Гидрография Южной Америки
план-конспект занятия на тему

Ежкова Юлия Сергеевна

Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема:

«Гидрография Южной Америки» (7 класс)

Учебник «География. Материки и океаны»

Авторы: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.

                              Выполнила учитель географии

                            МОУ СОШ № 2 : Ежкова Ю.С.

Цели урока:

  • Обучающие:

- Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки;

- Познакомить их с реками и водопадами Южной Америки;

- Рассмотреть типы питания рек.

- Рассмотреть озера Южной Америки.

  • Развивающие:

- Продолжить формирование у учащихся, умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты;

- Способствовать развитию познавательного интереса.

- Сформировать умения находить водоразделы рек, озёр.

- Развивать самостоятельность мышления;

  • Воспитательные:

- Воспитать бережное отношение к природе и чувство любви к своей Родине.

Тип урока:

- По дидактической цели: комбинированный.

Методы обучения:

- По характеру познавательной деятельности:

  • Объяснительно - иллюстративный
  • Частично – поисковый

Оборудование:

  • Проектор
  • Карта «Физическая карта Южной Америки»
  • Карта «Режим рек»
  • Учебники

Литература:

  • «Исследования малых рек»- Антимонов Н.А. 1950.-128с.
  •  «География материков и океанов», В.А. Коринская., И.В. Душина., В.А. Щенев. Москва. Дрофа.2000.-319стр.
  •  «География материков и океанов», методическое пособие; Элькин Г.Н. СПб «Паритет», 2001.
  • Крылова О.В. Уроки географии, 7 класс. Москва «Просвещение», 1990.

Ход урока

Структурные части

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. .Организационный момент

1-2 мин.

Ученики подготавливаются к уроку.

  1. Проверка домашнего задания

7-10 мин.

На прошлом уроке Вы познакомились с темой климат Южной Америки.

На дом  Вам был задан ₰37. Для проверки ваших знаний Вы напишите проверочную работу. Пожалуйста, достаньте листочки и подпишите их.

Раздаю каждому карточку, даю вам время 5минут и сдаем работы.

1.Основной воздушной массой, формирующей климат на большей территории материка Южная Америка, является…

А. умеренная

Б. экваториальная

В. тропическая

2.По степени увлажнения Южная Америка является…материком

                А. самым влажным.

                Б. самым сухим.

                В. со средним увлажнением.

3.Большая часть материка расположена в… климатических поясах

                А. холодных

                Б. умеренных

                В. жарких

4.“Лето достаточно тёплое, +15 - +20 °С, сухое. Зима прохладная, малоснежная. Количество осадков небольшое – до 300 мм в год”. Это описание соответствует типу климата Южной Америки

          А. субтропический влажный.

 Б. тропический пустынный.

 В. умеренный морской.

          Г.умеренный континентальный.

5.В тропических широтах вдоль восточного побережья Южной Америки проходит тёплое течение, а вдоль западного – холодное. На основании этого можно сделать вывод о том, что:

А. на восточном побережье осадков выпадает больше.

Б. на западном побережье осадков выпадает больше.

В. температуры воздуха западного и восточного побережья резко различаются

Г. течение не оказывает влияния на климат материка.

6. На большую часть территории Южной Америки влага поступает с … океана.

А. Тихого.

               Б.Атлантического.

      В. Индийского.

Подписывают листочки, выполняют работу. Сдают работу после его выполнения.

  1. Изучение нового материала

Ключевое слово

Беседа

Презентация.

Тема урока.

  • Беседа

  • Работа с картой.

  • Беседа.

  • Работа с картой.

Презентация.

Река Амазонка

  • Рассказ.

Презентация.

Презентация.

  • Беседа

  • Рассказ

Рыбы р. Амазонки

Презентация.

Пираруха.

Презинтация.

Гуппи.

Презентация.

Пираньи.

Презентация.

Скаты - хвостоколы.

Электрические угри.

Крокодилы.

Канеру.

Презентация.

Кувшинка-виктория.

Река Ориноко.

Презентация.

  • Работа с картой.

  • Рассказ.

Презентация.

Водопад Анхель.

  • Рассказ

Река Парана.

Презентация.

  • Работа с картой.

  • Рассказ.

Презентация.

Водопад Игуасу.

Презентация .

  • Рассказ.

Озера.

  • Беседа

Презентация.

Озеро Маракайбо.

  • Рассказ.

Презентация.

Озеро Титикака.

  • Рассказ.

Презентация.

Презентация.

23 мин.

Дорогие, ребята!  Сегодня у нас будет урок-путешествие. Я – ваш экскурсовод. Но к её проведению необходимо выполнить некоторые требования:

  • Наличие тетрадей, в которых мы будем делать заметки и атласы;
  • Вы должны быть внимательны и помогать мне.

Начиная наше путешествие, мы должны ввести ключевое слово, чтобы получить допуск к экскурсии.  « Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда»

На экране открывается слайд № 2 – Южная Америка.

Молодцы! Вы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А наше путешествие пройдёт по его водным объектам.

Открывается слайд № 3 – Реки и озера Южной Америки.

Сделайте первые заметки в тетрадях, запишите тему урока: «Гидрография Южной Америки»

А теперь обратите внимание на карту, И ответьте мне на вопросы:

  • Вспомните, что называют внутренними водами?
  • Что вы можете сказать о речной системе материка?
  • А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

Теперь откройте ваши атласы, пусть они весь урок лежат перед вами.

Посмотрите внимательно в атлас и скажите:

  • К бассейнам, каких океанов относятся реки Южной Америки?
  • Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных  систем.

Внесите эти сведения к себе в тетрадь.  Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.

Глядя на карту, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита, потому что  большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

  • Самая длинная река Южной Америке?

Открывается слайд №4. Амазонка

Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Длина реки равна 6280 км. Запишите себе в тетрадь.

Открывается слайд №5.

 Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.

Открывается слайд №6

Среднее течение:              

Ширина – 5 км        

  Глубина – 50 м              

Нижнее течение:

Ширина-50км

Глубина превышает 190м.

Открывается слайд № 7-8

  • Почему река получила такое название?

Амазонка расположена в экваториальном поясе, и  там царит вечное лето. Конечно, воды Амазонки богаты жизнью. Особенно разнообразны рыбы – их около 2000 видов.

Запишите в тетрадке подзаголовок: «Рыбы р. Амазонки» Записывайте только названия рыб.

Открывается слайд№9.

В Амазонке водится рыба пираруку или, как ее еще называют, гигантская красная рыба. Отдельные ее экземпляры имеют длину около 5 м и весят до 200 кг! Тяжелое  и массивное тело этих рыб у головы окрашено в зеленоватый, а ближе к хвосту в ярко-красный цвет. Охотятся на нее со стрелами и острогами. Запишите,пожалуйста,

Открывается слайд № 10.

Здесь же водятся и самые маленькие рыбы во всем мире – пестро окрашенные гуппи, да и другие «аквариумные» рыбки.

Открывается слайд №11.

И все же самыми знаменитыми рыбами Южной Америки являются пираньи. Это – самые опасные рыбы, в длину достигающие всего 30 см. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Пираньи всегда нападают стаей и, привлеченные любым всплеском воды или почуяв кровь, тотчас бросаются на любой существо, осмелившееся войти в воду. Полчища этих «рыб-волков» способны за несколько минут съесть быка.

Открывается слайд № 12.

Здесь обитают и другие хищники:  скаты - хвостоколы, вооруженные острыми шипами, наполненными смертельным для человека ядом; электрические угри, которые могут «угостить» врага разрядом в 600 Вольт, крокодилы, а также маленькие рыбки канеру, величиной с палец, способные залезать в тела животных и людей.

Открывается слайд№13.

В тихих заводях реки произрастает интересное растение – кувшинка виктория-регия. Округлые листья ее имеют диаметр до 2 м, мощные перепонки делают лист очень прочным, способным выдержать вес до 50 кг!

Следующая наша остановка – река Ориноко. Запишите в тетрадь.

Открывается слайд № 15.

Найдите эту реку на картах.

Она берёт начало на юго-западном  Гвианском плоскогорье, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км!  

В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.
В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.
В бассейне реки Ориноко, в её притоке 
Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель.

Открывается слайд № 17

Анхель - самый высокий водопад на Земле  (высота 1054 м).

Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.

А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана.

Открывается слайд № 18.

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры.

Находим реку на карте.

Парана  берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья.

Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.

Открывается слайд №20

Водопад Игуасу. Это – самый широкий водопад на Земле – его ширина составляет 2,7 км при высоте 72 м.

Открывается слайд № 21

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 275!

Чудовищную массу воды низвергает Игуасу – 12766 тонн за секунду!  Не случайно его название с языка индейцев «игуарани» переводится как «большая вода».

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.

Запишите подзаголовок: «Озера Южной Америки»

  • Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,  настолько они малы. У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на самое большое по площади озеро Маракайбо.

Открывается слайд № 22-23

Озеро Маракайбо — самое большое озеро в Южной Америке, его площадь равна 13 210 км², это также одно из древнейших озёр на Земле. На берегах озера проживает почти четверть населения Венесуэлы.

Название озеру дано в период колонизации по имени местного вождя Мара и слову кайбо — земля, и означает «Земля Мары».

 В бассейне озера Маракайбо имеются большие запасы нефти, вследствие чего озеро служит источником благосостояния Венесуэлы. Специально прорытый глубокий канал в озере позволяет заходить туда океанским судам.

Открывается слайд №24

Озеро Титикака – крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки. Это – самое большое из высокогорных озер Земли. Расположено оно на высоте 3812 м.над уровнем моря,она имеет площадь более 8 тыс. км2,а глубина превышает 300м.

Название озера в переводе с индейского – «скала у места добычи руды». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного нагорья. По берегам озера живёт племя – уру.. По мнению этнографов, Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора..Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь.

Открывается слайд №25

Легенды инков о затопленных сокровищах издавна волновали воображение историков, археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все золото, отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу – испанцам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна.

Открывается слайд № 26

Технически хорошо оснащенная французская экспедиция Жака Ива Куста, располагавшая подводными лодками, после 8-недельных поисков установила, что никаких кладов на дне озера нет. Экспедиция измерила глубину «бездонного» озера – 320 м.

Отвечают на вопрос.

Записывают тему урока.

Отвечают

Отвечают

Затрудняются ответить

Записывают в тетрадь

Отвечают

Записывают в тетрадь.

Отвечают

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Показывают её.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Отвечают.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

  1. Закрепление материала.

Презентация.

5 мин.

Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось выполнить небольшое задание.
Открывается слайд №26.

1) На котором показаны 4 картинки, я вызываю одного ученика и он должен назвать, что изображено на картинках:

1.Водопад Игуасу

2. Водопад Анхель

3.Река Амазонка

4. Озеро Титикака

2) И еще одно задание. Пожалуйста, достаньте листочки и подпишите их.

Я читаю Вам утверждения, а вы, не пользуясь картой и учебником отвечаете, согласны или нет.

1.На материке много крупных озер

2.Маракайбо-самое крупное озеро на севере Южной Америке

3. Озеро Титикака- самое высокогорное озеро в мире

4.  Озеро Титикака расположено в Андах

5. Максимальная глубина озера 320м.

6. На берегах озера Маракайбо добывают нефть.

7. Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на высоте 3812 м.

8.Река Амазонка, занимает первое место по длине

9.Водопад Анхель - самый высокий на Земле.

Проверяем ответы:

1-,2+,3+,4+,5+,6+,7+,8-,9+

Дают ответы.

  1. Оценка работы на уроке.

2 мин.

Делаем заключение о работе на уроке, ставим оценки.

  1. Домашнее задание.

3 мин.

₰ 38 - учить, записи в тетради выучить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в Северной и Южной Америки

Настоящий сборник  содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран Северной и Южной Америки, собранные преподавателями  в ходе проведения исследовательской работы в ...

Международные экономические отношения в Южной Азии

Южная Азия - это регион, который включает в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан и Мальдивские острова. Южная Азия отделена от сопредельных географических регионов естественными гр...

Опыт, проблемы и развитие СПО в сфере перехода к ФГОС-3 на примере АУ РС (Я) «Южно - Якутского технологического колледжа»

Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессион...

Опыт, проблемы и развитие СПО в сфере перехода к ФГОС-3 на примере АУ РС (Я) «Южно - Якутского технологического колледжа»

Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессион...

Статья на тему: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА НЕРЮНГРИ РС (Я)

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в СПО....

Статья на тему: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА НЕРЮНГРИ РС (Я)

Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень,  гибкое мышление,  профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственну...