Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах (конспект урока)
план-конспект урока на тему

Назипова Равида Гилемзяновна
Обобщение знаний учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов, о роли нервной системы в приспособлении организма человека с условиями среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon file6.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

Управление образования Нижнекамского муниципального района

Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах

Разработала:

Назипова Равида Гилемзяновна

учитель биологии высшей

квалификационной категории

МОБУ «Гимназия №2» имени

Баки Урманче

                                                               Нижнекамск

2015

Тема урока: Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах

Цели урока:

Образовательная: обобщить знания учащихся о взаимодействии  и взаимозаменяемости анализаторов, о роли нервной системы в приспособлении организма человека с условиями среды.

Развивающая: развивать умения рационально планировать свою деятельность, память, логическое мышление, устную речь.  Продолжить формирование умений применять приемы систематизации, обобщений.

Воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.

Тип урока: урок контроля и обобщения знаний.

Вид урока: смешанный, с применением компьютера

Методы и приемы: фронтальный опрос, работа у доски, письменная, самостоятельная работа, использование компьютера, мультимедийный проектор,  цифрового микроскопа, групповая работа, рассказ.

Литература:

1. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек) О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова «Вако», Москва, 2005 г.

2. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику. Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» Т.В.Козачек. Волгоград, Учитель, 2006 Г.

3. Тесты по биологии к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина,  Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Экзамен» Москва 2008.

4. Журнал «Биология в школе», №5, 2008 г.

5. Журнал «Биология в школе», №6 ,2008 г.

Оборудование: таблица «Органы чувств», тесты в 2-ух вариантах, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп.

План урока:

1. Фронтальный опрос

2. Тестовая работа

3. «Как я знаю биологическую терминологию»

4. Групповая работа.

5. Заключение.

                                      Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Дорогие друзья, сегодняшний урок я хочу начать с поэтических строк. А вы выделите, о каких органах чувств идет речь.

Если утром из окна

Видишь чистый двор, пейзаж,

Проживаешь намного дольше,

Если это не мираж

Если грязный двор унылый,

Мусор, в копоти кусты,

От такого созерцания

Заболеешь точно ты.

На здоровье человека

Сильный шум влияет сильно.

И на стук, и грохот, крики

Отвечаем агрессивно.

Дуновение ветерка,

Шелест листьев, птичьи трели

Укрепляют наши нервы

Мелодичные капели.

Громко музыку включаешь

Частый гость на дискотеке,

Жизнь свою ты сокращаешь,

Быть глухим тебе навеки.

Итак, речь идет о таких анализаторах как: зрение, слух, кожаное чувство. Сегодняшний урок – урок обобщения и контроля знаний об органах чувств и анализаторах.

  Цель нашего урока: обобщить знания о взаимодействии, взаимозаменяемости анализаторов, о роли нервной системы в приспособлении организма человека с условиями среды.

  Сначала мы вспомним строение органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата и о других органах чувств.

2. Фронтальный опрос

    1. Первый слайд – строение глаза. Назвать составные части  органов зрения.

    2. Второй слайд – строение органа слуха. Перечислить части органов слуха.

    3. Третий слайд – части вестибулярного аппарата. Назвать функции.

    4. Четвертый слайд – вкусовые зоны языка. Охарактеризовать вкусовые зоны.

3. Задание « Как я знаю биологическую терминологию» (на слайдах)

1. Анализатор – совокупность чувствительных образований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.

2. Слепое пятно – место на сетчатке, где берет начало зрительный нерв.

3. Сетчатка – внутренняя оболочка глазного яблока.

4. Каротин – провитамин А, который участвует в образовании зрительных пигментов.

5. Аккомодация – приспособленность глаза видеть предметы, расположенные на разном расстоянии.

6. Вестибулярный аппарат – состоит из двух маленьких  мешочков и трех полукружных канальцев.

7. Дальтонизм – частичная цветовая слепота, при которой человек не отличает красный цвет.

2. Тестовая работа по вариантам  (по 14 вопросов) 

После выполнение работы друг у друга проверяют работу и ставят оценку. Критерии оценок и ответы записаны на доске. Критерии оценок

На «5» - 1 – 2 ошибки

На «4» - 3 – 4 ошибки

На «3» - 5 ошибок

Ответы на тесты:

! – вариант 1-В; 2-А; 3-А;  

Вариант 1

1.Воспринимающим элементом любого анализатора являются:

А. Проводящие пути

Б. Кора головного мозга

В. Рецепторы

2. Защищают глаза от пыли:

А. Брови и ресницы   Б. Веки    В.Слезные железы

3. Непрозрачная часть фиброзной оболочки:

А. Склера  Б. Радужка  В. Зрачок

4. Фокусировку изображения обеспечивает:

А. Хрусталик  Б. Зрачок  В. Стекловидное тело

5. Максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке расположено в области:

А. Склеры  Б. Слепого пятна  В. Желтого пятна

6. Расплывчатое изображение  близкорасположенных предметов является признаком:

А. Близорукости  Б Дальнозоркости  В. Катаракты

7. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в:

А. Механические  Б. Электрические  В. Электромагнитные

8. Молоточек, наковальня и стремя:

А. Уравнивают атмосферное давление в слуховой трубе

Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки

В. Усиливают колебания барабанной перепонки

9. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:

А. Роговице  Б. Радужке  В. Сетчатке

10. Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает:

А. Перилимфа  Б. Эндолимфа  В. Воздух

11. Анализ звуковых раздражителей происходит:

А. В лобной доли коры больших полушарий головного мозга

Б. В височной доли коры

В. В затылочной доле коры

12. Механическое воздействие на кожу воспринимается с помощью:

А. Болевых рецепторов

Б. Осязательных рецепторов

В. Терморецепторов

13. Равновесие тела контролируется:

А. Мозжечком

Б. Продолговатым мозгом

В. Промежуточным мозгом

14. В слизистой оболочке носовой полости находятся:

А. Вкусовые рецепторы

Б. осязательные рецепторы

В. Терморецепторы

Вариант 2

1. Анализ внешних раздражителей происходит в:

А. Проводящих путях

Б. Коре головного мозга

В. Рецепторах

2. Наружная оболочка глазного яблока называется:

 А. Сосудистая  Б. Фиброзная  В. Сетчатая

3. Пигментированная часть сосудистой оболочки называется

А. Роговица  Б. Сетчатка  В. Радужка

4. Изображение видимых предметов формируется на:

А. Роговице  Б. Радужке  В. Сетчатке

5. Цветовое зрение обеспечивают:

А. Палочки  Б. Колбочки  В. Клетки радужной оболочки

6. Анализ зрительных раздражителей происходит:

А. В затылочной доле коры

Б. Височной доле коры

В. В лобной доле

7. Ушная раковина входит в состав:

А. Среднего уха  Б.Наружного уха  В. Внутреннего уха

8. Слуховые косточки расположены в полости

А Наружного уха  Б. Среднего  уха  В. Внутреннего уха

9. Улитка является органом:

А. слуха  Б. Равновесия  В.звуковоспроизведения

10. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний:

А. Барабанной перепонки  Б. Слуховых косточек  В. Жидкости в улитке

11. Функцию вестибулярного аппарата выполняют:

А. Улитка  Б. Барабанная перепонка  В. Полукружные каналы

12. Мозг получает информацию о состоянии опорно–двигательного аппарата от рецепторов расположенных:

А. В коже  Б. В мышцах   В. Во внутренних органах

13. В мышцах надкостнице, Внутренних органах расположены:

А. Болевые рецепторы  Б. Механорецепторы  В. Терморецепторы

14. Ощущение вкуса пищи обеспечивают:

А. Вкусовые рецепторы  Б. Обонятельные рецепторы  В. Взаимодействие вкусовых, обонятельных, температурных и осязательных рецепторов.

8. Палочка – фоторецептор, обладающий очень высокой чувствительностью к свету и поэтому использующийся при сумеречном зрении.

   4. Групповая работа. Учитель делит класс на группы и раздает карточки с заданиями.

1. Почему в чужой тетради легче заметить ошибку, чем  своей?  Почему учитель пользуется красной ручкой для исправления ошибок?

2. Почему шум воды или деревьев приятен для человека, а городские шумы утомляют?

3. Великий немецкий композитор Бетховен написал свои последние произведения. будучи глухим. Как это ему удавалось?

4. Почему при сухости в носу  нарушается восприятие запаха?

5. Объясните, почему у некоторых людей возникает морская болезнь?

6. В состоянии стресса человек может не чувствовать боли. Йоги могут лежать на  гвоздях, ходить по битому стеклу или горячим углям. Объясните эти факты.

   

5. Заключение. Учитель подводит итог. Благодарит всех за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физика на кухне» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел»

Обобщающий урок по теме: «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» проводится для будущих поваров-кондитеров в форме физического турнира. Турнир называется «Физика на кухне». Цель урока –...

«Электрическое поле» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Электростатика»

урок – викторина проводится при повторении и обобщении темы: «Электростатика». Ребята заранее делятся на три команды, приблизительно равные по силам и каждая выбирает себе капитана. Сам урок сос...

Конспект и презентация к уроку "обобщение знаний о предельных и непредельных углеводородах"

Обобщение помогает установить более или менее широкие связи между темами отдельных уроков, целыми разделами, понять системный характер изучаемого предмета, поднять на новый уровень мышление учащихся. ...

Урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий) "Деньги правят миром"

Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий,  достижений, всем тем,  ради чего живет и развивается человечество....

Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор"

Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор", с экспериментами...

Конспект урока по русскому языку на тему : "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с мультимедийной поддержкой и использованием платформы "Яндекс.учебник" на тему: "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс...