методические указания к практическим работам по географии
учебно-методический материал

Дашичева Анна Валерьевна

методческие указания для обучающихся по выполнению  практических работ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_po_praktich_geogr.docx62.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невский машиностроительный техникум»

                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

 ________________ Е.В. Щеглова

«___» ___________ 201 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для обучающихся по выполнению лабораторных работ и практических занятий

по учебной дисциплине География

Для специальностей: 15.02.08 Технология машиностроения

23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение

 22.02.07 Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

(базовая подготовка)

15.01.32 Оператор станков с программным управлением        

Санкт-Петербург, 2017 год

РАССМОТРЕНО

предметной цикловой комиссией

____________________дисциплин

Протокол № ___от ___. ___.20 __ г.

Председатель предметной цикловой комиссии

_____________ О.В.Козлов

ОДОБРЕНО

Методический совет

Протокол № ___ от ___. ___.20 __ г.

Председатель Методического совета

_______________ Е.В. Щеглова

Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий по учебной дисциплине География

Пособие предназначено для обучающихся очной формы обучения и составлено для  специальностей:

15.02.08 Технология машиностроения

23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение

 22.02.07 Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике (базовая подготовка)

15.01.32 Оператор станков с программным управлением        

в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Разработчик: преподаватель СПб ГБПОУ «НМТ» Дашичева А.В.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения                                                                                               4
  2. Титульный лист к практической работе(приложение 1)                                   5
  3. Содержание лабораторных работ/практических занятий                                6
  4. Критерии оценки выполнения лабораторных работ/практических занятий 11
  5. Список литературы                                                                                              11

.

  1. Общие положения

        Методические рекомендации по проведению практических работ по  учебной дисциплине География является одной из составляющих при подготовке специалистов по ряду специальностей СПО.

    Важность изучения учебной дисциплины География объясняется следующими факторами: дисциплина является основой для формирования у студентов целостного представления о мировой экономической географии мира, о возможностях применения в своей профессиональной деятельности, расширяет кругозор.

     Данная  разработка содержат методические указания для выполнения практических  работ студентами.

     Целью методических указаний  является формирование у студентов навыков по овладению и использованию в практической деятельности и повседневной жизни разно­ образных географических методов, знаний и умений, а также географической информации

     Деятельностная составляющая указаний направлена на формирование   понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

     Методические рекомендации по каждой практической работе содержат: наименование практической работы, её цель, предмет и содержание работы, необходимое оборудование, общие методические рекомендации к выполнению практической работы, общие правила и требования к оформлению работы.


Приложение № 1

Титульный лист к практической работе

Практическая работа №

 ________________________________________________________________

                                            Наименование практической работы  

Специальность (профессия) _____________________________________

Учебная дисциплина География

Рассмотрено на заседании ПЦК __________________

Протокол № ______ от «___» __________г.

Председатель ПЦК _______________ _____________

           Разработал преподаватель

______________________________                             Ф.И.О.

          ______________________________

                                     Дата

  1. Содержание лабораторных работ/практических занятий

Практическая работа № 1

Тема: Знакомство с политической картой мира.

 Цель практической работы: восстановить знания, полученные на уроках прошлых курсов; закрепить знания, полученные в ходе изучения темы; сформировать представления о различных критериях классификации стран, закрепить навыки работы с контурной картой.

Требования к выполнению задания на контурной карте:

 1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты.

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы береговую линию, границы государств.

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно.

 Оборудование: 1. Атлас «Экономическая и социальная география стран мира» 10 класс с набором контурных карт.

Порядок выполнения работы:

Вариант 1. Обозначение на контурной карте крупнейших по территории и по численности населения стран мира.  Используя атлас (стр. 2 - 3), форзацы учебника Максаковского В.П. ”Экономическая и социальная география мира” или дополнительную литературу, подпишите на контурной карте названия и закрасьте красным цветом первые десять стран по площади территории и синим цветом – по численности населен. Подпишите их столицы.   Выпишите страны, вошедшие в эти группы ( и по площади территории, и по численности населения ).  Сделайте вывод о размещении крупнейших стран по регионам мира и по их отношению к социально-экономическим типам.

Вариант 2. Обозначение на контурной карте островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран и их столиц.  Используя атлас, (стр. 2 - 3), на контурной карте обозначьте границы и подпишите названия, стран,  дополнительно  заштриховав красным цветом островные, зелёным - полуостровные и жёлтым - внутриконтинентальные страны и подпишите их столицы.  Назовите регионы, в которых преобладают страны различные по географическому положению.

Вариант 3. Обозначение на контурной карте стран различных  социально-экономических типов.  Используя текст учебника, дополнительную литературу и атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте синим цветом обозначьте страны ”Большой семёрки”, серым - страны  переселенческого капитализма, красным - социалистические, розовым - страны  с  переходным  типом  экономики, зелёным - ключевые  развивающиеся  страны, чёрным - нефтедобывающие, жёлтым - новые индустриальные страны. Подпишите их названия и их столицы.  Сделайте вывод о размещении этих типов государств по регионам мира.

Контрольные вопросы:

Какие виды государственного строя вы знаете?  Какие отличительные признаки республики и монархии вы можете назвать?  Как вы думаете, зависит ли экономика страны от её географического положения?

Список литературы:

  1. Максаковский В.П. . ”Экономическая и социальная география мира”, М «Просвещение» 2014
  2. Баранчиков Е.В. География , М. «Академия», 2016
  3. Петрова Н.Н География (Современный мир), М. Форум, 2014
  4. Страны мира: Справочник.

.

Практическая работа №2

Тема: Определение особенностей расселения в различных странах и регионах.

 Цель практической работы: закрепить знания, полученные на лекциях по этой теме; формирование умений сравнивать страны по различным показателям: плотность населения, типы воспроизводства, по уровню урбанизации, используя различные источники информации; закрепить навыки работы с контурной картой.

Требования к выполнению задания на контурной карте:

 1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты.

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы береговую линию, границы государств.

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно.

 Оборудование: 1. Атлас «Экономическая и социальная география стран мира» 10 класс с набором контурных карт.

Порядок выполнения работы:

Вариант 1.Задание 1. Население свыше 100 млн. человек имеют следующие десять стран мира: Индия, Бангладеш, Япония, Китай, Нигерия, Россия, Индонезия, США, Пакистан. Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения.

Задание 2. На разных языках индоевропейской семьи говорят: англичане, бенгальцы, латыши, немцы, персы, румыны, русские, французы, хиндустанцы, шведы. распределите их по следующим группам этой языковой семьи: 1. Славянская            2. Балтийская        3.Романская        4. Германская        5. Иранская

 Задание 3. Обозначьте на контурной карте районы с высокой плотностью населения (указать плотность).

Вариант 2. Задание  1. Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран I и II типов воспроизводства населения.  

Задание 2.Сравнить доли экономически активного населения, характерные  для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия и занятости населения.  

Задание 3. Используя статистические показатели экономически активного населения по отдельным группам стран, построить столбчатую диаграмму, наглядно показывающую это отличие.

Задание 4. Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами в таблице, характеризующей численность населения, его естественный прирост, возрастной и половой состав, занятость в промышленности и в сельском хозяйстве.

Группа стран

Численность населения

Естественный прирост

Возрастной состав, половой состав

Занятость в промышленности и с/х

1

2

Контрольные вопросы:

 Какая характеристика присуща воспроизводству 1 типа,  а какая – воспроизводству 2 типа?  Какие страны относятся к 1 и 2 типам воспроизводства?  Что называют «утечкой мозгов»?  Что такое «демографическая политика»?

Список литературы:

1)Максаковский В.П. . ”Экономическая и социальная география мира”, М «Просвещение» 2014

2)Баранчиков Е.В. География , М. «Академия», 2016

3)Петрова Н.Н География (Современный мир), М. Форум, 2014

4)Страны мира: Справочник.

Практическая работа №3

Тема: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

Цель практической работы: формирование знаний о классификации природных ресурсов, развитие умения оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических данных.

 Требования к выполнению задания на контурной карте:

 1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты.

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы береговую линию, границы государств.

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно

. 4. При нанесении на контурную карту условных знаков ресурсов, используйте

Оборудование: 1. Атлас «Экономическая и социальная география стран мира» 10 класс с набором контурных карт.

2. Калькулятор.              

             

Порядок выполнения работы:

Вариант 1 Задание 1. Нанесите на контурную карту месторождения минеральных ресурсов (уголь каменный, бурый; нефть, газ)

Задание 2. Нанесите на карту пять стран- лидеров по земельным угодьям.

Задание 3. Рассчитать ресурсообеспеченность по данным таблицы.

ресурсы

запасы

добыча

уголь, млн.т.                      

16 000 000                                      

5 500

нефть, млн.т                        

800 000                                        

4 600

газ, млрд.м3                        

710 000                                          

3 250

железная

 руда,млн.т

650000

720

Вариант 2 Задание 1. Укажите, какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей (подчеркните двумя чертами), и наименьшей (одной чертой подчеркнуть) обеспеченностью водными ресурсами. Афганистан, Бразилия, Египет, Заир, Канада, Кувейт, Туркменистан, Саудовская Аравия, Германия. Обозначить на карте эти страны (указать  все реки, озера)

Задание 2. Укажите, какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей (подчеркните двумя чертами) и наименьшей (подчеркните одной чертой) обеспеченностью лесными ресурсами:   Великобритания, Габон, Заир, Конго, Ливия, Россия, Сомали, Финляндия, Швеция, Япония. Обозначить на карте эти страны (лесные территории) Задание

3. Дате оценку ресурсообеспеченности стран разных типов и заполнить таблицу

Название страны      

Запасы, млрд.т Уголь жел. руда

Нефть, газ

               

Добыча, млн. т.   Уголь жел. руда

Нефть, газ

                     

.   Ресурсообеспеченность Уголь жел. руда

Нефть, газ

Китай

Индия

США

Контрольные вопросы:

 Назовите виды минеральных ресурсов?  Как подсчитывается ресурсообеспеченность (формула)?


Список литературы:

1)Максаковский В.П. . ”Экономическая и социальная география мира”, М «Просвещение» 2014

2)Баранчиков Е.В. География , М. «Академия», 2016

3)Петрова Н.Н География (Современный мир), М. Форум, 2014

4)Страны мира: Справочник.

Практическая работа №4 Тема: Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Цель работы: развитие умений давать экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации. Выделить общие и отличительные черты двух-трех стран (по выбору). Если выбирается для характеристики одна страна,  нужно используя наиболее подробный план, написать по выбранной стране реферат.

Оборудование: 1. Атлас «Экономическая и социальная география стран мира» 10 класс с набором контурных карт.

Требования к выполнению задания на контурной карте:

Экономико-географическое положение страны характеризуется более детально, а по остальным пунктам плана дается лишь краткая оценка, приводятся необходимые статистические показатели, цифры и факты, характеризующие демографическое положение страны, уровень социально-экономического развития.

Порядок выполнения работы:

План характеристики страны.

1.Название страны и состав территории.  

2.Экономико-географическое и политико-географическое положение

3. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение географического положения страны во времени.

4 .Особенности населения. Демографическая политика.

 5.Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.  

6.Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.  География основных промышленных комплексов и отраслей.  

7.Специализация сельскохозяйственного производства.  

8.Развитие транспортного комплекса.  

9.Социально-экономическое развитие районов внутри страны. Причины, обусловливающие неравномерность в социально-экономическом развитии отдельных районов страны.  Выравнивание уровней экономического развития.

10. Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт.

Список литературы

  1. Максаковский В.П. . ”Экономическая и социальная география мира”, М «Просвещение» 2014
  2. Баранчиков Е.В. География , М. «Академия», 2016
  3. Петрова Н.Н География (Современный мир), М. Форум, 2014
  4. Страны мира: Справочник.

 4. Критерии оценки

Оценка зачета

 

Требования к знаниям

«отлично»

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

«хорошо»

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

«удовлетворительно»

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.

«неудовлетворительно»

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

5.Список литературы

  1. Максаковский В.П. . ”Экономическая и социальная география мира”, М «Просвещение» 2014
  2. Баранчиков Е.В. География , М. «Академия», 2016
  3. Петрова Н.Н География (Современный мир), М. Форум, 2014
  4. Страны мира: Справочник.
  5. Источник: http://ffre.ru/ujgatyotrpolqasrna.html