Внеклассное мероприятие "Час Земли"
классный час на тему

Валентина Графова

Обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса являются внеурочные мероприятия, которые  позволяют преподавателю в увлекательной форме показать обучающимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить их находить и объяснять их в обыденной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_den_zemli.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ П.А. ОВЧИННИКОВА

Методическая разработка мероприятия по физике

«День Земли»

Внеклассная работа –

Тематические утренние линейки

                                                                              Подготовили и провели

преподаватели физики  
Графова В.В,

Калмыкова В.Т.

г. Москва 2016 г.

Каждый из нас способен оказать влияние на будущее Земли.

Стивен Хокинг.

Пояснительная записка.

Обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса являются внеурочные мероприятия, которые  позволяют преподавателю в увлекательной форме показать обучающимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить их находить и объяснять их в обыденной жизни. Специфика мероприятий на утренних линейках требует особого подхода к выбору материала и методических приемов. Краткость и яркость выступлений – главное условие их действенности, успешного формирования познавательных интересов обучающихся, воспитания у них гражданской ответственности, сознательного отношения к окружающему миру.  

Цели мероприятия:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся  об экологической ситуации на нашей планете;
  • раскрыть  роль каждого человека в сохранении природы, в решении экологических проблем;
  • раскрыть  роль ученых в решении экологических задач;
  • содействовать расширению кругозора, становлению познавательных интересов учащихся, воспитанию ответственного отношения к природе.

Форма проведения:

  •  краткие выступления (не более 10 минут), возможно использование компьютерной презентации и  музыкального  сопровождения

Цели: обобщение и углубление знаний по физике, воспитание ответственности за свои поступки.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить, систематизировать знания обучающихся;
  • Расширять кругозор  обучающихся по дисциплине;
  • Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики, географии.

Воспитательные:

  • Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
  • Воспитывать инициативность и активность,
  • Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающие:

  • Развить у обучающихся интерес к физике;
  • Развить способности логического мышления обучающихся;
  • Развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
  • Развивать память, внимание.

Оборудование: компьютер, плазменная панель, презентация, видеоматериалы.

Аннотация.

Мероприятие проводится в течение одной недели в виде выступлений на утренних линейках, длительность одного вступления не более 10 минут.

Ход мероприятия.

  1. Понедельник. Объяснение темы и смысла мероприятия. 

Всемирный День Земли по инициативе ООН празднуется в день весеннего равноденствия.

В этот день планета как бы начинает новый виток своего развития, в природе происходит обновление и рассвет. День Земли – очень важный день в жизни всех людей мира.

Цель этого праздника – еще раз напомнить людям, насколько хрупка наша планета, и то, что каждый человек своими действиями способен как улучшить ее, так и привести в гибели. Лучше всего об этом сказал господин У Тан, четвертый генеральный секретарь ООН, в 1971 году:

«Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля – планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни…»

  1. Вторник: Колокол Мира. 

Колокола Мира установлены во многих городах мира как символ мира, дружбы, братства и солидарности народов, что проживают в нашем общем доме под названием Земля. Своим звоном они призывает всех защищать мир на нашей планете и сохранять ее красоту. Их звон – это напоминание и призыв к действию. Каждый человек должен помнить, что, если ни он, то кто тогда поможет Земле.

Первый Колокол Мира появился как знак памяти о той страшной трагедии, что пережила Япония при ядерной бомбардировке своих городов. Он был отлит в Японии из монеток, которые дети из 60 стран собрали во имя мира. Многие люди также отдали для него свои ордена и медали.

В 1954 году этот Колокол был установлен в Нью-Йорке возле штаб-квартиры ООН. Позже Колокол Мира установили в Вене и во многих других городах. Колокола Мира есть в Японии, Германии, Польши, Турции, Мексике, Австралии, Канады и во многих других странах. В России Колокол Мира установлен в Международном Центре Рерихов (Новосибирск).

Пусть его набат достигнет ваших сердец. Остановите на минуту бег своих мыслей, подумайте о мире, о справедливости, о нашем общем будущем. Жизнь в мире должна стать достоянием всех живущих на нашей прекрасной планете!

  1. Среда. Каждый человек меняет Мир.

Гилберт Кит Честертон, христианский мыслитель журналист и писатель конца XIX — начала XX веков говорил: «Каждый человек имеет значение. Вы. Я. Каждый из нас способен изменить мир и меняет его каждую минуту».

Термин «Экологический след» был введён в 1992 году ученым Уильямом Ризом и показывает степень воздействия человека на среду обитания. Глобальное изменение климата, загрязнение воздуха, некачественная вода, опасные геологические процессы. Эти и многие другие проблемы современности возникли вследствие значительного увеличения так называемого «экологического следа».

Ученые подсчитали, что за последние десятилетия глобальный «экологический след» всего человечества на 30% превышает способность планеты к воспроизводству ресурсов. Ко всему прочему, эта цифра продолжает неумолимо расти. Среди лидеров с высоким показателем «экологического следа»: Америка, Китай, ОАЭ и Япония. Минимум вреда природе наносят страны третьего мира, такие как Монголия, Бангладеш, Намибия и другие. Наша страна находится где-то посередине. Конечно, степень «экологического следа» того или иного государства зависит от количества заводов и фабрик, а также от развитой индустрии. Но давайте не забывать, что на эти показатели влияет каждый человек в отдельности.

Каждый из нас способен оказать влияние на будущее Земли. Причем это многоплановое воздействие. Люди меняют мир не только своими действиями, но и своими мыслями. И каждая наша мысль попадает в Информационное поле Земли, формируя настоящее и будущее планеты.

Это утверждал еще академик Вернадский в начале прошлого века. Он говорил, что эта невидимая сфера вокруг Земли порождается разумом человека. В будущем именно она станет следующей ступенью людской эволюции. Все прогрессивные ученые современности предупреждают нас, что агрессивные и негативные мысли вредят нашей планете. С давних времен люди занимались тем, что сообща посылали вовне свои благие мысли – мысли Добра и Любви ко всему. И это работало и работает.

  1. Четверг. Ученые о нашей планете: место Земли в Солнечной системе; прошлое и будущее Земли; антропогенный фактор.

Земля является объектом исследования значительного количества наук о Земле. Изучение Земли как небесного тела принадлежит к области астрономии, строение и состав Земли изучает геология, состояние атмосферы - метеорология , совокупность проявлений жизни на планете – биология.

Астрофизика изучает место нашей планеты в космосе, в том числе пытается ответить на вопрос о происхождении Земли, планет и Солнечной системы в целом, волновавший людей еще с глубокой древности.

Мифы о происхождении Земли прослеживаются у многих древних народов. Китайцы, египтяне, шумеры, греки имели свое представление о формировании мира. В средневековой Европе попытки поиска истины иногда заканчивались костром инквизиции. Первые научные объяснения проблемы относятся только к XVIII в. Даже сейчас нет единой гипотезы происхождения Земли, что дает простор для новых открытий и пищу для пытливого ума.

Знаменитый советский ученый Отто Юльевич Шмидт, больше известный по полярным исследованиям, сгруппировал все предложенные гипотезы и объединил их в три класса. К первому относятся теории, исходящие из постулата об образовании Солнца, планет, лун и комет из единого материала (туманности).

Второй класс объединяет представления, согласно которым планеты формировались непосредственно из вещества Солнца. Это гипотезы происхождения Земли ученых Джинса, Джеффриса, Мультона и Чемберлина, Бюффона и других.

И, наконец, к третьему классу относятся теории, не объединяющие Солнце и планеты общностью происхождения. Наиболее известна гипотеза Шмидта. Остановимся на самых интересных.

Французский астроном и математик П. Лаплас считал, что Солнечная система образовалась из раскаленной газовой туманности со сгустком частиц в центре. Она вращалась и сжималась под действием всемирного тяготения и одновременно охлаждалась. При этом ее скорость вращения росла, по периферии от нее отслаивались кольца, из которых в будущем образовались планеты.

Главным недостатком гипотезы является несоответствие имеющегося у Солнца момента количества движения теоретическому.

Метеоритная гипотеза, которую в 1944 году высказал Отто Юльевич Шмидт, объясняет происхождение Земли  захватом Солнцем холодного газопылевого метеоритного облака. В сильном гравитационном поле Солнца началась дифференциация метеоритного облака на отдельные космические тела. Так  образовывались сгустки-зародыши планет и их спутников.

Образованная таким образом Земля была холодным телом. Дальнейший разогрев связывается с радиогенным теплом, гравитационным сжатием и другими источниками внутренней энергии планеты. Большим недостатком гипотезы исследователи считают очень низкую вероятность захвата Солнцем подобного метеоритного облака.

  1. Пятница. Фатальна ли тепловая смерть Земли?

Отрывок из старинной  книги: «Над всем, что совершается в пространстве,  в потоке времени властвует Энергия, как царица или богиня, озаряя своим светом и былинку в поле и нас с вами. Но где свет, там и тень, имя которой – Энтропия. Энтропия, как злой демон, старается уничтожить все прекрасное, что создает светлый демон  – Энергия.  Количество Энергии постоянно, количество Энтропии растет, обесценивая  Энергию. Всюду рассеяние, выравнивание, обесценивание».

Ужасная картина приближения тепловой смерти Вселенной, а значит, и Земли.  Но что такое Энтропия?  Вспомним колебания нитяного маятника. Отклонив маятник, мы сообщаем ему потенциальную энергию. Постепенно амплитуда колебаний маятника уменьшается, и он останавливается. Куда исчезла сообщенная ему энергия?  Вспомним  всеобщий закон сохранения энергии.  Механическая энергия  колебания маятника превратилась в  тепловую, которая уже не может совершать полезную работу. Тепловая энергия – это энергия беспорядочного хаотичного движения атомов и молекул. Энергия порядка превращается в энергию беспорядка.

Впервые о неминуемой смерти Вселенной заявил Рудольф Клаузиус в середине 19 века.  Согласно второму началу термодинамики постепенно будет  выравниваться температура всех тел Вселенной. Планеты и другие холодные тела нагреются, а звезды охладятся. Вся Энергия Вселенной станет равной Энтропии. Жизнь станет невозможной, т.к. жизненные процессы – тоже работа, Вселенная превратится в «тепловой мусор».

Загрязнения от человеческой деятельности могут быть разными – химические, радиоактивные, биологические, информационные и тепловые. Можно нейтрализовать все виды загрязнений, кроме  теплового. Тепловое загрязнение можно оттянуть, снизить интенсивность его увеличения, но повернуть его вспять нельзя. Потому что все виды энергии, совершая работу, переходят в тепло. Ученые – экологи призывают к бережному использованию энергии, но их призывы подобны гласу,  вопиющего в пустыне. Может ли человек противодействовать этому?

В 1883 году во время извержения вулкана Кракатау в верхние слои атмосферы было выброшено огромное количество пепла, который вращался вместе с пассатами и за несколько лет снизил температуру биосферы на Земле.  Может быть, без этого  извержения, глобальное потепление уже наступило бы…    

Ученые предлагают  выстреливать из огромной пушки, находящейся на экваторе снарядами, разрывающимися в стратосфере, начиненными пылевидными материалами. Мы сможем уменьшить поток тепла, идущий от Солнца. На подготовку таких или более совершенных проектов есть еще время.

Заключение.

Проводя внеклассные мероприятия, преподаватели могут преследовать различные цели. Главная задача, которую мы ставим перед собой, не просто развлекать обучающихся, а за короткое время максимально активизировать их. Для тех обучающихся, которые еще не имеют серьезного интереса к процессу познания, средства занимательности могут служить первым шагом на этом пути. Воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям должно быть следующим шагом. Для  других обучающихся, уже заинтересованных учебой, занимательность и яркость мероприятия будут служить дополнительным средством мотивации к познанию.

Кроме этого, важнейшим следствием проведения подобных мероприятий является пробуждение мысли, воспитание ответственности, тем более, что тематика данного мероприятия касается каждого из нас, тем более молодежи, в руках которой будущее  человечества.

Интернет – ресурсы

  1. http://znaniya-sila.narod.ru/solarsis/ 
  2. http://meganauka.com/encyclopedia/
  3. http://mnogoto4ka.ru/

Приложение.

Презентация «Час Земли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике "Космический рейс. Земля- Марс"

   Формируя физическую картину мира, адекватную реальной,  рассматриваются явления такими, какими они представляются в естественных условиях как на Земле, так и в космосе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ТЕМА «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ»

Открытое внеклассное мероприятие на экологическую тематику с использованием ИКТ....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Классный час на тему: «Святой Георгий – защитник родной земли»

Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей...

Сцерарий внеклассного мероприятия "О, русская земля - земля героев!"

Данная разработка предназначена для подготовки и проведенния внекласснных мероприятий с обучающимися по патритическому воспитанию. Эта разработка может быть использована для проведения классных часов,...

Презентация внеклассного мероприятия "Колокольным звоном полнится Земля"

Презентация помогает раскрыть содержание внеклассного занятия о силе колокольного звона и традициях колокольных звонов на Руси....

Внеклассное мероприятие "Ими гордится земля Тамбовская".

Мероприятие вмещает в себя исследовательскую работу по изучению великих учёных, композиторов,музыкантов Тамбовщины. Раскрывает суть их работ, таланта. Рассказывает о жизни и труде замечательных людей,...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Н.Ф. Ватутин – великий сын земли Белгородской»

Методическая разработка  представлена для проведения открытого внеклассного мероприятия по истории по теме: « Н.Ф. Ватутин – великий сын земли  Белгородской», посвящённого ...