"СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны"
методическая разработка на тему

Бодрова Маргарита Вячеславовна
Материал содержит технологческую карту учебного занятия и тесты для проведения контроля по изученной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sssr_nakanune_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

 Курс II. Учебная дисциплина «История»

 Дидактическая цель занятия: формулирование и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

 Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний .

Планируемые результаты:

 Предметные (знания, умения, представления): объяснять понятия – агрессия, денонсация, эшелонированный, «Пакт Риббентропа - Молотова», план «Барбаросса», блицкриг. Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): познавательные: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и структурирование информации; регулятивные – постановка цели, задач, планирование работы, самоконтроль; коммуникативные – умение работать в группах, устно и письменно выражать свои мысли.

 Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; учитывать разные мнения; формировать собственное мнение и позицию

Цели занятия:

 Образовательная : формированиие у обучающихся представления о политической ситуации в СССР накануне ВОВ; выяснение всей опасности, нависшей над СССР, с разработкой плана нападения Германии на СССР

Развивающая : развитие умения работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, умение работать в группах.

 Воспитательная : воспитание патриотизма, чувства сопричастности к историческому прошлому своей страны

 Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

 Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа учащихся.

 Средства обучения: Данилов А.А. История России ХХ- начало ХХI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.Ю. Брандт – 7-е изд – М. : Просвещение, 2010; раздаточный материал; рабочие листы; ноутбук; проектор; презентация «СССР накануне Великой Отечественной войны».


Этапы занятия

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

познавательные

Личностные

коммуникативные

регулятивные

1.

Организационный момент

Проверяет готовность к занятию

Настраиваются на ра- боту на занятии

2.

  Целеполагание, мотивация

Вступительное слово: 1939 г. Какая ситуация сложилась в Европе? Подчинив своей власти почти всю Европу, гитлеровская Германия начала подготовку к нападению на СССР.  Что  же происходило в СССР в предвоенный период. Постарайтесь определить цель нашего занятия

Слушают вступи- тельное слово, отве- чают на поставленные вопросы. Совместно преподавателем формулируют тему и цель занятия.

Характеризуют обстановку в стране накануне войны.

Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, явлений, процессов

Формировать устойчивую учебно- познавательную мотивацию и интерес к учению.

Участвовать в коллектив ном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи

Знать основы прогнозирова- ния, как пред- видения буду- щих событий и развития процессов.

3.

Актуализация

Задаёт вопрос. Что вы знаете по данной теме? Запишем план занятия.

Вспоминают известные факты, события, записывают план занятия в тетрадь

Анализировать, выделять су- щественные признаки исто- рических событий

Формулировать потребность в самовыражении, саморегуляции.

Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Анализировать условия дос- тижения цели, ставить новые учебные задачи

4.

Первичное усвоение

Напоминает обучающимся о начале Второй мировой войны, характеризует внешнюю политику  СССР.

Читают информацию в учебнике на делают записи в рабочей тетради

Самостоятельно добывать информацию из учебника

Участвовать в коллективном обсуждении про- блем,  аргументировать свою позицию.

Знать основы саморегуляции в учебной и познаватель- ной деятельно-

5.

Осознание и осмысление

Знакомит с событиями, в результате которых увеличилась территория СССР. Беседа по вопросам. Работа с документами: 1. Пакт о ненападении между Германией и Советским Союзом. 2. Секретный дополнительный прото- кол к пакту ненападении 3. Комментарий Пакта Риббентропа- Молотова. 4. Анализ точек зрения по поводу заключения советско-германского до- говора о ненападении. Работа в группах Расширение территорий на Западе  проходило без вооружённых конфликтов. Иначе развивались события на Карельском перешейке

Делятся на группы, выполняют задания, внося информацию в рабочую тетрадь

В ходе работы с тек- стом учебника составляют краткий рассказ по плану, слушают сообщение  Изучают краткое со- держание плана «Барбаросса», выделяют ключевые положения плана.

Строить логическое рассуждение, включающее ус- тановление причинно- следственных связей. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Знать основные положения исторических документов о политике правительства СССР на террито- риях, попавших в сферу ин- тересов нашей страны.

Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций. Формулировать собственное мне- ние и позицию.

Адекватно оценивать свои возможности, достижения цели опреде- лённой слож- ности в раз- личных сферах самостоятель- ной деятельности.

6.

Первичное закрепление

Обобщает  подводит итоги занятия

Выполняют тестовые задания

Устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия совместных решений

Вести познава- тельную реф- лексию в от- ношении действий по выполнению заданий

7.

Домашнее задание

§28 (изучить, заполнить таблицу «Территориальные приобретения СССР накануне войны»

Записывают домаш- нее задание

Выстраивать последовательность описываемых  событий

Ориентировать на гуманистические ценности  мира

Уметь подвести итог учебной деятельности, используя полученные знания, приводя убедительные аргументы

Адекватно оценивать свои возможности достижения цели опреде- лёной сложно- сти в различ- ных сферах самостоятель- ной деятельно

8.

Рефлексия

Просит оценить занятие

Высказывают свою оценку занятия

Знать основы рефлексии.

Формулировать потребность в самовыражении и саморегуляции

Применять адекватные языковые средства для отображения своих чувств.

Выполнять по- знавательную рефлексию


Тест по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»

Вариант I

1. СССР и Германия, подписав Договор о ненападении и секретные протоколы к нему, договорились:

а) о дате нападения Германии на Великобританию

б) о разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в Восточной  Европе

в) о разделе сфер влияния в Азии и на Балканах

г) о дате нападения на Францию

2. Заключив Договор о ненападении с Германией СССР:

а) выиграл время для укрепления обороны страны

б) отодвинул свои западные границы

в) получил возможность восстановить советское государство в границах бывшей Российской империи

г) все выше перечисленное

3. Угроза войны на Дальнем Востоке была ликвидирована:

а) после разгрома Японии на Халхин - Голе

б) после разгрома Японии на озере Хасан

в) после подписания договора о ненападении с Германией

г) после начала II мировой войны

4. В сентябре 1939 года к СССР были присоединены:

а) Западная Белоруссия и Западная Украина

б) Бессарабия

в) Варшавское воеводство

г) Северную Буковину

5. Прорывом «линии Маннергейма» руководил:

а) К.Е.Ворошилов

б) Г.К.Жуков

в) С.К.Тимошенко

г) Д.Г.Павлов

6. Причиной исключения СССР из Лиги Наций было:

а) введение советских войск в Польшу

б) нападение СССР на Финляндию

в) заключение СССР договора с Германией

г) ввод войск в Западную Белоруссию и Западную Украину

7. Мерами, предпринятыми советским правительством для подготовки к войне с Германией были:

а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники

б) увеличение бюджетных средств на оборону

в) формирование механизированных корпусов

г) все выше перечисленное

8. Блицкриг – это

а) одна из форм всенародной борьбы против захватчиков

б) молниеносная война

в) вывоз населения из местности, находящейся под угрозой нападения

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу


Вариант II

1. Министром иностранных дел накануне и во время Великой Отечественной войны был:

а) Л.М.Каганович

б) М.М.Литвинов

в) В.М.Молотов

г) Н.С.Хрущев

2. По секретным протоколам к сфере влияния СССР относились:

а) Финляндия

б) Бессарабия

в) Прибалтийские государства

г) все выше перечисленное

3. По мирному договору с Финляндией СССР:

а) получил Карельский перешеек и северное побережье Ладожского озера

б) передал Финляндии западную часть полуострова Рыбачий и Средний

в) включил Финляндию в свой состав в качестве союзной республики

г) передал Финляндии военно-морскую базу на острове Ханко

4. Неудачи Красной Армии в войне с Финляндией были обусловлены:

а) сложными погодными условиями

б) слабой оснащенностью советских войск современной военной техникой

в) помощью западных государств Финляндии

г) ведением войны на два фронта

5. В 1940 году в состав СССР вошли:

а) Западная Белоруссия

б) Западная Украина

в) Латвия, Литва, Эстония

г) все выше перечисленные

6. В предвоенные годы в трудовом законодательстве СССР произошли следующие изменения:

а) введено уголовное наказание за прогулы

б) запрещался самовольный уход с работы

в) усилился спрос за качество выпускаемой продукции

г) все выше перечисленное

7. Меры, предпринятые советским правительством для подготовки к войне с Германией:

а) резко возросло количество учений и походов

б) стал действовать принцип «учить войска тому, что необходимо на войне»

в) введены новые звания – генералы и адмиралы

г) все выше перечисленное

8. Агрессия – это

а) нападение одной страны на другую

б) район, где происходят массовые военные действия

в) план разгрома противника в короткие сроки

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Конкурс рисунков к 70летию Победы в Великой Отечественной Войне "Мы дети против войны" среди учащихся 5-7 классов

Конкурс рисунков к 70летию Победы в Великой Отечественной Войне "Мы дети против войны" среди учащихся 5-7 классов...

Доклад студентки 1 курса Салдиной Дарьи "Медицина СССР в годы Великой Отечественной Войны: от проблем к победе!.

Доклад о остижениях медицины и здравоохранения нашей страны в годы Великой Отечественной войны...

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война.

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война...

Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальной для любого поколения. Именно воспоминания тех военных лет помогают воспитывать в каждом человеке такие черты характера, как мужество, героизм, г...

Кроссворд "Великая Отечественная война СССР 1941-1945 гг."

Кроссворд охватывает весь период Великой Отечественной войны. Задания направлены на знание исторических личностей, названий битв и их кодовых названий, фактического и хронологического материала. Кросс...

Час памяти, посвященный победе СССР в Великой отечественной войне.

Сегодня мы вместе со всей страной вспоминам тех, кому мы обязаны жизнью… Неоценим вклад каждого советского человека в дело Победы над фашизмом. Неоценим вклад и советских физиков, математиков, ...