Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
учебно-методический материал на тему

урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 4 классе по русскому языку36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в  4 классе

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Упражнение в определении падежа.

Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний. 

Место в учебном плане: второй урок по данной теме.

Методы:

  • Иллюстративный (с использованием мультимедийной презентации)
  • Беседа
  • Диалог
  • Самоконтроль

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран
  • Презентация
  • Песочные часы

Планируемый результат:

В ходе урока учащиеся:

  • смогут закрепить свои знания о родовых окончаниях имён прилагательных;
  • будут учиться распознавать их;
  • будут продолжать обучаться самостоятельно «открывать» знания по теме урока

Проект урока:

  • Актуализация знаний происходит на каждом этапе урока. Учащиеся осваивают мыслительные операции (анализ, синтез), обобщают имеющиеся знания об изучаемой части речи – имени прилагательном.
  • При выполнении практической работы дети сталкиваются с заданием, которое они не могут выполнить (т.к. оно не сходно с выполняемыми ранее). Дети формулируют вопрос, для ответа на который учитель предлагает по плану провести исследование. Работа организуется в парах.
  • Материалом для исследования послужили словосочетания из прочитанных детьми произведений (или региональный компонент)

-2-

  • На этапе отработки полученных знаний и проработки нового материала на теоретическом уровне учащимся предлагается сравнить результаты исследования с материалом учебника и внести дополнения в составленную таблицу.
  • Домашнее задание направлено на применение и закрепление изученного на уроке.
  • На этапе подведения итогов урока дети называют родовые окончания имён прилагательных и делают вывод о необходимости их знания.

Цели урока:

Образовательные:

  1. продолжать формировать умение  правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода;
  2. закрепить навыки каллиграфии;
  3. создавать условия для распознавания окончаний прилагательных;
  4. активизировать познавательную деятельность учащихся, используя различные приёмы: создание проблемной ситуации; возможность выполнения задания по выбору;

Развивающие:

  1. развивать орфографическую зоркость;
  2. развивать устойчивый интерес к русскому языку;
  3. обогащать словарный состав детей;
  4. развивать творческие способности через составление текста по опорным словосочетаниям;
  5. способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, классификация;
  6. развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
  7. развивать внимание и память;
  8. развивать умение делать выводы, обобщать;

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха;
  2. воспитывать любознательность;
  3. воспитывать умение доводить работу до завершения;
  4. воспитывать умение внимательно слушать ответы одноклассников;
  5. воспитывать чувство любви к родному языку;

Психологические:

  1. Формировать умение логически последовательно рассуждать, доказывать;

-3-

        

        -3-        

1)Мы находимся в Форте  Баярд.  Правила игры: за каждой дверью – ключ.  

Мы должны расшифровать ключевое слово.

Откроем первую дверь - СЛОВАРНАЯ РАБОТА. На доске 14х9: (1 у доски)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Задание:

1) Замени прилагательным словосочетание «кольцо из серебра»

2)Антоним к слову «пассивный»

  1. Синоним к слову «неловкий»
  2. Последний цвет радуги
  3. Утро, когда всё небо затянуто тучами и моросит дождь
  4. Этот человек постоянно говорит: «Спасибо», «Благодарю», «Как я рад вас видеть»
  5. Синоним к слову «неприметный»
  6. Дело, о котором мне не хотелось бы рассказывать всем
  7. Дело, в котором мы будем участвовать всем коллективом, без исключения

- А мы пока попробуем заработать другой ключ.

Откроем вторую дверь – ЧИСТОПИСАНИЕ.

На доске: Синий туман, яркое солнце, морской город, спокойное море.

Буква для минутки  чистописания находится в начале каждого из однокоренных слов. Что это за слова? Какая это буква? (м)

-В тетрадях пропишите буквы, соблюдая закономерность:

Мм   м   Мм   мм

Какие буквы пропущены? Аргументируйте ответ. Пропишите в тетради.

. урманск,   .ончегорск

-2-

Мы заработали первый ключ!

Проверим работу у доски:

с

е

р

е

б

р

я

н

о

е

а

к

т

и

в

н

ы

й

н

е

у

к

л

ю

ж

и

й

ф

и

о

л

е

т

о

в

ы

й

н

е

н

а

с

т

н

о

е

в

е

ж

л

и

в

ы

й

н

е

в

з

р

а

ч

н

ы

й

д

е

л

и

к

а

т

н

о

е

к

о

л

л

е

к

т

и

в

н

о

е


Денис отгадывал слова.

Он заработал для класса второй ключ!

-Что общего во всех этих словах? (прил)

-Дайте характеристику прилагательного по категории рода (прил. м. и ср.р.)

- Прочитайте  слово, которое получилось по вертикали. (склонение)

- Что такое склонение?

Откроем третью дверь.

- Сформулируйте тему урока. (склонение прилагательных м. и ср. р.)

Мы заработали третий ключ.

- Что для этого мы должны УМЕТЬ? Падеж, род прил. по сущ.

- Что для этого мы должны ЗНАТЬ? вопросы прил.

- Чему будем учиться на уроке? (правильно писать падежные окончания)

Откроем четвёртую дверь.

- Кто такой золотой человек?

- А про какого человека говорят, что у него золотое сердце?

2 ученика у доски: первый склоняет словосочетание золотой человек, второй – золотое сердце. В тетради – по вариантам.

-3-

На доске:

И. золот__  человек                      золот__  с ердце

Р. зотот__  человека                     золот__  сердца

Д. зотот__  человеку                    зотот__   сердцу

В.  золот__   человека                  золот__  сердце

Т.  золот__  человеком                золот__  сердцем

П. о золот__   человеке               о золот__   сердце

Окончания на выбор: ому -2, ого – 3, ом-2, ым-2, ое-2, ой, ая, яя.

Проверка: читаем прилагательные с ударением.

Мы заработали четвёртый ключ.

- Назовите синоним к слову золотой.

- Закройте глаза (заменить м.р.)

-Всё ли верно на доске?

- Закройте глаза (заменить ср.р.)

- Всё ли верно на доске?

- Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?

(так же, есть искл.)

Откроем пятую дверь.

- Как вы это делали? (сначала я… - схема в алгоритме)

(вместе- сильный ученик)

Мы заработали пятый ключ.

Откроем шестую дверь.

- Работать будем по рядам.

Задание: вставить пропущенные окончания, пользуясь алгоритмом.

(трое у доски)

На доске:

1 ряд

полярн.. сиянием (ср.р., Т)

 ледян.. ветром (м.р., Т)

за широк.. болотом (ср.р., Т)

на заснежен..  хребте (м.р., П)

-4-

2 ряд

 к морск… берегу (м.р., Д)

на речн..  дне (ср.р., П)

 около глубок..  ущелья (ср.р., Р)

к долгожданн… солнцу (ср.р., Д)

3 ряд

 пушист.. снегом (м.р., Т)

 больш.. окуня (м.р., В)

через хвойн.. лес (м.р., В.) 

на беззащитн..  дерево (ср.р., В)

-Всё ли верно слелано? (если ошибка)

- Самопроверка.

Мы получили шестой ключ!

- Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?

(так же, есть искл.)

Откроем седьмую дверь.

ФИЗМИНУТКА:

Слушай, думай и вникай,

Все заданья выполняй:

Если поймёшь - окончание ударное –

Хлопни в ладоши  - элементарно.

Если поймешь , что оно – безударное –

Быстро присядь – для тебя это главное:

морское дно, зимнее утро, старый дом,

 родной дом, золотое солнце, чистый воздух,

 далёкое село, большой город.

Мы получили седьмой ключ!

Откроем восьмую дверь.

Творческая работа.

Задание: составить рассказ о море из трёх предложений, используя прилагательные мужского и среднего рода.

-5-

1 уровень: Впиши предложенные прилагательные вместо пропусков. Спиши, вставляя пропущенные окончания, пользуясь алгоритмом.

_____________________________________________________________

Я люблю смотреть  на ____________________ море.  Вода в нём _________________ цвета. С берега море кажется ______________.

Тих__, бескрайн__,изумруд___ .

_____________________________________________________________

2 уровень: Впиши  прилагательные вместо пропусков. Проверь написание окончаний, пользуясь алгоритмом.

При __________________ ветре море ________________.

А во время шторма оно _______________________. Вода в море может быть __________________ цвета.

_____________________________________________________________

3 уровень: напиши рассказ о море, используя данные словосочетания: 

безбрежн__, бездонн__ море;  вода бирюзов__, лилов__ цвета;  сильн__, штормов__ ветер.

Проверь написание окончаний, пользуясь алгоритмом.

_____________________________________________________________

4 уровень: напиши рассказ о море в стихотворной форме, используя рифмы:

____________________________________ бескрайн__м,

____________________________________ разъяренн__м,

__________________________________         буйн__м,

__________________________________непокорённ__м.

Докажи правописание окончаний.

_____________________________________________________________

- Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?

(так же, есть искл.)

(4-ых оценить!)

Мы получили восьмой ключ!

- Какой рассказ получился самым интересным?

-6-

Откроем девятую дверь.

Диктант: Я люблю смотреть на бескрайнее море. Вода в нём может быть и изумрудного, и  лилового, и серебристого цвета. Солнце своим тёплым лучом едва касается воды. Солнечный зайчик играет в прятки на его волнах.

Мы получили последний, десятый  ключ!

- Проверим написание окончаний прилагательных, используя алгоритм.

Давайте расшифруем важное, ключевое слово.

ОКОНЧАНИЕ

-Почему оно называется ключевым на нашем уроке?

 - Как пишутся безударные падежные окончания прилагательных?

(так же, есть искл.)

_____________________________________________________________

Д/з:  1) выполни упр.262 (с.35)

  1. Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.

_____________________________________________________________

Выбери задание на дом и обведи цифру.

У меня есть для вас есть пожелания-памятки:

_____________________________________________________________

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!

_____________________________________________________________

- ПРОЧТИТЕ

- НАЗОВИТЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

- вставьте пропущенные окончания

- докажите их написание по алгоритму

-Для чего мы изучаем эту тему?

(чтобы не ошибаться в написании безударных окончаний прилагательных)

_____________________________________________________________

Д/з:  1) выполни упр.262 (с.35)

  1. Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Д/з:  1) выполни упр.262 (с.35)

  1. Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Д/з:  1) выполни упр.262 (с.35)

  1. Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Д/з:  1) выполни упр.262 (с.35)

  1. Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Д/з:  1) выполни упр.262 (с.35)

  1. Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Д/з:  1) выполни упр.262 (с.35)

  1. Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Д/з:  1) выполни упр.262 (с.35)

  1. Придумать и написать рассказ о Баренцевом или о Чёрном море, используя прилагательные м. и ср. р.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дорогой друг!

Я желаю тебе плодотворн___ труда, хорош___ настроения, крепк___ здоровья, больш__ здоровья, удачи!

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физика на кухне» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел»

Обобщающий урок по теме: «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» проводится для будущих поваров-кондитеров в форме физического турнира. Турнир называется «Физика на кухне». Цель урока –...

«Электрическое поле» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Электростатика»

урок – викторина проводится при повторении и обобщении темы: «Электростатика». Ребята заранее делятся на три команды, приблизительно равные по силам и каждая выбирает себе капитана. Сам урок сос...

Урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий) "Деньги правят миром"

Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий,  достижений, всем тем,  ради чего живет и развивается человечество....

"Виртуальное путешествие по Лондону" Урок закрепления и обобщения изученного материала.

"Виртуальное путешествие по Лондону" Урок закрепления и обобщения изученного материала Подарок ко Дню учителя коллегам презентация "Учитель- звучит гордо!" Актуальность проблемы по защите окружающе...

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Химический состав клетки Урок повторения и обобщения знаний, развития умений биология 6 класс

Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....