"Пищевая и легкая промышленность"
план-конспект урока на тему

Ярыш Александр Николаевич

Особенности размещения предприятий пищевой и легкой про­мышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_klass_po_geografii.docx127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Пищевая и легкая промышленность»

разработка урока географии  в 9 классе.

Разработал Ярыш Александр Николаевич, учитель географии МБОУ СОШ № 9

х. Привольный, Кавказский район, Краснодарского края

Цели: Изучить. особенности размещения предприятий пищевой и легкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей Показать связи звеньев АПК, определить круг проблем 3 звена АПК.

Оборудование: Карты «Пищевая промышленность», «Легкая промышленность». Коллекция «Продукция легкой промышленности (волокна, ткани, кожа)».

Ход урока                                                                                                                                                                                      

I.                    Организационный момент

II.                  Проверка домашнего задания

1)                   Учащиеся, приготовившие вопросы, задают их классу, за правильные ответы выдаются жетоны. За 5-7 жетонов можно поставить оценку в журнал. За 1-2 жетона оценка не ставится, жетоны остаются у ученика. На следующих уроках он может заработать еще жетоны и, набрав их более 5, получить оценку.

Возможна работа по взаимопроверке в парах или работа в группе из 4-х человек. Например, учащиеся двух столов задают вопросы сразу двум учащимся другого стола. Затем роли меняются. При составленных 10 вопросах учащиеся в среднем могут набрать 10 жетонов, если оба работали хорошо, отвечали по очереди, если один ученик ответа не знает, то вопрос переходит ко второму ученику.

На листке знаком «+» отмечаются положительные ответы, а знаком «-» отрицательные ответы.

2)                   Географический тест:

1.   Основным звеном АПК является ...

а) растениеводство;

б)         животноводство;

в)         сельское хозяйство.

2.   Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы (плодородия), называются ...

а) рекультивация;

б)         мелиорация;

в)         рентабельность.

3.   К первому звену АПК относятся ...

а) производство удобрений;

б)         пищевая промышленность;

в)         торговля.

4.   Основная часть картофеля (90%) в стране выращивается на ...

а) фермерских хозяйствах;

б)         в колхозах;

в)         личных подсобных хозяйствах.

5.   Важнейшей зерновой культурой России является ...

а) гречиха;

б)         овес;

в)         пшеница.

6.   Полеводство занимается возделыванием ...

а) овощей;

б)         зерновых культур;

в)         технических культур.

7.   В Нечерноземье выращивают ...

а) лен-долгунец;

б)         сахарную свеклу;

http://tak-to-ent.net/images/113geo/33.png

III.                Изучение нового материала

-                      К 3-му звену АПК относятся пищевая и легкая промышленности.

Пищевая промышленность производит продукты питания. Ее главная цель обеспечить население качественными продуктами.

Легкая промышленность производит ткани, одежду, обувь, т. е. обеспечивает население товарами народного потребления.

Учащиеся слушают сообщение и делают запись в тетради, разделив отрасли пищевой промышленности на 2 группы:

1                     группа - отрасли, тяготеющие к районам производства сельскохозяйственного сырья;

2                     группа - отрасли, тяготеющие к потребителям готовой продукции.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность, одна из старейших отраслей. Она встречается повсеместно, так как одни отрасли ориентируются на сырье, а другие на потребителя.

Первая группа отраслей имеет ведущим сырьевой фактор. При получении готового продукта в этой группе отраслей либо расходуется много сырья, либо сырье скоропортящееся и его нужно перерабатывать как можно скорее. Например, для производства 1 т сахара нужно 7 т сахарной свеклы. К первой группе отраслей относятся: рыбная, чайная, консервная, сахарная, маслодельная, крупяная.

Например, рыбная промышленность занимается добычей рыбы, морепродуктов, морского зверя и их переработкой. 90% рыбы добывается в морях; 70% рыбы дает Тихий океан.

Лов рыбы ведется со специальных судов: траулеров, сейнеров, 3А улова рыбы идет на экспорт. С 1992 по 1999 г. улов рыбы сократился с 5,3 млн т до 4,2 млн т.

Рыбоперерабатывающие заводы находятся на побережье. Крупнейший рыбоперерабатывающий центр в России - Мурманск.

Вторая группа отраслей тяготеет к потребителям продукции. В эту группу входят отрасли, продукцию которых невыгодно перевозить (например, для производства 40 т макаронных изделий нужно 60 т муки). Продукция некоторых отраслей скоропортящаяся (хлеб быстро черствеет, торты подлежат быстрой реализации).

Лидеры производства продуктов питания Центральный район, Поволжье, Урал, Северный Кавказ.

Работа с картой:

-                      По карте атласа «Пищевая промышленность» найдите другие центры рыбной промышленности.

-                      Найдите на карте центры пищевой промышленности (отрасли выберите сами не менее трех).

Легкая промышленность

Легкая промышленность состоит из текстильной, швейной, меховой, кожевеннообувной.

Продукция легкой промышленности влияет на уровень жизни людей, так как потребителем продукции является население страны. Часть продукции легкой промышленности используется в химической промышленности (в шинах есть ткань - корд), в машиностроении, авиакосмической и др.

Легкая промышленность трудоемкая отрасль, и заняты в ней большей частью женщины.

Значительная часть предприятий легкой промышленности закрыта или работает не на полную мощность. Конкуренцию продукции отечественных предприятий создает импортная продукция. Ткани из Китая и Индии более дешевые, так как рабочая сила в этих странах в несколько раз дешевле, чем в России.

Текстильная промышленность использует в качестве сырья хлопок, лен, шерсть. Отходы переработки у льна достигают 80%, у шерсти 50% от первоначального веса, поэтому предприятия первичной переработки шерсти (шерстомойные фабрики), льнообрабатывающие расположены у сырья.

Шерстомойные фабрики располагаются на Северном Кавказе, льнообрабатывающие - на Северо-Западе России. Отделка тканей происходит в Центре, где есть квалифицированные кадры. На потребителя ориентируются швейные и обувные фабрики.

Работа с картой:

-                      На карте легкой промышленности найдите центры хлопчатобумажной, шерстяной, льняной отраслей.

-                      Отметьте на контурной карте центры легкой промышленности:

а)         хлопчатобумажной (5 центров);

б)         шерстяной (5 центров);

в)         льняной промышленности.

Технологический цикл хлопчатобумажной промышленности выглядит следующим образом:

http://tak-to-ent.net/images/113geo/34.png

Учитель рисует на доске схему, а ученики записывают ее в тетрадь. Демонстрация волокна и тканей из коллекции «Текстильная промышленность».

Домашнее задание

По уч. Д.: §33.

По уч. А.: §36, задание социокультурного практикума на с. 171.

Общее задание:

-                      Узнайте, какие предприятия пищевой и легкой промышленности имеются в вашем районе, области, республике, крае, городе.

-                      Какую продукцию они выпускают? (Можно дать творческое задание - оформить лист с конфетными обертками (фантиками) разных фабрик.)

Индивидуальное задание:

-                      Проанализируйте данные таблицы «Потребление продуктов питания населени ем России и развитых стран (на душу населения, кг)» уч. Д., табл. 37, с. 171.

http://tak-to-ent.net/images/113geo/35.png

Сделайте выводы о сбалансированности питания населения России:

-                      Какие продукты потребляются населением сверх медицинской нормы?

-                      Какие продукты население потребляет ниже нормы?

-                      Какие пути вы можете предложить для достижения сбалансированного рациона питания?

Дополнительный материал

Сообщение к уроку «Пищевая и легкая промышленность»:

Рыбное хозяйство

Без рыбы невозможно представить себе пищевой рацион жителей России.

Рыба богата минеральными элементами - фосфором, кальцием, калием.

До начала XX века рыбу в России ловили в реках и озерах. Рыба была обычной пищей, потому что она водилась в большом количестве в реках и озерах.

Православная религия разрешала верующим есть рыбу в некоторые дни поста.

Рыбу, выловленную в Волге, Дону, реках Урала сильно солили, «в корень» (поэтому рыба называлась коренной. На севере европейской части России продавали треску, палтуса, сельдь. Ловили их в морях Северного Ледовитого океана.

Этнограф и писатель XIX века Сергей Васильевич Максимов писал: «На юге России - тарань, на Волге - вобла, на востоке и северо-востоке - судак, на западе -

сельдь, на севере - треска: вот те благодетели, которые выручают русских людей, заменяя им мясо и подслащая сухой хлеб».

При Петре I в России вылавливали рыбы 1 млн т.

Сейчас около 4 млн т рыбы добывают в Тихом океане, Северной Атлантике и морях Северного Ледовитого океана (Баренцевом, Норвежском, Гренландском). Три четверти улова составляют треска, сельдь, морской окунь. В морях Тихого океана 80% всего лова составляют треска, минтай, сельдь, камбала, лососевые. Лососевые - ценные промысловые рыбы, их называют «красной» рыбой. Из лососевых в водах России добывают чавычу, нельму, кету, горбушу, нерку, кижуча.

В Каспийском и Азовском морях ловят осетровых (осетра, севрюгу, стерлядь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Экономика организации ППССЗ 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 072709/54.02.03 Художественное оформление изделий те...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Экономика организации ППССЗ 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильн...

Информационное письмо Департамента Смол. обл. заседание образовательно - производствененного кластера легкой промышленности Смоленской обл.

Участие в открытом заседании  образовательно - производствененного кластера легкой промышленности Смоленской обл....

План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»

План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»...

Методическая разработка для уроков практической подготовки (учебная практика) по профессии 13249 "Кухонный рабочий" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по теме "Безопасное использование моющих средств в пищевой промышленности.

Методическая разработка разработана для уроков практической подготовки (учебная практика) по профессии 13249 "Кухонный рабочий" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная...