения жидких масел в твердые жиры называют:

А. Гидролизом. Б. Гидратацией. В. Гидрированием.                                                               Г. Гидрогалогенированием.

5. Синтетические моющие средства в отличие от мыла:

А. Загрязняют окружающую среду, так как очень плохо разлагаются естественным путем.

Б. Имеют высокую моющую способность в широком интервале температур.  В. Сохраняют моющую способность в  жесткой воде. Г. Все ответы верны.

6. Среда водного раствора хозяйственного мыла:

  А. Нейтральная.  Б. Кислотная.  В. Щелочная.  Г. Зависит от   способа изготовления мыла.

  7. Свойство, нехарактерное для хозяйственного мыла:

  А. Разрушает ткани.

  Б. В жесткой воде плохо проявляет свою моющую способность.  

  В. При повышении температуры моющая способность мыла  увеличивается.

  Г. Раствор мыла имеет кислотную среду.

  8. Название вещества, формула которого СН3 – С = О

                                                                                    \ О – С2Н5

  А. Этилацетат.  Б. Этиловый эфир уксусной кислоты.  В.  Этилэтаноат. Г. Все предыдущие ответы верны.

 9. Синтетические моющие средства представляют собой:

А. Натриевые соли высших сульфокислот. Б. Натриевые соли карбоновых кислот. В. Калиевые соли карбоновых кислот. Г. Сложные спирты.

10. Моющие средства получают реакцией нейтрализации:

А. Сложные  моноэфиры серной кислоты. Б. Карбоновые кислоты.

В. Этилового спирт.   Г. Жиры.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ


Структуры, названия и источники получения некоторых жирных кислот

Структура (формула)

Название кислоты

Источник получения

СН3(СН2)10СООН (С11Н23СООН)

Лауриновая

Кокосовое масло

СН3(СН2)12СООН (С13Н27СООН)

Миристиновая

Мускатное масло

СН3(СН2)16СООН (С17Н35СООН)

Стеариновая

Животные жиры

СН3(СН2)7СН=СН(СН2)7СООН (С17Н33СООН)

Олеиновая

Оливковое масло

СН3(СН2)4СН=СНСН2СН=СН(СН2)7СООН
17Н31СООН)

Линолевая

Конопляное масло

СН3СН2СН=СНСН2СН=СНСН2СН=СН(СН2)7СООН
17Н29СООН)

Линоленовая

Льняное масло


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Лист самооценки знаний учащегося

задание

балл

1

Диктант

2

Тест

3

Работа в парах

4

Лабораторная работа

5

Составление формул солей

6

Рефлексия

Итоговая оценка

      ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

10 основных правил для анализа кейса

1

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

2

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

3

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

4

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

5

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

6

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

7

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

8

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

9

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

10

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ Батырова Н.Ш., БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы человеческой де

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХБатырова Н.Ш.,БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы  чело...

Развитие творческой активности студентов на уроках немецкого языка

В статье представлен материал, в котором предлагается повышать активность студентов на занятиях по иностранному языку для реализации их творческих возможностей....

Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.

В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...

Развитие познавательной активности студентов медицинского колледжа через творческие задания на занятиях по психологии.

Обучение студентов представляет собой сложный многоплановый процесс, в ходе которого на передний план выходит задача, обуславливающая разностороннее развитие будущего специалиста, осознающего социальн...

Доклад на ЦМК Развитие у студентов социальной активности в условиях колледжа

Доклад на ЦМК Развитие у студентов социальной активности в условиях колледжа...

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕУраимова Г.У.Научный руководитель: О.В. ШараеваГосударственное бюджетное профессиональное образовательное...