Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор"
план-конспект урока

Аникеева Юлия Алексеевна
Конспект урока по Анатомии "Зрительный анализатор", с экспериментами

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНПОО «Подольский социально-спортивный колледж»

План–конспект учебного занятия по физиологии

для студентов 2 курса

АНПОО «Подольского социально-спортивного колледжа»

„ Физиология сенсорных систем “.

                                                           Разработал: Аникеева А.Ю.

слушатель курсов профессиональной         переподготовки

                                                           «Анатомия и физиология»

                                                           Проверил: руководитель практики

Председатель ПЦК «ОПД», к.ф.н.________ Букш С.А.

Подольск, 2019

Тема: „Зрительный анализатор“

I.Тип урока     Комбинированный

II.Цели урока: 

1.Изучение строения, функций и значения зрительного анализатора;

2.воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию;

3.повышение мотивации обучения анатомии.

III.Задачи урока

Образовательная:

  • расширить и закрепить знания об анализаторах;
  • изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;
  • рассмотреть основные этапы эволюции глаза;
  • провести экспериментальную работу по органу зрения человека и животных;

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью;

Развивающая:

  • развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные);
  • развивать познавательный интерес, профессиональную ориентацию.

IV. Оснащение урока

  • Мультимедийная доска, проектор.
  • Компьютер.
  • Разборная модель глаза.
  • Объемная модель головного мозга.
  • Таблица (объемная) строения глаза.
  • Видеофрагмент фильма «Строение глаза».


Структура урока

  1. Организация начала урока.

Цель

Содержание

Метод

Форма

Подготовить учащихся к работе на уроке, воспитывать умение готовить свое рабочее место, формирование мотивации

  • Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, раскрытие

общей цели урока (вступительное слово учителя)

Беседа

Фронтальная

  1. Этап усвоения новых знаний

Цель

Содержание

Метод

Форма

Получить знания о зрительном анализаторе

Изложение нового материала

Демонстрация, практическая работа.

Фронтальная


  1. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Цель

Содержание

Метод

Форма

а) Выполнить упражнение проверку понимания нового материала

а) Выполнение задания в таблице

б)зарисовка рисунка строения глаза

Практическая работа, демонстрация

Фронтальная

5. Закрепление знаний.

Цель

Содержание

Метод

Форма

а) проверить степень усвоения информации, полученной

выполнение упражнения

с использованием ИКТ с целью правильного распределения информации

Практическая работа.

Групповая

7. Заключительный этап урока.

Цель

Содержание

Метод

Форма

а) обобщить полученные знания

б) определить степень достижения целей и выполнения задач урока

а) итоги урока;

заключительное слово учителя,

объявление оценок

б) домашнее задание, инструктаж по  выполнению

Беседа

Фронтальная

Ход урока.

I. Подготовка учащихся к деятельности.

1. Организационный момент.    

 Актуализация знаний. На что способен наш мозг?

II.  Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

1. Сообщения по подтемам.

III. Этап усвоения новых знаний и первичная проверка понимания         нового материала.

1.

Заполните таблицу

IV.  Заключительныйэтапурока:

1. Подведение итогов, оценки.

2. Домашнее задание 

1. Организационный момент. Вступление (интересные факты о тайнах организма человека).

2. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа о сенсорных системах, анализаторах). Давайте вспомним тему прошлого урока. Что такое анализаторы? (ответы).

Какие вы знаете анализаторы? (ответы).

Как вы считаете, какой из органов чувств самый важный? Почему? ( ответы)

(- Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов презентации).

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся (проблемный вопрос о важности органов чувств, выявлении основного информационного источника адаптации в ходе экспериментов).

Эксперимент. Давайте попробуем доказать ваши предположения о том, что орган зрения наиболее важный и информативный, с помощью простого эксперимента.

Я приглашаю одного желающего из вас быть подопытным. Мои помощники завязывают тебе глаза и надевают наушники, затем дают в руки предметы.

Задание: определить с помощью различных анализаторов, что это за предмет и описать его свойства (цвет, запах, форму и т.п.).

Опыт 1. Объект – ЯБЛОКО.

Результаты (помощник фиксирует на доске):

Слух – 0% информации

Обоняние – 0% (хотя возможно 50%)

Осязание – 50 % (возможно яблоко, мячик, игрушка)

Вкус – 80% (яблоко, сладкое, цвет – 0%)

Зрение – 90% (вкус не определить).

Опыт 2. Объект – муляжи персика, яблока.

Результаты:

Слух: - 0%

Обоняние – 0%

Осязание – 50 % (игрушка, возможно даже отгадать на 80-90%).

Вкус – 0%.

Зрение – 100%.

Выводы: С помощью зрения мы получаем более 90% информации, на втором месте осязание, обоняние, вкус и слух в зависимости от объектов исследования (слайды Презентации).

4. Изучение нового материала 

Глаза - этот бесценный и прекрасный дар природы - не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья человека.

Сегодня мы с вами:

а) изучим  анатомические и физиологические особенности зрительного анализатора;

б) разъясним значение зрения в жизни человека;

в) поговорим об эволюции органа зрения.

А теперь рассмотрим анатомическое строение зрительного анализатора.

Из каких частей состоит любой анализатор? (Ответы)

Зрительный анализатор играет важнейшую роль в восприятии окружающего мира. Более 90% информации мы получаем с помощью зрения.

 

Зрительный анализатор состоит из трёх частей. Периферическая часть представлена глазами, проводниковая — зрительными нервами, центральная — зрительной зоной коры больших полушарий. С участием всех трёх элементов воспринимаются и анализируются световые раздражители, и мы видим окружающий мир.

 

Периферический отдел зрительного анализатора представлен органом зрения.

 

Глазное яблоко защищено от внешних воздействий вспомогательным аппаратом. От механических повреждений глазное яблоко защищено стенками глазницы черепа, в которой оно располагается. От попадания пыли и влаги защищают веки и ресницы. Слёзные железы выделяют слезу, которая смывает пыль и увлажняет поверхность.

Почему возможно движение глазных яблок? (Предположения учащихся).

К глазному яблоку прикреплены мышцы, которые обеспечивают его движения.

 Шесть глазных мышц, самых быстродвижущихся мышц в организме: 4 прямые и 2 косые, мы можем одновременно двумя глазами следить за предметом, сводить глаза, но разводить – нет! (презентация)

Рассмотрим основные оболочки глазного яблока (демонстрация разборной модели глаза), затем демонстрация видеофильма «Анатомия глаза». 

Наружная (белочная) оболочка в передней части представлена прозрачной выпуклой роговицей, а в задней части — непрозрачной белой склерой

 

Сосудистая оболочка снабжает глаз кровью. В передней её части находится радужка. Клетки радужки содержат пигмент меланин, от количества которого зависит её цвет. В центральной части радужки находится зрачок. Зрачок может расширяться и сужаться в зависимости от яркости света.

 ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА (работа с таблицей)

Как видит наш глаз? И для чего хрусталик меняет свою кривизну? (явление аккомодации –демонстрация анимационной презентации).

Эволюция глаза (объяснение с демонстрацией презентации и рисунка компьютерной модели глаза).

За зрачком располагается хрусталик — двояковыпуклая прозрачная линза. Хрусталик может изменять свою кривизну и фокусировать световые лучи на внутренней оболочке глаза. Этот процесс называется аккомодация

 

Между роговицей и радужкой находится передняя камера, между радужкой и хрусталиком — задняя камера. В них содержится жидкость, которая снабжает роговицу и хрусталик питательными веществами.

 

Пространство за хрусталиком заполнено стекловидным телом.

 

Внутренняя оболочка глаза — сетчатка содержит светочувствительные клетки (фоторецепторы), представленные палочками и колбочками.

 

Палочки обеспечивают сумеречное зрение. Колбочки реагируют на яркий свет и обеспечивают цветное зрение. В сетчатке содержится три вида колбочек: одни воспринимают красный цвет, другие — зелёный, третьи — синий. В результате взаимодействия всех трёх видов колбочек мы видим разные цвета.

 

Большая часть колбочек располагается в средней части сетчатки и образует так называемое жёлтое пятно. Место выхода зрительного нерва из сетчатки не содержит фоторецепторов и называется слепым пятном.

5.Физминутка

Гимнастика для глаз.


1. Не поворачивая головы, переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз.

2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.

3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.

4. Посмотрите в окно вдаль досчитайте до 20, затем переведите взгляд на стекло окна. Повторяйте это упражнение до 10 раз.

6.Закрепление изученного материала

1)Выпишите основным термины темы «Зрительный анализатор»

2)Заполните таблицу: Основные болочки глазного яблока.

Оболочки

Составные

компоненты

Характеристика

Наружная - склера

склера

роговица

Средняя - сосудистая

Ресничное тело

радужка

Сосудистая оболочка

Внутренняя - сетчатка

Желтое пятно

Слепое пятно

3)Зарисуйте Схему строение глаза и подпишите его.

Проверка выполнения самостоятельной работы по интерактивной доске.

7. Подведение итогов урока

Оценка работы отдельных учеников и класса в целом 

Домашнее задание:Выучить строение зрительного анализатора, проверить себя на знание новых терминов по теме – подготовится к диктанту; провести валеологический самоанализ. Подготовить Правила для сохранения здоровья глаз.

Самоанализ урока анатомии по теме «Зрительный анализатор»

Преподаватель – Аникеева Юлия Алексеевна

Данный урок проведен в группе учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Это учитывалось при подготовке материала для урока. В группе 14 человек. Качество обученности за 2018-2019 у. г. 100%.

Тип урока - комбинированный – закрепление и комплексное применение полученных знаний, введение и первичное закрепление новых знаний по теме.

 Цели урока: 

1.Изучение строения, функций и значения зрительного анализатора;

2.воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию;

3.повышение мотивации обучения анатомии.

Задачи урока

Образовательная:

  • расширить и закрепить знания об анализаторах;
  • изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;
  • рассмотреть основные этапы эволюции глаза;
  • провести экспериментальную работу по органу зрения человека и животных;

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью;

Развивающая:

  • развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные);
  • развивать познавательный интерес, профессиональную ориентацию.

Основные этапы урока:

I. Подготовка учащихся к деятельности.

II.  Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

III. Этап усвоения новых знаний и первичная проверка понимания нового материала.

IV.  Заключительный этап урока

Оснащение урока

  • Мультимедийная доска, проектор.
  • Компьютер.
  • Разборная модель глаза.
  • Объемная модель головного мозга.
  • Таблица (объемная) строения глаза.
  • Видеофрагмент фильма «Строение глаза».

Методы, применяемые в ходе урока:

1. Метод эмоционального стимулирования

2. Перцептивный метод (передача и восприятие материала)

3. Поисковый метод (работа с учебным материалом)

4. Метод контроля и самоконтроля

5. Метод стимулирования и мотивации

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Фронтальная, индивидуальная, групповая. Это позволило включить в активную познавательную деятельность всех учащихся.

Главная задача урока по активизации умственной деятельности школьников достигнута. Проведен контроль усвоения употребления детьми учебного материала по теме: «Зрительный анализатор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах (конспект урока)

Обобщение знаний учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов, о роли нервной системы в приспособлении организма человека с условиями среды....