Час памяти, посвященный победе СССР в Великой отечественной войне.
классный час на тему

Валентина Графова

Сегодня мы вместе со всей страной вспоминам тех, кому мы обязаны жизнью… Неоценим вклад каждого советского человека в дело Победы над фашизмом. Неоценим вклад и советских физиков, математиков, инженеров и всех тех, кто в боях и в тылу ковал нашу великую победу.

В данной работе использованы элементы презентаций моих коллег, видеоматериалы о Катюше "Советская боевая машина 13 "Катюша", "Курская дуга (воспоминания ветеранов" и другие, а также видеоклипы песен военной тематики. Представленная на данном сайте презентация значительно сокращена в связи с требованиями к материалам на сайте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня мы вместе со всей страной вспоминам тех, кому мы обязаны жизнью…

Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?

Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.

На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, где не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!

И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.

И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!

Звучит песня “Он не вернулся из боя”

Ведущий 1

Вторая мировая война, продолжавшаяся 6 лет - самая страшная война в истории человечества — в ней участвовало 61 государство из 73 существовавших на тот момент. 80 % населения планеты проживало тогда в странах-участницах войны. Боевые действия велись на территории  трёх континентов (в 40 государствах) и в водах четырёх океанов. В армии воюющих стран было призвано 110 миллионов военнослужащих.

Ведущий 2

Общие людские потери составили около 65 млн человек, из них убито на фронтах 27 млн. Большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша. Материальные затраты достигли 60—70 % национального дохода воевавших государств. Это единственный военный конфликт человеческой истории, в котором было применено ядерное оружие, хотя на итоги войны его применение не повлияло.

Ведущий 3

Но самые большие потери понес Советский Союз, государство-победитель. 26 млн 600 тыс человек. Если бы эти люди встали на всей протяженности от Москвы до Берлина – а это был бы скорбный путь длиною в 1799 км, тогда на каждом метре стояло бы 15 человек.

За годы войны на советской территории было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа и более 70 тыс. сёл и деревень.

Советские люди своим небывалым героизмом спасли планету от фашизма.

Ведущий 1. 

Из чего складывалась наша Великая Победа? Наверное, из побед больших и малых, побед над врагом  и над собой...

Откройте семейные альбомы, найдите старые фотографии – нам есть чем гордиться, ведь в то трудное время каждый советский человек стремился приблизить Победу.

А потому в каждой семье России есть свой герой!

Звучит песня “От героев былых времен…”

Ведущий 2. 

Когда на рассвете 22 июня 1941 года вооруженные силы фашистской Германии вторглись в пределы Советского Союза, и над Родиной нависла смертельная опасность, весь наш народ поднялся на защиту своего Отечества. Все силы и помыслы миллионов людей были направлены к одной общей цели- разгрому врага.

Ведущий 3. 

Великая Отечественная война подняла весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Ведь главную роль в создании современного оружия играет техника, а основой техники является физика.

Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы. Артиллерийское оружие учитывает законы движения тел - снарядов, сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; в конструкции подводных лодок  на первое место выступают законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель. Этот список можно было бы продолжать…

Ведущий 1. 

Давно принято считать, что Артиллерия – бог войны! Наука, которая изучает движение снарядов, называется баллистика. 

Основателем современной баллистики принято считать Исаака Ньютона.

Формулируя законы движения и рассчитывая траекторию материальной точки в пространстве, он опирался на математическую теорию динамики твердого тела, которую разработали немецкий учёный Иоганн Мюллер и итальянцы Фонтана и Галилео Галилей.

Ведущий 2. 

Продолжая развитие баллистики, видные советские ученые-математики и физики решали задачи повышения эффективности стрельбы.

Например, член – корреспондент АН СССР Н.Г. Четаев смог решить сложную задачу по определению наивыгоднейшей крутизны нарезки стволов, и это позволило обеспечить максимальную кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете.

Ведущий 3. 

Андрей Николаевич Колмогоров, автор учебников по математике.

По заданию Главного артиллерийского управления, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов.  

Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить результат действия артиллерии.

Его разработки по математической теории вероятностей использовались во время Великой Отечественной войны.

Ведущий 1. 

Алексей Андреевич Ляпунов, советский математик, один из основоположников кибернетики.

 Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии. Он  храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы.

        Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность артиллерии.

Ведущий 2. 

Юрий Владимирович Линник, советский математик, выдающийся  специалист в области теории вероятностей, математической статистики и теории чисел. Отстаивал родной город  Ленинград в частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах.

Ведущий 3. 

Из текста донесения в немецкий генеральный штаб:

 «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно- зажигательные, но необычайного действия.

 Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану.

 Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».

 Ведущий 1. 

Реактивные артиллерийские миномёты обеспечивали мощный маневренный огонь, подавляли врага. Для улучшения этого оружия было создано КБ во главе с Владимиром Павловичем Барминым – крупным учёным в области механики и машиностроения.

Установка образца 1941 года – БМ-13 (батарея минометная) монтировалась на грузовом  автомобиле ЗИС-6 и могла поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На 16 направляющих располагались 132-миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг, которые установка выпускала за несколько секунд.

Ведущий 2. 

Расчеты по монтажу нового оружия выполнил научный коллектив под руководством

Ивана Гвая.

 Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», но в народе ее нежно называли «Катюшей».

Новое оружие было впервые применено в бою 14 июля 1941 года, батарея капитана И. А. Флерова произвела залп из семи пусковых установок на железнодорожной станции Орша.

Ведущий 3. 

Вот лишь часть фамилий учёных – создателей реактивного оружия:

Н.И. Тихомиров, В.А Артемьев,

Б.С. Петропавловский, Г.Э. Лантемак,

И.Т. Клеймёнов, И.И. Гвай  и многие другие.

Отрывок из фильма «Оружие победы. Катюша»

Ведущий 1. 

Небывалая война шла на земле, в воздухе, на воде.

Военный флот в годы второй мировой войны был поставлен в новые технические условия, связанные с новыми видами оружия, в том числе новыми минами.

Уже с 18 июня гитлеровцы приступили к установке минных заграждений практически во всех бухтах и заливах и, тем самым, создали реальную угрозу уничтожения нашего флота. Устройство мин было совершенно новым и неизвестным.

Ведущий 2. 

        Но однажды английским морякам, после неудачного сбрасывания немецких мин с воздуха, удалось обнаружить две неразорвавшиеся мины на берегу, и установить, что мины – магнитные, то есть, такие, которые срабатывают под действием магнитного поля проходящего корабля. Известно, что 120 тыс. таких мин было установлено на морских границах СССР.

Принцип действия таких мин довольно прост и остроумен. Стальной корпус корабля и его различные механизмы, содержащие ферромагнетики, намагничиваются под действием магнитного поля Земли, и корабль становится , по сути, огромным плавающим магнитом, притягивая плавающие железные предметы, в том числе и морские мины.

 Под действием магнитного поля корабля индикатор мины (магнитная стрелка) поворачивается и замыкает боевую цепь мины. ВЗРЫВ!!!

Ведущий 3. 

Чтобы защититься от магнитных мин, необходимо произвести размагничивание корабля, то есть уничтожить его магнитное поле. На схеме – расположение обмоток размагничивания.

Для борьбы с магнитными минами используются также самолёты, на которых устанавливаются специальные электромагниты, создающие вокруг самолёта сильное магнитное поле. Когда такой самолёт пролетает на небольшой высоте над местом залегания мины, ее индикатор срабатыает, мина взрывается и тем самым обезвреживается.

Ведущий 1. 

Идею размагничивания кораблей предложили ученые во главе с академиком А.П. Александровым и осуществили ее в Ленинградском физтехе. Среди них был и И.В.Курчатов.

Аппаратура состояла из специальных обмоток , опоясывавших корабль , по которым пропускался ток; магнитное поле этого тока было рассчитано так что , чтобы компенсировать магнитное поле корабля.

Ведущий 2. 

Ученые срочно выехали на Балтику, где начали обучать матросов и офицеров, как размещать обмотки на кораблях для размагничивания. В Ленинграде и Кронштадте работало несколько станций по размагничиванию кораблей.

Известно, что ни один наш корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался на вражеских минах.

Ведущий 3. 

Кстати, моряки вначале посмеивались над профессорскими «штучками». Первым размагнитили лидер-тральщик «Ташкент» , за ним поставили на очередь еще три тральщика. Когда внезапно пришел приказ о выходе в море, размагничено было только два из них. Тральщики выходили в кильватер, один за другим. Второй, неразмагниченный, при выходе из бухты подорвался. Остальные выполнили задания и невредимыми вернулись на базу. Недоверие моряков к физикам сразу исчезло.

Ведущий 1. 

В городе Севастополе установлен гранитный обелиск в память о совместной работе ученых и моряков по размагничиванию кораблей.

Но была одна сложность - устройство мин , применявшихся фашистами, все время менялось. Приходилось постоянно изучать новые мины-сюрпризы.

Огромную работу по изучению немецких мин выполнил Игорь Васильевич Курчатов вместе с коллегами-учеными.

Ведущий 2. 

Один из них вспоминает: Как-то утром Игорь Васильевич предупредил всех:

«Сегодня действуйте без меня . Иду на разборку немецкой мины неизвестной конструкции. Будем определять ее параметры…»

И вот винтик за винтиком , шаг за шагом проникают разведчики «подводной смерти» в тайны хитроумного механизма. Одно неловкое движение, и … Но нет, движения верны, решения безошибочны, хотя на висках пот от напряжения.

Ведущий 3. 

Обозначив сроки  нападения на Советский Союз, гитлеровское командование поставило перед "Люфтваффе" следующие задачи:

1.Внезапным ударом по советским аэродромам разгромить советскую авиацию, добиться полного господства в воздухе.

2.После решения двух первых задач переключить авиацию на поддержку сухопутных войск непосредственно на поле  боя.

3.Нарушить работу   транспорта, затруднить  переброску войск как во фронтовой полосе, так и в тылу.

4.Бомбардировать крупные  промышленные  центры- Москву, Горький, Рыбинск, Ярославль, Харьков, Тулу.

Ведущий 1. 

Утром 22  июня 1941 года,  вероятно на 2-3 недели опередив СССР, Германия нанесла сокрушительный удар по нашим аэродромам.

Только за 8 часов  войны были потеряны 1200 самолетов,  произошла массовая гибель летного состава, были уничтожены хранилища и все запасы.

В начала войны гитлеровцы имели не только количественное превосходство. 

Их преимуществом являлось и то, что летные кадры, принимавшие участие в воздушном нападении,  уже прошли серьезную  школу боев с французскими,  польскими и английскими летчиками.

Ведущий 2. 

Тем не менее в развернувшихся воздушных боях даже на устаревших типах самолетов, советские летчики наносили немцам ущерб.

С 22 июня по 19 июля 1941г. Германия потеряла 1300 самолетов только  в  воздушных боях.

Звучит песня В.Высоцкого «Я- ЯК-истребитель»

Ведущий 3. 

Началась эвакуация авиазаводов на восток страны.

В тяжелейших условиях, в холод, стужу сибирских зим один за другим были  пущены  заводы-дублеры.

Перелом в  работе  отечественных авиазаводов наступил примерно к марту 1942 года.

Одновременно с этим рос боевой  опыт  наших  летчиков.

Только  за  период с 19 ноября по 31 декабря 1942 года в боях за Сталинград люфтваффе лишились 3000 боевых самолетов. 

Ведущий 1. 

Вспомним Выдающихся советских авиаконструкторов:

Это Семен Алексеевич Лавочкин, создатель серии боевых самолетов. В июле 1941 г. начат выпуск нового истребителя высокого класса Ла-5 (первоначальное название — ЛаГГ-5), который обладал скороподъёмностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полёта – более 11 км.

В боях Ла-5  показал себя живучей машиной, способной вернуться на аэродром базирования с фюзеляжем, напоминающим «решето», хотя имел констуктивные недостатки.

Ведущий 2. 

Александр Сергеевич Яковлев - создатель знаменитых военнных «ЯКов», боевых истребителей и реактивных пассажирских самолётов Як-40 и Як-42

Як-3 – самый лёгкий и маневренный истребитель второй мировой войны, был сконструирован им в 1943 году.

        Его взлётная масса была равна 2650 кг, высота полёта почти 12 км, для подъёма на 5 км ему требовалось всего 246 секунд.

Ведущий 3. 

Сергей Владимирович Ильюшин

Штурмовик Ил-2, созданный Сергеем Владимировичем Ильюшиным во второй половине 1942 года, развивал скорость до 430 км/ч, имел крупнокалиберный пулемёт, а хвостовая часть была защищена стрелковой установкой. Фашисты прозвали его “чёрной смертью”.

Ведущий 1. 

Андрей Николаевич Туполев

Один из крупнейших авиационных конструкторов XX в., им разработано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых выпускались серийно.

В 1942 году он рапортовал правительственной комиссии: «Советские авиаконструкторы гарантируют надёжную работу на всех высотах самолётов Ту-2»

Доработанный пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева, имел два мощных двигателя,

        потолок полёта 9,5 км и дальность 2100 км,

        развивал скорость до 570 км/ч, его бомбовая нагрузка составляла 1000 кг.

        А специальное оборудование позволяло сбрасывать бомбы при разных режимах полёта – по горизонтали и пикировании.

Ведущий 2. 

Компания «Туполев» продолжает успешно разрабатывать самолеты и для военной, и для гражданской авиации.

 Младший брат, даже скорее внук, Ту-2 - бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 (по кодификации НАТО “Backfire-С”) с изменяемой геометрией крыла является последней, наиболее совершенной моделью серии Ту-22М.

Разработан в СССР в 1975-1980 г.г.

Предлагаем посмотреть Видео, демонстрирующее переход на сверхзвуковую скорость после изменения угла крыла с прямого на острый.

Ведущий 3. 

Во время войны скорость советских истребителей возросла на 25 %,

дальность полёта – на 300 %,

скороподъёмность более чем на 200 %,

калибр оружия увеличился с 20 до 37 и 45 мм;

за четыре военных года в серийное производство было запущено 25 новых типов самолётов!

Ведущий 1. 

В результате самоотверженной работы созданные нашими конструкторами советские самолеты превосходили однотипные машины противника.

Например, советские самолеты могли развивать бОльшую скорость, чем вражеские:

максимальная скорость наших истребителей МиГ-3,Як-3,Ла-7 была соответственно 640, 720 и 680 км/ч, в то время как для немецких истребителей «Мессершмидт-109» и «Фоке-Вульф-109А» она составляла всего лишь 570 и 600 км/ч.

Ведущий 2. 

В 1934г. советский профессор Павел Ощепков предложил применить отражение радиоволн для обнаружения самолетов.

Первые радиолокационные станции (РЛС), принятые на вооружение и выпускавшиеся серийно у нас в стране, были:  с 1939 года - РУС-1 (радио- улавливатель самолетов) с 1940 года РУС-2 «Редут». Станция «Редут» не имела аналогов в мире по своим техническим характеристикам.

Ведущий 3. 

Станции «Редут» сослужили хорошую службу во время войны, особенно при обороне Москвы от налетов вражеской авиации.

Под Можайском эти РЛС успешно определяли направление полета и дальность самолетов противника, которых затем «радушно» встречали наши зенитки и истребители.

Ведущий 1. 

Победа ковалась в тылу…

Вместе со всей страной на победу трудились учёные и конструкторы.

        Это благодаря их знаниям и полёту творческой мысли в кратчайшие сроки рождались проекты новой боевой техники, непрерывно совершенствовалось производство, выполняющее заказы фронта.

Ведущий 2. 

Для изготовления самолётов, танков, боеприпасов требовалось много жидкого кислорода.

В Казани в условиях эвакуации Петр Леонидович Капица работает над новыми методами достижения низких температур и создает самую мощную в мире установку для получения жидкого кислорода в больших количествах.

И уже к концу 1941 года установка стала работать не только для изготовления оружия, но и поступать в госпитали, где использовалась для лечения раненых бойцов.

Ведущий 3. 

… в 1942 году сотрудники лаборатории люминесценции, которой руководил

Сергей Иванович Вавилов,

разработали методы и средства светомаскировки военных объектов,

велись работы по изготовлению люминесцентных светосоставов для нанесения на шкалы приборов военных самолётов;

был налажен выпуск люминесцентных ламп для подводных лодок…

Новые средства отправлялись на авиационные и пороховые заводы. Они использовались при маскировке пристаней на Волге во время Сталинградской битвы.

Ведущий 1. 

Академик         Вадим Александрович Трапезников разработал автомат для точного развешивания пороха, которым наполнялись гильзы снарядов, он заменял 16 рабочих. А его автомат для обмера гильз заменял 30 человек.

Ведущий 2. 

К началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую базу в 1,5-2 раза, а в 1942 году, в связи с захватом богатейших районов СССР – в 3-4 раза.

В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков и самоходных установок, чем гитлеровцы, в 3,2 раза больше артиллерии и миномётов, в 7,4 раза больше авиации.

В ходе войны было проведено не просто оснащение армии техникой, но и её полное перевооружение - таких фактов до этого история не знала.

Ведущий 3. 

Партизанская война – какой огромный вклад внесли партизаны в общее дело Победы! К линии фронта мчались воинские эшелоны, набитые техникой и фашистскими солдатами. Партизаны вели “рельсовую войну”, пуская под откос составы, срывая графики движения поездов…

Ведущий 1. 

Еще в 1821 г. Зеебек открыл, что в замкнутой цепи, состоящей из разных проводников, появляется э. д. с. (так называемая термо-э. д. с), если места контакта этих материалов поддерживаются при разных температурах.

В простейшем виде, когда электрическая цепь состоит из двух различных проводников, она носит название термоэлемента, или термопары.

В тылу врага наибольшую ценность представляла радиосвязь с «большой землей», но для работы рации постоянно требовалась энергия. Откуда ее можно было получить в тех условиях? Ответ был найден Абрамом Федоровичем Иоффе. 

Ведущий 2. 

Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков.

Посмотрите на принципиальную схему устройства термопары.

Ведущий 3. 

Термоэлектрогенератор или партизанский котелок состоял из нескольких термо- элементов, крепившихся ко дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода и он ставился на костер.

        Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других "задавало" пламя костра, нагревающее дно котелка.

        Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан.

Ведущий 1. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Электрическая мощность при
напряжении на нагрузке 12 В, Вт...................................12
Время приведения в действие, ч, не более.....................0,3
Масса, кг.................................5
Габаритные размеры, мм..................................230х250х24

Ведущий 2. 

Мало кто сейчас знает, что такое Танкоград?  – это город Челябинск.

На базе более двух сотен эвакуированных в 1941 году предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии — ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ.

В Челябинске с 1941 по 1945 год размещался народный комиссариат танковой промышленности, один из крупнейших промышленных наркоматов СССР.

Кроме того, в городе размещались наркомат боеприпасов, наркомат среднего машиностроения, наркомат электростанций.

Ведущий 3. 

Конструкторское бюро Танкограда возглавил талантливый конструктор и прекрасный организатор Жозеф Яковлевич Котин (1908 – 1979) – под его руководством бли созданы сверхтяжелые танки КВ, например, 63-тонный КВ-220 с 85-мм зенитной пушкой Ф-30 . Эти  танки называли русскими тиграми.

Ведущий 1. 

За годы войны Ж.Я Котиным и его коллективом были созданы 13 типов боевых машин,  выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок, 48 тысяч танковых дизель - моторов,  17 миллионов заготовок боеприпасов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.

     Заводы Танкограда дали фронту:

     каждый третий снаряд;

    каждый второй танк.

Ведущий 2. 

Как бы хотелось упомянуть здесь всех ученых – физиков, математиков, химиков, механиков, чьи труды помогли отстоять свободу и независимость нашей Родины и спасти человечество от угрозы фашистского порабощения, да разве это возможно?

Ведущий 3. 

    Ответом на основополагающий вопрос истории: «Действительно ли, что любая война, помимо разрушений, несёт в  себе и созидательную функцию?» стали наши исследования, которые подтвердили: да, война – это страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже враги после войны  признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время.

 Ведущий 1.  Заключение.

   Как писал выдающийся физик академик С.И. Вавилов: «Советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки».                

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАЖГИ СВЕЧУ ПАМЯТИ…

Слайд 2

Вторая мировая война, продолжавшаяся 6 лет - самая страшная война в истории человечества —в ней участвовало 61 государство из 73 существовавших на тот момент. 80 % населения планеты проживало тогда в странах-участницах войны. Боевые действия велись на территории трёх континентов (в 40 государствах) и в водах четырёх океанов. В армии воюющих стран было призвано 110 миллионов военнослужащих.

Слайд 3

Общие людские потери составили около 65 млн человек, из них убито на фронтах 27 млн. Большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша. Материальные затраты достигли 60—70 % национального дохода воевавших государств. Это единственный военный конфликт человеческой истории, в котором было применено ядерное оружие, хотя на итоги войны его применение не повлияло. Но самые большие потери понес Советский Союз, государство-победитель. 26 млн 600 тыс человек. Если бы эти люди встали на всей протяженности от Москвы до Берлина в колонну – а это был бы скорбный путь длиною в 1799 км, тогда на каждом метре стояло бы 15 человек. За годы войны на советской территории было разрушено 1710 городов и посёлков городского типа и более 70 тыс. сёл и деревень.

Слайд 4

Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Ведь значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физика. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы

Слайд 5

Видные советские ученые-математики и физики решали задачи повышения эффективности стрельбы. Член – корреспондент АН СССР Н.Г. Четаев решил сложную задачу по определению наивыгоднейшей крутизны нарезки стволов, и это позволило обеспечить максимальную кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете. Николай Гурьевич Четаев А ртиллерия решает судьбу войны ...

Слайд 6

Андрей Николаевич Колмогоров, автор учебников по математике. По заданию Главного артиллерийского управления, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны». Его разработки по математической теории вероятностей использовались во время Великой Отечественной войны.

Слайд 7

Легендарная «Катюша» Идея «Катюши» зарождалась в лабораториях мехмата МГУ Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно- зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».

Слайд 8

Реактивные артиллерийские миномёты обеспечивали мощный маневренный огонь, подавляли врага. Для улучшения этого оружия было создано КБ во главе с Владимиром Павловичем Барминым – крупным учёным в области механики и машиностроения.

Слайд 9

Расчеты по монтажу нового оружия выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».

Слайд 10

Новое оружие было впервые применено в бою 14 июля 1941 года, батарея капитана И. А. Флерова произвела залп из семи пусковых установок на железнодорожной станции Орша.

Слайд 11

Военный флот в годы второй мировой войны Уже с 18 июня гитлеровцы приступили к установке минных заграждений практически во всех бухтах и заливах и, тем самым, создали реальную угрозу уничтожения нашего флота. Но удалось обнаружить, что мины – магнитные, то есть, такие, которые срабатывают под действием магнитного поля проходящего корабля. Известно, что 120 тыс. таких мин было установлено на морских границах СССР.

Слайд 12

Стальной корпус корабля и его различные механизмы, содержащие ферромагнетики, намагничиваются под действием магнитного поля Земли, и корабль становится , по существу, огромным плавающим магнитом, притягивая плавающие железные предметы, в том числе и морские мины. Под действием магнитного поля корабля индикатор мины (магнитная стрелка) поворачивается и замыкает боевую цепь мины. ВЗРЫВ!!!

Слайд 13

Чтобы защититься от магнитных мин, необходимо произвести размагничивание корабля, то есть уничтожить его магнитное поле. На схеме – расположение обмоток размагничивания. Для борьбы с магнитными минами используются также самолёты, на которых устанавливаются специальные электромагниты, создающие вокруг самолёта сильное магнитное поле. Когда такой самолёт пролетает на небольшой высоте над местом залегания мины, последняя взрывается и тем самым обезвреживается.

Слайд 14

В городе Севастополе установлен гранитный обелиск в память о совместной работе ученых и моряков по размагничиванию кораблей . Но была одна сложность- устройство мин, применявшихся фашистами, все время менялось. Приходилось постоянно изучать новые мины-сюрпризы. Огромную работу по изучению немецких мин выполнил Игорь Васильевич Курчатов вместе с коллегами-учеными. .

Слайд 15

Война в воздухе Обозначив сроки нападения на Советский Союз, гитлеровское командование поставило перед "Люфтваффе" следующие задачи: 1. Внезапным ударом по советским аэродромам разгромить советскую авиацию, добиться полного господства в воздухе. 2. После решения двух первых задач переключить авиацию на поддержку сухопутных войск непосредственно на поле боя. 3. Нарушить работу транспорта, затруднить переброску войск как во фронтовой полосе, так и в тылу. 4. Бомбардировать крупные промышленные центры- Москву, Горький, Рыбинск, Ярославль, Харьков, Тулу.

Слайд 16

Самый длинный день 1941… Утром 22 июня 1941 года, вероятно на 2-3 недели опередив СССР, Германия нанесла сокрушительный удар по нашим аэродромам. Только за 8 часов войны были потеряны 1200 самолетов, произошла массовая гибель летного состава, были уничтожены хранилища и все запасы. В начала войны гитлеровцы имели не только количественное превосходство. Их преимуществом являлось и то, что летные кадры, принимавшие участие в воздушном нападении, уже прошли серьезную школу боев с французскими, польскими и английскими летчиками.

Слайд 17

Стальные крылья Родины Тем не менее в развернувшихся воздушных боях даже на устаревших типах самолетов, советские летчики наносили немцам ущерб. С 22 июня по 19 июля 1941г. Германия потеряла 1300 самолетов только в воздушных боях.

Слайд 18

В июле 1941 г. начат выпуск нового истребителя высокого класса Ла-5 ( первоначальное название — ЛаГГ-5), который обладал скороподъёмностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полёта – более 11 км. В боях ЛаГГ показал себя живучей машиной, способной вернуться на аэродром базирования с фюзеляжем, напоминающим «решето». Семен Алексеевич Лавочкин Выдающиеся советские авиаконструкторы .

Слайд 19

Як-3 – самый лёгкий и маневренный истребитель второй мировой войны, сконструирован в 1943 году конструктором Александром Сергеевичем Яковлевым. Его взлётная масса была равна 2650 кг, высота полёта почти 12 км, для подъёма на 5 км ему требовалось всего 246 секунд. Александр Сергеевич Яковлев

Слайд 20

Штурмовик Ил-2, созданный Сергеем Владимировичем Ильюшиным во второй половине 1942 года, развивал скорость до 430 км/ч, имел крупнокалиберный пулемёт, а хвостовая часть была защищена стрелковой установкой. Фашисты прозвали его “ чёрной смертью ”. Сергей Владимирович Ильюшин

Слайд 21

1942 год ...“ советские авиаконструкторы гарантируют надёжную работу на всех высотах самолётов Ту-2” … Андрей Николаевич Туполев

Слайд 22

Доработанный пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева, имел два мощных двигателя, потолок полёта 9,5 км и дальность 2100 км, развивал скорость до 570 км/ч, его бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. А специальное оборудование позволяло сбрасывать бомбы при разных режимах полёта – по горизонтали и пикировании.

Слайд 23

Компания «Туполев» продолжает успешно разрабатывать самолеты и для военной, и для гражданской авиации. Младший брат, даже скорее внук, Ту-2 - бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 (по кодификации НАТО “Backfire-С”) с изменяемой геометрией крыла является последней, наиболее совершенной моделью серии Ту-22М. Разработан в СССР в 1975-1980 г.г. Видео – переход на сверхзвуковую скорость.

Слайд 24

Во время войны скорость советских истребителей возросла на 25 %, дальность полёта – на 300 %, скороподъёмность более чем на 200 %, калибр оружия увеличился с 20 до 37 и 45 мм; за четыре военных года в серийное производство было запущено 25 новых типов самолётов!

Слайд 25

В результате самоотверженной работы созданные нашими конструкторами советские самолеты превосходили однотипные машины противника. Например ,советские самолеты могли развивать большую скорость, чем вражеские: максимальная скорость наших истребителей МиГ-3,Як-3,Ла-7 была соответственно 640, 720 и 680 км/ч, в то время как для немецких истребителей «Мессершмидт-109» и «Фоке-Вульф-109А» она составляла всего лишь 570 и 600 км/ч.

Слайд 26

Радиолокация В 1934г. советский профессор Павел Ощепков предложил применить отражение радиоволн для обнаружения самолетов. Этот метод назвали радиолокацией. Первые радиолокационные станции (РЛС), принятые на вооружение и выпускавшиеся серийно у нас в стране, были: с 1939 года - РУС-1 (радио- улавливатель самолетов) с 1940 года РУС-2 «Редут». Станция «Редут» не имела аналогов в мире по своим техническим характеристикам.

Слайд 27

Оборона Москвы Станция «Редут» сослужила хорошую службу во время войны, особенно при обороне Москвы от налетов вражеской авиации. Под Можайском эти РЛС успешно определяли направление полета и дальность самолетов противника, которых «радушно» встречали наши зенитки и истребители.

Слайд 28

Победа ковалась в тылу… Вместе со всей страной на победу трудились учёные и конструкторы. Это благодаря их знаниям и полёту творческой мысли в кратчайшие сроки рождались проекты новой боевой техники, непрерывно совершенствовалось производство, выполняющее заказы фронта.

Слайд 29

Для изготовления самолётов, танков, боеприпасов требовалось много жидкого кислорода. … В Казани в условиях эвакуации Петр Леонидович Капица работает над новыми методами достижения низких температур и создает самую мощную в мире установку для получения жидкого кислорода в больших количествах. И уже к концу 1941 года установка стала работать не только для изготовления оружия, но и поступать в госпитали, где использовалась для лечения раненых бойцов. П.Л.Капица

Слайд 30

… в 1942 году сотрудники лаборатории люминесценции, которой руководил Сергей Иванович Вавилов, разработали методы и средства светомаскировки военных объектов, велись работы по изготовлению люминесцентных светосоставов для нанесения на шкалы приборов военных самолётов; был налажен выпуск люминесцентных ламп для подводных лодок… Новые средства отправлялись на авиационные и пороховые заводы. Они использовались при маскировке пристаней на Волге во время Сталинградской битвы. С. И. Вавилов

Слайд 31

Академик В. А. Трапезников разработал автомат для точного развешивания пороха, которым наполнялись гильзы снарядов, он заменял 16 рабочих. А его автомат для обмера гильз заменял 30 человек. Вадим Александрович Трапезников

Слайд 32

К началу Великой Отечественной войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран превышала советскую базу в 1,5-2 раза, а в 1942 году, в связи с захватом богатейших районов СССР – в 3-4 раза. В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков и самоходных установок, чем гитлеровцы, в 3,2 раза больше артиллерии и миномётов, в 7,4 раза больше авиации. В ходе войны было проведено не просто оснащение армии техникой, но и её полное перевооружение - таких фактов до этого история не знала.

Слайд 33

В партизанских лесах Партизанская война – какой огромный вклад внесли партизаны в общее дело Победы!

Слайд 34

К линии фронта мчались воинские эшелоны, набитые техникой и фашистскими солдатами. Партизаны вели “рельсовую войну”, пуская под откос составы, срывая графики движения поездов…

Слайд 35

Абрам Федорович Иоффе Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков

Слайд 36

состоял из нескольких термо- элементов, крепившихся к о дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других "задавало" пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Термоэлектрогенератор или партизанский котелок ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Электрическая мощность при напряжении на нагрузке 12 В, Вт...................................12 Время приведения в действие, ч, не более.....................0,3 Масса, кг.................................5 Габаритные размеры, мм..................................230х250х24

Слайд 37

Танкоград Мало кто сейчас знает, что такое Танкоград? – это город Челябинск. На базе более двух сотен эвакуированных в 1941 году предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии — ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. В Челябинске с 1941 по 1945 год размещался народный комиссариат танковой промышленности, один из крупнейших промышленных наркоматов СССР. Кроме того, в городе размещались наркомат боеприпасов, наркомат среднего машиностроения, наркомат электростанций.

Слайд 38

За годы войны Ж.Я Котиным и его коллективом были созданы 13 типов боевых машин, выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок, 48 тысяч танковых дизель - моторов, 17 миллионов заготовок боеприпасов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер. Заводы Танкограда дали фронту:  каждый третий снаряд;  каждый второй танк.

Слайд 39

Заключение Как бы хотелось упомянуть здесь всех ученых – физиков, математиков, химиков, механиков, чьи труды помогли отстоять свободу и независимость нашей Родины и спасти человечество от угрозы фашистского порабощения, да разве это возможно? Ответом на основополагающий вопрос истории: «Действительно ли, что любая война, помимо разрушений, несёт в себе и созидательную функцию?» стали наши исследования, которые подтвердили: да, война – это страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже враги после войны признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. Как писал выдающийся физик академик С.И. Вавилов: «Советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки».

Слайд 40

Победа над фашизмом далась нашему народу огромной ценой, и главное, что определило исход этой войны – это ЕДИНСТВО советского народа, объединного Россией. Что бы ни происходило в мире, мы должны помнить, что только единство народа поможет победить любые трудности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад студентки 1 курса Салдиной Дарьи "Медицина СССР в годы Великой Отечественной Войны: от проблем к победе!.

Доклад о остижениях медицины и здравоохранения нашей страны в годы Великой Отечественной войны...

Авторская разработка , посвященная 70- летию Победы в Великой Отечественной Войне на тему: " Поклонимся великим тем годам....."

Данная авторская разработка предназначена для преподавателей, студентов и всех , заинтересованных лиц в тематике Великой Отечественной войны. В данной разработке предусмотрены песни по тематике, к каж...

"СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны"

Материал содержит технологческую карту учебного занятия и тесты для проведения контроля по изученной теме....

Урок Победы, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Данный материал подготовлен для проведения открытых уроков, посвященных такой важной и памятной дате - Победы в Великой Отечественной войне...

Патриотическая беседа с обучающимися, посвященная малоизвестным фактам о Великой Отечественной Войне.

О ВОВ много написано, много снято фильмов, но существуют некоторые эпизоды, не ставшие широко известные. О них надо знать и помнить....