Методическая разработка на тему Технологии управления конфликтами
методическая разработка

Методическая разработка практического занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рославльский медицинский техникум»

Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК

специальности Фармация
Протокол  №_____

от «____»___________ 2020 г

Председатель ЦМК __________

                                                                                                                                                                             

Утверждено на заседании

методического   совета

  Протокол  №___

  от «____»________2020 г

  Председатель методсовета

   ___________Л.А.Иванова

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине «Психология общения»

 по специальностям  33.02.01 Фармацея, 31.02.01 Лечебное дело

по теме: «Технологии управления конфлифктами и их эффективное разрешение»

Преподаватель: Д.Н. Черно

Рославль

2020 г.

Пояснительная записка

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью контроля знаний по теме Психология общения, в процессе практического занятия студенты закрепляют основы знаний о познавательных процессах, внимании.

Методическая разработка составлена для использования на практическом занятии в рамках специальности 33.02.01 «Фармация», 31.02.01. «Лечебное дело».

После изучения данной темы студент должен знать:

•        структуру и функции конфликта;

•        способы разрешения конфликтов;

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Контроль полученных знаний» (приложение №1), «Практическая работа студентов» (приложение№2).

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Технологии управления конфликтами и их эффективное разрешение

Продолжительность проведения занятия: 180 минут

Мотивация темы: Закрепление полученных теоретических знаний на практике

Цели занятия:

1. Образовательная: Обеспечить усвоение студентами новых знаний о конфликте; структуре и функциях конфликтов.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Требования к уровню подготовки студента: студент должен знать: основные понятия данной темы: виды конфликтов; структуру и функции конфликтов.

Междисциплинарная интеграция: Технология оказания медицинской помощи.

Внутридисциплинарная интеграция: Психология общения

Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.

Задания для внеаудиторной работы студентов:

Работа с дополнительной литературой: составление рекомендаций «Поведение в конфликтной ситуации»

Перечень литературы:

  • Основная: Жарова М.Н. Психология общения. – М., 2014.

2. Дополнительная: Островская И.В. Психология общения.- Москва, 20139.

Описание хода занятия

1. Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3. Проверка полученных знаний (приложение №1)

Цель: контроль знаний по психологии общения

45 мин

4. Методические указания к проведению практической работы

Цель: организовать студентов для практической работы

3мин

Преподаватель поясняет цель и ход практической работы: выполнение тестовых заданий.

5. Практическая работа студентов (Приложение №2)

Цель: закрепить знания по основам психологии общения

120 мин.

Выполнение студентами заданий предложенных преподавателем.

7. Подведение итогов

2 мин.

Обсуждаются итоги практической работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

Всего:180 мин

Приложение № 1

Вопросы

1. Назовите формулу конфликта и дайте определения его составлющим.

2. Опишите ситуации и условия, когда конфликтов не бывает.

3. Чем рациональные конфликты отличаются от эмоциональных?

4. Дайте характеристику сигналам конфликта. Зачем нужно быть внимательным к ним?

5. Дайте характеристику основным тактикам и приёмам разрешения конфликта.

Заполнить пробелы

  • При плохом настроении __________ продуктивность мышления.
  • Недоразумения возникают из-за __________ информации.
  • Сигналы конфликта: дискомфорт, _______, кризис, недоразумение, инциденты.
  • Для сокращения длительности конфликта необходимо ________ внимание сторон на более близкие им и по возможности обоюдоинтересные цели.

Выбрать один или несколько правильных ответов

1. Инцидент - это:

а) угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими;

б) действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними;

в) приписывание партнёру по общению определённых мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности;

г) отрицательное переживание, вызванное невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.

2. Компромисс - это:

а) способность к согласованным действим в процессе совместного труда;

б) согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений членами профессиональной общности;

в) соглашение, достигнутое путём взаимных уступок;

г) доминирующий способ реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего.

3. Действия при выборе стратегии конфликтного реагирования "уход от конфликта":

а) сохранение хороших взаимоотношений;

б) молчание;

в) раздел имущества поровну;

г) требование безоговорочного послушания.

4. Действия при выборе стратегии конфликтного реагирования  "подавление конфликта" направлены на:

а) обнаружение возможностей, чтобы каждый что-то получил;

б) манипуляции оппонентов;

в) полный отказ от отношений;

г) сохранение мира и покоя любой ценой.

5. Причины конфликтов в процессе взаимодействия преподавателей со студентами:

а) нарушение студентами или преподавателями правил проведения учебного процесса;

б) сухой стиль преподнесения материала;

в) недовольство студентов выставленными оценками;

г) неспособность к эмпатии.

Эталоны ответов:

Заполнить пробелы: 1. - снижается; 2. - недостатка; 3. -напряжение; 4. - переключить.

Выбрать правильный ответ: 1. б; 2. в; 3. б; 4. г; 5. г.

Приложение № 2

Задание "Анализ конфликта по алгоритму"

Проведите анализ описанных ниже четырёх ситуаци по алгоритму. Если вы считаете, что для полного анализа предоставленной информации недостаточно, то можете её добавить.

1. Кто конфликтует (участники)?

2. Объект притязаний (из-за чего возник конфликт).

3. Внешняя позици участников (как объясняют окружающим и самим мебе причины конфликта).

4. Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом).

5. Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли новыые конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта).

6. Выбранный способ разрешения конфликта (чем всё закончилось).

7. Оценка выбранного сторонами способа разрешения конфликта (что думают и чувствуют по этому поводу сами участники конфликта).

Предлагаемые ситуации:

1. Преподаватель психологии Ирина Владимировна является куратором группы студентов 2 курса. Она ведёт эту группу с 1 курса, вкладывая в эту работу много сил. Со студентами сложились хорошие и доброжеоательные отношения: студенты вместе с куратором часто собирались во внеурочное время, ходили в кино, на экскурсии, устраивали различные мероприятия. Но в последнее время студенты стали всё больше времени проводить в кабинете информатики с новым молодым преподавателем. На всех переменах они убегают туда, опаздывают на занятия, при этом стали менее уважительно относиться к куратору. Ирина Владимировна очень обижена на группу за такое поведение. Сначала она терпела, но потом собрала студентов и сказала, как её это огорчает, как много она делала для них, а теперь не видит элементарного уважения. Она подняла эту тему и на педсовете, выразив своё недовольство молодым преподавателем, который, по её мнению, ведёт себя со студентами фривольно. Отношения с группой после этого окончательно испортились, студенты стали остро реагировать на замечания Ирины Владимировны, смеяться за её спиной. Ирина Владимировна хоччет отказаться от кураторства группы.

2. Антон - студент 2 курса колледжа. Ему удалось достать ответы для экзаменационного теста. Его одногруппник Борис попросил у него эти ответы, и тот продиктовал их по телефону. Однако ответы, продиктованные Антоном, оказались ошибочными, и Борис тест не сдал. Антон же получил за тест "отлично". По характеру и Антон, и Борис - не из трусливых, умеют отстаивать свои интересы. Антон относится к учёбе несерьёзно. Борис же работает, поэтому не может тратить много времени на подготовку к занятиям. Ранее у Антона и Бориса уже был конфликт из-за девушки. Теперь, после инцидента с ответами на тест, конфликт разгорелся вновь.

3. Анна и Вероника учатся в одной группе. Анна не умеет хранить в тайне информацию, известную ей о других людях, и стремится использовать её для достижения собственных целей. Ей стало известно о ситуации, возникшей у Вероники во время обучения в другом колледже. Поведение Вероники в тот период не всегда было этичным. Она попросила Анну не говорить ни с кем о том, что ей стало известно. Но Анна стала обсуждать эти сведения с другими студентами; при этом одни не поверили Анне, другие сказали, что в жизни всякое бывает, третьи просто отмахнулись. А две подруги Анны стали относиться к Веронике с недоверием. С тех пор между Анной и Вероникой установилась вражда. Они не разговаривают друг с другом. Группа разделилась на 3 лагеря: Анна с подружками, сторонние наблюдатели и сочувствующие Веронике.

4. В молодой семье, проживающей в квартире родителей жены, возникает конфликт между мужем и женой в вопросе: "Кто в семье должен мыть посуду". Жена уверена, что это должен быть муж, а тот считает мытьё посуды женской работой. Жена, попытавшись переубедить мужа (ссылаясь на пример, который "всегда мыл посуду") и не достигнув желаемого результата, подключает к обсуждению этого вопроса свою маму. Муж, в свою очередь, ссылается на опыт своих друзей (которые в своих семьях "никогда не моют посуду") и тоже на свою маму, которая всегда моет посуду. В итоге они решили устроить дежурства.

Задание "Предложите варианты развития и решения описанных ниже конфликтных ситуаций"

1. Мать отпустила свою дочь погулять и велела прийти домой в 22:30. Дочь пришла домой в полночь. Мать стала ругаться, говорить доччери, что она не слушается и заставляет её переживать.

2. Парень назначил девушке встречу на 22:00. Она пришла вовремя, а он опоздал на 20 минут. Девушка увидела парня и сразу стала кричать на него.

3. Мать, перед тем как уйти, попросила дочь убраться на кухне. Вместо этого дочь ушла гулять. Когда она вернулась домой, мать начала её ругать. Но дочь стала утверждать, что ей позвонила лучшая подруга Лена, которая завтра уезжает на месяц, и пригласила погулять с ней и попрощаться.

4. Отец дома постоянно смотрит спортивный канал. В результате мать с дочерью не могут смотреть по телевизору то, что хотят. Однажды они хотели посмотреть интересную передачу, но отец не согласился им уступить.

5. Жена ждала мужа после работы к 22:00, но муж пришёл на 2 часа позже. Он сказал, что задержался на работе. Жена не поверила, и между ними возник конфликт.

6. На рынке женщина купила арбуз. Продавщица обманула её на 2 кг. Женщина начала ругаться, продавщица же стала оправдываться и утверждать, что виноваты весы.

7. Начался урок. Уже 10 минут идёт объяснение нового материала. Без разрешения в аудиторию входит студент и садится на своё место. Шумно достаёт учебник и тетрадь. Группа начинает переговариваться. Преподаватель делает замечание опоздавшему. Он резко отвечает, грубит.

8. Оля и Тамила - лучшие подруги. Поссорились из-за того, что Оля поставила ВКонтакте лайк фотографии девушки, с которой Тамила в напряжённых отношениях.

Задание "Анализ действий, приводщих к конфликтам"

Используя перечень "Действия студента, которые могут привести к конфликту", выберите 3-4 действия, которые вы наиболее часто совершаете и тем самым можете спровоцировать конфликт.

Используя перечень "Действия преподавателя, которые могут привести к конфликту", выберите 3-4 действия, которые, по вашему мнению, наиболее часто вызывают у вас дискомфорт.

Просмотрите полученые списки действий. Может ли понимание причины конфликта помочь снизить его остроту и избежать длительного враждебного отношения между конфликтующими?

Действия преподавателя, которые могут привести к конфликту

1. Неуважительное, пренебрежительное отношение преподавателя.

2. Подозрительное, недоверчивое отношение преподавателя.

3. Нетактичное, некорректное поведение преподавателя.

4. Необоснованные упрёки и обвинения.

5. Равнодушие, безразличие преподавателя к потребностям и нуждам студентов.

6. Нелогичное (непонятное) изложение учебного материала.

7. Преподавание курса, не соответствующего современному уровню, морально устаревшего.

8. Непривычный стиль преподавания.

9. Авторитарный, командный стиль руководства преподавателя.

10. Неаккуратное ведение документации (например, забыл поставить оценку и т.д.).

11. Проявление нетерпимости к различию во взглядах, жизненных позициях.

12. Отказ преподавателя индивидуально объяснять материал.

13. Завышенные требования преподавателя к дисциплине.

14. Завышенные требования преподавателя к знаниям.

15. Необъективная оценка работы, придирчивость.

16. Отказ поставить зачёт или нужную оценку на экзамене.

Действия студента, которые могут привести к конфликту

1. Общение с преподавателем в агрессивной, вызывающей форме.

2. Нетактичное поведение студента.

3. Невыполнение заданий преподавателя.

4. Опоздание на занятия.

5. Непосещение занятий.

6. Низкая дисциплина на занятии (например, шум, вопросы, не относящиеся к теме, занятие посторонними делами).

7. Нарушение правил поведения в общественных местах (например, курение в не отведённых для этого местах, ненормативная лексика).

8. Подделка документов (например, подделка подпии преподавателя в зачётной книжке).

9. Списывание во время контрольной работы.

10. Попытка сдать чужую работу.

11. Попытка подкупа преподавателя.

12. Попытка давления на преподавателя (например, угроза физической расправы).

13. Получение оценки в обход преподавателя.

14. Проявление нетерпимости к различию во взглядах, жизненных позициях.

15. Просьбы и требование поставить зачёт или экзаменационную оценку, не имея на то веских оснований.

16. Несогласие студентов с выставленными оценками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Технология выполнения женской стрижки с асимметрией и окрашивание».

В 2016 году асимметричные стрижки обрели истинную популярность, но при этом не утратили своей индивидуальности. Секрет такого модного парадокса прост – множество фасонов и силуэтов этих п...

Методическая разработка по теме" Технология отработки навыков самостоятельной деятельности при работе с учебными материалами"

Технология отработки навыков самостоятельной деятельности обучающихся при  работе с учебными материалами на уроках по предмету "Основы материаловедения"...

Методическая разработка по теме : "Стратегии поведения в конфликтах"

Данное занятие поможет нам найти выход, находясь в конфликтной ситуации. Актуальность занятия, обусловлено формированием развития гармоничной личности, а также укрепление профессиональных позиций.Заня...

Методическая разработка на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»

Выпускная аттестационная работа на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций   ОАО «РЖД»....

Методическая разработка на тему: "Система подготовки обучающихся по специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение" к конкурсам профессионального мастерства"

В условиях модернизации профессионального образования участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства способствует использованию теоретических и практических знаний при решении социальных...

Методическая разработка по теме: «Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение»

Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому современной системе СПО сегодня важно не столько дать студенту как можно больший ...

Методическая разработка занятия. Тема 3: «Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления»

Методическая разработка по предмету: «Основы управления транспортными средствами»Цели занятия:Образовательная - изучение эксплуатационных свойств транспортных средств и их влияния на эффек...