Личностно-ориентированный подход к обучающимся при обучении математике
учебно-методический материал

Личностно - ориентированный подход  на уроках математики.

" Всё, что находится в природе, математически точно и определённо" - утверждал М.В.Ломоносов. Математика - это универсальный язык для ёмкого и лаконичного описания основополагающих принципов,  язык для выражения строгой мировой гармонии.” "Красота науки, как и красота искусства, определяются ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражают гармонию окружающего мира" - эти слова, принадлежащие российскому академику, физику-теоретику А.Б.Мигдалу. Математика является носителем важнейших философских обобщений, и вся диалектика познания, весь интеллектуальный опыт человечества с неукоснительной последовательностью отражены в истории математических открытий, так оценил этот опыт Бернард Шоу.  "За всю известную нам историю человечества лишь восемь человек ( Пифагор, Аристотель, Птоломей, Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон и Эйнштейн) смогли синтезировать всю совокупность знаний своего века в новое представление о Вселенной, более грандиозное, чем представления их предшественников".

Именно этот системный подход, думается, и должен быть положен в основу преподавания дисциплин, объединяемых в естественно-технический и математический цикл, именно эти представления о единстве принципов мироустройства, должны методично внедряться в сердца и умы наших учащихся.

Мы всегда обращаем внимание учащихся на то, что каждый шаг по пути поиска истины был прорывом от незнания к знанию, и то, что нам сейчас кажется простым и привычным, когда-то не было известно вовсе, существовало в виде догадок, рождалось в муках, зачастую воспринималось современниками как ересь. ("Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей". Луций Сенека, 1 век н.э.).

В обучении математике ясно вычерчиваются два аспекта, одинаково значимых для формирования личности с профессионально и социально- востребуемым интеллектом:

-математика как неотъемлемая часть культуры;

-математика как организующий, внутренне воспитывающий, развивающий фактор.

Общекультурный потенциал школьной математики позволяет нам взглянуть на неё не как на сугубо техническую дисциплину, а на дисциплину гуманитарную, и именно такой взгляд становится сегодня преобладающим.

Пример, иллюстрирующий возможность сделать учебный материал ярким и запоминающимся, - из курса стереометрии. При изучении темы "Пирамиды" не обойтись без обращения к одному из "чудес света" - египетским пирамидам. Оказывается, их геометрические параметры подчинены удивительным закономерностям, которые можно использовать для составления интересных и полезных задач. Площадь каждой боковой грани пирамиды Хеопса равна квадрату её высоты; а удвоенный периметр основания, в свою очередь, с большой точностью равен длине дуги экватора, соответствующей одной минуте. Школьники гораздо более увлечённо вычисляют углы наклона боковых ребер и боковых граней к плоскости основания грандиозного сооружения, построенного в третьем тысячелетии до нашей эры, чем абстрактной пирамиды из типовой задачки.

Второй аспект преподавания математики предполагает формирование умения свободно и осознанно манипулировать полученными знаниями. Сейчас сам по себе запас каких бы то ни было знаний бесполезен, если не научить человека самостоятельно думать и самостоятельно добывать и обрабатывать информацию. "Преобразование информации - это и есть содержание того, что мы называем умственным трудом человека" (В.М.Глушков, советский математик). Цель обучения учащихся состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Преобладание развивающей функции уроков математики обеспечивается уникальной особенностью самого математического курса. Только математике присуще такое соотношение между алгоритмическим и эвристическим путями поиска решения, которое заставляет сбалансировано работать оба полушария головного мозга ("искусство доказывать и искусство догадываться"). Даже неизбежное совершение ошибок при овладении теми или иными математическими навыками (при их своевременном обнаружении) имеет положительный развивающий эффект: "Ошибки - это, по сути, прямой путь к успеху, поскольку любое понимание ошибки заставляет нас усерднее стремиться к истине, и каждый новый опыт указывает нам на ту или иную разновидность ошибок, которые мы будем тщательно избегать в будущем" (Джон Китс, английский поэт).

Генрих Гейне сказал: "В жизни, кроме здоровья и добродетели, нет ничего ценнее знания; а его и легче всего достигнуть, и дешевле всего добыть: ведь вся работа - это покой, а весь расход - время, которое нам не удержать, даже если мы его не потратим". Познание делает человеческую жизнь осмысленной, насыщенной и интересной. Для тех, в ком сформирована потребность умственного труда, поиск истины важнее, чем обладание истиной. И поэтому очень точно выражают смысл учения слова русского историка В.О.Ключевского: "Преподаватель обращается не к изучаемому предмету с целью познать его, а к воспринимающему мышлению с целью передать ему готовое познание, и передать не механически, как перекладываются вещи с места на место, а как свеча зажигается от другой, со всеми последствиями горения - светом и теплом". Это в полной мере относится и к обучению математике.

Личностно-ориентированный подход — залог повышения качества на уроках математики

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике. В моей работе под термином “личностно-ориентированный подход в обучении математики ” понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося совершенствовать их.

 Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:

- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление меж предметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.

- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;

- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.

Организация занятия предполагает включение моментов. К ним относятся следующие:

- учёт личностных особенностей учащихся;

- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

- использование разнообразных форм общения;

- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- использование учащимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.

1. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки.

Эти нужно для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:

1) способствовать восприятию учащимися нового материала;

2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее накопленным и новым опытом

2. Создание ситуации выбора на уроке.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ученику совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость.

3. Создание ситуации успеха.

Обучение и воспитание будут способствовать развитию учащегося в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

Без ощущения успеха у ученика пропадает интерес к учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для учащегося ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.

Хочу привести речевые обороты, которыми пользуемся и мы преподаватели  в своей практике для создания ситуации успеха

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получиться..”

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Теперь я рассмотрю, как осуществляется подход на уроках.

Вышеуказанная характеристика помогает мне:

  • ориентироваться на ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития,
  • создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата

Проводя диагностику результативности умений и навыков, каждого ученика и группы  в целом по каждой изученной теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и группы  в целом. Всё это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.

Этап актуализации субъектного опыта.

Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания. Пример: “На доске прикреплены карточки с примерами вычисления корней n-ой степени и результаты этих примеров. Но результаты почему-то оказались перепутанными. По выбору кто, какой пример хочет, выбирает и находит к нему результат”. Пример: “Найди ошибку”. На доске записаны равенства вычисление логарифмов, примеров 6-8. Ученику предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или нескольких заданий.

Этап изучения нового материала.

Например по теме «Правильные многогранники» предлагаю  самостоятельно ознакомиться с темой по геометрии изложенной в учебнике, а затем ответить по выбору на вопросы, записанные на доске, первого или второго варианта:

Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности.

Этап применения знаний.

Можно использовать группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.  Я рассматриваю темы: «Решение показательных уравнений», «Решение логарифмических уравнений», «Решение тригонометрических уравнений».

К I уровню - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

Ко II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.

К III – задания, для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике. Пред началом выполнения, чётко поясняю каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показываю значимость его выполнения, раскрываю критерии оценивания каждой карточки.

Этап проверки знаний.

На данном этапе можно использовать различные тестовые задания.

Ребятам также предлагаю набор тестов, состоящий из двух видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся:

  • Тестовые задания первого(Т-1) предлагаю набор истинных и ложных утверждений; учащиеся должны установить, какие из них истинны, какие ложны,
  • Тестовые задания второго вида (Т-2) – это тесты с выбором правильного ответа из числа предложенных.

Таким образом, предлагаемые тесты ставят учащегося в ситуацию выбора такого задания, с которым обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Для этого, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает. Если вдруг по каким-то причинам ученик поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не выставляю, а оставляет за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест. Такую форму урока я показала на открытом уроке по теме «Решение простейших тригонометрических уравнений».

Этап “Домашнее задание”.

При подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Предлагаю домашнюю творческую работу: составить несколько задач, аналогичных классным, и решить их. Или составить самими учащимися с использованием регионального компонента. Задач с региональным компонентом нет в учебнике и учащиеся их составляют сами. Особенно задачи по стереометрии. 

Любой урок, как правило, начинаю с взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации по возникшей при проверке проблеме, высказывают свои мнения по вопросу выполнения задания соседом, кратко комментируют допущенные ошибки, обсуждают выполнение задания учащимися у доски, предлагают другой способ решения. Если задание несложное, то проверяем устно. Я во время взаимопроверки домашнего задания обхожу класс, поощряю словом, оказываю помощь в случае необходимости, слушаю ответы учащихся и даю свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика

Следующим видом работы учащихся на каждом уроке является «Разминка». Формы проведения различны. Все задания стараюсь брать занимательного характера, оформляю наглядно, красочно. Такие задания развивают воображение, внимание, память, мышление. Все задания содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у учащихся к предмету и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Основу таких заданий составляют задания, связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

Заключение.

Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение учащегося вперёд.

Результатами исследования: установлено, что если в основу процесса обучения математики положить личностно-ориентированный подход к учащимся и на его основе рассматривать принципы, методы обучения и формы контроля качества знаний, то это позволит учащимся на качественном уровне осваивать базовое содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и умений в другие научные области.

Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, не традиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения учащихся, искоренения неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno_-_orientirovannyy_podhod_na_urokah_matematiki.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимский политехнический колледж

Разработка на тему:

«Личностно-ориентированный подход к обучающимся при обучении математике»

Разработал преподаватель

математики Гареева Р.М.

Уфа – 2018


Личностно - ориентированный подход  на уроках математики.

" Всё, что находится в природе, математически точно и определённо" - утверждал М.В.Ломоносов. Математика - это универсальный язык для ёмкого и лаконичного описания основополагающих принципов,  язык для выражения строгой мировой гармонии.” "Красота науки, как и красота искусства, определяются ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражают гармонию окружающего мира" - эти слова, принадлежащие российскому академику, физику-теоретику А.Б.Мигдалу. Математика является носителем важнейших философских обобщений, и вся диалектика познания, весь интеллектуальный опыт человечества с неукоснительной последовательностью отражены в истории математических открытий, так оценил этот опыт Бернард Шоу.  "За всю известную нам историю человечества лишь восемь человек ( Пифагор, Аристотель, Птоломей, Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон и Эйнштейн) смогли синтезировать всю совокупность знаний своего века в новое представление о Вселенной, более грандиозное, чем представления их предшественников".

Именно этот системный подход, думается, и должен быть положен в основу преподавания дисциплин, объединяемых в естественно-технический и математический цикл, именно эти представления о единстве принципов мироустройства, должны методично внедряться в сердца и умы наших учащихся.

Мы всегда обращаем внимание учащихся на то, что каждый шаг по пути поиска истины был прорывом от незнания к знанию, и то, что нам сейчас кажется простым и привычным, когда-то не было известно вовсе, существовало в виде догадок, рождалось в муках, зачастую воспринималось современниками как ересь. ("Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей". Луций Сенека, 1 век н.э.).

В обучении математике ясно вычерчиваются два аспекта, одинаково значимых для формирования личности с профессионально и социально- востребуемым интеллектом:

-математика как неотъемлемая часть культуры;

-математика как организующий, внутренне воспитывающий, развивающий фактор.

Общекультурный потенциал школьной математики позволяет нам взглянуть на неё не как на сугубо техническую дисциплину, а на дисциплину гуманитарную, и именно такой взгляд становится сегодня преобладающим.

Пример, иллюстрирующий возможность сделать учебный материал ярким и запоминающимся, - из курса стереометрии. При изучении темы "Пирамиды" не обойтись без обращения к одному из "чудес света" - египетским пирамидам. Оказывается, их геометрические параметры подчинены удивительным закономерностям, которые можно использовать для составления интересных и полезных задач. Площадь каждой боковой грани пирамиды Хеопса равна квадрату её высоты; а удвоенный периметр основания, в свою очередь, с большой точностью равен длине дуги экватора, соответствующей одной минуте. Школьники гораздо более увлечённо вычисляют углы наклона боковых ребер и боковых граней к плоскости основания грандиозного сооружения, построенного в третьем тысячелетии до нашей эры, чем абстрактной пирамиды из типовой задачки.

Второй аспект преподавания математики предполагает формирование умения свободно и осознанно манипулировать полученными знаниями. Сейчас сам по себе запас каких бы то ни было знаний бесполезен, если не научить человека самостоятельно думать и самостоятельно добывать и обрабатывать информацию. "Преобразование информации - это и есть содержание того, что мы называем умственным трудом человека" (В.М.Глушков, советский математик). Цель обучения учащихся состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Преобладание развивающей функции уроков математики обеспечивается уникальной особенностью самого математического курса. Только математике присуще такое соотношение между алгоритмическим и эвристическим путями поиска решения, которое заставляет сбалансировано работать оба полушария головного мозга ("искусство доказывать и искусство догадываться"). Даже неизбежное совершение ошибок при овладении теми или иными математическими навыками (при их своевременном обнаружении) имеет положительный развивающий эффект: "Ошибки - это, по сути, прямой путь к успеху, поскольку любое понимание ошибки заставляет нас усерднее стремиться к истине, и каждый новый опыт указывает нам на ту или иную разновидность ошибок, которые мы будем тщательно избегать в будущем" (Джон Китс, английский поэт).

Генрих Гейне сказал: "В жизни, кроме здоровья и добродетели, нет ничего ценнее знания; а его и легче всего достигнуть, и дешевле всего добыть: ведь вся работа - это покой, а весь расход - время, которое нам не удержать, даже если мы его не потратим". Познание делает человеческую жизнь осмысленной, насыщенной и интересной. Для тех, в ком сформирована потребность умственного труда, поиск истины важнее, чем обладание истиной. И поэтому очень точно выражают смысл учения слова русского историка В.О.Ключевского: "Преподаватель обращается не к изучаемому предмету с целью познать его, а к воспринимающему мышлению с целью передать ему готовое познание, и передать не механически, как перекладываются вещи с места на место, а как свеча зажигается от другой, со всеми последствиями горения - светом и теплом". Это в полной мере относится и к обучению математике.

Личностно-ориентированный подход — залог повышения качества на уроках математики

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике. В моей работе под термином “личностно-ориентированный подход в обучении математики ” понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося совершенствовать их.

 Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:

- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление меж предметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.

- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;

- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.

Организация занятия предполагает включение моментов. К ним относятся следующие:

- учёт личностных особенностей учащихся;

- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;

- использование разнообразных форм общения;

- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- использование учащимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.

1. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки.

Эти нужно для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:

1) способствовать восприятию учащимися нового материала;

2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее накопленным и новым опытом

2. Создание ситуации выбора на уроке.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ученику совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость.

3. Создание ситуации успеха.

Обучение и воспитание будут способствовать развитию учащегося в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

Без ощущения успеха у ученика пропадает интерес к учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для учащегося ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.

Хочу привести речевые обороты, которыми пользуемся и мы преподаватели  в своей практике для создания ситуации успеха

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получиться..”

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”

“Выполняя работу, не забудьте о…..”

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Теперь я рассмотрю, как осуществляется подход на уроках.

Вышеуказанная характеристика помогает мне:

  • ориентироваться на ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития,
  • создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата

Проводя диагностику результативности умений и навыков, каждого ученика и группы  в целом по каждой изученной теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и группы  в целом. Всё это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.

Этап актуализации субъектного опыта.

Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания. Пример: “На доске прикреплены карточки с примерами вычисления корней n-ой степени и результаты этих примеров. Но результаты почему-то оказались перепутанными. По выбору кто, какой пример хочет, выбирает и находит к нему результат”. Пример: “Найди ошибку”. На доске записаны равенства вычисление логарифмов, примеров 6-8. Ученику предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или нескольких заданий.

Этап изучения нового материала.

Например по теме «Правильные многогранники» предлагаю  самостоятельно ознакомиться с темой по геометрии изложенной в учебнике, а затем ответить по выбору на вопросы, записанные на доске, первого или второго варианта:

Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности.

Этап применения знаний.

Можно использовать группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.  Я рассматриваю темы: «Решение показательных уравнений», «Решение логарифмических уравнений», «Решение тригонометрических уравнений».

К I уровню - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

Ко II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.

К III – задания, для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике. Пред началом выполнения, чётко поясняю каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показываю значимость его выполнения, раскрываю критерии оценивания каждой карточки.

Этап проверки знаний.

На данном этапе можно использовать различные тестовые задания.

Ребятам также предлагаю набор тестов, состоящий из двух видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся:

  • Тестовые задания первого(Т-1) предлагаю набор истинных и ложных утверждений; учащиеся должны установить, какие из них истинны, какие ложны,
  • Тестовые задания второго вида (Т-2) – это тесты с выбором правильного ответа из числа предложенных.

Таким образом, предлагаемые тесты ставят учащегося в ситуацию выбора такого задания, с которым обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Для этого, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает. Если вдруг по каким-то причинам ученик поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не выставляю, а оставляет за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест. Такую форму урока я показала на открытом уроке по теме «Решение простейших тригонометрических уравнений».

Этап “Домашнее задание”.

При подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Предлагаю домашнюю творческую работу: составить несколько задач, аналогичных классным, и решить их. Или составить самими учащимися с использованием регионального компонента. Задач с региональным компонентом нет в учебнике и учащиеся их составляют сами. Особенно задачи по стереометрии.  

Любой урок, как правило, начинаю с взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации по возникшей при проверке проблеме, высказывают свои мнения по вопросу выполнения задания соседом, кратко комментируют допущенные ошибки, обсуждают выполнение задания учащимися у доски, предлагают другой способ решения. Если задание несложное, то проверяем устно. Я во время взаимопроверки домашнего задания обхожу класс, поощряю словом, оказываю помощь в случае необходимости, слушаю ответы учащихся и даю свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика

Следующим видом работы учащихся на каждом уроке является «Разминка». Формы проведения различны. Все задания стараюсь брать занимательного характера, оформляю наглядно, красочно. Такие задания развивают воображение, внимание, память, мышление. Все задания содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у учащихся к предмету и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Основу таких заданий составляют задания, связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

Заключение.

Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение учащегося вперёд.

Результатами исследования: установлено, что если в основу процесса обучения математики положить личностно-ориентированный подход к учащимся и на его основе рассматривать принципы, методы обучения и формы контроля качества знаний, то это позволит учащимся на качественном уровне осваивать базовое содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и умений в другие научные области.

Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, не традиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения учащихся, искоренения неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.

Список использованной литературы

1. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения/ Л.В.Загрекова,

В.В.Николина – М.: Высш.шк., 2004. – 157с.

2. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки/

С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина – Ростов н/Д: издательство

«Учитель», 2006. – 288с.

3. Кулюткина, Ю.Н. Образовательные технологии/ Ю.Н.Кулюткина,

Е.Б.Спасская – С.-Пб.: Каро, 2002. – 152с.

4. Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа

личностно ориентированного урока// Научно-практический

журнал «Завуч». – 2004. - №6. – с.133-146

5. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в

обучении/ С.А.Мухина, А.А.Соловьева – Ростов-на-Дону:

«Феникс», 2004. – 384с.

6. Степанов, Е.Н. Личностно – ориентированный подход в работе

педагога: разработка и использование/ Е.Н.Степанов – М.: ТЦ

Сфера, 2004. – 128с.

7. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока/

В.В.Шоган – Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2003. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответст...

Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подход в обучении»

Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж  Реферат по курсу «Личностно-ориентированный подходв обучении» на тему «Психолого...

Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся

Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся«Плохой учитель преподносит истину,хороший – учит ее находить.»А. ДистервегСистемы образования в любой стране призваны способствовать реализац...

Практическое использование личностно-ориентированного подхода в обучении

В данной статье рассматривается один из самых действенных подходов в обучении студентов английскому языку – личностно-ориентированный, а практическая составляющая данной работы позволяет наглядно убед...

Доклад: «Личностно – ориентированный подход в обучении»

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическомунаправлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находит...

Личностно-ориентированный подход в обучении математике

Реализация личностно-ориентированного подхода является, на мой взгляд,  одним из эффективных приёмов повышения качества обучения математике. Под термином “личностно-ориентированный подход в...

Статья на тему: "Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в п процессе обучения математике младших школьников"

Данная статья может использоваться, как студентами данной специальности, так и учителями...