Суд над сопротивлением.
методическая разработка на тему

Изучить электрическое сопротивление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

СУД НАД СОПРОТИВЛЕНИЕМ

1 группа

Учитель физики

Халидова Б.А.

«Науку всё глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.    Фирдоуси (персидский поэт).

Тема урока: «Суд над сопротивлением».

Цель урока: Раскрыть сущность физической величины – электрического сопротивления.

Задачи урока:

Предметные: формирование представлений об электрическом сопротивлении и единицы его измерения, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся. При описании явлений правильно трактовать физический смысл используемых физических величин, их обозначения и единицы измерения.

Метапредметные: развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, применять их на практике, использовать различные источники для получения информации.

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: портреты ученых, реостат ползунковый и рычажной, амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, набор последовательных и параллельных проводников, лампочки, презентация к уроку.

Действующие лица: секретарь суда, народные заседатели, судья, прокурор, адвокат, сопротивление, свидетели защиты (чудопечкин, умник, рассудительный, реостат), свидетели обвинения (шаговых, задача, лампочка).

Содержание урока:

Секретарь суда: Встать! Суд идет!

Главный судья: Сегодня слушается дело № 1 по обвинению Сопротивления. Электрическое сопротивление обвиняется в том, что по его вине происходят многочисленные пожары, порча электрических приборов и другое. Мы приглашаем сегодня обстоятельно разобраться в этом деле, справедливо и беспристрастно выслушать показания свидетелей и вынести справедливый приговор.

Секретарь суда: Ввести подсудимого.

Главный судья: Установим личность подсудимого. Подсудимый! Ваша фамилия, имя и отчество?

Подсудимый: Сопротивление Электрическое.

Главный судья: Место и год рождения?

Сопротивление: Иезуитская коллегия г. Кельна, 1825-1826 г.г.

Главный судья: Ваши родители?

Сопротивление: Матери своей я не имею, скорее всего, ее и не было. А вот отец мой – немецкий физик Георг Симон Ом.

Главный судья: Расскажите биографию.

Сопротивление: Она есть в деле. Я могу от волнения пропустить что-либо важное, поэтому прошу суд зачитать ее.

Секретарь суда: Биография Сопротивления Электрического. Мой дедушка – потомственный вестфальский кузнец, передал своим детям трудовые традиции семьи Омов. Он был очень умным человеком. Понимая необходимость образования, он счел нужным выучить высшую математику, чтобы следить за учением своих сыновей: старшего – Мартина, впоследствии известного математика, и младшего – Георга (1787-1854) – моего отца.

Георг Ом, мой отец, окончил университет в своем родном городе Эрлангене (1811) и стал учителем математики. Но большая бедность заставила его искать новое место. Наконец, он обосновался в г. Кельне в иезуитской коллегии в качестве учителя математики и физики. Здесь же и произошло мое рождение. Благодаря закону, открытому отцом, я неотделим от какого-то напряжения и напирающей силы тока.

Главный судья: Из вашей биографии так и не ясно, что же вы собой представляете?

Сопротивление: Я представляю собой свойство проводника влиять на силу тока в цепи. Определяюсь геометрическими размерами и внутренней структурой проводника. Являюсь коэффициентом пропорциональности между силой тока и напряжением.

Главный судья: Есть ли вопросы к Сопротивлению и суду у защиты?

Адвокат: Нет.

Главный судья: У обвинения?

Прокурор: Нет.

Главный судья: У заседателей?

Заседатель № 1: У меня вопрос к Сопротивлению. Состоите ли вы в родстве с сопротивлением, известным больше под именем трения?

Сопротивление: Да, я его младший брат, хотя и не кровный. Дело в том, что трение и я, электрическое сопротивление, превращаем механическую или электрическую энергию во внутреннюю. Да и природа у нас одна – электромагнитная.

Заседатель № 2: Где же вы проявляете себя?

Сопротивление: Всюду – в физике, технике, жизни, везде, где есть электрический ток.

Секретарь суда: Разрешите огласить документы, поступившие в адрес суда.

Телеграмма № 1.

Версаль. Подписана профессором математики из Лейдена Петером Мушенброком.

Я в полном замешательстве. Что еще за суд вы учинили? Над чем? Каким-то, простите, электрическим сопротивлением? Да его нет! Во всем воля божья.

Но раз уж вы собрались, у меня к вам небольшая просьба. Но опишу все но порядку.

180 королевских гвардейцев в парадных мундирах в Версале в присутствии его величества короля Франции берутся за руки и образуют большой круг. Цепь гвардейцев «замыкалась» через лейденскую банку.

«Было курьезно видеть разнообразие жестов и слышать вскрики, исторгаемые неожиданностью у большей части получающих удар электрическим током».

Великолепное зрелище! Интересное зрелище! Рекомендуется во все королевские дворцы. Просьба пояснить причину удара.

Телеграмма № 2.

Болонь. Подписана заведующим кафедрой анатомии Луиджи Гальвани.

«Сердечно поздравляю и приветствую ваше собрание. Искренне рад, что среди ученых XX в. в столь раннем возрасте проявляются такие великолепные задатки.

Я испытываю восторженное чувство от только что сделанного открытия. Уверен, что если вы его повторите, испытаете то же, что и я. Чудесное механическое действие электрического тока воскрешает мертвую лягушку и заставляет сокращаться ее мышцы. Надеюсь, в вашем веке уже придумали достойное применение моему открытию. С уважением. Гальвани».

Адвокат: Я прошу суд не обсуждать эту телеграмму, а заслушать свидетеля Чудопечкина.

Главный судья: Суд учтет ваше пожелание.

Секретарь суда: Вызывается свидетель Шаговых.

Главный судья: Вы обязаны говорить правду и только правду.

Свидетель Ш.: В 1928 г. в Ленинграде на площади Ломоносова я был свидетелем ужасной катастрофы. В то время площадь была вымощена деревянными шестигранниками. В центре садика, как раз рядом с памятником Ломоносова, находился чугунный колодец, в котором помещался электрический разъединитель – воздушный выключатель. Колодец представлял собой металлическую бочку, возвышающуюся на 1 м над землей. Электрическая установка внутри колодца находилась под напряжением 2000 В. Однажды повредился фарфоровый изолятор, на котором крепился разъединитель. Под тяжестью проезжавшей телеги мостовая прогнулась и головка коснулась корпуса колодца. Вблизи колодца возникло шаговое напряжение. Люди, находящиеся вблизи колодца, почувствовали удар током, а лошадь, проезжавшая по площади, упала замертво. Короткое замыкание продолжалось 2 с, после чего на электрической станции сработал защитный автомат.

Происшествие собрало толпу прохожих, и я был в их числе. Инженер же на электрической станции, не обнаружив повреждения, вновь подал напряжение, решив (после проверки), что автомат отключился ошибочно.

Вновь на 2 с возникло короткое замыкание, в результате чего погибли две лошади, а люди получили удар током.

Авария вошла в историю как «лошадиная авария». А виновато малое сопротивление поверхности Земли.

Прокурор: Я прошу всех присутствующих серьезно подойти к этим свидетельским показаниям. Многим из вас, очевидно, приходилось быть свидетелями подобных фактов. А также необходимо разобраться, почему люди на лошадях испытали удар током, а лошади погибли? Я думаю, что здесь в полной мере проявилось коварство сопротивления.

Свидетель защиты Умник: Мне кажется, что вы делаете слишком поспешные выводы. Сопротивление здесь ни причем, ведь оно почти одинаковое как у человека, так и у лошади. Дело все в напряжении. Напряжение на земле, на расстоянии между ногами человека сравнительно мало из-за малого расстояния между ногами человека, а у лошади соответственно в несколько раз больше.

Большой ток и убил лошадей. Сопротивление же здесь ни причем.

Секретарь суда: Вызывается свидетель Лампочка.

Свидетель Л.: Да, моя фамилия Лампочка, и я принесла вещественное доказательство прямой вины обвиняемого (вынимает электрическую лампочку).

Перед вами обыкновенная лампочка, на цоколе которой написано 100 Вт, 220 В. Найдем ее сопротивление из формулы

P=U2 R=/R U2/R;

R  220 В / 100 Вт = 484 Ом.= 220 В

Замерим, сопротивление той же лампочки авометром. К сожалению его у нас нет, но вы можете проверить и вы увидите, что оно равно 300 Ом.

Я, товарищи, возмущена таким непостоянством обвиняемого. Это нельзя оставить безнаказанным.

Свидетель защиты Рассудительный: Я в свою очередь возмущен безграмотностью товарища Лампочки. Это фальсификация и называется подтасовкой фактов. Неужели не ясно, что все дело в условиях, при которых измеряют сопротивление. Все легко объясняется, если знать законы физики, а не уповать на обвиняемого.

Главный судья: Мы примем во внимание свидетельские показания Лампочки и пояснения свидетеля защиты.

Секретарь суда: Вызывается свидетель Чудопечкин.

Свидетель Ч.: Товарищи судьи! Подумайте, что произойдет, если мы осудим сопротивление. Я задержу ваше внимание на одном опыте. Потушим свет.

Мы видим, как накаляется константановая проводка и почти холодной остается медная. Вы скажете, что же здесь хорошего? А вспомните все электронагревательные бытовые приборы: электроплитка, электроутюг, электрокамин, электробигуди, электрофен. А применение теплового действия тока в промышленности: и электропечи, и электрозакалка, и сушилки... И всем этим благам мы обязаны большому сопротивлению.

Свидетель обвинения Задача: Я хочу опровергнуть мнение свидетеля защиты Чудопечкина, утверждавшего, что чем больше сопротивление, тем больше выделяется теплоты. Соединим последовательно две электрические лампочки мощностью 60 и 200 Вт. Света дает больше лампа меньшей мощности.

Соединим эти лампочки параллельно. Ярче горит лампочка большей мощности. Какую же из ламп выбрать мне в свою квартиру? Это неразрешимая задача и такой запутанной ее сделало сопротивление.

Сопротивление: Я прошу выслушать меня. Дайте мне слово!

Главный судья: Пожалуйста, Сопротивление, вам слово.

Сопротивление: Теперь я постараюсь высказаться не так туманно. Итак, задача о лампочках. Вы, уважаемый свидетель Задача, сами сказали, что все дело в способе соединения ламп. Если вы выбираете лампы в свою квартиру (а там все потребители соединены параллельно), значит, вам нужна лампа большей мощности, она даст Вам больше света. Причем же здесь я? Наоборот, при параллельном соединении я сделаю общее сопротивление, цепи меньше меньшего из всех включенных резисторов. Что же в этом плохого? Ведь если бы я не обладало свойством уменьшать общее сопротивление цепи, все ваши нагревательные приборы перестали бы работать.

Секретарь суда: Просит слова свидетель Реостат.

Свидетель Р.: В своем выступлении я не хочу быть голословным и представляю вещественные доказательства.

Реостаты играют незаменимую роль в народном хозяйстве. С их помощью можно регулировать силу тока в цепи и напряжение. Без реостатов не могли бы работать не только радио и телевизоры, но и все электронно-вычислительные машины, осциллографы, электрические измерительные приборы. В кинотеатрах и театрах используются ползунковые реостаты. Вы все наблюдали, как медленно, постепенно гаснет в театрах свет, когда начинается спектакль. Это необходимо для зрения – глаз успевает адаптироваться на темноту, но, самое главное, медленное гашение света с помощью реостатов создает настроение торжественности происходящего. Рычажные реостаты используются в тормозных устройствах, например в трамваях. Вагоновожатый с помощью этого реостата уменьшает ток в цепи, скорость движения уменьшается, трамвай останавливается.

Главный судья: Я предлагаю прекратить опрос свидетелей. Мы ничего нового из свидетельских показаний не получаем. Ясно лишь одно, что в электрических цепях вредно как большое, так и маленькое сопротивление.

Заседатели: Мы согласны.

Секретарь суда: Слово предоставляется главному обвинителю. Товарищ прокурор, ваше слово!

Прокурор: Уважаемые судьи! Товарищи присутствующие! Вы сегодня являетесь свидетелями необычного события: мы судим сопротивление. Это злой и коварный преступник. Свою натуру он ловко скрывает, принимая различные формы, утверждая, что является простым коэффициентом пропорциональности между напряжением и силой тока однородного участка цепи. Свою неустойчивую натуру и податливую сущность сопротивление объясняет навязанными ему свойствами проводника. Все это сильно сказывается и на вольт-амперных характеристиках проводников: a) металл; б) электролит; в) вакуум; г) газ; д) полупроводник.

Как мы видим, хотя сопротивление считает себя способным влиять на силу тока, но делает оно это по-разному. Разве это не преступление? Вторая часть его преступления состоит в преступной и опять-таки запутанной связи с параметрами среды.

На основании замеченного мною, а также высказываний свидетелей обвинения я требую:

1) осудить Сопротивление за его приспособленческую натуру (непостоянство для разного рода проводников и зависимость от рода тока);

2) считать преступной связь сопротивления с температурой;

3) обвинить сопротивление в его легкомысленном поведении;

4) применить самую суровую меру наказания к обвиняемому за многочисленные электротравмы.

Секретарь суда: Слово предоставляется главному защитнику. Пожалуйста, товарищ адвокат!

Адвокат: Уважаемые товарищи судьи! Я обращаюсь к прокурору. Ваши обвинения поистине смешны и оборачиваются против вас. Разнообразному влиянию сопротивления на силу тока можно только радоваться, ведь именно так и проявляется многообразие материи. Зависимость же сопротивления от температуры для металлов привела к открытию – сверхпроводимости. Позволю себе немного истории.

Теория сверхпроводимости была создана американскими изиками Дж. Бардиным, Л. Купером и Дж. Шриффером в 1957 г., за что они были удостоены званий лауреатов Нобелевской премии.

Таким образом, и малое сопротивление и даже его отсутствие – это благо для человечества. Нужно лишь неукоснительно соблюдать правила техники безопасности.

Я прошу у суда снисхождения при анализе всех «за» и «против». Подумайте, что будет с нами, если мы осудим сопротивление? У меня все.

Секретарь суда: Суд удаляется на совещание.

(Через некоторое время.)

Главный судья: Наш суд был скорым и правым. Внимательно выслушав обе стороны, суд единодушно пришел к следующему решению:

Учитывая некоторые отрицательные стороны подсудимого, так красочно описанного в выступлениях свидетелей обвинения и прокурора, суд, тем не менее, полагаясь на свое мнение, на речь уважаемого адвоката и показания свидетелей защиты, считает большую часть обвинений преувеличенными и постановляет:

1. Учитывать положительные стороны проявления сопротивления, всемерно расширять использование этих свойств.

2. Вести борьбу с отрицательными проявлениями сопротивления.

3. Неустанно изучать, глубоко проникать в смысл законов физики, познавать тайны природы, ставить их на «службу человеку.

Освободить Сопротивление из-под стражи прямо в зале суда. Обжаловать данное решение можно в десятидневный срок со дня вынесения приговора. Данное решение вступает в силу немедленно.

Секретарь суда: Заседание суда считаю законченным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В.Ф. ШАТАЛОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Уже много лет я являюсь организатором подготовки и проведения олимпиады колледжа по сопротивлению материалов. Олимпиада регулярно поводится для студентов второго курса следующих специальностей: «Техно...

Методические указания для самостоятельной работы раздел «Сопротивление материалов» специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Методические указания для самостоятельной работы раздел «Сопротивление материалов» специальность 190631  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»...

Лабораторная работа по теме "Определение удельного сопротивления проводника"

Лабораторная работа по физике для школьников 11 класса...

Открытый урок "ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Внутреннее сопротивление источника тока."

Урок проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядного методов обучения, с использованием имеющихся в распоряжении возможностей современной те...

Карточка-задание по теме "Расчет сопротивления проводников"

Карточка-задание используется на практическом занятии при подготовке к проверочной работе по теме "Рассчет сопротивления проводников". Приведены схемы соединений резисторов и указано задание...

Урок игра "Сопротивление материалов"

Тема: “ Сопротивление материалов ”.Вопросы:Основные понятия сопротивление материалов                                 ...