Методическая разработка по теме: «Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение»
статья

Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому современной системе СПО сегодня важно не столько дать студенту как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс приоритетная роль отводится деятельности обучающихся. Какие же формы и методы предлагаются для построения учебных занятий в контексте ФГОС?

В методике преподавания сложилась следующая классификация методов обучения: пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы отличает доминирующая роль преподавателя на уроке, а студенты вынужденно оказываются в роли пассивных слушателей. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных учебных занятий обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

К активным методам относятся методы, позволяющие преподавателю и студенту выступать равноправными участниками учебного занятия, взаимодействие происходит по вектору «преподаватель-студент».

Интерактивные методы — наиболее эффективные методы, при которых студенты взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом. Вектор взаимодействия можно обозначить следующим образом: «преподаватель = студент = студент».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_realizatsii_fgos_problemnoe_obuchenie.docx60.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени

Героя России В.В. Бурцева»

Методическая разработка по теме:

  «Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение»

Преподаватель истории: Еренкова В.М.

Белгород, 2022

Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому современной системе СПО сегодня важно не столько дать студенту как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс приоритетная роль отводится деятельности обучающихся. Какие же формы и методы предлагаются для построения учебных занятий в контексте ФГОС?

В методике преподавания сложилась следующая классификация методов обучения: пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы отличает доминирующая роль преподавателя на уроке, а студенты вынужденно оказываются в роли пассивных слушателей. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных учебных занятий обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

К активным методам относятся методы, позволяющие преподавателю и студенту выступать равноправными участниками учебного занятия, взаимодействие происходит по вектору «преподаватель-студент».

Интерактивные методы — наиболее эффективные методы, при которых студенты взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом. Вектор взаимодействия можно обозначить следующим образом: «преподаватель = студент = студент».

К интерактивным методам относятся:

  • Кейс-метод. Данный метод основан на том, что задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), которую обучаемые должны исследовать, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
  • Метод проектов предполагает самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
  • Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • «Мозговая атака» - метод коллективного «генерирования идей». Он способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучаемых способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на какой-либо важной цели.
  • Игровой метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать и осуществить исследовательскую работу по изучению проблемы.
  • Метод диалогического взаимодействия основывается на проведении диалога, когда истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Данный метод представлен диспутами, дискуссиями, открытыми форумами, «круглыми столами».

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных. Рассмотрим более подробно один из методов интерактивного обучения – проблемный метод.

Жизнь постоянно ставит перед человеком сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, необходимо более глубокое познание мира, открытие в нём новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Механизм психологических процессов, происходящих при проблемном обучении, следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления. Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстрационного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.

На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований академик, доктор педагогических наук М.И. Махмутов даёт следующее определение понятия «проблемного обучения»:

«проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или исследовательской деятельности. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – освоение учениками знаний и обобщенных умений посредством решения учебных задач. При проблемном обучении учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

Проблемное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой обучающиеся как можно больше находились бы в состоянии поиска и подготовки ответа на волнующие их вопросы.

Таким образом, сущность проблемного обучения составляют:

  • организация педагогом проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе обучающихся;
  • управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

К основным понятиям проблемного обучения относятся:

Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.

Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения:

  • это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;
  • это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые, позиции при его решении;
  • это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения;
  • проблемная задача, которая вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.

Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи. Можно выделить следующие способы создания проблемной ситуации:

  • использование учебных и жизненных ситуаций;
  • побуждение к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;
  • ознакомление детей с фактами, носящими якобы необъяснимый характер;
  • противоречия между научными фактами;
  • новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.

Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.

Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели. Проблемные задачи выполняют тройную функцию:

  • являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;
  • обеспечивают успешные условия усвоения учебного материала;
  • представляют основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.

Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует проверку и поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учителю необходимо дифференцированно подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.

В качестве условий эффективности реализации проблемного обучения выделяют:

  • обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
  • обеспечение посильности работы учащихся с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
  • значимость для обучаемого информации, получаемой при решении проблемы;
  • необходимость диалогического, доброжелательного общения с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся к различным точкам зрения, гипотезам, предложениям, высказываемым учениками.

Необходимо заметить, что не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении обучающихся с историей предмета науки. Гипотезы решения, новые научные данные, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме – вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования проблемного мышления.

Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, студент должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача преподавателя— создать для этого все условия.

Список источников:

  • Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.
  • Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
  • Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 1991.
  • Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.
  • Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара по теме: "Правовое государство: история и современность"

Данная разработка интегрированного урока проводится по дисциплинам "История" и "Обществознание"....

Методическая разработка на тему: Самообразование-самовоспитание мастера производственного обучения.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал....

Реализация принципов проблемного обучения на занятиях литературы

Обучение - сложный процесс, он предполагает прежде всего деятельность педагога и деятельность обучающихся.Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно п...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Методическая разработка на тему: «Технология выполнения женской стрижки с асимметрией и окрашивание».

В 2016 году асимметричные стрижки обрели истинную популярность, но при этом не утратили своей индивидуальности. Секрет такого модного парадокса прост – множество фасонов и силуэтов этих п...

Методическая разработка по теме" Технология отработки навыков самостоятельной деятельности при работе с учебными материалами"

Технология отработки навыков самостоятельной деятельности обучающихся при  работе с учебными материалами на уроках по предмету "Основы материаловедения"...

Методическая разработка на тему Технологии управления конфликтами

Методическая разработка практического занятия...