Статья на тему: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА НЕРЮНГРИ РС (Я)
статья на тему

Заболотских Олеся Владимировна

Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень,  гибкое мышление,  профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.

В процессе профессионального образования большое значение имеет поиск путей совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов. Требуется создание эффективных психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование общих профессиональных компетенций студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o.v._zabolotskih_2016g.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Заболотских О.В., преподаватель

ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж»

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА НЕРЮНГРИ РС (Я)

Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень,  гибкое мышление,  профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.

В процессе профессионального образования большое значение имеет поиск путей совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов. Требуется создание эффективных психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование общих профессиональных компетенций студентов.

В настоящее время важность и необходимость экономической подготовки студентов технических специальностей Южно-Якутского технологического колледжа стоит наиболее остро.  

Однако процесс усвоения экономических категорий зависит от индивидуальных особенностей студентов, уровня их интереса, увязывания с перспективой получаемой профессии, необходимостью оперирования ими при постановке и решении технических задач и т.д. Таким образом, процесс осуществления экономической подготовки студентов должен учитывать, как специфику современной российской и мировой экономики, так и особенности технической подготовки выпускника   среднего профессионального образования.

Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельностьиндивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне.

При подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях учреждений СПО наряду с заложенными в стандартах и программах федерального  компонента знаниями и умениями, они должны иметь сформированные организаторские способности, уметь принимать экономически обоснованные решения и брать на себя ответственность за их выполнение, осуществлять экономическую оценку происходящих в профессиональной деятельности процессов, определять место и роль в них своей профессиональной деятельности и другие.

В процессе профессиональной подготовки студентов технологического колледжа становится актуальной проблема формирования экономической компетентности будущих специалистов как основы процесса их адаптации в условиях современной профессиональной среды.

 К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы разработки путей и средств, ориентированных на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в колледже: выполнять технико-экономические расчеты по определению объемных и качественных показателей работы станции; выполнять расчет контингента работников и фонда заработной платы, разрабатывать нормы затрат труда и организационно-технические условия их внедрения; выполнять расчет контингента работников и фонда заработной платы, разрабатывать нормы затрат труда и организационно-технические условия их внедрения; анализировать эффективность деятельности экономических служб на транспорте и предлагать мероприятия по ее совершенствованию; определять показатели производительности труда, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности.

Идеологической основой ФГОС СПО является компетентностный подход. Поэтому организация обучения экономическим знаниям на основе данного подхода требует использование личностно-ориентированных технологий обучения.

В соответствие с новыми ФГОС СПО по специальностям: 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)», 08.02.10. «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», 43.02.06.  «Сервис на транспорте (железнодорожном)» в рабочую программу входит дисциплина «Основы экономики». В процессе обучения которой студенты должны уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию, рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации, определять состав всех видов экономических ресурсов, а также знать действующие нормативные и законодательные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; методику расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятия; методы управления экономическими ресурсами в современных условиях рыночной экономики; основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения и так далее.

Большинство современных технологий обучения ориентированы на использование компьютера. Внедрение информационных технологий – не самоцель, оно достигает (или помогает достичь) определенных результатов при уже сформулированной дидактической задаче. Другое дело, что при формировании дидактической задачи необходимо учитывать современные тенденции в обучении.

Главная задача всех методик обучения - пробудить самостоятельную работу студента по добыванию необходимых ему знаний.

Так как, одним из направлений экономического развития студента является умение использовать необходимую информацию, студент получают дополнительные задания с целью самостоятельного поиска необходимых данных, а также с целью умения отбора тех или иных показателей для проведения самостоятельного анализа задания.

Одной из проблем реализации современных образовательных стандартов по направлению «Экономика» является слабая заинтересованность студентов к дисциплине, так как, в основном, все силы направлены на изучение специальных дисциплин по своей специализации. Многие из студентов просто не хотят понять того, что потенциальный работодатель ищет всесторонне развитых специалистов, способных выполнять не только свою непосредственную работу, а прогнозировать свою деятельность с учетом конечного положительного экономического результата. Кроме того, работодатель заинтересован и в повышении производительности труда, чего достичь без экономических знаний практически невозможно.

Возможность получения требуемых образовательными стандартами знаний и умений реализуется студентами через составление бизнес-плана на занятиях по «Основам экономики». Такая работа помогает студентам применить на практике методику расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, обозначить методы управления основными и оборотными средствами и оценить эффективность их использования, внедрить в деятельность предприятия основы менеджмента спланировать производственную и организационную структуру предприятия, оценить нынешнее финансовое состояние предприятия и наметить пути и способы экономии ресурсов, применить основные энерго- и материалосберегающие технологии. Данная работа позволяет студентам реально оценить их потенциальную возможность для открытия собственного дела.

Применение в деловых играх моделей социально-экономических систем позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности руководителей и специалистов. Так как наш колледж выпускает техников производства среднего звена, следовательно, данная практика ориентирована именно на них.

Кроме того, наши студенты в будущем должны уметь принимать управленческие решения на предприятии. Деловая игра дает возможность студенту сыграть роль руководителя определенного уровня, реализуя свои способности через решение конфликтных ситуаций или через принятие решений при каких-то чрезвычайных обстоятельствах. Проведение деловой игры является коллективным методом обучения, в результате чего формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы и критики других групп.

Использование этих форм учебного процесса при подготовке будущих выпускников позволяет вооружить студентов знаниями, способствующими выработке у них практических навыков и навыков активного экономического мышления, а так же формирует предприимчивость.

Эффективность применяемых образовательных технологий доказывается повышением качества обучения по дисциплине «Основы экономики» за последние 3 года: 2013-14 уч.г. – 86%, 2014-14 уч.г. – 88%, 2015-16 уч.г. – 92%.

При составлении рабочих программ в соответствии с ФГОС нового поколения осуществляется детализация содержания программ изучения дисциплины «Основы экономики». Поэтому спор о том, что надо изучать, чем должны владеть студенты решается просто: что востребовано, то и имеет право на существование. Конечно, немаловажное значение имеет опыт предшествующей подготовки в области экономических дисциплин (изучение основ экономики в школах).

В современных социально-экономических условиях особая роль в подготовке выпускников отводится экономическому образованию, которое формирует экономическое мышление и прививает навыки рационального экономического поведения, создает предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности.

Таким образом, с приходом новых образовательных стандартов нас ждет стандартизированное многообразие. Авторские решения по реализации компетентностной модели экономической подготовки утверждают себя тем, что способствуют подготовке востребованных специалистов, не имеющих проблем с трудоустройством.

Список литературы:

4. Манукян Микаел Константинович. Формирование экономической компетентности у студентов технических ссузов:Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Москва, 2006 154 с. РГБ ОД, 61:06-13/2504

5. Актуальные вопросы перехода на образовательные стандарты нового поколения: [Электронный ресурс] материалы V Научно-практической конференции, 25 марта 2010г.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"

В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...

Статья на тему: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ В УСЛОВИЯХ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА НЕРЮНГРИ РС (Я)

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в СПО....

Статья на тему: «МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ОТДЕЛКЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ (7 КЛАСС)»

В этой статье рассказывается об истории росписи, ее видах, о видах дереврообработки на примере разделочной доски....

Статья на тему: Проблемы развития доступного туризма для людей с ограниченными физическими возможностями в Республике Бурятия

В настоящее время в мире отмечается  значительная тенденция увеличения туристических потоков и влияния туризма на мировое хозяйство, что обусловлено повышением качества и уровня жизни.  В то...

Статья на тему "Проблемы низкой успеваемости по обществознанию у обучающихся, сменивших образовательный маршрут"

Материал поможет выявить проблемы низкой успеваемости у обучающихся по предмету "Обществознание"....

Методическая разработка по теме: «Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение»

Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому современной системе СПО сегодня важно не столько дать студенту как можно больший ...