Методическая разработка УЗ на тему: «Защита населения при авариях на химически и радиационно-опасных объектах»
методическая разработка на тему

Методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по УД Безопасность жизнедеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chs_tehnogennogo_haraktera.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

Преподаватель: Брязгунова Елена Николаевна

Дата: 05.12.2012

Группа: ОЭ-1001        Специальность: 140448

Тема: Защита населения при авариях на химически и радиационно-опасных объектах

Цель занятия:

  1. Обучающая: обобщить знания о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, наиболее вероятные для района проживания и знания об основных мероприятиях по защите населения от ЧС техногенного характера и их последствий
  2. Развивающая: формировать умений работать в команде, нести ответственность; развивать умения делать выводы на основе полученных знаний и связывать изученный материал с конкретными жизненными ситуациями.
  3. Воспитывающая:  воспитывать бережное отношение к жизни как к главной ценности, сохранению здоровья. Показать значение знаний и умений в жизни человека.

Вид учебного занятия: командные соревнования

Тип учебного занятия: урок обобщение и систематизации знаний

Методы обучения: частично-поисковый

Формы проведения: групповая (бригадная)

Средства обучения: доска, плакаты, ноутбук, раздаточный материал.

Структурные элементы занятия

Время

(мин)

        Деятельность

Преподавателя

Студентов

Орг. момент

2

Приветствует студентов, проверяет отсутствующих. Настраивает студентов на работу.

Объясняет структуру учебного занятия.

Готовят рабочие места. Настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания

25

Раздает командам задания, контролирует ход командных соревнований. Подводит итоги по проверке домашнего задания.

Работают в командах, выполняют задания.

Целевая установка,  актуализация знаний

5

Ставит перед студентами цели,  задает вопросы для актуализации знаний.

Отвечают на вопросы.

Проведение инструктажа по проведению командных соревнований

3

Проводит инструктаж по проведению командных соревнований.  

Воспринимают, осмысливают. При необходимости задают вопросы.

Командные соревнования

50

Организует и контролирует ход командных соревнований.

Работают в командах, выполняют задания. При необходимости задают вопросы.

Подведение итогов

3

Подводит итоги командных соревнований. Объявляет победителей, оценивает студентов.

Воспринимают, помогают преподавателю оценить своих одногруппников.

Домашнее задание

2

Задает домашнее задание

Записывают домашнее задание в тетрадь. При необходимости задают вопросы.

Преподаватель         Е.Н. Брязгунова


Ход игры

1. вступление.

Ведущий (преподаватель Брязгунова Е.Н.)

Здравствуйте, гости и участники нашей игры. Я рада приветствовать Вас на нашей игре «Спасатель». Сегодня предоставляется возможность командам  продемонстрировать знания, эрудицию, проявить смекалку.

2. приветствие команд

Команды сообщают свое название, девиз

В игре 8    туров

  1. Тур. Разминка

1.Каждой команде задаются вопросы: по теме ЧС природного характера.

Время для ответа: 1 минута

1. Вас землетрясение застало в здании, ваши действия.- 1 команда

Расскажите, покажите.

2. правила поведения при урагане – 2 команда

Расскажите и покажите

3. как действовать при сходе лавины – 3 команда

Расскажите и покажите при возможности

2. каждой команде раздается лист с вопросами  «стихийные бедствия и безопасность человека».

Игроки записывают свои ответы в специальный лист.

После заполнения лист с ответами  передается жюри.

Дайте рекомендации, как действовать при землетрясении, буре, урагане, снежной лавине

Рекомендация

Землетрясение

Буря, ураган

Снежная лавина

Отключите в доме газ, электричество, потушите огонь в печи.

Возьмите с собой запас продуктов и воды, теплые вещи.

Остерегайтесь порванных и провисших проводов, поврежденных газовых магистралей.

Перед входом в дом убедитесь в его прочности.

Быстро покиньте дом и выйдите на открытое место.

Максимально расширьте пространство возле лица и груди.

Ни в коем случае не поддавайтесь панике.

Не пытайтесь дойти до населенного пункта.

Постоянно разрушайте образующуюся от дыхания ледяную корку.

Ни в коем случае не спите.

При "раскачке" дома или появившихся трещинах бегите на улицу либо встаньте в дверном проеме или в углу, образованным двумя капитальными стенами.

Не стойте возле рекламных щитов, стеклянных витрин, торговых палаток

Избегайте магистральных улиц.

Оклейте стекла толстой бумагой

Оклейте стекла толстой бумагой

Закройте все створки и форточки окон и не приближайтесь к ним.

Не передвигайтесь плотной группой.

Оказывайте первую медицинскую помощь пострадавшим.

3. Все команды получают одинаковые задания одновременно - оценивается быстрота выполнения задания и его правильность.

Какие ошибочные действия допустил мальчик?

«Я был дома один и смотрел телик. Вдруг все в квартире заходило ходуном: мебель, посуда, люстры. Затрещали стены. С диким грохотом что-то рухнуло в коридоре, погас свет.

Мне стало очень страшно, я зажег спичку и направился к входной двери, чтобы попытаться выйти на лестничную площадку. Приоткрыв дверь, почувствовал сильный удар по голове и... больше ничего не помню. Придя в себя, понял, что ранил плечо и ушиб голову. С трудом добрался до кухни, хотел напиться, но там стоял сильный запах газа, от которого мне стало еще хуже.

Толчки усилились. Посыпались стекла, куски стен.

Все! Конец! Никто меня здесь не найдет! Я бросился к окну, пытаясь позвать на помощь».

Через 6 ч мальчика нашли спасатели МЧС. Он был засыпан обломками стен и осколками стекол. Ему пришлось еще долго лежать в больнице.

Какие ошибочные действия совершил мальчик и как ему нужно было действовать в создавшейся ситуации.

Ошибочные действия: передвижение по квартире во время толчков, использование открытого огня (спички), неграмотное использование перерыва между толчками, приближение к окну.

Как нужно было действовать? (При первых толчках быстро выключить телевизор и расположиться в дверном проеме внутренних капитальных стен. В перерыве между толчками попытаться покинуть здание, отключить газ. Нельзя приближаться к зеркалам, окнам, мебельным витринам.)

Ведущий (Брязгунова Е.Н.)

Их недаром называют

Ядовитым веществом.

При контакте возникают

Язвы ткани, и притом,

Попадая внутрь при вдохе,

Могут вызвать отравленье,

Шок, как от электротока,

 Полную потерю зрения.

Также при контакте с ними

Осложнения возможны. С веществами вот такими

Будьте очень осторожны!

Ю. Форостенко

- О каких веществах говорится в стихотворении?

2 тур

 легенда

  1. команда

На химическом заводе произошла авария. В окружающую среду попало неизвестное вещество

Что это за вещество?

Придумайте текст оповещения населения. И передайте его населению

Он на воздухе дымит,

 Цвет зеленый сохранит.

Он - туманом над водой.

 Газ тяжелый, не простой,

Он, как вор, ползет низочком,

 По траве, кустам и кочкам,

Огибая сосны, ели,

Заползая во все щели.

Никого не пощадит он,

Ни зайчонка, ни лягушку.

Кислород тесня сердито,

Душит каждую зверушку.

Ну, а в городе, поселки

Заполняет все подвалы.

Он найдет любую щелку

И вползет под одеяло.

Вызовет слезу, одышку,

Коль вдохнешь отравы слишком,

 Пот обильный и ломоту,

Боль в груди и даже рвоту.

Ю. Форостенко

  1. команда

На химическом заводе произошла авария. В окружающую среду попало это вещество

Что это за вещество?

Придумайте текст оповещения населения. И передайте его населению

Легкий газ - совсем не виден,

 Но почувствуешь тотчас,

Если стоя или сидя

Ты вдохнешь его хоть раз.

Свойство газа нам знакомо:

Растворяется в воде

Он до тысячи объемов,

 Лишь становится слабей.

Ровно десятипроцентный

Это - нашатырный спирт.

 В медицине он полезный,

С ним, однако, не шути!

Слизистую оболочку,

Поражает, словно ток.

В легких за день, уже к ночи,

Образуется отек.

Ю. Форостенко

  1. команда

Это вещество жидкий металл. Данное вещество было разлито в помещении. Что это за вещество?

Придумайте текст оповещения населения. И передайте его населению

3 тур Блеф – игра

Каждой команде задаются вопросы, ответом на которые должно быть «Правильное/Неправильное утверждение» 

Если первая команда дает неверный ответ, вторая, третья команда может ответить на этот же вопрос заработать баллы. Первой отвечает та команда, которая первой поднимет руку.

Утверждение

Правильный ответ

Аммиак    -    это    тяжелый    газ

желто-зеленого цвета.

Неправильно

Прием   внутрь   йодистого   калия

защищает ткани щитовидной железы,

не  позволяя откладываться  в  них

радиоактивному йоду.

Правильно

Находясь в воде, при приближении

волны прорыва старайтесь удержаться

на поверхности.

Неправильно

Нашатырный   спирт   -   средство

первой   помощи   при   отравлении

угарным газом.

Правильно

Проникающая способность у бетта -

частиц меньше, чем у альфа - частиц.

Неправильно

При   отравлении   угарным   газом

всегда   необходима   госпитализация

пострадавших.

Неправильно

Для   защиты   от   радиоактивного

стронция рекомендуется употреблять

в    пищу    продукты,    содержащие

кальций (фасоль, молоко, гречку).

Правильно

Спать в автомобиле с закрытыми

окнами при работающем двигателе

опасно для жизни.

Правильно

Оказавшись      в      воде,      при

приближении      волны      прорыва

нырните в глубину ее основания.

Правильно

Внешнее    гамма    -    облучение

человека приводит к развитию острой

лучевой болезни.

Правильно

При    значительном    загрязнении

помещения     ртутью     достаточно

сменить мебель и покрытие пола.

Неправильно

Радиоактивный стронций

накапливается в костной ткани.

Правильно

Альфа - лучи имеют наименьшую проникающую способность.

Правильно

Чтобы оказать эффективную помощь при поражении ОВ, надо знать его свойства и признаки отравления.

Правильно

Перед тем, как войти в здание после гидродинамической аварии, надо убедиться в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен.

Правильно

Оставаясь в помещении во время химической аварии, надо завершить его герметизацию.

Правильно

Гамма - лучи имеют самую большую длину пробега.

Правильно

ВМП должны быть у всех членов семьи.

Правильно

Радиоактивный йод накапливается в мягких тканях тела.

Неправильно

Попадание радиоактивных веществ (РВ) внутрь безопасно для организма.

Неправильно

При подозрении на отравление АХОВ надо исключить физические нагрузки.

Правильно

4-тур «Внимание всем!»

1-команда.

На химическом заводе произошла утечка аммиака.

Что необходимо сделать по сигналу   «Внимание всем!»

2-команда

Помещение было загрязнено ртутью

Ваши действия

3-команда

На химическом заводе произошла утечка хлора.

Что необходимо сделать по сигналу   «Внимание всем!»

  1. – тур «первая неотложная помощь»

1-команда

Расскажите, какие симптомы  отравления ртутью вы знаете.

Как оказать первую неотложную помощь при отравлении ртутью?

2-команда

Расскажите, какие симптомы  отравления хлором вы знаете.

Как оказать  первую неотложную помощь при отравлении хлором ?

3-команда

Расскажите, какие симптомы  отравления аммиаком вы знаете.

Как оказать первую неотложную помощь при отравлении аммиаком?

6– тур решите следующую задачу

1-команда

Рассчитайте, сколько нужно взять питьевой соды (г) для приготовления 2% водного раствора в количестве 0,8л, 2,0л,5,0л

800мл -16г ,2,0л – 40г, 5,0л -100г

2-команда

Рассчитайте, сколько нужно взять порошка лимонной кислоты(г) для приготовления 5% водного раствора в количестве 0,9л, 3,0л,4,0л

900мл -49г ,3,0л – 150г, 4,0л -200г

3-команда

Выберите из приведённого ниже перечня верные рекомендации, как действовать в случае аварии на РОО:

1. Снимите верхнюю одежду, обувь и поместите их в пластиковый пакет.

2. Включите телевизор или радио и слушайте сообщения.

3.тщательно проверьте квартиру

4. Завершите герметизацию квартиры.

5. Сделайте запас питьевой воды в герметичной таре.

6.покиньте квартиру и попытайтесь найти убежище или противорадиационное укрытие

7. Позвоните родственникам: они могут ещё не знать о случившемся.

8. Закройте все окна и двери.

9. Отключите газ.

10. Примите душ.

11. Защитите органы дыхания влажной ВМП.

12.не волнуйте соседей, молчите о случившемся

13. Заверните в пищевую плёнку открытые продукты и поместите их в холодильник.

14.спуститесь в подвал своего дома.

Правильный ответ

2. Включите телевизор или радио и слушайте сообщения.

4. Завершите герметизацию квартиры.

5. Сделайте запас питьевой воды в герметичной таре.

7. Позвоните родственникам: они могут еще не знать о случившемся.

8. Закройте все окна и двери.

9. Отключите газ.

11. Защитите органы дыхания влажной ВМП.

13. Заверните в пищевую пленку открытые продукты и поместите их в холодильник.

Ведущий (Брязгунова Е.Н.)

Подведем итоги. Объявляю команду победителя. Выставляю оценки.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый дождь!

Домашнее задание:

Составит конспект «Отравление препаратами бытовой химии. Правилами пользования ими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"

Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...

Методическая разработка урока по теме "Назначение, устройство и принцип работы аппаратов токовой защиты.Техническое обслуживание и ремонт предохранителей. Монтаж, сборка предохранительных групп в РУ".

Данная разработка учебного занятия была представлена на Пятый Всероссийский конкурс "Конкурс педагогических достижений", проводимый на портале профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" тво...

Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"

Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки.......

Методическая разработка практического занятия. Тема: "Защита окружающей среды"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Защита окружающе...

Методическая разработка по ОБЖ. Тема: «Средства индивидуальной защиты».

Тема: Средства индивидуальной защиты. Цели: Образовательная: Знания об окружающей нас опасности и собственных возможностях. Способы защиты населения от оружия массового поражения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинарского занятия ТЕМА 1.4.- 1.7. «РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ»

Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  ФГОС СПО 2021  на основании рабочей программы  общепрофессиональной дисциплины «Общая и неорганическая хим...

Методическая разработка урока по теме: «Типичные неисправности водоотведения (канализации), внутренних водостоков, санитарно-технических приборов объектов жилищно-коммунального хозяйства; технология и техника устранения протечек системы водоотведения».

Методическая разработка урока по теме: «Типичные неисправности  водоотведения (канализации), внутренних водостоков, санитарно-технических приборов объектов жилищно-коммунального хозяйства; ...