МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинарского занятия ТЕМА 1.4.- 1.7. «РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ»
методическая разработка

Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  ФГОС СПО 2021  на основании рабочей программы  общепрофессиональной дисциплины «Общая и неорганическая химия» специальности «Фармация».

Разработка содержит:

  1. методические рекомендации для  самоподготовки студентов, в которых  даны мотивация занятия и цель самоподготовки, предложены вопросы  и упражнения  для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
  2. план-конспект занятия для преподавателя, который содержит перечень знаний и умений, компетенций, которые формируются через использование различных видов  опроса, решение учебных и  ситуационных задач.

Методическая разработка предназначена для преподавателей химии медицинских и фармацевтических колледжей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_sem.zanyatiyano2_onh_standart_2021.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:  33.02.01 «Фармация»

Учебная дисциплина: «Общая и неорганическая  химия»

РАЗДЕЛ 1: Теоретические основы химии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

семинарского занятия

ТЕМА 1.4.- 1.7.  «РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ.

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ»

                                             Подготовила: преподаватель химии Пугачева О.А.

г. Калуга,2022 г.

С №2                                                                                                                          1    

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:  33.02.01 «Фармация»

Учебная дисциплина: «Общая и неорганическая  химия»

РАЗДЕЛ 1: Теоретические основы химии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2

ТЕМА 1.4. РАСТВОРЫ.

ТЕМА 1.5.1. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙДИССОЦИАЦИИ (ТЭД).

      ТЕМА 1.5.2.ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ.

ТЕМА 1.6. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.

ТЕМА 1.7. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ.

Мотивация занятия:

            Способность    лекарственных средств   подвергаться гидролизу

необходимо учитывать при приготовлении лекарственных форм, их хранении и анализе.

 Многие фармакопейные реакции идентификации лекарственных препаратов  являются реакциями комплексообразования, а окислительно-восстановительные реакции используются  при качественном анализе лекарственных средств и лежат в основе процессов, происходящих при их неправильном хранении.  

 Знания по данным темам необходимы для дальнейшего изучения курса общей и неорганической химии, а также помогут студентам в освоении смежных химических дисциплин (органической, аналитической химий  и модуля  ПМ 02 : «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»).

Цель самоподготовки:

 После изучения тем  студенты   должны       ответить   на   все    предложенные преподавателем вопросы и применить полученные знания при решении ситуационных задач.

Продолжительность занятия: 90 мин.

 

Место проведения :    кабинет   химии

С №2                                                                                                                          2    

К занятию студенты должны ЗНАТЬ:

  1. Понятие о дисперсных системах: коллоидные и истинные растворы.
  2. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента.
  3. Основные положения теории электролитической диссоциации.
  4. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей.
  5. Сильные и слабые электролиты.
  6. Химические реакции между электролитами. Условия необратимости реакций обмена. Молекулярные, полные и краткие ионные уравнения.
  7. Диссоциация воды. Понятие о рН растворов. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
  8. Типы гидролиза. Факторы, влияющие на степень гидролиза.
  9. Окислительно - восстановительные реакции. Окислители. Восстановители. Вещества с двойственной природой.
  10. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
  11. Расстановка коэффициентов электронно-ионным методом (методом полуреакций).
  12. Строение и классификация комплексных соединений.
  13. Получение комплексных соединений.  
  14. Виды химической связи в комплексных соединениях.
  15. Номенклатура комплексных соединений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Какие вещества называются электролитами, а какие – неэлектролитами?
  2. Какие вещества относятся к электролитам и неэлектролитам?
  3. Что называется электролитической диссоциацией?
  4. Кто и когда предложил ТЭД?
  5. Сформулируйте основные положения ТЭД?
  6. Что такое ионы?
  7. Какие ионы называются катионами, а какие анионами?
  8. Какая химическая связь существует в молекулах электролитов?
  9. Что такое кислоты с точки зрения ТЭД?
  10. Почему кислоты имеют общие свойства?
  11. Что такое основания с точки зрения ТЭД?
  12. Почему основания имеют общие свойства?
  13. Как изменяется окраска индикаторов в кислой и щелочной средах?
  14. Что такое амфотерные гидроксиды с точки зрения ТЭД?
  15. Что такое средние (нормальные) соли с точки зрения ТЭД?
  16. Что такое кислые соли с точки зрения ТЭД?

С №2                                                                                                                          3

  1. Что такое основные соли с точки зрения ТЭД?
  2. Что называется степенью электролитической диссоциации?
  3. Какие электролиты называются сильными, а какие слабыми? Приведите примеры.
  4. Чему равны концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов в воде при t0 250C?
  5. Что называется ионным произведением воды?
  6. Чему равно ионное произведение воды при 250 C?
  7. Что называется водородным показателем? По какой формуле можно рассчитать водородный показатель?
  8. Чему равен водородный показатель в нейтральной среде? в кислой среде? в щелочной среде?
  9. С помощью каких веществ можно определить реакцию среды раствора?
  10. Какие реакции называются ионными реакциями?
  11. В каких случаях реакции обмена в растворах электролитов являются необратимыми?
  12. Что такое окислительно-восстановительные реакции?
  13. Как называется: а) процесс отдачи электронов; б) процесс присоединения электронов?
  14. Как называются частицы (атомы, молекулы, ионы), которые: а) отдают электроны; б) присоединяют электроны?
  15. Какие соединения называются комплексными?
  16. Какой ион называется комплексообразователем?
  17. Что называется лигандами?
  18. Что показывает координационное число?
  19. Чему равно координационное число ионов:

а) Fe2+, Fe3+, Co3+,Cr3+;

б) Cu2+, Zn2+, Bi3+;

в) Ag+;

36.Чему равен заряд комплексообразователя?

37.Чему равен заряд  комплексного иона?

38.Какой вид химической связи между комплексообразователем и   лигандами?

39.Какой вид химической связи между ионами  внешней  и внутренней сфер в  комплексных соединениях?

40.Назовите основные способы получения комплексные соединения?

С №2                                                                                                                        4    

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА (выполнить в тетрадях по самоподготовке):

I.        Напишите уравнения диссоциации:

а)        воды,

б)        ортофосфорной кислоты,

в)        сероводородной кислоты,

г)        гидроксохлорида меди (II)

д)        сульфата аммония

е)      дигидроортофосфата натрия

2.    Напишите в молекулярном и ином виде реакции взаимодействия между:

а)        гидроксидом меди (II) и раствором серной кислоты;

б)        гидроксидом калия и азотной кислотой,

в)        сульфатом натрия и хлоридом бария.

3.   Подберите   такие вещества, взаимодействие   между которыми в водных растворах выражалось бы следующими ионными уравнениями :

а)        Ag+    +CI-     =   AgCl↓

б)        3 Са2+ + 2Р043-    = Са3 (Р04)2

    4.        Какую реакцию среды имеет водные растворы хлорида натрия, нитрата аммония и сульфида калия ?

     5.        Среди формул предложенных солей:

а)        Na2S        д)        CuSО4        и)        Na23

б)        CuCl2        e)        NaNО3        к)        ZnSО4

в)        Ba(NО3)2        ж)        ВаС12        л)        Al2S3

г)        К2СО3        з)        KN02        м)        CH3COONH4

          выберите формулы солей:

а)        гидролиз солей которых протекает только по катиону ;

б)        гидролиз которых протекает только по аниону,

в)        гидролиз которых протекает по катиону и аниону одновременно.

   6.Какие факторы можно использовать для подавления гидролиза магния сульфата?

    7. Какое из предложенных соединений:  HCl, Zn(OH)2,Ca(OH)2 ,Na2SO4

   диссоциирует  как по типу кислоты, так и по типу основания?

 

 

С №2                                                                                                                          5    

8        Среди формул предложенных солей:

а) NaCl,    

б) К2S  

в) AlCl3        

г)ZnCl2

д) Na2SO4

е) (NH4)2SO4 

ж) NaCl

з) Cu(NO3)2

и) Na2CO3 

к) KNO3 

л) Na2CO3

м) FeCl3

н) Na2SO4

о) AlBr3

п) BaBr2

р)Ba(NO3)

              выберите формулы солей:

а)        растворы которых имеют кислую реакцию среды;

б)        растворы которых имеют щелочную реакцию среды;

в)        растворы которых имеют нейтральную  реакцию среды.

Напишите  первую ступень гидролиза сульфида калия в ионном и молекулярном виде.

  9.       Решите задачи:

а)        В растворе массой 250,0 содержится бария хлорид массой 50,0. Чему
равна массовая доля (%) бария хлорида в растворе?

б)        Раствор объемом 3 литра содержит калия гидроксид массой 12,4 г.
Определите молярную концентрацию этого раствора .

в)        Сколько граммов раствора с массовой долей 5% можно приготовить
из 15,0 натрия гидрокарбоната ?

10.В соединениях формула которых:

а) Na3[Co(NO2)6]

б) [Ag(NH3)2]OH

в) Na2[Zn(OH)4]

г) Fe3[Fe(CN)6]2

укажите внешнюю и внутреннюю сферы, комплексообразователь, лиганды и их заряды. Назовите предложенные соединения и напишите уравнения диссоциации первых трех соединений.

11.Напишите уравнения реакции взаимодействия:

а) хлорида железа (III) с гексацианоферратом (II) калия;

б) гидроксида меди  с избытком раствора гидроксида аммония.

    Назовите продукты реакций.

12.Методом ионно-электронных уравнений решите ОВР:

а) K2CrO4  +KI + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + I2   +   K2SO4 +    H2O 

б) KMnO4 + H2O2 + H2SO4 = K2SO4 + MnSO4 + O2 + H2O

С №2                                                                                                                          6  

                

Студенты на занятии ДОЛЖНЫ:

  1. Ответить на вопросы фронтального, индивидуального опросов.
  2. Написать химический диктант.
  3. Решить проблемно-ситуационные задачи.

После выполнения    на занятии всех предложенных преподавателем заданий студенты должны уметь:  

- применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

- составлять уравнения реакций: окислительно-восстановительные, реакции ионного обмена;

студенты должны знать:

 - основные понятия и законы химии;

- периодический закон и периодическую систему химических элементов
Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов
и их соединений по периодам и группам;

- типы и свойства химических связей (ковалентная, ионная, водородная);

- характерные химические свойства неорганических веществ различных классов;

- окислительно-восстановительные реакции, реакции  ионного обмена;

- диссоциация электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;

- гидролиз солей.

       Приобретаемые компетенции:

Общие компетенции (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

С №2                                                                                                                          7    

Литература

Основные источники:

1.Бабков, А.В. Общая неорганическая  химия / А.В. Бабков. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 384с.

2.Конспекты лекций по указанным выше темам  № № 6-19.

3. Материал – лабораторно- практических занятий № № 6-14.

Дополнительные источники:

  1. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия / Н.С. Ахметов. – Москва: Лань, 2018. – 752 с.
  2. Глинка, Н.Л. Общая химия в 2 т. Том 1: учебник для СПО / Н.Л. Глинка; под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова. – Москва: Юрайт, 2020.– 353 с.
  3. Глинка, Н.Л. Общая химия в 2 т. Том 2: учебник для СПО / Н.Л. Глинка; под ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова. – Москва: Юрайт, 2020. – 383 с.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:  33.02.01 «Фармация»

Учебная дисциплина: «Общая и неорганическая  химия»

РАЗДЕЛ 1: Теоретические основы химии

ПЛАН-КОНСПЕКТ  СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №2.

ТЕМА 1.4. РАСТВОРЫ.

ТЕМА 1.5.1. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙДИССОЦИАЦИИ.

ТЕМА 1.5.2.ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ.

ТЕМА 1.6. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.

ТЕМА 1.7. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ.

Цели занятия:

I. Образовательные:

  1. Выявить недостаточно хорошо усвоенные вопросы и разобрать их.
  2. Обобщить, систематизировать, углубить знания по предложенным темам.

3. Проконтролировать и оценить степень усвоения материала изучаемых тем.

II. Развивающие:

          Развивать логическое мышление, умение  анализировать, сравнивать, делать выводы относительно  однотипных заданий;  применять ранее полученные знания и умения в новой ситуации.

III. Воспитательные:

1.Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету,  внимательность при работе с карточками индивидуальных заданий, культуру труда при  тестированном опросе, дисциплинированность на занятии.

2.Воспитывать профессиональные навыки при выполнении заданий имеющих непосредственной отношение к выбранной профессии.

Вид занятия: контрольно-нацеливающий семинар

Метод обучения: проблемно-развивающий

ВДС: раздел 1 «Теоретические основы  химии»: т. «Классы неорганических   соединений»

          т. «Химическая связь»

         раздел 2: «Химия элементов и их соединений» ( все темы)

МДС: Ха-т. «Титриметрические  методы анализа»;

т. «Методы окислительно – восстановительного титрования».

т.«Качественные реакции на катионы I-VI аналитических групп»

т.«Качественные реакции на анионы I-III аналитических групп»

Хо - т. «Карбоновые кислоты».

        т. «Алкины».

        т. «Альдегиды».

        т. «Спирты»,

        т. «Углеводы»,

        т. «Жиры».

ТИЛФ - т. «Растворы».

т. «Асептические и стерильные лек. формы».

т. «Особые случаи растворения». «Фармацевтическая несовместимости»

Анатомия:   тема «Физиологические свойства крови»

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

  1. Организационный момент        до 2 минут
  2. Мотивация занятия и постановка цели        до 5 минут

 3.  Контроль и учет  знаний студентов        до 75 минут

 4.   Подведение итогов        до 6 минут

 5.  Домашнее задание        до 2 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, МОБИЛИЗАЦИЯ АУДИТОРИИ:

а) принять рапорт дежурного;

б) отметить  отсутствующих;

в) проверить фарм. порядок: внешний вид, организацию рабочего места;

г) готовность к занятию: состояние доски, мел.

II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ, ЕЁ МОТИВАЦИЯ.

Мотивация занятия:

Эти темы необходимы для дальнейшего изучения курса общей и неорганической химии, в частности такого большого раздела как «Химия отдельных элементов».

Кроме того, эти знания помогут  Вам усвоить анализ катионов и анионов в курсе аналитической химии (многие фармакопейные реакции идентификации лекарственных препаратов  являются реакциями комплексообразования); свойства спиртов, альдегидов, сложных эфиров в курсе органической химии и при изучении модуля ПМ 02: «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»- при анализе лекарственных форм, например, с гидрокарбонатом натрия, аспирином и др.

При изготовлении и хранении лекарственных форм следует учитывать возможность гидролиза, способность веществ окисляться и восстанавливаться, т.к. в результате этих процессов теряется их фармацевтическая активность, а от качества приготовления лекарственной формы зависит здоровье и жизнь больного.

III. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ:

Студентам предлагается набор вопросов фронтального опроса, индивидуального опроса, вариантов тестированного опроса, химического диктанта, ситуационных задач с целью систематизации, обобщения и контроля ,имеющих у студентов знаний и умений:

а) фронтальный опрос (приложение № 1)

б) химический диктант (приложение № 2)

в) варианты индивидуального опроса у доски  (приложение №3)

г) варианты тестированного опроса (приложение № 4)

д) ситуационные и проблемные задачи (приложение № 5)

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Подводя итог, преподаватель рассматривает достижение цели.

Преподаватель   ведет   учет   работы   каждого   студента   на   всех   этапах   занятия, обобщает, сообщает общий итог семинара, отмечает особо  отличившихся студентов, указывает на недоработки.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН :

ЗНАТЬ:

- основные понятия и законы химии;

- периодический закон и периодическую систему химических элементов
Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов
и их соединений по периодам и группам;

- типы и свойства химических связей (ковалентная, ионная, водородная);

- характерные химические свойства неорганических веществ различных классов;

- окислительно-восстановительные реакции, реакции  ионного обмена;

- диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты;

- гидролиз солей.

УМЕТЬ:

- применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

- составлять уравнения реакций: окислительно-восстановительные, реакции ионного обмена;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;

- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

- использовать лабораторную посуду и оборудование;

- применять правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

Общие компетенции (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бабков, А.В. Общая неорганическая  химия / А.В. Бабков. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 384с., стр.

2. Конспекты лекций №№10 – 12.

3.  Материал  лабораторно- практических занятий № 15-18 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:03.02.01.                                  

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: Общая и

неорганическая химия 

ТИП ЗАНЯТИЯ : Семинар 2

ТЕМА: Растворы. Теория  

 электролитической диссоциации.

Гидролиз солей. ОВР. Комплексные

соединения».

                                                                                                     Приложение 1

Вопросы фронтального опроса:

  1. Что называется электролитической диссоциацией?
  2. Перечислите основные положения ТЭД.
  3. Какие уравнения называются ионными?
  4. Перечислите условия протекания реакций до конца.
  5. Что называется гидролизом?
  6. По какой части всегда протекает гидролиз?
  7. Какие соли гидролизу не подвергаются?
  8. Что называется степенью гидролиза?
  9. Какие факторы влияют на степень гидролиза?
  10. Какой ион определяет кислотность среды, а какой щелочность?
  11. Какую реакцию среды имеет вода и почему?
  12. Какие способы выражения концентрации вы знаете?
  13. Что показывает массовая доля?
  14. Что показывает молярная концентрация эквивалента?
  15. Какие соединения называются комплексными  соединениями?
  16. Из чего состоят  комплексные  соединения?
  17. Что такое комплексообразователь?
  18. Что такое лиганды?
  19. Как диссоциируют  комплексные  соединения?
  20. Какие реакции называются  окислительно-восстановительными реакциями?
  21. Как называется процесс отдачи электронов?
  22.  Как называется процесс присоединения  электронов?

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:03.02.01.                                  

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: Общая и

неорганическая химия 

ТИП ЗАНЯТИЯ : Семинар 2

ТЕМА: Растворы. Теория  

электролитической диссоциации.

Гидролиз солей. ОВР. Комплексные

соединения».

                                                                                 Приложение 2  

вариант А

Химический диктант: (по вариантам) - по названию написать ионы (катионы и анионы).

1 вариант        2 вариант

  1. катион алюминия   А13-                      1. Гидроксид-анион ОН-
  2. гидросульфид-анион   HS-                   2. катион натрия Na+
  3. гидроксо-катион меди   СиОН+           3. нитрат-анион N03-
  1. сульфат-анион   SO42-                         4. катион бария   Ва2+
  2. хлорид-анион СГ                               5. дигидроксо-катион сурьмы (III) Sb (ОН):
  3. катион калия   К+                                6. гидрокарбонат-анион НСОз-
  4. катион меди (I) Cu+                            7. фосфат-анион   РО43- 
  5. ацетат-анион    СНз СОО-                    8. катион аммония NH4-

9.гидрофосфат-анион   НРО42-                 9. сульфит-анион S032-

10.гидроксо-катион алюминия   АIOН2+ 10. бромид-анион Вг-

Критерии оценки:
  10 правильных ответов   - оценка «5» (ошибок нет)

     8- 9 правильных ответов           - оценка «4» (1-2 ошибки)

7- 6 правильных ответов   - оценка «3» (3-4 ошибки)

     меньше 6 ответов            - оценка «2» (5 и больше ошибок)

вариант Б

Химический диктант:

Задание выполняется по вариантам - I  и II вар.

Студентам предлагаются два комплексных соединения и 10 вопросов к ним, каждый вопрос сопровождается вариантом ответа. Если студенты согласны с ответом, то подтверждают его ответом «да», не согласны ответом «нет»

      I вариант                                                               II вариант

 [Cu(NH3)4]SO4                                              Na3[Al(OH)6]                         

         

1. Химическое название комплексного соединения:

    Сульфатдиаммин меди (II)              Тетрагидроксоалюминат  натрия

2.Комплексное соединение относится к классу солей?

3. Комплексный ион является анионом?

4. Внешнюю сферу комплексного соединения составляют:

      -сульфат-анион                                    -гидроксид-анион

5.Заряд комплексного иона:

         - (+2)                                                            -(3-)

6.Комплексообразователем в данном комплексном соединение является:

        - азот (3+)                                               - алюминий (3+)

7.Заряд комплексообразователя в соединении:

        - (2+)                                                        - (3+)

8. Лигандами в Вашем комплексном соединение являются нейтральные молекулы?

9. Координационное число

         - (3)                                                           - (6)

10.Заряд лигандов в комплексном ионе равен (-1)?

Ответы:

    вариант 1                                                                              вариант 2

1. нет        6. нет                                                                   1. нет          6. да                              

2. да          7. да                                                                    2. да             7. да

3. нет        8. да                                                                    3. да             8. нет

4. да          9. нет                                                                  4. нет           9. да

5. да         10. нет                                                                 5. да            10. Да

Критерии оценки: 10 правильных ответов – оц. «5» (100-90%)

                                   9-8 ответов                     - оц. «4» (89-80%)

                                   7    ответов                     - оц. «3»  (79-70%)

                                   6 ответов  и  менее        - оц.«2» (69% и менее)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:03.02.01.                                  

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: Общая и

неорганическая химия 

ТИП ЗАНЯТИЯ : Семинар 2

ТЕМА: Растворы. Теория  

электролитической диссоциации.

Гидролиз солей. ОВР. Комплексные

соединения».

                                                                                                      Приложение 3

Вопросы индивидуального опроса у доски:

1.Напишите уравнение диссоциации сероводородной   кислоты и гидроксида железа (II) (по ступеням и суммарное). Дайте определение кислот и оснований  с точки зрения ТЭД.

2.        Напишите уравнение диссоциации веществ, формулы которых:

a) CuOHCl , б) 2Na2 СО3  , в) KHSO3 . Дайте определение солей с точки зрения ТЭД.

3.Напишите в   молекулярном   и   ионном   виде   реакцию   взаимодействия   между гидроксидом  калия и серной кислотой.

4.Напишите реакцию взаимодействия между карбонатом натрия и хлороводородной кислотой в молекулярном и ионном виде.

5.Напишите в молекулярном и ионном виде реакцию взаимодействия ацетата калия и серной кислоты.

6.Напишите молекулярное уравнение, соответствующее краткому ионному уравнению:  Ва2++ SO42-  = ВаSO4 

7.Напишите молекулярное уравнение, соответствующее краткому ионному уравнению:  CuOH++ H++ = Cu2++ H2O

8.Напишите уравнение гидролиза сульфида калия в молекулярном и ионном виде. Правило.

9.Напишите уравнение гидролиза карбоната алюминия в молекулярном и ионном виде. Правило.

10.Напишите   уравнение   гидролиза  хлорида  алюминия   (первые   две   ступени)   в молекулярном и ионном виде. Правило.

11.Напишите реакцию взаимодействия сульфата меди (II) с избытком гидроксида аммония. Назовите  продукты реакции.

12.Решите  окислительно-восстановительную реакцию:

KMnO4 + H2O2 + H2SO4 = K2SO4 + MnSO4 + O2 + H2O

13.Определите % концентрацию раствора, если известно, что 200,0

       раствора содержат 10,0 хлорида натрия.

14.Напишите  и решите окислительно-восстановительную  реакцию взаимодействия хлорида железа (III) с раствором калия иодида.

Дополнительные вопросы:

1.Какую окраску имеет метилоранж в щелочной среде?

2.Какую реакцию среды имеет раствор, если рН < 7?

3.Как     классифицируются     все     электролиты     в     зависимости     от     степени электролитической диссоциации?

4.Какую окраску имеет метилоранж и фенолфталеин в кислой среде?

5.Соли какого типа не изменяют окраску индикаторов? Почему?

6.Что называется степенью электролитической диссоциации?

7.Какую реакцию среды имеет раствор, если рН его равен 9,0.

8.Какую окраску имеет лакмус в кислой и щелочных средах?

9.Как изменяется степень гидролиза при повышении температуры?

10.Какую окраску имеет фенолфталеин в щелочной среде?

11.Напишите молекулярное уравнение, соответствующее краткому ионному уравнению:  Ва2++ SO42-  = ВаSO4↓

Упражнения на местах (данные упражнения выполняют, пока другие студенты готовятся у доски )

1.        Написать уравнения диссоциации фосфорной кислоты (по ступеням и   суммарное).

2 Написать уравнения диссоциации гидроксида бария (по ступеням и суммарное).

3.Приведите примеры всех трех типов солей и напишите уравнения их диссоциации.

4.Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде между соляной кислотой и гидроксидом натрия.

5.Могут ли находится в растворе одновременно следующие ионы: Ag+ и NO3-, Ag+ и СI-, Ва2+ и СI-, Ва2+и SO42-. Ответ обоснуйте.

6.Почему раствор Na2S окрашивает фенолфталеин в розовый цвет? Ответ подтвердите уравнениями реакции.

7. Составьте химическую формулу комплексного соединения по названию:

       сульфат тетраммин меди (II).

Укажите: а) комплексообразователь, его заряд;

  б) адденды, их заряд;

  в) заряд комплексного иона;

  г) заряд внешней сферы.

Приведите уравнение диссоциации данного комплексного соединения.

8.Составьте формулу комплексного соединения по химическому названию:

      гидроксид диамин серебра.

Укажите: а) комплексообразователь, его заряд;

  б) адденды, их заряд;

  в) заряд комплексного иона;

  г) заряд внешней сферы.

Приведите уравнение диссоциации данного комплексного соединения.

9.Какую реакцию среды имеют водные растворы хлорида натрия, нитрата аммония и сульфида калия? Ответ подтвердите написанием уравнений реакций.  

10. Напишите молекулярные уравнения, соответствующие кратким ионным уравнениям:  

а) 3Са2+ + 2РО43- = Са3(РО4)2  

б) Сu(ОН)2 + 2Н+ = Сu2+ + 2Н2O

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:03.02.01.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: Общая и

неорганическая химия 

ТИП ЗАНЯТИЯ : Семинар 2

ТЕМА: Растворы. Теория  

электролитической диссоциации.

Гидролиз солей. ОВР. Комплексные

соединения».

                                                                                                Приложение 4       

Тестовый опрос

В ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ №№ 1 – 28 ВЫБЕРИТЕ

ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1.        Нейтральная среда образуется при растворении в воде:

А.         NaNO3

Б.         NH4NO3

В.         KHCO3

Г.         K2CO3

2.        По катиону гидролизуется соль :

А.         сульфид натрия

Б.         хлорид меди (11)

В.         нитрат бария

Г.         карбонат калия

3.        Гидролизу по аниону подвергается соль :

А.         сульфат меди (11)

Б.         нитрат натрия

В.         хлорид бария

Г.         нитрит калия

4.        И по катиону, и по аниону гидролизуется соль :

А.         хлорид аммония

Б.         ацетат натрия

В.          бромид калия

Г.         сульфид аммония

5. Общие химические свойства водных растворов щелочей объясняются  наличием:

А. катионов H+ 

Б. анионов OH-

В. катионов металла и анионов OH-

Г. катионов металла и катионов H+ 

6.Водные растворы хлорида натрия, нитрата аммония и сульфида

калия характеризуются соответственно следующими значениями рН:

А.         =7,  >7,   <7

Б.         >7,  =7,  <7

В.         <7 ,  >7,  =7

Г.         =7,  <7,  >7

7. Сколько граммов растворенного вещества содержится в 50,0  раствора с массовой долей  ва) = 10%?

А. 10,0                                Б. 20,0        

В. 5,0                                Г. 40,0

8.        Подавить гидролиз сульфата магния можно :

А.         разбавлением раствора

Б.         нагреванием раствора

В.         добавлением к нему раствора серной кислоты

Г.         добавлением раствора щелочи

9. Сколько ионов образуется при диссоциации молекулы (NH4)2SO4?

А. 2                Б. 9

В. 3                  Г. 4

10. При каком значении рН фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?

А. 2                        Б. 4                

В. 7                        Г. 10                

11. Указать продукты гидролиза по 1-ой ступени К2S:

А. КОН, H2S,рН=7

Б. КОН, KHS, рН>7

В. КОН, KHS, pH<7

 Г. КОН, H2S, pH>7

12. В водном растворе ступенчато диссоциирует:

А. K2SO4 

Б. Na2S

В. H2S

Г. Na2SO4 

13.  Схеме превращения        Fe0 → Fe2+        соответствует химическое уравнение:        

А. 2Fe + 3С12 = 2FeCl3

Б. FeO + H2SO4 = FeSO4 + HO        

В. Fe + 2HCl = FeCl2 + H2        

Г. FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2 + 2KC1

14.  Количество электронов в окислительно-восстановительном процессе: MnO4- + 8Н+   Mn2+ +4Н2О

А.  1

Б.  8

В.  4

Г.  5

15. Кислая среда в водных растворах каждого вещества пары:

А. NaCl, Na2SO4 

Б. AlCl3, Ba(NO3)2

В. Na2CO3, Na2S  

Г. ZnCl2, (NH4)2SO4 

16. Водные растворы какой пары солей имеют одинаковую реакцию (кислотную, щелочную или нейтральную)?

А. KNO3, NaCl

Б. Na 2CO3, FeCl3

В. Na2SO4, Cu(NO3)2 

Г. BaBr2, AlBr3 

17.  По какой формуле можно рассчитать молярную концентрацию         раствора?

А.        

Б.        

В.        

Г.        

18. В комплексной соли с формулой  Na3[Co(NO2)6] координационное

      число, заряд иона – комплексообразователя и заряд комплексного

       иона в данном соединении соответственно равны:

А. 6, +3, -3

Б. 4, +2, -6

В. 6, -3, +3

Г. 3, +6, -4

19.        Ионному уравнению реакции   ЗСа2+ + 2РО43- = Са3(РО4)2

          соответствует взаимодействие:

A. кальция с фосфорной кислотой

Б. оксида кальция с фосфорной кислотой

B. хлорида кальция с фосфатом калия

Г. хлорида кальция с фосфорной кислотой

20.        Реакции между гидроксидом меди (II) и раствором серной кислоты
соответствует краткое ионное уравнение:

А. Н+ + ОН- = Н2О

Б.Сu(ОН)2 + 2Н+ = Сu2+ + 2Н2O

B.Cu2+ + SО42- =  CuSО4

Г. Сu(ОН)2 + SO42- = CuSO4 + 2OН-

21.  Определите % концентрацию раствора, если известно, что 200,0

       раствора содержат 10,0 сульфата цинка:

А.  2%

Б. 20%

В. 5%

Г. 10%

22.        В водном растворе карбоната натрия лакмус, метилоранж и фенолфталеин имеют соответственно следующую окраску:

A. красную, красную, бесцветную
Б. синюю, желтую, малиновую

B. синюю, красную, малиновую
Г. красную, желтую, бесцветную

23. Как по типу кислоты, так и по типу основания диссоциирует:

А. HCl

Б. Zn(OH)2

В. Ca(OH)2

Г. Na2SO4

24. Молекулярному уравнению  KOH  +  HNO3 = KNO3  +  H2O

      отвечает сокращенное ионное:

А. K+  +  NO3- = KNO3

Б. H+  +  OH- = H2O

В. KOH   +  H+ = H2O   +   K+

Г. K+   +   HNO3 = KNO3   +   H+

25. Кислые соли способна образовывать кислота:

А. хлорная

Б. угольная

В. азотная

Г. хлороводородная

Д. уксусная

26. Реакция нейтрализации – это взаимодействие веществ:

А. NaBr + AgNO3 

Б. KCl + NaOH

В. NaOH + HCl

Г. FeCl3 + NaOH

27. Молярная масса эквивалента серной  кислоты равна:

А. 98 г/моль

Б. 32,6 г/моль

В. 49 г/моль

Г. 27,3 г/моль

28. Согласно схеме N+5+nē→N−3 число принятых электронов (n) равно:

А. 5                

Б. 2                

В. 3                

Г.8

В  ТЕСТОВЫХ  ЗАДАНИЯХ  №№  29  – 30    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ МНОЖЕСТВЕННЫЙ ОТВЕТ.

В ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ  №  29  – 30    НЕОБХОДИМО ПОДОБРАТЬ ПАРУ «ВОПРОС – ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ». ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО РАЗ, ИЛИ НЕИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СОВСЕМ.

29.        Установите соответствие:

Химические вещества:        Класс соединений:

  1. сульфат  меди (11)                                         А.        основной оксид
  2.         гидрофосфат натрия                                               Б.        кислая соль
  3. гидроксохлорид алюминия                            В.        основная соль
  4.         гидроксид бария                                                    Г.        основание

                                                                                            Д.       средняя соль

                                                                                            Е.        комплексная соль

30.         Установите соответствие

        Формула                                Химическое название

        1. K2Zn3[Fe(CN)6]2                А.        гексацианоферрат(III) калия, цинка        

        2.Fe3[Fe(CN)6]2                          Б.        гексацианоферрат (III) железа (II)

        3. K4[Fe(CN)6]                        В.        гексацианоферрат (III) калия

                                                       Д.      гексацианоферрат (II) железа (III)                                                              Е.         гексацианоферрат (II) калия

                                                 Ж.        гексацианоферрат(II) калия, цинка

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:03.02.01.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: Общая и

неорганическая химия 

ТИП ЗАНЯТИЯ : Семинар 2

ТЕМА: Растворы. Теория  

электролитической диссоциации.

Гидролиз солей. ОВР. Комплексные

соединения».

                                                                    Приложение  № 5

 Ситуационные задачи

 Вариант А

Проблемно-ситуационные задачи.

  1. Почему раствор KJ, хотя и содержит йод, не окрашивает крахмал в синий цвет?
  2. К какому классу относится вещество, если его водный раствор хорошо проводит электрический ток и не окрашивает лакмуса ни в красный, нив синий цвет?
  3. При растворении нитрата серебра в речной или водопроводной воде растворы этой соли не бывают прозрачными? Почему?
  4. Избыточную кислотность желудочного сока можно устранить введением небольшого количества питьевой воды (гидрокарбонат натрия). На чем основано его действие? Можно использовать для этой цели раствор поваренной соли ( хлорида натрия)?

5.        Почему при действии раствора соды Na23 на раствор А1(ЫОз)з выделяется оксид углерода (IJ)?

6.        Для получения AI2S3 серу добавляют к расплавленному алюминию. Почему этот
процесс проводят в атмосфере сухого водорода или сухого СО
2, но не на воздухе?

7.        Какие ионы могут присутствовать в растворе, если при введении сульфата-ионов выпадает осадок, а при введении хлорид-ионов образования осадка не наблюдается?
Ответ: катионы: Ва
2+, Са2+.

  1. В три сосуда налиты бесцветные растворы кислоты, щелочи, сульфата калия. Можно ли, пользуясь растворами фенолфталеина и лакмуса, установить в каком сосуде находится сульфат калия?
  2. Для лечения некоторых заболеваний больные принимают ванны из морской воды. Она содержит ионы натрия, магния, кальция, калия, хлора, а также сульфат-, бромид-, иодид -ионы.

В   лечебницах,   расположенных   далеко   от   моря,   морскую   воду   приготавливают искусственно. Какие соли надо растворить, чтобы приготовить морскую воду?

  1. Раствор хлорида калия бесцветен, а раствор КМп04 окрашен в красно-фиолетовый цвет. Каким ионом вызвана окраска раствора соли КМп04?
  2. Растворы хлорида бария и мышьяковой кислоты Н3 ASO4 ядовиты. Какими ионами обусловлена ядовитость каждого из этих соединений?
  1. Имеет ли смысл выражение «кислород окисляется»? Ответ поясните.
  2. При кипячении водный раствор состава NH4C1 становится более кислым. Чем это объясняется?

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:03.02.01.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: Общая и

неорганическая химия 

ТИП ЗАНЯТИЯ : Семинар 2

ТЕМА: Растворы. Теория  

электролитической диссоциации.

Гидролиз солей. ОВР. Комплексные

соединения».

                                                                                             Приложение № 5

Ситуационные задачи

Вариант Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинарского занятия "Общие положения о государстве и праве"

Методическая разработка семинарского занятия  "Общие положения о государстве и праве" по дисциплине "Основы права" предназначена для преподавателей и обучающихся...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯТема: «ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА»...

Методическая разработка семинарского занятия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯсеминарского занятия поПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям (младшая медицинская сестра по уходу за больными)по ПМ.07 Выполнение работ по ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Отработка навыков приема и оформления заказов на стирку и чистку личных вещей проживающих

Методическая разработка занятия на тему: «Отработка навыков приема и оформления заказов на стирку и чистку личных вещей» отражает реализацию основной профессиональной образовательной программы по спец...

Открытое занятие «Понятие о растворах. Теория электролитической диссоциации»

Методическая разработка «Понятие о растворах. Теория электролитической диссоциации» предназначена для проведения открытого занятия по дисциплине Химия....

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...