Методическая разработка интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара по теме: "Правовое государство: история и современность"
методическая разработка по теме

Кашинцева Лилия Геннадьевна

Данная разработка интегрированного урока проводится по дисциплинам "История" и "Обществознание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe.doc166.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Новороссийский колледж строительства и экономики

Методическая разработка

Плана-конспекта открытого интегрированного урока

 на тему:

 «Правовое государство: история и современность»

Новороссийск

 2014


План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему:

 «Правовое государство: история и современность»

Дисциплины:

«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.

«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В.

Тема: «Правовое государство: история и современность»

Тип урока: повторение и систематизация знаний

Вид урока: проблемный семинар

Цели: повторение и систематизация знаний по теме «Правовое государство: история и современность»

Задачи:        

образовательная:   обобщить знания студентов по вопросу теории правового государства

воспитательная:     формировать  гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к чужому мнению,  привлечь интерес к материалам периодической печати

развивающая:       развитие способности логически размышлять, делать эвристические выводы

Комплекс аппаратного и методического обеспечения:

  1. Конституция Российской федерации
  2. Материалы периодической печати
  3. Сообщение на тему «История идеи правового государства»
  4. Интерактивная доска
  5. Магнитная доска
  6. Тесты

Предполагаемый результат:  название условий, при которых возможно формирование правового государства

План урока

1)Организационный этап.

2)Постановка цели и задач урока.        

        Преподаватель 1.

 В современной российской правовой науке не существует более популярного термина чем «правовое государство». Этим и обусловлен особый интерес к данной теме не только правоведов, но и историков, философов, социологов, обществоведов. Целью нашего занятия является демонстрация междисциплинарных связей в ходе изучения института правового государства.

 Преподаватель 2.

 На базе ранее изученного материала мы предлагаем рассмотреть проблемы формирования правого государства в России. Вопросы, которые мы вынесли на обсуждение, имеют важное значение для углубления ваших знаний и для практической деятельности. На подобных занятиях вы учитесь культуре дискуссии, толерантности, выработке активной жизненной позиции.

      Преподаватель 1.

     Сегодня мы выносим на рассмотрение 3 вопроса, их вы видите на доске.

  1. История идеи правового государства.

Рассматривать этот вопрос мы будем на основе сообщения, которое подготовила первая подгруппа студентов.

Два последующих вопроса являются проблемными, над нами работали две другие подгруппы студентов.

  1. Можно ли назвать современную Россию правовым государством?

При подготовке этого вопроса второй подгруппе было предложено воспользоваться материалами периодической печати.

  1. Что мешает созданию правового государства в России?

Готовясь к этому вопросу, студенты третьей подгруппы должны были не только назвать эти причины, но и проиллюстрировать свои ответы историческими фактами и примерами.

Итогом нашей работы станет размышление над условиями формирования правового государства в России.

Преподаватель 2. 

Критериями оценки вашей работы на семинаре будут выступать аргументированность, полнота и конкретность ответов, иллюстрация ответов историческими фактами и примерами, логика изложения материала, культура речи. Просим вас быть активными, уважать чужое мнение, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением большинства.

Надеемся, что наша работа пройдет плодотворно и продуктивно.

Преподаватель 1.

Переходим к рассмотрению первого вопроса. Студентам первой подгруппы было дано задание подготовить сообщение на тему: «История идеи правового государства». Просим всех быть очень внимательными, т.к. после сообщения мы перейдем к его обсуждению.

       Студенты первой подгруппы выступают с сообщением по теме: «История идеи правового государства», после которого преподаватели предлагают другой подгруппе обсудить его по следующим вопросам:

а)        как   Вы   понимаете   тезис   Платона   «в   государстве должно осуществляться правление законов, а не правление людей»?
       В подтверждение справедливости данного тезиса приводится отрывок из «Вольности» А.С. Пушкина (Приложение А)

б)        приведите примеры государств, в которых «закон не имеет силы и
находится под чьей-либо властью»;

Преподаватель 2. 

Трудно даже сосчитать сколько раз в истории человечества сбывалось платоновское пророчество о близкой гибели того государства, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Приведите примеры из всемирной истории, подтверждающие справедливость этой мысли.

Студенты называют государства с тоталитарным политическим режимом.

в)        соответствуют ли изречение Цицерона: «Мы можем стать свободными
только тогда, когда станем рабами закона вашим внутренним
убеждениям»?

       г) назовите  признаки правового государства, прозвучавшие в сообщении.

Студенты называют признаки правового государства.

Преподаватель 1.

 А сейчас попрошу вас найти в Конституции РФ статьи, закрепляющие принципы правового государства.

Студенты работают с текстом Конституции РФ и называют номера статей и зачитывают их положения. (Приложение Б)

Проводится проверка выполнения задания.

Все названные вами статьи Конституции, указывают на то, что Российская Федерация является правовым государством. Но так ли это на самом деле?

Преподаватель 2.

 Таким образом мы подошли к рассмотрению второго вопроса: «Можно ли назвать Россию фактически правовым государством?»

Для ответа на этот вопрос подгруппам нужно будет проанализировать сегодняшнее положение дел в экономической и политической сферах развития общества. И, чтобы не быть голословным, вам было предложено воспользоваться материалами периодической печати, отражавшими вашу точку зрения. Анализ следует проводить по каждому признаку правового государства.

     Подводя итог второму вопросу, студенты приходят к выводу, а том, что фактически, сегодня Россия не является правовым государством.

Преподаватель1.

           Самое время перейти к рассмотрению третьего вопроса: «Что мешает созданию правового государства в России»? Для проведения более деятельного анализа вся история России делиться на два этапа: до Октября 1917г. и после октября 1917 года. Каждая подгруппа получает свой временной период для анализа. Свои ответы студенты подкрепляют иллюстрацией фактов и конкретных примеров.

           Подводя итог выступлением, студенты приходят к следующим выводам:

- созданию правового государства мешает низкая правовая культура россиян. Право в России никогда не имело необходимого условия ценности и самоценности. Стоящим у власти всегда было свойственно объявлять право свою волю.

-экономическая ситуация в России (отсутствия среднего класса);

- отсутствие зрелой демократии. Гражданам Росс свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе.

- несовершенство законодательной базы (в законах путаница, противоречия).

- невозможность рассматривать судебную власть в качестве мощности силы, стоящей на страже интересов личности.

Далее студенты выполняют тестовое задание и указывают условия, при которых возможно существование правового государства (Приложение В).

            В то время, когда один преподаватель обрабатывает тесты студентов, второй преподаватель знакомит студентов с признаки гражданского общества.

            Подведение итогов занятия.

            Студенты делают выводы по уроку:

  1. Правовое государство – это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуры.
  2. Правовое государство немыслимо без развития гражданского общества, где граждане участвуют в принятии и реализации общественно важных решений на всех уровнях – от местного до государственного.
  3.  Правовое государство не достаточно декларировать. Для его создания должны быть созданы социально-культурные, юридические, политические и экономические условия.
  4. Создание правового государства должно быть сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных условий.

Домашнее задание: проиллюстрировать примерами деятельность институтов гражданского общества в Российской Федерации.

Подведение итогов.

Преподаватели подводят итог совместной работы. Оценивается выступление студентов. Отмечаются успехи и недостатки. Для дальнейшей работы по теме «Правовое государство» студентам предлагается список литературы.

           

/


ПРИЛОЖЕНИЕ А

                   А.С. Пушкин. «Вольность»

Лишь там над царскою главою

Народов не легло страданье

Где крепко с вольностью святою

Законов мощных сочетанье.

Владыки! Вам венец и трок

Даёт закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Статьи Конституции, указывающие на признаки правового государства

Ст. 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Ст. 4. Конститу щя Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Ст. 6 (п. 2). Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Ст. 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Ст. 19.1. Все равны перед законом и судом.

  1. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  2. Мужчина и женшина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Ст. 17. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Ст. 22.1. Каждый имел право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Ст. 46.1. Каждому гарантируется судебная защита его проз и свобод.

  1. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  2. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тест

           Укажите условия, при которых возможно формирование правового государства:

1)демократический политический режим;

2)развитая экономика;

3)слаборазвитая экономика;

4)плановая экономика;

5)тоталитарный политический режим;

6)авторитарный политический режим.


Итог семинара:

  1. Правовое государство - это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
  2. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества (граждане участвуют в принятии и реализации общественно важных решений на всех уровнях - от местного до государственного).
  3. Правовое государство не достаточно декларировать. Для его создания должны быть созданы социально-культурные, юридические, политические и экономические условия.
  4. Создание правового государства должно быть сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных условий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.

Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...

Методическая разработка интегрированного урока по теме: «Сахароза»

Интегрированный урок по химии посвящён теме "Сахароза"...

План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему: «Правовое государство: история и современность»

Дисциплины:«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В. Тема: «Правовое государство: история и современность»Тип урока: повторение и систематизация зна...

Методическая разработка интегрированного урока на тему "Маркетинговая среда вокруг предприятий отрасли печати"

  Интегрированный урок проводился по МДК Основы управления производством полиграфической продукции  (Тема Управление маркетинговой деятельностью в полиграфическом производстве) и ОГСЭ...

2018 год Методическая разработка интегрированного урока Тема: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов

Методическая разработка интегрированного урока по теме: Приготовление пирогов: «Американский яблочный пирог» Данная разработка предназначена обучающимся 11классов.Актуальность интегрированного заняти...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

методическая разработка интегрированного урока по предметам русский язык и основы делопроизводства .Тема урока "Деловые бумаги".

Методическое обоснование урокаВ профессионально-техническом учебном заведении преподаватель любой общеобразовательной дисциплины должен быть готов интегрировать свой предмет с профессионально-теоретич...